Биография. Что такое концептуальная фотография

Родился в местечке Хердорф, неподалеку от Кельна (Германия), в семье плотника и крестьянки

Поступает работать на шахту в качестве ученика шахтера

Получает в подарок фотокамеру, с помощью родителей обустраивает первую фотолабораторию

Проходит армейскую службу в качестве подмастерья фотографа

Путешествует по Германии, занимается коммерческой и промышленной фотосъемкой.

Проходит курс живописи в Дрездене

Начинает работать в фотостудии Photographic Studio Graf в австрийском городе Линц

В долях с партнером по бизнесу выкупает фотостудию

Золотая медаль на Парижской фотовыставке

Выкупает фотостудию в собственное владение и переименовывает предприятие в August Sander Studio for Pictorial Arts of Photography and Painting. Экспериментирует с цветной фотографией

Первая персональная выставка Августа Зандера в выставочном зале «Ландхаус» в г. Линц

Продает студию в Линце, переезжает в Трир, а затем в пригород Кельна. Создает новую студию. Начинает работу над проектом «Люди 20 столетия»

Занимается архитектурной и промышленной фотосъемкой. Во время Первой мировой войны служит в германской армии в качестве фотографа

Издан фотоальбом «Лица нашего времени»

Выступает на радио с серией лекций на тему «Природа и развитие фотографии»

Арест и тюремное заключение сына Августа Зандера Эриха

Фотоальбом «Лица нашего времени» запрещен Министерством культуры фашистской Германии. Остатки конфискованы, негативы уничтожены

Ненадолго переезжает из Кельна в сельскую местность (земля Рейланд).

Эрих Зандер умирает в тюрьме. Студия Августа Зандера в Кельне разрушена в результате бомбежки

Похищена большая часть архива негативов фотографа

Работы Августа Зандера представлены на первой выставке Photokina. Кельн покупает у Зандера документальные фотографии довоенных городских пейзажей.

Работы фотографа отобраны Эдвардом Стейхеном для участия в выставке «Род человеческий»

Получает «Крест за заслуги», высшую награду ФРГ

После нескольких месяцев тяжелой болезни скончался в Кельне

«Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

Август Зандер родился 17 ноября 1876 года в местечке Хердорф, неподалеку от Кельна (Германия), в семье плотника и крестьянки. Отец Зандера работал на железорудной шахте, куда в возрасте тринадцати лет учеником шахтера поступил и Август. Однако интересы молодого человека отнюдь не ограничивались повседневной рутиной. В 1882 году дядя подарил ему фотокамеру форматом 13х18 см, и этот подарок перевернул всю жизнь молодого человека. Отец и мать, несмотря на свое простое происхождение, всячески поддерживали увлечение своего сына и даже помогли ему обустроить «темную комнату» для занятий фотографией. Увлечение переросло в профессию - отдавая любимому делу все вечера и ночи, молодой человек вскоре преуспел в нем настолько, что стал помощником фотографа на шахте. В 1896 году Зандер был призван на военную службу, однако прошел ее без отрыва от профессии - в качестве подмастерья фотографа. После армии молодой человек отдался любимому делу полностью и стал заниматься промышленной и архитектурной съемкой. В 1901 - 1902 году Август Зандер обучался живописи в Дрездене, благодаря чему и приобрел навыки, которые впоследствии так пригодились ему в портретной фотографии.

Путешествуя по немецким и австрийским землям, в 1901 году молодой фотограф оказался в городке Линц. Тогда он впервые начал работать в местной фотостудии Photographic Studio Graf, а спустя год, окончив учебу в Дрездене, вместе с партнером по бизнесу выкупил студию. Студия стала называться Studio Sander and Stuckenberg, а через два года вновь поменяла название на August Sander Studio for Pictorial Arts of Photography and Painting - Август Зандер приобрел совместное предприятие в собственное владение и стал работать самостоятельно. Дела фотографа шли в гору. Он женился, его студия процветала, а в 1904 году его работы удостоились первой, и весьма престижной, награды - Золотой медали Парижской фотовыставки. В это же время Август Зандер начал эксперименты с цветной фотографией, которые также были очень успешны - ряд работ немедленно приобрел в свое собрание Лейпцигский музей. В 1906 году в выставочном зале «Ландхаус» города Линц состоялась первая персональная выставка Августа Зандера.
В конце 1909 года фотограф продал студию в Линце и переехал сначала в Трир, а затем - в пригород Кельна, где и создал свою новую студию. Фотограф продолжал заниматься архитектурной и промышленной фотографией, а также выполнял портретную съемку как рабочих и крестьян, так и «чистой», буржуазной публики. Именно в это время он впервые задумался о создании обширной серии работ, которые стали бы отражением современного ему немецкого общества. Новый проект, который был назван «Люди 20 столетия», стал делом всей жизни Августа Зандера. Съемка серии продолжалась более тридцати лет, не прерываясь ни на Первую мировую войну (которую Зандер прошел в качестве военного фотографа), ни на единственное путешествие фотографа за пределы Германии - в Сардинию (1927 г.), где он фотографировал пейзажи и, конечно, местных жителей. Результатом этой поразительной работы явилась своего рода социальная энциклопедия, настоящий срез немецкого общества первой половины двадцатого века.

Первые 60 фотографий из серии «Люди 20 столетия» были представлены публике в 1927 году на выставке, которая состоялась в Кельне. Эти же работы вошли в фотоальбом «Лица нашего времени», который был издан в 1929 году с предисловием знаменитого романиста Альфреда Деблина, а впоследствии был продолжен изданиями с новыми работами серии. Однако портретная съемка, как бы ни увлекала она фотографа, отнюдь не была его единственным занятием. Зандер, ставший уже признанным мастером, отдавал немало времени обучению молодых фотографов и популяризации фотографии как искусства. Уже с 1919 года в его фотоателье появились не только подмастерья, но и стажеры. А в 1931 году Зандер выступил на радио с серией лекций под общим названием «Природа и развитие фотографии», которые приобрели огромную популярность.

Но политическая обстановка в Германии стремительно менялась. Набирал обороты национал-социализм, лекции об искусстве на радио уступали место речам Адольфа Гитлера. После прихода к власти нацистов фотоальбом «Лица нашего времени» был запрещен, остатки конфискованы, а все негативы уничтожены. Точная причина такой ненависти нацистов к творчеству Зандера до сих пор неизвестна. Предполагается, что фотографии «низов» германского общества подрывали идеологическую доктрину фашистов о чистоте немецкой расы. Вероятно также, что Август Зандер подозревался в распространении антифашистской литературы и разделял взгляды своего сына. Эрих Зандер участвовал в антинацистском движении и был членом Социалистической Рабочей партии Германии. В 1934 году он был арестован и заключен в тюрьму.
Во время Второй Мировой войны Август Зандер оставил Кельн и на некоторое время обосновался в земле Рейланд, которая давно восхищала его своей живописной природой. Но пейзажи и портреты Зандера в это время были мало востребованы. Намного больше времени фотограф проводил над другими заказами - печатью довоенных снимков погибших на войне солдат для их родных и близких. Самого Зандера также преследовали несчастья. В 1944 году в тюрьме умер его сын Эрих. В том же году кельнское ателье, которое не прекращало свою деятельность, было разрушено бомбардировкой. Хотя Зандеру удалось спасти тысячи негативов, спустя два года, в 1946 году, многие из них были похищены мародерами. Однако, несмотря на все потери, фотограф продолжал работу над серией «Люди 20 столетия», а также несколькими другими проектами и фотоальбомами.

После войны к Августу Зандеру вернулось заслуженное признание. В 1951 году его работы были представлены на первой выставке Photokina. В этом же году Кельн купил у Зандера документальные фотографии довоенных городских пейзажей. Несколько работ фотографа были отобраны Эдвардом Стейхеном для выставки «Род человеческий», которая проводилась в 1955 году в нью-йоркском Музее современного искусства. Зандер получил множество наград, в том числе высшую награду ФРГ, «Крест за заслуги» (1960 г).
В конце 1963 года у Августа Зандера случился инсульт. Спустя несколько месяцев фотографа не стало. После смерти Августа Зандера его работу продолжил сын Гюнтер, а впоследствии и внук Герхард.

Творчество

Работы Августа Зандера из серии «Люди 20 столетия» многократно выставлялись и переиздавались. Серия представляет собой срез германского общества времен Веймарской республики и состоит из семи частей: «Фермер», «Торговец», «Женщина», «Классы и профессии», «Художники», «Город», «Последние люди». Герои снимков - молодые и пожилые, мужчины, женщины и дети, студенты, рабочие и чиновники, изображены в привычной для себя обстановке или на нейтральном фоне, но так, что мы практически не нуждаемся в дополнительных пояснениях относительно личности персонажа. Август Зандер говорил: «Наше представление о людях формируется светом и воздухом, их наследственными чертами и их действиями. Опираясь на внешний вид человека, мы можем судить о работе, которую он делает или не делает, мы можем понять по его лицу, счастлив ли он или встревожен… Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача - показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

«Классификация» людей Августа Зандера основана на их профессиях и немного наивных на современный взгляд типах, в которых он пытался найти архетипы. Например, первый раздел серии, «Фермер», - это архетипы «земных людей»: философ, борец, мудрец. В раздел «Торговец» Август Зандер, следуя собственной логике социальной иерархии, отнес не только работников собственно торговли (продавцов, мелких лавочников) и ремесленников, но и людей, которых сегодня называют «белыми воротничками»: инженеров, промышленников и даже изобретателей. Раздел «Классы и профессии» вобрал в себя людей всех остальных профессий, родов занятий и классов, поэтому является наиболее значительной частью серии «Люди 20 столетия». Со снимков этого раздела на нас глядят студенты и школьники, врачи и чиновники, судьи и солдаты, учителя и бизнесмены, аристократы и политики. Поздние снимки раздела посвящены национал-социалистам - эти фотографии, внушающие невольное чувство тревоги, напоминают о времени, когда Кельн был оплотом фашистского движения. Героини раздела «Женщина» - жены и дочери, матери и сестры. Несколько снимков представляют семейные группы, указывающие на место женщин в семье, подчеркивающие их связь с мужчинами и детьми. Однако фотографу чужд патриархальный подход. Его снимки посвящены женщинам во всем их разнообразии - тем, кто посвящает себя воспитанию детей, и тем, кто стремится сделать карьеру, светским модницам, художницам, матерям больших семейств и хозяйкам. В разделе «Художники» мы видим многих друзей фотографа, благодаря которым его студия в Кельне стала настоящей ареной социальных и эстетических дискуссий. Снимки раздела «Город» современный критик отнес бы к жанру «стрит-фотографии», разумеется, с поправкой на условия и технику первой половины двадцатого века. На фотографиях этого раздела - пестрый «состав» улиц Кельна времен Веймарской республики: уличные подростки, безработные, путешественники, иностранные рабочие и попрошайки. Последний раздел серии, недаром получивший название «Последние люди», посвящен людям, вычеркнутым из общества - инвалидам, душевнобольным, умирающим, нищим и бродягам. Именно эти портреты, подрывающие представление о германской расе как о героической и чистой, вызвали особое недовольство Министерства культуры фашистской Германии. На сегодняшний день серию составляют работы, негативы которых удалось сохранить после репрессий, последовавших за уничтожением альбома «Лица нашего времени».

В работах, составляющих серию «Люди 20 столетия», Август Зандер пытался не представить свою «идею» персонажа, а открыть глубинную сущность человека, его принадлежность к определенному социальному и культурному типу. Фотограф верил, что камера дает для этого больше возможностей, чем любые другие изобразительные средства. Своеобразная «каталогизация» людей, которую проводил художник, должна была, по его мнению, позволить людям лучше понять самих себя. Выполнить эту сверхзадачу Августу Зандеру, возможно, и не удалось, но пополнить фонд мирового фотоискусства бесспорными шедеврами - удалось вполне.

Фотографии 1900-х — 1930-х гг.

Пара фермеров, Westerwald, 1912 г.

Сельская жительница. Westerwald, 1913 г.

August Sander (1876-1964)увлекся фотографией работая на шахте в городе Хердорф в 1890-х годах. Он помогал местному фотографу, а в 1892 году дядя подарил ему среднеформатную камеру,с тех пор он не растается с камерой.Даже когда Зандер служил в армии, он был помощником фотографа. После службы он некоторое время путешествовал по Германии занимаясь архитектурной и промышленной фотосъемкой. В 1901 году Зандер поступил работать в фотоателье в городе Линце. Он оказался талантливым работником: уже через год стал партнером, а в 1904 году выкупил фирму, которая стала называться «Студия художественной фотографии и живописи Августа Зандера». В этом же году он получил золотую медаль на Парижской фотовыставке, а два года спустя в Линце состоялась его первая персональная выставка.



В 1909 году он продал студию в Линце и переехал в Кельн. Открыв там новую студию, Август Зандер начал работу над главным в своей жизни проектом: «Люди двадцатого века»-«Menschen des 20 Jahrhunderts». Целью проекта было создание группового портрета немецкого народа, так что название было несколько самонадеянным, а может быть для фотографа понятия «человек» и «немец» означали одно и тоже. Тем не менее задумка была грандиозная, и с некоторыми перерывами - службой в армии во время Первой Мировой Войны, фотоэкспедицией на Сардинию в 1927 году - он занимался этим проектом до середины 1950-х годов. В 1929 году вышла книга «Лицо нашего времени», содержащая 60 фотопортретов.



С приходом к власти Гитлера положение Августа Зандера стало опасным. В 1934 году его сын - член Социалистической партии Германии - был арестован, а несколько позже по распоряжению Министерства культуры была запрещена книга «Лицо нашего времени», в которой, по мнению нацистских культурологов, фотопортреты недостаточно соответствовали «расовой эстетике». К счастью сам Зандер остался на свободе и занялся архитектурной и ландшафтной фотографией, продолжая тайком работать над «Людьми двадцатого века» С началом Второй Мировой Войны он оставил Кельн и переехал в сельскую местность увезя с собой остатки негативов. Этим он спас свою коллекцию от бомбы, которая разрушила его студию в 1944 году - но, как видно, от судьбы убежать не просто: часть негативов была уничтожена грабителями в 1946-м.


Несмотря на все удары судьбы и на то, что в конце 1940-х годов его имя оказалось практически забытым, Август Зандер продолжал усиленно работать. Былая известность вернулась к фотографу в 1951 году после знаменитой фотовыставки «Photokina». В 1952 году музей города Кельна выкупил его довоенные фотографии, а в 1955-м Эдвард Стейхен включил несколько его работ в знаменитую экспозицию «Род человеческий». В конце 1950-х годов Август Зандер был избран почетным членом Германского фотографического общества. Что касается главного труда его жизни - проекта «Люди двадцатого века», то в полном виде он был издан лишь после смерти фотографа.

August Sander у своего дома


1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.

Август Зандер (August Sander) – немецкий фотограф портретист и документалист. Автор создания фотографического альманаха «Люди 20-го века». Считается наиболее значимым немецким фотографом – портретистом начала 20-го века.

Сын плотника, начинал с того, что работал в горнодобывающей промышленности. Здесь же и узнал о фотографии, помогая фотографу, который работал для этой же компании. В создании своей первой комнаты фотолаборатории и приобретении фотооборудования юному Августу помог его дядя. Проходя воинскую службу Август работает ассистентом фотографа, после службы путешествует по всей Германии. В начале 1900-х годов оседает в Линце, Австрии, где работает в одном из фотоателье, через год становиться партнером по бизнесу владельца ателье, а еще через два года – единственным владельцем. В 1909 году переезжает в Кельн, где тоже занимается фотоателье.

В начале 10-х годов 20-го века Августа заинтересовывает мысль о создании подборки портретов людей, которые смогли бы и через сто лет характеризовать время. Первые портреты фотограф делает в 1911 году. В начале 20-х годов фотограф примыкает к радикальной группе художников, основной идеей которых было – стремление соединить конструктивность и объективность, геометрию и объект, общее и частное, что позволило совершенно по-новому взглянуть на фотографию как таковую. «Люди 20-го века» были опубликованы в 1929 году, в альманах вошли шестьдесят фотографий.

С приходом к власти нацистов, Август был очень ограничен в работе. Его сына, члена левого крыла Социалистической рабочей партии, арестовали в 1934 году и приговорили к десяти годам лишения свободы. Здесь же в тюрьме он и умер в 1944 году, незадолго до окончания срока. В 1936 году работа Августа «Люди 20-го века» была изъята, вместе со всеми негативами. Убегая от Второй мировой войны, Август покинул Кельн и переехал в глухую деревню. Это позволило ему сохранить большую часть своих негативов. В 1944 году студия фотографа в Кельне была разрушена при бомбежке. Но и на этом мучения фотографа не окончились. Тридцать тысяч из, примерно, сорока тысяч уцелевших во время войны негативов фотографа, должны были испорчены в 1946 году, при пожаре. Война и утраты, связанные с ней, оставили горький, болезненный след в сердце Августа, так что, после Второй мировой, он уже почти и не занимался фотографией.

«Люди 20-го века» Августа Зандера (August Sander)

«Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

Август Зандер родился 17 ноября 1876 года в местечке Хердорф, неподалеку от Кельна (Германия), в семье плотника и крестьянки. Отец Зандера работал на железорудной шахте, куда в возрасте тринадцати лет учеником шахтера поступил и Август. Однако интересы молодого человека отнюдь не ограничивались повседневной рутиной. В 1882 году дядя подарил ему фотокамеру форматом 13х18 см, и этот подарок перевернул всю жизнь молодого человека. Отец и мать, несмотря на свое простое происхождение, всячески поддерживали увлечение своего сына и даже помогли ему обустроить «темную комнату» для занятий фотографией. Увлечение переросло в профессию - отдавая любимому делу все вечера и ночи, молодой человек вскоре преуспел в нем настолько, что стал помощником фотографа на шахте. В 1896 году Зандер был призван на военную службу, однако прошел ее без отрыва от профессии - в качестве подмастерья фотографа. После армии молодой человек отдался любимому делу полностью и стал заниматься промышленной и архитектурной съемкой. В 1901 - 1902 году Август Зандер обучался живописи в Дрездене, благодаря чему и приобрел навыки, которые впоследствии так пригодились ему в портретной фотографии.

Путешествуя по немецким и австрийским землям, в 1901 году молодой фотограф оказался в городке Линц. Тогда он впервые начал работать в местной фотостудии Photographic Studio Graf, а спустя год, окончив учебу в Дрездене, вместе с партнером по бизнесу выкупил студию. Студия стала называться Studio Sander and Stuckenberg, а через два года вновь поменяла название на August Sander Studio for Pictorial Arts of Photography and Painting - Август Зандер приобрел совместное предприятие в собственное владение и стал работать самостоятельно. Дела фотографа шли в гору. Он женился, его студия процветала, а в 1904 году его работы удостоились первой, и весьма престижной, награды - Золотой медали Парижской фотовыставки. В это же время Август Зандер начал эксперименты с цветной фотографией, которые также были очень успешны - ряд работ немедленно приобрел в свое собрание Лейпцигский музей. В 1906 году в выставочном зале «Ландхаус» города Линц состоялась первая персональная выставка Августа Зандера.
В конце 1909 года фотограф продал студию в Линце и переехал сначала в Трир, а затем - в пригород Кельна, где и создал свою новую студию. Фотограф продолжал заниматься архитектурной и промышленной фотографией, а также выполнял портретную съемку как рабочих и крестьян, так и «чистой», буржуазной публики. Именно в это время он впервые задумался о создании обширной серии работ, которые стали бы отражением современного ему немецкого общества. Новый проект, который был назван «Люди 20 столетия», стал делом всей жизни Августа Зандера. Съемка серии продолжалась более тридцати лет, не прерываясь ни на Первую мировую войну (которую Зандер прошел в качестве военного фотографа), ни на единственное путешествие фотографа за пределы Германии - в Сардинию (1927 г.), где он фотографировал пейзажи и, конечно, местных жителей. Результатом этой поразительной работы явилась своего рода социальная энциклопедия, настоящий срез немецкого общества первой половины двадцатого века.

Первые 60 фотографий из серии «Люди 20 столетия» были представлены публике в 1927 году на выставке, которая состоялась в Кельне. Эти же работы вошли в фотоальбом «Лица нашего времени», который был издан в 1929 году с предисловием знаменитого романиста Альфреда Деблина, а впоследствии был продолжен изданиями с новыми работами серии. Однако портретная съемка, как бы ни увлекала она фотографа, отнюдь не была его единственным занятием. Зандер, ставший уже признанным мастером, отдавал немало времени обучению молодых фотографов и популяризации фотографии как искусства. Уже с 1919 года в его фотоателье появились не только подмастерья, но и стажеры. А в 1931 году Зандер выступил на радио с серией лекций под общим названием «Природа и развитие фотографии», которые приобрели огромную популярность.

Но политическая обстановка в Германии стремительно менялась. Набирал обороты национал-социализм, лекции об искусстве на радио уступали место речам Адольфа Гитлера. После прихода к власти нацистов фотоальбом «Лица нашего времени» был запрещен, остатки конфискованы, а все негативы уничтожены. Точная причина такой ненависти нацистов к творчеству Зандера до сих пор неизвестна. Предполагается, что фотографии «низов» германского общества подрывали идеологическую доктрину фашистов о чистоте немецкой расы. Вероятно также, что Август Зандер подозревался в распространении антифашистской литературы и разделял взгляды своего сына. Эрих Зандер участвовал в антинацистском движении и был членом Социалистической Рабочей партии Германии. В 1934 году он был арестован и заключен в тюрьму.
Во время Второй Мировой войны Август Зандер оставил Кельн и на некоторое время обосновался в земле Рейланд, которая давно восхищала его своей живописной природой. Но пейзажи и портреты Зандера в это время были мало востребованы. Намного больше времени фотограф проводил над другими заказами - печатью довоенных снимков погибших на войне солдат для их родных и близких. Самого Зандера также преследовали несчастья. В 1944 году в тюрьме умер его сын Эрих. В том же году кельнское ателье, которое не прекращало свою деятельность, было разрушено бомбардировкой. Хотя Зандеру удалось спасти тысячи негативов, спустя два года, в 1946 году, многие из них были похищены мародерами. Однако, несмотря на все потери, фотограф продолжал работу над серией «Люди 20 столетия», а также несколькими другими проектами и фотоальбомами.

После войны к Августу Зандеру вернулось заслуженное признание. В 1951 году его работы были представлены на первой выставке Photokina. В этом же году Кельн купил у Зандера документальные фотографии довоенных городских пейзажей. Несколько работ фотографа были отобраны Эдвардом Стейхеном для выставки «Род человеческий», которая проводилась в 1955 году в нью-йоркском Музее современного искусства. Зандер получил множество наград, в том числе высшую награду ФРГ, «Крест за заслуги» (1960 г).
В конце 1963 года у Августа Зандера случился инсульт. Спустя несколько месяцев фотографа не стало. После смерти Августа Зандера его работу продолжил сын Гюнтер, а впоследствии и внук Герхард.

Творчество

Работы Августа Зандера из серии «Люди 20 столетия» многократно выставлялись и переиздавались. Серия представляет собой срез германского общества времен Веймарской республики и состоит из семи частей: «Фермер», «Торговец», «Женщина», «Классы и профессии», «Художники», «Город», «Последние люди». Герои снимков - молодые и пожилые, мужчины, женщины и дети, студенты, рабочие и чиновники, изображены в привычной для себя обстановке или на нейтральном фоне, но так, что мы практически не нуждаемся в дополнительных пояснениях относительно личности персонажа. Август Зандер говорил: «Наше представление о людях формируется светом и воздухом, их наследственными чертами и их действиями. Опираясь на внешний вид человека, мы можем судить о работе, которую он делает или не делает, мы можем понять по его лицу, счастлив ли он или встревожен… Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача - показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

«Классификация» людей Августа Зандера основана на их профессиях и немного наивных на современный взгляд типах, в которых он пытался найти архетипы. Например, первый раздел серии, «Фермер», - это архетипы «земных людей»: философ, борец, мудрец. В раздел «Торговец» Август Зандер, следуя собственной логике социальной иерархии, отнес не только работников собственно торговли (продавцов, мелких лавочников) и ремесленников, но и людей, которых сегодня называют «белыми воротничками»: инженеров, промышленников и даже изобретателей. Раздел «Классы и профессии» вобрал в себя людей всех остальных профессий, родов занятий и классов, поэтому является наиболее значительной частью серии «Люди 20 столетия». Со снимков этого раздела на нас глядят студенты и школьники, врачи и чиновники, судьи и солдаты, учителя и бизнесмены, аристократы и политики. Поздние снимки раздела посвящены национал-социалистам - эти фотографии, внушающие невольное чувство тревоги, напоминают о времени, когда Кельн был оплотом фашистского движения. Героини раздела «Женщина» - жены и дочери, матери и сестры. Несколько снимков представляют семейные группы, указывающие на место женщин в семье, подчеркивающие их связь с мужчинами и детьми. Однако фотографу чужд патриархальный подход. Его снимки посвящены женщинам во всем их разнообразии - тем, кто посвящает себя воспитанию детей, и тем, кто стремится сделать карьеру, светским модницам, художницам, матерям больших семейств и хозяйкам. В разделе «Художники» мы видим многих друзей фотографа, благодаря которым его студия в Кельне стала настоящей ареной социальных и эстетических дискуссий. Снимки раздела «Город» современный критик отнес бы к жанру «стрит-фотографии», разумеется, с поправкой на условия и технику первой половины двадцатого века. На фотографиях этого раздела - пестрый «состав» улиц Кельна времен Веймарской республики: уличные подростки, безработные, путешественники, иностранные рабочие и попрошайки. Последний раздел серии, недаром получивший название «Последние люди», посвящен людям, вычеркнутым из общества - инвалидам, душевнобольным, умирающим, нищим и бродягам. Именно эти портреты, подрывающие представление о германской расе как о героической и чистой, вызвали особое недовольство Министерства культуры фашистской Германии. На сегодняшний день серию составляют работы, негативы которых удалось сохранить после репрессий, последовавших за уничтожением альбома «Лица нашего времени».

В работах, составляющих серию «Люди 20 столетия», Август Зандер пытался не представить свою «идею» персонажа, а открыть глубинную сущность человека, его принадлежность к определенному социальному и культурному типу. Фотограф верил, что камера дает для этого больше возможностей, чем любые другие изобразительные средства. Своеобразная «каталогизация» людей, которую проводил художник, должна была, по его мнению, позволить людям лучше понять самих себя. Выполнить эту сверхзадачу Августу Зандеру, возможно, и не удалось, но пополнить фонд мирового фотоискусства бесспорными шедеврами - удалось вполне.

Фотоработы

Август Зандер - выдающийся немецкий фотограф, начавший свой путь в искусстве в конце девятнадцатого века. Его вклад в мировую фотографию тяжело переоценить, так как под влиянием Зандера сильно изменился стиль в портретной фотографии того времени, фотограф привнес в него иной, документальный реализм. Вершиной творчества мастера стал колоссальный по размаху проект под названием «Люди двадцатого столетия».

August Sander автопортрет

Начиная этот грандиозный труд, Зандер поставил перед собой достаточно сложную цель - создать полный собирательный фотопортрет немецкой нации. Хотя эта работа была завершена только после кончины автора, она стала настоящим шедевром, отправной точкой для творчества нескольких поколений фотографов, навсегда прославив своего создателя. Достаточно сказать, что работа не потеряла свою актуальность до настоящего времени. Август Зандер доказал, что хотя фотография и живопись имеют общие корни, каждому направлению нужен свой, независимый курс в развитии. Каждым сделанным снимком он подтверждал свое творческое кредо: основой фотографии должна быть документальность.

Краткая биография

Великий фотограф появился на свет 17 ноября 1876 года вблизи Кельна. Помимо Августа в семье росло еще шестеро детей. Его отец работал плотником, а мама была обычной крестьянкой. Когда отец Зандера получил производственную травму и стал инвалидом, Августу пришлось идти на железный рудник разнорабочим, чтобы прокормить большую семью. В тот момент ему было 13 лет. Уже тогда мальчик начал серьезно интересоваться фотографией. Дядя Августа, увидев увлечение племянника, помог ему купить первую фотокамеру, с которой и начался долгий процесс становления и самосовершенствования гения.

В 1897 году Зандера забрали на службу. Два года в армии не прошли даром - молодому человеку посчастливилось стать ассистентом фотографа и провести время с пользой, развивая свое мастерство. После завершения службы в 1899 году Зандер решил стать профессионалом и начал зарабатывать на жизнь трудом промышленного фотографа.

Прозанимавшись этим несколько лет, он устроился работать в фотоателье небольшого городка Линц. Благодаря своему таланту и колоссальной работоспособности Зандер сначала вошел в доверие к владельцу фотостудии, который предложил ему работать на партнерских условиях, а позже и вовсе выкупил ее. Уже в 1906 году фотограф организовал свою дебютную выставку.

В 1909 году Зандер продал фотоателье и переселился в Кельн, где обустроил еще одну студию. В 1929 году он выпустил книгу «Лицо нашего времени», которая содержала 60 портретов.

Вот некоторые из них.


Когда власть в стране перешла к Гитлеру, книга была запрещена, а ее автор впал в немилость у нацистов. В начале Второй мировой Зандер переселился в деревенскую местность, где прожил порядка десяти лет. Заслуженное признание фотограф получил лишь в 1951 году, после своего триумфа на выставке Photokina. Его портретные шедевры произвели неизгладимое впечатление на Эдварда Стейхена, который отобрал несколько наиболее выдающихся и отвез их в Нью-Йорк. На прошедшей в 1955 году выставке «Род человеческий» эти работы вызвали настоящий фурор.


За всю творческую жизнь Зандер получил много вознаграждений и регалий, самой выдающейся из которых стала награда ФРГ «Крест за заслуги», выданная мастеру в 1960 г. Умер Август Зандер в Кельне 20 апреля 1964 года, перенеся тяжелый инсульт.

Творчество

Моделями для работы Августу Зандеру служили все, кто попадался ему на глаза - молочники и адвокаты, кондитеры и интеллектуалы, рабочие и актеры. Можно долго называть людей разных профессий и сословий - этот фотограф снимал всех. Причем снимал как есть, передавая настоящую суть каждого человека.

Зандер первым начал делать документальную фотографию в том виде, в каком она существует и сейчас. Его принцип «смотреть, наблюдать, думать» стал девизом всей концептуальной фотографии.

Отсутствие избирательности в подборке образов стало причиной опалы во времена Третьего рейха - фотограф показывал слишком многое, что выпадало из идеологии нацистов. Посмотрев на неприглядный образ многих немцев, запечатленных на снимках, Гитлер запретил выпуск работ. А если учесть, что сын Зандера погиб в борьбе с режимом нацистов, то можно считать, что сам фотограф чудом выжил в те нелегкие годы.




Кульминацией творчества гения стала работа «Люди двадцатого столетия». В ней он показал Германию в чистом виде, без распространенного клише избранности арийской расы. Именно это принесло фотографу столь высокую популярность после войны. Его снимки стали открытием на выставке «Род человеческий», ведь на них он показывал этот род без украшательства, во всей его простой красоте, спаянной с недостатками и изъянами.

Проект «Люди двадцатого столетия» был завершен уже после кончины великого фотографа. Его труды издавались в семи томах. Переоценить их значимость для последующих поколений тяжело - фотографы со всего мира до сих пор опираются в своей деятельности на эти шедевры. Как пример, творения выдающихся личностей в фотографии: Ирвина Пенна, Дианы Арбус и Пола Стренда.

Статьи по теме: