Презентация на тему "Гендерные стереотипы.". Презентация по психологии на тему "стереотипы" Скачать презентацию на тему стереотипы

Стереотип Стереотип - упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. У. Липпман « Общественное мнение », Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте. Стереотип однозначен; он делит мир на две категории на «знакомое» и «незнакомое».


Стереотип Стереотип – это « схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью ». Stereotype Stereotype – a fixed idea or image that many people have of a particular type of person or thing, but which is often not true in reality. Oxford Advanced Learners Dictionary of Current English


Функции стереотипов. объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социокультурных особенностях; предвидение различных форм поведения от партнеров по коммуникации; формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам; защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, апология собственной социокультурной группы; обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения; стабилизация и интеграция отношений между социокультурными группами в обществе.


Гендерные стереотипы Это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Логичность – интуитивность. Инструментальность – экспрессивность. Власть - подчинение. Порядок - хаос. Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Сила Я - слабость Я. Импульсивность, активность - статичность, пассивность. Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм.


Этнокультурные стереотипы - обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры. Этнокультурные стереотипы Повторение однообразных жизненных ситуаций закрепляется в сознании человека в виде стандартных схем и моделей мышления.


Этнические стереотипы Это схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, являющийся обычно упрощенным, иногда односторонним или неточным (искаженным) знанием о психологических особенностях и поведении людей другой национальности. Основой этнического стереотипа обычно является какая- либо заметная черта внешности, либо какая-либо черта в характере и поведении человека.


Стереотипы - поговорки. В русской культуре: Незваный гость хуже татарина, Злее злого татарина, Бог создал Адама, а черт – молдаванина, У немца на все струмент есть, Немец своим разумом доходит (изобретает), а русский глазами (перенимает), Что русскому здорово, то немцу смерть, Русский немцу задал перцу. В немецкой культуре: Русский человек хлеб-соль водит, Русский терпелив до зачина, Русский умен задним умом. В английской культуре: Для русского материальные ценности и принципы, за ними стоящие, значит слишком мало, а чувства и выражение их – слишком много (Д. Голсуорси), Русских всегда недооценивали, а между тем они умеют хранить секреты не только от врагов, но и от друзей (У. Черчилль).


Стереотипы - анекдоты. Рай – это место, где полицейские – англичане, повара – французы, механики – немцы, любовники – итальянцы, а менеджеры – швейцарцы. Ад – это место, где повара – англичане, механики – французы, любовники – швейцарцы, полицейские – немцы, менеджеры – итальянцы. В.И Карасика Языковой круг: личность, концепты, дискурс




Социальные стереотипы и предрассудки

Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением.

(Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Стереотипы и прочие явления являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент.

Впервые понятие “стереотип” ввел Липман.

Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов.

Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения. Бедные - это интеллектуально ограниченные, глупые и ленивые.

Представления низкообеспеченных по отношению к богатым. Богатые люди - нечестные, начальники - хозяева.

Функции стереотипа

1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии)

Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.

3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).

Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе.

Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.

Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.

Основные свойства стереотипа

1) Не развитый когнитивный компонент

2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип).

3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях

4) Интенсивность эмоционального проявления

5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании).

Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными.

Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании.

Примеры: стереотипы американцев

1) в России все воруют

2) в России все мужчины пьют

Предрассудки рождаются только в личной форме.

Свойства предрассудка:

1) иррациональность, недоступность для понимания и объяснения.

3) ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость.

Стереотипы и предрассудки как феномены социальной психологии

Стереотипы и предрассудки - это конкретные формы функций и проявления социальных установок. Главная причина - не развитый когнитивный компонент.

Впервые исследования стереотипа и определение стереотипа ввел Липман: Под стереотипом понимается чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках, отношениях.

З.В. Стереотип жулика (предпринимателя) <-> стереотип взяточников (чиновников).

При изучении деловой активности человека стереотип богатых и бедных: стереотип в восприятии бедного человека - ленивые, низкоинтеллектуальные, и обратно, если мы изучаем стереотип бедного человека к богатым - нечестные, ворующие, начальники.

Почему это имеет место? Зачем нужен это феномен? (Все феномены имеют функцию адаптации).

Зачем человеку нужны стереотипы? Литман: стереотип необходим, что бы защищать интересы группы (общая функция).

Частные функции стереотипов (2):

1) функция идеологизации - стереотип необходим, чтобы формировать и защищать идеологию группы.

2) функция идентификации - создание и сохранение положительного, эмоционального мы-образа (потребность принадлежать к определенной группе).

Если мы-образа - нет - возникает функция дискомфорта личности.

Существуют 2 принципиально отличающихся вида стереотипа:

Автостереотип (аитостереотип) - представление о самом себе как представителе социальной группы и о других представителях этой группы. гетеростереотиппредставление о другой социальной группе и представителях этой социальной группы

Основные свойства стереотипа:

1) неразвитый когнитивный компонент;

2) поляризованность оценки (крайне позитивные (автостереотип); крайне негативные (гетеростереотип));

3) жесткая фиксированность стереотипа (устойчивость проявлений стереотипов в самых разных ситуациях);

4) интенсивное эмоциональное проявление (интенсивная аффектная конотация);

5) концентрированное выражение свойств социальных установок.

Предрассудок - это форма представления о социальной установке с искаженным количественным компонентом.

2) возрастает интенсивность проявления эмоциональной компоненты (крайняя форма проявления стереотипа).

3) четкая выраженность в поведении.

Оллпарт считает, что причины предрассудков лежат в малоинформированном и предубежденном сознании. Но носителем предрассудка может быть и высокоинтеллектуальный образованный человек.

Предрассудки (типичные) для иностранцев:

1) в России все воруют

2) в России все мужчины пьют

Такие предрассудки появляются за границей благодаря системе массовой информации.

Убеждение проходит через когнитивный компонент.

Предубеждение - до - убеждения.

3 основных свойства предрассудков:

1) иррациональность (недоступность для понимания и объяснения);

2) высокая степень неадекватности (несоответствие действительности);

3) ригидность (негибкость, жесткость, неподдатливость).

Изменить предрассудок чрезвычайно сложно.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru

Слайд 1

Слайд 2

The term “stereotype” was taken from the Greek words στερεός (stereos), "firm, solid" and τύπος (typos), "impression ", thus "solid impression".

The term comes from the printing trade and was first adopted in 1798 by Firmin Didot to describe a printing plate that duplicated any typography. The duplicate printing plate, or the stereotype, is used for printing instead of the original.

Слайд 3

Outside of printing, the first mention of "stereotype" was in 1850, as a noun that meant "image perpetuated without change." However, it was not until 1922. The "stereotype" was first used in the modern psychological sense by American journalist Walter Lippmann in his work ”Public Opinion”.

In social psychology, a stereotype is a thought that can be adopted about specific types of persons or certain ways of doing things. These thoughts or beliefs may or may not accurately reflect reality.

Слайд 4

In some cultures age is a virtue, while in others it may seem to be a curse. We all find that as we get older, certain things are expected of us. Many older people feel themselves discriminated against in areas such as work, housing and sports. With the average age of populations around the world increasing and health care improving, many countries are finding that the expectations and laws regarding age need to be reconsidered.

Слайд 5

Ethnic stereotypes

An ethnic stereotype is a system of beliefs about typical characteristics of members of a given ethnic group or nationality, their status, society and cultural norms. National stereotypes may be either about their own nationality or about others. Stereotypes about their own nation may aid in maintaining the national identity. Various anti-national phobias and prejudices operate with ethnic stereotypes.

Слайд 6

Gender stereotypes

The age-old battle of the sexes is a major subject under diversity. Equality between the sexes is still relatively new concept in some societies (women did not have the right to vote in the United States until 1920). Stereotyping is a form of prejudice and many people stereotype what is expected of a woman and what is expected of a man.

Слайд 7

In many countries around the world the dominant culture sets the standards and norms for day-to-day living. People who are not part the dominant culture find themselves stereotyped and victims of prejudice when it comes to jobs, educational opportunities, housing, and so forth.

Слайд 8

Religious stereotypes

Religious stereotyping is the act of discrimination against members of other religions and is commonly based on generalised ideas and appearances of other religious beliefs and practices. It is important to understand that religious stereotypes, as well as many other stereotypes, are misleading and that one cannot judge a person by their religious background.

Слайд 9

If you don’t like or don’t trust somebody because of stereotypes, you have a prejudice against that person (or group of person). It is dangerous because it leads to discrimination and conflicts.

Разделы: Иностранные языки , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : развитие коммуникативной и социо-культурной компетенции.

Инструменты: мультимедийная установка или интерактивная доска.

1. Речевая разминка.

Teacher: Nice to see you, my dear. Today we’re going to talk to you about such an important international issue like national stereotypes. And to begin with, I’d like you to comment on the following statement “We are so different, but we live on one planet”

Учащиеся высказывают своё мнение относительно предложенного высказывания. Слайд 2

2. Какими мы представляем англичан?

Teacher: Now, please, look at the screen. You can see some adjectives, describing typical traits of a particular nation. What nation do you think they characterize and why? (Учащиеся высказывают свое мнение относительно национального отличия англичан). Слайд 3

3. Какие стереотипы они англичане имеют о нас?

Teacher: I do appreciate your opinion about English people. So, tell me please, what English people think about us . What national stereotypes do they have in respect to us and why? Слайд 4

4. Какие русские на самом деле?

Teacher: So, these were some thoughts foreigners have about our people. You will agree that some of them are not true. Tell me, please, what Russians are in fact? What character traits do we have? What are we proud of? Слайд 5

5. Какие проблемы возникают в о многонациональных государствах?

Teacher: Thank you, guys, for your opinions. It goes without saying that Russia is a multinational country. There are representatives of different nations and cultures living in our country. Some people say, the more nations are mixed together, the richer the culture is. However, other people think that the mixture of different cultures may lead to wars. What is your opinion? While giving your answer, please, follow the plan on the screen: make an introduction, express your opinion and give 2 arguments, give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it. Слайд 6

6. С какими трудностями сталкиваются иммигранты в чужой стране?

Teacher: And now I would like you to role play a dialogue. Let’s do it in pairs. One of you is a Russian living in the UK for a year and the other is from the UK. Please, talk about difficulties that immigrants can have in the foreign country. While discussing mention such points as language, traditions, mentality. I’ll give you some time to prepare and then we’ll listen to you. Слайд 7

7. Подведение итогов и домашнее задание.

Teacher: So, my dear, today we’ve summarized our knowledge about national stereotypes, talked about English people, looked at our culture from the view point of foreigners, talked about Russian people, about the problems of multinational countries and immigrants. I think you did a great job and your home task for a week is to make a project on national stereotypes. You are free to choose any cultures and nations. Thank you for your work.

Слайд 2

Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Слайд 3

Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность.

Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью. "Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты". В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки.

Слайд 4

Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность.

Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с "глубинами бытия".

Слайд 5

Власть - подчинение.

Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть - подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, "быть покровителем и вождем", право женщины - "в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя". Проблему господства - подчинения рассматривают также психоаналитики, говоря о садомазохизме. Известно, что Фрейд воспринимал мазохизм как выражение женской сущности.

Слайд 6

Порядок - хаос

Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: "Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка". Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: "Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос". Р. Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина, в свою очередь, может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины.

Слайд 7

Независимость, индивидуальность - близость, коллективность.

Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны.

Слайд 8

Сила Я - слабость Я.

Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, "женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине". К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: "Я мужчины - в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому Я".

Слайд 9

Импульсивность, активность - статичность, пассивность.

В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один - активным, другой - пассивным. Пассивность достается женщине. Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.

Слайд 10

Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм.

Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко "всему бывшему, состоявшемуся", рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: "верность" - "неверность"

Слайд 11

Ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается "смесь" биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Но в то же время, следует понимать, что "двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную". Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских.

Слайд 12

Слайд 13

Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Статьи по теме: