Понятие склада. Классификация складов

Огромные объемы современного промышленного производства привели к необходимости концентрации продукции при помощи специальных элементов инфраструктуры, именуемых складами. Это общее название мест для хранения, которые могут подразделяться на базы, терминалы и собственно хранилища.

Что такое склад?

Складские помещения требуются любому предприятию, выпускающему какую-либо продукцию, торговой компании или любой хозяйственной структуре. Чем крупнее фирма, тем выше роль склада в общем комплексе помещений.

Современный склад - сложный многомерный объект как с управленческой, так и с технической точки зрения. Складирование осуществляется на любом этапе производства - от добычи сырья до этапа окончательной реализации продукции. Поэтому разновидностей таких помещений существует великое множество, и поневоле требуется классификация складов. Для уяснения этого нужно понимать, как устроен и работает склад.

Поговорим о его структуре

Склад - не просто помещение, где весь груз свален вперемешку. Он обладает собственной структурой, часто довольно сложной. Склад делится на зоны различного назначения и с разным оборудованием. Рассмотрим основные из них:

  • Зона выгрузки-погрузки (одна или две раздельные). Там расположены площадки, непосредственно обслуживающие транспорт. Требования к ним зависят от вида этого транспорта.
  • Зона приемки, отделенная от других. Там принимают грузы и направляют к местам хранения. Эта зона наиболее автоматизирована.
  • Зона хранения с предназначенным для этого оборудованием.
  • Сортировочная зона, где принимают заявки на перемещение и транспортировку груза.
  • Прочие помещения (бытовые, хозяйственные, административные).

Как выбрать склад?

Рынок очень изменчив, для эффективной работы компании часто ищут новые складские помещения. Грамотный выбор хранилища - важная хозяйственная задача. Решая ее, следует предусмотреть наиболее оптимальную технологию обработки груза, а также определиться с необходимой площадью. Излишки квадратных метров для хранения приведут к дополнительным расходам, что нерационально.

На чем следует в первую очередь заострить внимание, выбирая складские помещения для производственных нужд? Важнейшими параметрами следует считать площадь здания и его объем, высоту и площадь каждой зоны, число, расположение и оборудование ворот, а также размеры места, на котором транспорт может маневрировать.

При этом главное - определиться с размером помещения. Это важно для максимально эффективного использования объекта. Для оценки различных технологических решений в складском хозяйстве применяются нормативные коэффициенты. Реальные показатели должны стремиться к установленным нормам, в противном случае эффективность работы склада будет снижена.

Кто должен этим заниматься?

Лучше всего доверить выбор склада специалистам, имеющим опыт и необходимое образование. Это профессионалы довольно узкой специализации, и позволить себе иметь их в штате могут лишь самые крупные компании. Остальным можно порекомендовать прибегнуть к услугам специализированных фирм, выполняющих такие проектировочно-расчетные работы.

Затраты на оплату их услуг в итоге окажутся на порядок ниже убытков, понесенных вследствие неправильного выбора склада и его планировки.

Классификация складов в логистике

Для упрощения задачи следует определиться, по какому критерию выбирать помещение. Виды складов и их классификация различны по отношению к отдельным областям и участникам логистической системы, по функциональному назначению, по принадлежности к определенной форме собственности, по технологической оснащенности или ассортиментной специализации, по режиму хранения, виду складского здания или складирования, по типу транспортных связей или в зависимости от общего масштаба деятельности.

Если площадь более пяти тысяч квадратных метров, существующая классификация складов позволяет считать такой объект терминалом.

Имеются специальные склады для хранения товаров, вывозимых и ввозимых на территорию нашей страны. На них предусмотрены особые правила хранения, которые регламентирует Таможенный кодекс. Особенностью их является отсутствие налогов и пошлин на товары на период хранения.

Как классифицируют в РФ складские помещения

Разные компании, специализирующиеся на оценки недвижимости коммерческого характера и логистике, имеют собственные системы классификации. Ведущими в мире признаны системы лондонской компании Knight Frank, также стоит принять во внимание продукт группы РМС (Санкт-Петербург). Последняя классификация складов - результат отечественной разработки, учитывающей требования российских покупателей и арендаторов, а также особенности различных регионов нашей страны.

Данная классификация предусматривает 4 категории. Обозначение их ведется при помощи латинских заглавных букв.

Высший уровень - склад класса А

К классу А относятся современные одноэтажные здания, построенные из высококачественных материалов по предписанным технологиям. Требования к таким складам следующие: помещение должно иметь высоту от 8 метров и выше для беспрепятственного размещения многоуровневых стеллажей, ровные полы с отсутствием дефектов и имеющие антифрикционное покрытие.

Обязательно наличие пожарной сигнализации и автоматизированной системы пожаротушения (порошкового либо спринклерного типа), возможности регулировать температурный режим, автоматический ворот с гидравлическим пандусом (регулирующимся по высоте) и тепловая завеса.

Также непременные требования - присутствие совмещенных со складом офисных помещений, видеонаблюдения, охранной сигнализации, центрального кондиционирования и выделенной линии интернета. Склад класса А должен обладать удобным подъездом (желательно вблизи центральной магистрали) и площадкой, достаточно просторной для маневрирования большегрузных автопоездов.

Другие типы складов

Под складом класса В существующая классификация подразумевает многоэтажное капитальное строение с высотой потолков в пределах от 4,5 до 8 м, бетонными либо асфальтными полами без покрытия, оборудованное противопожарной системой, пандусом для разгрузки, охраняемой территорией и необходимыми телекоммуникациями. На территории склада подразумеваются также офисные помещения, а температурный режим обязан поддерживаться в диапазоне от +10 до +18 °С.

Складом класса С именуется утепленный ангар либо производственное помещение капитального типа, имеющее высоту 3,5-18 м и полы без покрытия (бетонные, асфальтные или из плитки). Ворота такого склада находятся на нулевой отметке, то есть заезд транспорта осуществляется внутрь помещения. Температурный режим обязан поддерживаться зимой в интервале от 8 до 14 градусов Цельсия.

Самые щадящие требования - к складам, имеющим класс D. Под такой склад разрешается использовать помещения подвалов, объектов гражданской обороны, а также ангары и неотапливаемые здания производственного назначения. Понятно, что цена аренды или покупки склада в основном зависит от его класса.

Западная система

Классификация складов, разработанная упомянутой британской компанией, вобрала в себя многолетний мировой опыт. Для работы в условиях российской действительности она адаптирована несколько хуже отечественной, но большинство ведущих фирм, специализирующихся на оценке коммерческой недвижимости, придерживаются именно ее принципов.

Рынок недвижимости складского типа развивается стремительно. Его участникам необходимо выработать единые критерии в оценке объектов как уже построенных, так и только проектируемых. Приведенная ниже система может стать ее основой.

Назначение и классификация складов, согласно ей, подчинена основному критерию - наличию в помещении условий для хранения определенной продукции. Все складские помещения разбиты на 6 классов. Самый высокий - А+, самый низкий - D (классов C+ и D+ не существует). К классам А и А+ требования жестче, чем к аналогичным в отечественной классификации.

В чём же отличия?

Разница между классами А и А+ наблюдается в требованиях к высоте потолка (10 и 13 м соответственно), шагу колонн и ширине пролетов, нагрузке на пол, площади застройки, количеству и системам оборудования ворот. Различия также касаются таких моментов, как присутствие автоматизированной системы товарного учета, электроподстанции, ограждения, охраны и парковки.

Принимаются во внимание уровень благоустройства территории, наличие отдельной железнодорожной ветки. В целом большая часть складских помещений, которым по принятой в компании РМС классификации присвоен класс А, по западным меркам заслуживают лишь класса В или В+.

Следует помнить, что классификация функции складов по любой системе носит достаточно условный характер. Чтобы определить реальную стоимость приобретения или аренды склада, необходимо учесть гораздо большее количество важных производственных параметров.

На пути продвижения товаров от производителя к потребителю большое значение имеет система складов, которые осуществляют накопление, распределение и хранение запасов товаров. А оптимизацией этого продвижения товаров занимается складская логистика .

Склад – это техническое сооружение, здание, устройство, которое состоит из взаимосвязанных элементов и предназначено для хранения, накопления, подготовки к личному и производственному потреблению продукции (напр. фасовка), а так же распределения грузов между потребителями.

В свою очередь, складская логистика – это организованное и систематизированное управление запасами, при котором осуществляется оптимизация финансовых и информационных потоков.

Говоря о складской логистике в первую очередь нужно обратить внимание на то, что склады в логистической системе выполняют определенныефункции :

1. Комплектование ассортимента в зависимости от заказов потребителей – склады торговли производят преобразование производственного ассортимента в торговый (когда груз распаковывают, сортируют, формируют новые партии).

2. Складирование, хранение и концентрация запасов . Эта функция связана с проведением ряда работ по размещению товаров на хранение, а так же по обеспечению необходимых условий для сохранности грузов.

3. Утилизация партий отгрузки товаров . Т.е. объединение мелких партий в крупные, которые доставляются нескольким клиентам одновременно.

4. Предоставление логистических услуг . К ним относятся такие услуги как подготовка товаров к последующей продаже.

Кроме того, в логистической системе, в зависимости от основных функциональных областей логистики, склады бывают следующих видов : склады снабженческой логистики, склады логистики производства, склады распределительной логистики и склады транспортных организаций. Каждый из этих видов складов выполняет определенную роль в логистической цепочке и осуществляет ряд возложенных на него функций.

Если говорить непосредственно о логистическом процессе на складе, то следует отметить, что этот процесс требует значительных затрат труда и средств. А значит все действия по снабжению запасами, переработке груза и выполнению заказов должны быть четко согласованы. Поэтомулогистический процесс на складе условно делится на следующие три этапа :

1. Операции, связанные с обеспечением склада запасами товаров . Сюда входит обеспечение склада запасами, а так же учет и контроль над поступлениями запасов.

2. Операции по переработке груза и оформлению документации . К этим операциям относится приемка грузов, внутрискладская транспортировка и перевалка, складирование и хранение груза.

3. Операции, направленные на реализацию товаров с учетом заказов потребителей. Это операции по комплектации заказов, доставке товаров потребителю, сбор и возврат пустой тары, контроль выполнения заказов потребителей, информационное обслуживание склада, обеспечение обслуживания клиентов.

Классификация складов

Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материальных потоков, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потреблением. Этим объясняется наличие большого количества видов складов.

В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения они разделяются на следующие группы:

· Склады предприятий-производителей (в сфере снабжения) специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжение прежде всего производящих потребителей.

· Склады потребителей продукции (в сфере производства) предназначены для обеспечения непрерывности протекания технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, такие как приборы, инструменты, запчасти и др. В зависимости от роли в процессе производства и подчиненности склады промышленных организаций разделяются на снабженческие (подчиняются отделу материально-технического снабжения), питающие производство материалами, комплектующими изделиями, покупными полуфабрикатами и т.п.; производственные (подчиняются планово-производственному или планово-диспетчерскому отделу), предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки; сбытовые (подчиняются отделу сбыта), в которых хранятся материальные ценности, подлежащие реализации. В зависимости от сферы обслуживания склады предприятий подразделяются на общезаводские (центральные), прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые, подчиняющиеся начальникам цехов.

· Склады сбытовых организаций (в сфере распределения) служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть.

· Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций предназначены для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транспортно-перевалочным. Группа этих складов может находиться в рамках как снабженческой, так и распределительной логистики.

По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:

1. склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполнении смешанных, комбинированных и других перевозок;

2. склады хранения , обеспечивающие концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;

3. склады комиссионирования , предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

4. склады сохранения , обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;

5. специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).

По конструктивным характеристикам склады подразделяются на:

-- закрытые ,

-- полузакрытые (имеющие только крышу или крышу и одну, две или три стены),

-- открытые площадки .

В зависимости от специфики и номенклатуры хранимых материалов склады подразделяются на универсальные и специализированные . В универсальных складах хранятся материальные ресурсы широкой номенклатуры. Специализированные склады предназначаются для хранения однородных материалов (например, склад чугуна, лакокрасочных материалов и т.д.).

Различают склады и по степени механизации складских операций:

-- немеханизированные ,

-- механизированные ,

-- автоматизированные ,

-- автоматические .

Функции складов

К основным функциям склада можно отнести следующие:

1. Создание необходимого ассортимента в соответствии с заказом потребителей . В закупочной и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства. В распределительной логистике данная функция имеет особое значение. Склады торговли осуществляют преобразование производственного ассортимента в потребительский, в соответствии с заказом клиента. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение . Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация партий отгрузки и транспортировка грузов . Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг . С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания потребителей склады могут оказывать клиентам различные услуги: подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. На всех стадиях движения МП, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем, существует объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов. Движение МП через склад увеличивает стоимость товара, что связано с соответствующими затратами. Поэтому необходимо изучать проблемы и методы эффективной организации и функционирования складов для рационализации движения МП в логистической цепи и снижения издержек обращения.

На практике складами могут быть как открытые участки, где такое сырье, как уголь, руда или овощи, хранят в кучах; так и современные сооружения, обеспечивающие необходимые условия для хранения, например, замороженных продуктов.

Специалисты используют несколько разных терминов для складов, чаще их называют распределительными (distribution centers) и логистическими центрами (logistics centers). Иногда считают, что распределительные центры – это места хранения ГП на пути к конечным потребителям, в то время как логистические центры хранят более широкий ассортимент продукции и могут находиться в разных точках цепи поставок.

Склад – это любое место, где хранятся запасы материалов при прохождении через цепь поставок. Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Склад должен рассматриваться как интегрированная составная часть цепи поставок, поскольку его характеристики напрямую влияют на эффективность транспортной и распределительной деятельности, определяют возможности управления запасами и др.

Классификация складов

1. По размерам : от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

2. По высоте укладки грузов : в одних груз хранится не выше человеческого роста , в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

3. По конструкции : размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.

4. По необходимости создавать и поддерживать специальный режим , например, температура, влажность.

5. По количеству пользователей : склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (индивидуальное пользование), а может, на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель).

6. По степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

7. По возможностям доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

8. По широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.

9. По месту в процессе движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции:

1) склады на участке движения продукции производственно-технического назначения:

· склады ГП предприятий-изготовителей;

· склады сырья и исходных материалов;

· склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения;

2) склады на участке движения товаров народного потребления:

· склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий – выходные оптовые базы ;

· склады, находящиеся в местах их потребления – торговые оптовые базы .

Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. Но кроме хранения многие организации используют склады как удобные места для выполнения и других видов работ. Общая тенденция такова, что в настоящее время склады выполняют все больше задач, добавляющих ценность продукту, а не являются чистыми центрами затрат.

Основные функции склада

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.

3. Преобразование МП. Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида МП: входной, выходной и внутренний. На складе происходит расформирование одних грузовых партий или грузовых единиц и формирование других, распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание.

4. Сокращение затрат на перевозку . Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять унитизацию, т.е. объединение небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства. Еще одна форма объединения происходит в случае, когда заказчику необходимы МР от разных поставщиков (рис.3.1, а). Противоположная операция – разбивка опта – также позволяет сократить расходы на перевозку грузов от одного поставщика ко множеству заказчиков на определенной территории (рис.3.1, б).

Рис.3.1. Использование склада для сокращения затрат на перевозку


5. Предоставление услуг . Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:

· подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);

· проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;

· придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);

· выполнения работ, связанных с уменьшением коммерческого риска (проведения заключительных работ в последний момент – отсрочка );

· доводки продукции до нужной кондиции, наклеивания этикеток, упаковывания, подготовки продуктов для ритейлеров, чтобы те могли сразу выставлять ее на продажу;

· транспортно-экспедиционные услуги;

· услуга «запасы, управляемые продавцом » и др.

Цель складирования – оказывать поддержку более широким логистическим функциям, обеспечивая комбинацию высокого уровня обслуживания потребителей и низких затрат. Эти цели подразумевают выполнение ряда задач, например:

Надежное хранение МР в необходимых условиях и с минимальными повреждениями;

Обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей;

Минимизация затрат при высоком качестве операций;

Эффективный контроль за перемещением материалов;

Быстрое выполнение складских операций;

Возможность хранения всего ассортимента необходимых материалов;

Обеспечение безопасных условий работы и др.

30. ABC –анализ

АВС-анализ является одним из методов рационализации, который может использоваться во всех функциональных сферах деятельности предприятия. АВС-анализ позволяет:

    выделить наиболее существенные направления деятельности;

    направить деловую активность в сферу повышенной экономической значимости и одновременно снизить затраты в других сферах за счет устранения излишних функций и видов работ;

    повысить эффективность организационных и управленческих решений благодаря их целевой ориентации.

При дифференцированном подходе к организации закупок и управлению складскими запасами ABC-анализ позволяет добиться существенного снижения затрат.

В зависимости от затрат материальные запасы подразделяются на три класса: А, В и С.

ABC-анализ показывает значение каждой группы материалов и помогает обратить внимание на основные.

    Материалы класса А – это немногочисленные, но важнейшие материалы, на которые приходится большая часть денежных средств (около 75%), вложенных в запасы.

    Материалы класса В - относятся к второстепенным и требуют меньшего внимания, чем материалы класса А. С приобретением материалов класса В связано примерно 20% денежных средств.

    Материалы класса С составляют значительную часть в номенклатуре используемых материалов, но недороги, на них приходится наименьшая часть вложений в запасы – 5%.

Для проведения ABC-анализа необходимо (техника ABC -анализа):

    установить стоимость каждого наименования материала (для покупных деталей принимаются цены поставщика);

    расположить материалы по мере убывания издержек;

    суммировать данные о количестве и издержках на материалы и нанести их на схему;

    разбить материалы на группы в зависимости от их удельного веса в общих издержках. Поскольку 75% затрат приходится на 10-15% всех материалов, то наиболее тщательный контроль осуществляется в отношении именно этой группы.

32. XYZ-анализ

XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла.

Этапы: 1. Определение коэффициентов вариациидля анализируемых ресурсов; 2. Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации; 3. Распределение по категориям X, Y, Z. 4. Графическое представление результатов анализа.

Категория X - ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.

Категория Y - ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации - от 10 до 25 %.

Реальное значение коэффициента вариации для разных групп может отличаться по следующим причинам:

    сезонность продаж,

  • дефицит и т. д.

Коэффициент вариации- это отношениесреднеквадратичного отклоненияксреднеарифметическому значениюизмеряемых значений ресурса.

Рассчитывается по формуле:

20. Виды, классификация и назначение складов; роль складов в логистике.

Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным технологическим оборудованием, для осуществления всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.

Основное назначение склада – концентрация запасов, хранение их и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфраструктурой образует складское хозяйство. Основные задачи складского хозяйства на промышленном предприятии состоят в организации нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, в обеспечении их сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением складских операций.

Классификация складов:

В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения они разделяются на следующие группы:

    Склады предприятий-производителей (в сфере снабжения) специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжение прежде всего производящих потребителей.

    Склады потребителей продукции (в сфере производства) предназначены для обеспечения непрерывности протекания технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, такие как приборы, инструменты, запчасти и др.

    Склады сбытовых организаций (в сфере распределения) служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть.

    Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций предназначены для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта.

По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:

    склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполнении смешанных, комбинированных и других перевозок;

    склады хранения , обеспечивающие концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;

    склады комиссионирования , предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

    склады сохранения , обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;

    специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).

По конструктивным характеристикам склады подразделяются на:

    закрытые ,

    полузакрытые (имеющие только крышу или крышу и одну, две или три стены),

    открытые площадки .

В зависимости от специфики и номенклатуры хранимых материалов склады подразделяются на универсальные и специализированные . В универсальных складах хранятся материальные ресурсы широкой номенклатуры. Специализированные склады предназначаются для хранения однородных материалов (например, склад чугуна, лакокрасочных материалов и т.д.).

Различают склады и по степени механизации складских операций:

    немеханизированные ,

    механизированные ,

    автоматизированные ,

    автоматические .

"

Склады могут различаться по размерам, конструкции, степени механизации складских операций, по виду складирования, по функциональному назначению. Склад может являться звеном в цепи движения продукции производственного назначения (склады сырья, готовой продукции, специализированные склады и т.д.), либо находиться на участке движения товаров народного потребления (товарные склады).

По мере развития рынка наибольшую известность получила классификация, основанная на технических параметрах площадей, развитости инфраструктуры, включая инженерные коммуникации. Сейчас принято различать складские помещения по классам «A», «B», «C», «D».

Ниже приведена классификация складов компаний Knight Frank и Swiss Realty Group

Классификация складов Knight Frank

Складские помещения класса А+

1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.

2. Площадь застройки 40-45%.

4. Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).

7. Наличие системы вентиляции.

9. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

10. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (не менее 1 на 500 кв.м.) .

11. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.

12. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.

13. Наличие офисных помещений при складе.

14. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

16. Оптико-волоконные телекоммуникации.

17. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

18. Расположение вблизи центральных магистралей.

19. Профессиональная система управления.

20. Опытный девелопер.

21. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса А

1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.

2. Площадь застройки 45-55%.

3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.

4. Высокие потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования.

5. Регулируемый температурный режим.

6. Система вентиляции.

7. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.

8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

9. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 700 кв.м.) .

10. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.

11. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.

17. Профессиональная система управления.

18. Опытный девелопер

19.

20.

21. Ж/Д ветка

Складские помещения класса В+

1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.

2. Площадь застройки 45-55%.

3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.

4. Высота потолков от 8 метров.

5. Регулируемый температурный режим.

6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.

7. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.) .

8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

9. Система вентиляции.

10. Пандус для разгрузки автотранспорта.

11. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

12. Наличие офисных помещений при складе.

13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

14. Оптико-волоконные телекоммуникации.

15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

16. Расположение вблизи центральных магистралей.

17. Профессиональная система управления.

18. Опытный девелопер.

19. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

20. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

21. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса В

1. Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.

2. В случае двухэтажного строения v наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).

3. Высота потолков от 6 метров.

4. Пол - асфальт или бетон без покрытия.

5. Система отопления.

6. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

7. Пандус для разгрузки автотранспорта.

8. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

9. Охрана по периметру территории.

10. Телекоммуникации.

11. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

12. Наличие вспомогательных помещений при складе.

13. Система вентиляции.

14.

15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

16. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

17. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса С

1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.

2. Высота потолков от 4 метров.

3. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

4. В случае многоэтажного строения v наличие грузовых лифтов/подъемников.

5. Ворота на нулевой отметке.

6.

7. Система вентиляции.

8. Система отопления.

9.

10. Офисные помещения при складе.

11. Ж/Д ветка.

12. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

13. Пандус для разгрузки автотранспорта.

14.

15. Телекоммуникации.

16. Наличие вспомогательных помещений при складе.

Складские помещения класса D

1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.

2. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

3. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

4. Система отопления.

5. Система вентиляции.

6. Офисные помещения при складе.

7. Ж/Д ветка.

8. Телекоммуникации.

9. Охрана по периметру территории.

Примечание: курсивом выделены желательные, но не обязательные опции.

Классификация Swiss Realty Group

Класс А

Современные помещения, строившиеся с учетом будущей складской деятельности. Расположение, отделка и оборудование таких складов призваны отвечать следующим принципам современной складской логистики: близость основных транспортных артерий, возможность адаптации под любые виды грузов, высокая скорость грузооборота и гарантии сохранности грузов.

1. Расположение: на основных транспортных магистралях. Прямой доступ на территорию склада непосредственно с трассы или по удобным дорогам-сателлитам.

2. Одноэтажное/однообъемное здание с высокими потолками позволяет установить любое стеллажное (конвейерное и т. п.) оборудование, в том числе и многоэтажные (мезонинные) стеллажные системы.

3. Плоские бетонные полы с антипылевым покрытием, обеспечивающие высокую скорость и безопасность движения погрузочной техники.

4. Высокая проектная нагрузка на поверхность пола позволяет использовать тяжелую погрузочную технику (высотные штабеллеры) и, как следствие, максимально использовать высоту стеллажей.

5. Редкая сетка колонн, позволяющая варьировать размещение рядов стеллажей и оптимизировать организацию движения механизмов и складских работников.

6. Не менее одних погрузо-разгрузочных ворот на каждую тысячу квадратных метров склада и обособленная зона погрузки/разгрузки и комплектации заказов позволяют максимально быстро разгружать и загружать грузовой транспорт.

7. Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (или возможность установки).

8. Отопление.

9. Автономные системы тепло- и водоснабжения.

10. Погрузочно-разгрузочные ворота оборудованы (или позволяют установку) гидравлическими аппарелями и док-шелтерами.

11. Прилегающая территория (хозяйственные постройки, внутренние дороги, парковки, зоны разворота и озеленение), составляющая не менее 40% от всей территории складского комплекса.

12. Привлекательный внешний вид (отделка современными фасадными системами, современное остекление).

Класс А-

Полностью реконструированные с применением современных материалов и технологий складские или производственные площади 20-30-летней постройки. Характеристики таких помещений практически идентичны классу А, за исключением местоположения: такие склады часто находятся в черте города, в промзонах.

2. Капитальное одноэтажное (иногда двухэтажное) здание, железобетонная или сборная металлическая конструкция).

Класс В+

Складское помещение недавней постройки, по ряду причин не соответствующее 2-3 ключевым параметрам, необходимым складам класса А: недостаточное количество ворот, неудобство подъездных путей и пр. Таких помещений на рынке достаточно много, что связано с хаотичным ростом инвестиционной активности в сфере строительства складов.

Год постройки: с начала 1990-х годов.

Класс В

Складские помещения доперестроечного периода. Построенные в соответствии с канонами логистики, свойственными плановой экономике, такие помещения часто требуют некоторых (незначительных) вложений и изменений для оптимизации складской деятельности: смена напольного покрытия, установка современных охранных систем и пр.

1. Год постройки: 1970-1980-е годы.

3. Центральное отопление (иногда собственные котельные).

4. Высота потолков 6-9 метров.

5. Бетонный пол.

6. Пожарная сигнализация и пожарные краны/рукава.

7. Крытый пандус или рампа для погрузки/разгрузки транспорта.

Класс С

Бывшие производственные помещения, таксомоторные парки и автобазы, изначально не приспособленные под складскую обработку. Требуются значительные строительные и технические изменения: врезание дополнительных ворот, создание рамп/пандусов, замена остекления/витражей капитальными стенами, модернизация напольного покрытия и систем отопления и пожаротушения. В большинстве случаев необходим демонтаж установленного оборудования.

1. Год постройки: 1950-1990-е годы.

2. Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонная конструкция).

3. Высота потолков от 7 до 18 метров.

4. Бетонный или асфальтированный пол.

5. Пожарная сигнализация и рукавная система пожаротушения.

6. Низкое соотношение количества ворот к площади помещения, отсутствие пандусов.

7. Расположение в промзонах в черте города.

Класс С-

Старые и сильно изношенные складские помещения советского периода; многие из них строились еще в 1930-1960-х годах. К этому же классу относится большинство овощехранилищ и продуктовых оптовых баз. Склады класса С- зачастую не соответствуют современным требованиям по нормам пожарной безопасности и экологичности, не отвечают требованиям современных компаний по возможностям грузооборота, требуют значительных вложений в капитальный ремонт и модернизацию.

1. Год постройки: 1930-1980-е годы.

2. Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонные конструкции), часто с большим цокольным этажом.

3. Центральное отопление.

4. Высота потолков от 4-5 метров.

5. Бетонный или асфальтированный пол.

6. Крытый/открытый пандус или рампа для разгрузки транспорта.

7. Расположение в промзонах в черте города (часто в ЦАО).

8. Ограниченные прилегающие территории, недостаток места для парковки и маневра большегрузных машин.

9. Устаревшие системы охраны и пожаротушения.

Класс D

Неприспособленные под складские нужды гаражи, подвалы, бомбоубежища, холодные ангары, сельскохозяйственные постройки. Такие помещения нецелесообразно модернизировать или реконструировать. С финансовой точки зрения для повышения класса склада часто выгоднее снести такой объект и построить новое здание. Пригодны лишь для хранения низкооборачиваемых грузов, нетребовательных к условиям хранения: сырья для промышленного производства, горюче-смазочных материалов, металлических, резиновых, пластиковых изделий и т. п.

Статьи по теме: