Правила прохождения аттестации педагогических работников. Положение об аттестации педагогических работников

Регламентирует процедуру аттестации следующий нормативный документ: «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденный приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276. Для работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, существует отдельный документ — приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293.

Аттестацию следует проходить в обязательном порядке каждые пять лет (для отдельных категорий педагогов существуют исключения, которые содержатся в п. 22 Порядка). Представление на педагога для аттестации на соответствие занимаемой должности вносит работодатель. Проверка проводится на основе оценки профессиональных, деловых качеств, результатов выполнения должностных обязанностей по трудовому договору. В части, касающейся должностных обязанностей, следует руководствоваться профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Периодичность проведения

Согласно ст. 49 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», аттестация проводится один раз в пять лет. Некоторые категории лиц могут быть освобождены от прохождения обязательной проверки профпригодности педагогов. Например:

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в учреждении, в котором проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • работники, находящиеся в отпуске по уходу за малышом младше трех лет;
  • не появлявшиеся на рабочем месте более 4-х месяцев подряд из-за болезни.

Цели проверки

Проверка педагогических работников преследует следующие задачи:

  • стимуляция повышения уровня квалификации педагогов;
  • определение степени потребности в повышении квалификации у педагогов;
  • повышение качественных характеристик профессиональной деятельности лиц, проходящих проверку;
  • дифференциация размера зарплаты преподавателей в соответствии с присвоенной им квалификационной категорией.

Но если работник самостоятельно выразил желание пройти проверку, никто не может отказать ему и не допустить к мероприятию. Добровольную педагогическую аттестацию проходят педагоги, которые по собственной инициативе хотят повысить квалификационный уровень. Для этого нужно обратиться к руководителю с соответствующим заявлением. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет, ее результаты продлению не подлежат.

Порядок проведения

Представление аттестуемого

Сама аттестация представляет собой заседание комиссии, в состав которой входит председатель и заместитель комиссии, секретарь, прочие члены комиссии, а также сам педагог.

Перед мероприятием на каждого сотрудника заводится представление — специальный документ, в котором обозначается ряд сведений о работнике. Руководитель организации должен ознакомить педагога с этим документом под подпись за месяц до проведения аттестации. В случае если сотрудник отказывается ставить свою подпись, документ заверяется работодателем.

Чтобы пройти проверку, педагог должен заранее предоставить пакет обязательных документов.

Необходимые документы:

  • заявление на прохождение проверки на профпригодность;
  • копия документа о прохождении прошлой проверки (при наличии);
  • копии дипломов о педагогическом образовании;
  • копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории (при наличии таковой);
  • копия документов о смене фамилии, имени, отчества (если эти данные менялись);
  • характеристика или сопровод с места работы.

В течение 30 дней после предоставления документов педагогу на домашний почтовый адрес придет извещение, содержащее все сведения о предстоящем мероприятии — место и время его проведения.

Как проходит аттестация

Проверка проводится на заседании аттестационной комиссии. Педагог имеет право присутствовать на мероприятии (если он изъявил такое желание в заявлении). Но возможен вариант, когда аттестуемый не явился. Несмотря на это, мероприятие состоится, т. к. неявка работника на заседание комиссии не является препятствием для проведения аттестации.

Аттестационная комиссия изучает представление, а также информацию, представленную преподавателем, характеризующую его профессиональную деятельность. Комиссия проверяет профессиональные навыки педагога, оценивает его умение общаться с учениками и т. д.

По итогам проверки комиссия выносит решение:

соответствует занимаемой должности (вписывается наименование должности)

или, если в ходе проверки работник показал неудовлетворительные результаты,

не соответствует занимаемой должности (вписывается наименование должности).

Решение комиссия принимает в ходе открытого голосования большинством голосов.

Если аттестуемый присутствовал на мероприятии, результаты ему сообщат сразу же после ее окончания.

По окончании мероприятия составляется протокол, который подписывается всеми членами совета. Этот документ передается руководителю образовательной организации и хранится в личном деле преподавателя.

В течение двух дней после мероприятия на работника, прошедшего аттестацию, секретарем комиссии организации составляется выписка из протокола. Она содержит сведения о Ф.И.О., должности сотрудника, дату заседания аттестационной комиссии организации, результаты голосования, принятое решение. С выпиской из протокола педагог знакомится под подпись. После этого она также хранится в личном деле работника.

Можно ли не проходить аттестацию

Многих сотрудников интересует, можно ли проигнорировать мероприятие, и чем это грозит. Сроки аттестации педагогических работников в 2020 году составляют пять лет. Проходить такую проверку необходимо, если сотрудник не собирается прекращать свою преподавательскую деятельность. Также, согласно ст. 21 ТК РФ , каждый трудящийся обязан соблюдать трудовую дисциплину. Преподаватели — не исключение. Отказ является нарушением трудовой дисциплины. За это руководитель образовательного учреждения может наложить на преподавателя следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение (ст. 192 ТК РФ ).

Что касается аттестации на повышение квалификации, то она не является обязательной. Если же педагог своевременно не подтвердит свою квалификацию, она аннулируется. Соответственно, никакого наказания за игнорирование такой проверки не последует.

Многие работодатели воспринимают аттестацию работников как нечто формальное. Оно и понятно: четких указаний о порядке и сроках ее проведения в Трудовом кодексе не содержится. Да и нормативных актов в данной области, предназначенных для коммерческих организаций, за последнее время не издавалось (аттестация обязательна только для работников организаций определенных сфер деятельности): законодательством в основном урегулирован порядок проведения аттестации работников бюджетной сферы. Между тем результаты аттестации могут служить основанием для увольнения работника, поэтому рекомендуем со всей ответственностью отнестись к проведению самой аттестации, поскольку трудовые споры нередки и в большинстве случаев судьи встают на сторону работника. О том, как правильно организовать проведение аттестации, читайте в настоящей статье.

Аттестация: как много в этом слове…

Определения аттестации в Трудовом кодексе мы не найдем, но если обратиться к словарям, то можно сказать, что аттестацией является оценка деловых качеств и квалификации работника с целью установления его соответствия занимаемой должности.

Результаты аттестации помогут оптимизировать использование трудовых ресурсов, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов, а также уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.

Рассматривая понятие аттестации, нельзя пройти мимо определения квалификации работника, которое дает ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). В настоящее время разработано уже достаточно большое количество таких стандартов. Они действуют наряду с квалификационными справочниками (ЕКС и ЕТКС): обязанность применять стандарты пока не установлена.

Однако с 1 июля 2016 года вступит в силу ст. 195.3 ТК РФ , согласно ч. 1 которой соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования. Это медицинские и педагогические работники, аудиторы, работники контрактной службы и т. д., то есть те, к кому федеральные законы предъявляют квалификационные требования (в частности, к их образованию).

На основании ч. 2 данной статьи характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в настоящее время работодатели для определения квалификации работника для установления его соответствия занимаемой должности пользуются как квалификационными справочниками, так и профессиональными стандартами.

Обязательно ли проводить аттестацию работников?

Аттестация может быть предусмотрена законодательными актами и быть обязательной. Например, аттестация обычно проводится в бюджетных учреждениях в отношении государственных и муниципальных служащих (педагогических работников, работников сферы искусства, медицинских работников и т. п.). А вот для коммерческих организаций, так сказать, частных компаний, аттестация необязательна, если только компания не осуществляет тот вид деятельности, где обязательность проведения аттестации установлена законами. Например, если организация или индивидуальный предприниматель выполняет (оказывает) вспомогательные работы (услуги) при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом, аттестация их работников обязательна (ст. 13 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). А в силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты (объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие вещества), должна обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников.

Разрабатываем локальный акт

Частью 2 ст. 81 ТК РФ предусмотрено, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Соответственно, если руководство приняло решение о необходимости проведения в компании аттестации работников, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок ее проведения.

Перед тем как приступить к разработке такого локального акта, надо проанализировать существующие в компании должности и работы на предмет обязательности аттестации, и если будут выявлены таковые, то нужно учитывать положения нормативных актов, регламентирующих порядок проведения аттестации на них. Если же в компании нет таких должностей и работ, работодатель свободен в установлении процедуры проведения аттестации. Однако мы все-таки рекомендуем ориентироваться:

  • на Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (далее - Постановление № 470/267);
  • на Положение о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций науки, утвержденное Постановлением ГКНТ СССР № 38, Госстроя СССР № 20, Госкомтруда СССР № 50 от 17.02.1986.
Отметим, что суды достаточно часто обращаются к названным нормативным актам при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по итогам аттестации работников. Например, в Определении Московского городского суда от 10.09.2015 № 4г/8-7875/2015 судебная коллегия сделала вывод, что положение об аттестации ООО ухудшает положение работников по сравнению с Постановлением № 470/267 и не может быть применено. Поскольку истица в соответствии с названным положением отнесена к лицам, не подлежащим аттестации, проведенная работодателем в отношении нее аттестация является незаконной, в связи с чем признается незаконным увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Ответы представим в таблице.

Раздел Содержание
Понятие аттестации, ее задачи и цели проведения Целями аттестации могут быть установление системы поощрений и потребности в повышении квалификации работников, определение уровня квалификации работников для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения аттестуемых в должности
Категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, и категории работников, которые не подлежат аттестации В частности, согласно Постановлению № 470/267 очередную аттестацию не проходят лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года
Сроки аттестации Сроки аттестации могут устанавливаться в зависимости от целей и задач ее проведения, а также от категорий работников, подлежащих аттестации. На практике выделяют плановую (очередную) аттестацию (особенностью такой аттестации является то, что она проводится через определенные промежутки времени (раз в полгода, год,
три года и т. д.)) и внеплановую (внеочередную) аттестацию (эта аттестация проводится лишь при выявлении факта необходимости ее проведения, например, при возникновении проблем в работе конкретного структурного подразделения (изготовление некачественной продукции)).

Здесь же рекомендуем указать пункт, посвященный срокам проведения аттестации для отдельных категорий работников, не прошедших ее вместе с остальными работниками (после отпуска по уходу за ребенком и т. д.), а также длительности ее проведения

Формы аттестации Устная - собеседование. Оно может проводиться как индивидуально, так и коллегиально. В ходе такого собеседования комиссия задает работнику интересующие ее вопросы, предлагает ему оценить свою работу и заслушивает мнение работника о том, что может сделать работодатель для улучшения результата работы.

Письменная - заполнение тестов, опросников. Данная форма проведения аттестации обеспечивает равный подход к оценке уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Смешанная - устное собеседование с обязательным ответом в письменном виде на вопросы теста или анкеты

Состав и полномочия аттестационной комиссии В этом разделе определяется состав аттестационной комиссии с распределением функций ее членов. Как правило, в состав комиссии включаются председатель, члены комиссии (в том числе заместитель председателя), секретарь, а также представитель профсоюза (при наличии) (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Также в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации работников, а также руководители соответствующих подразделений
Критерии оценки Критерии оценки устанавливаются исходя из сложности выполняемой работы, а также из возложенных на работника обязанностей. Следовательно, определить соответствие квалификации работника выполняемой им работе можно, только если в трудовом договоре (должностной инструкции) функции работника описаны максимально четко. Если он признан не соответствующим занимаемой должности, а его должностные обязанности документально не закреплены, могут возникнуть споры. Работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с такими критериями заранее, до проведения аттестации
Порядок проведения аттестации, в частности, порядок уведомления работников о ней, проведения заседания аттестационной комиссии, голосования, ведения протокола заседания аттестационной комиссии, ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии Процедура аттестации должна быть описана как можно подробнее. Например, можно описать порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, указать на обязательность его заполнения, представить форму протокола и порядок его утверждения и ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии. Хорошо бы зафиксировать вид голосования (открытое (в присутствии аттестуемого) или закрытое (без участия работника)) для принятия решения, а также привести перечень причин, которые являются уважительными и при наличии которых аттестация может переноситься на другой срок. Также нужно установить подразделение или лицо, ответственное за подготовку материалов для представления в аттестационную комиссию (таковым может стать, например, юрисконсульт или отдел персонала), в должностные обязанности которого входит участие в проведении аттестации, а также отразить этапы подготовки к проведению аттестации: формирование списков работников, подлежащих аттестации, информирование руководителей подразделений о необходимости подачи характеристик или аттестационных листов на работников, составление графика проведения аттестации и пр.
Результаты аттестации В данном разделе нужно закрепить виды решений, которые могут быть приняты в отношении аттестуемого (например, работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста, работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв, работник соответствует занимаемой должности, работник не соответствует занимаемой должности). В этом же разделе можно указать срок, в течение которого работодателю необходимо исполнить рекомендации аттестационной комиссии

Конечно, в локальном акте могут быть и иные разделы, необходимые для конкретной организации. Дополнительно, обычно приложением, вводятся формы документов (например, протокола заседания комиссии, аттестационного листа и пр.).

После согласования всех разделов положения о проведении аттестации оно утверждается руководителем организации: либо изданием приказа, либо проставлением грифа «Утверждено» за подписью руководителя. Отметим, что если положение будет утверждено неуполномоченным лицом, то результаты аттестации, пусть и проведенной в соответствии с правилами, установленными в организации, будут признаны незаконными (см., например, Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 по делу № 33-173/14, 2-25/14).

Помните, с утвержденным положением о проведении аттестации работников следует ознакомить под подпись. В случае возникновения трудового спора работодатель обязан представить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и его личных деловых качеств в форме аттестации и о том, что по результатам аттестации работник может быть уволен.

Процедура проведения аттестации

Утвердив положение о проведении аттестации, не стоит думать, что работа закончена: мало прописать все на бумаге, нужно еще организовать аттестацию и провести ее. Обычно аттестация делится на несколько этапов:
  1. подготовка к проведению аттестации;
  2. проведение аттестации;
  3. подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.
Рассмотрим эти этапы подробнее.

На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Мир»

(ООО «Мир»)

12.01.2016 г. Нижний Новгород

о проведении аттестации в 2016 году

В целях объективной оценки профессиональных и деловых качеств работников ООО «Мир» и в соответствии с положением об аттестации работников, утвержденным 18.03.2014,

приказываю:

1. Для проведения аттестации создать аттестационную комиссию в составе:

Председателя комиссии - директора по персоналу И. И. Ивановой;

Заместителя председателя комиссии - главного бухгалтера И. А. Петровой;

Членов комиссии: старшего инспектора отдела кадров О. И. Сидоровой;

начальника отдела продаж И. П. Васечкина;

Секретаря комиссии - офис-менеджера Е. А. Смирновой.

2. Утвердить график проведения аттестации работников на 2016 год (прилагается).

3. Руководителям структурных подразделений в срок до 08.02.2016 подготовить и представить в аттестационную комиссию все необходимые документы на аттестуемых работников.

4. Директору по персоналу И. И. Ивановой в срок до 01.02.2016 ознакомить работников, в отношении которых проводится очередная аттестация, с настоящим приказом и утвержденным графиком аттестации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор Королев П. Л. Королев

С приказом ознакомлены:

Директор по персоналу Иванова, 12.01.2016 И. И. Иванова

Главный бухгалтер Петрова, 12.01.2016 И. А. Петрова

На этом же этапе разрабатывается график проведения аттестации работников. В нем необходимо указать не только Ф. И. О. работников и наименования занимаемых ими должностей, но и дату, время и место проведения аттестации, а также привести перечень документов, необходимых для представления в аттестационную комиссию. Кроме того, обязательно предусмотрите в графике графу для ознакомления работника, где он поставит свою подпись. Если сотрудник отказывается знакомиться с графиком проведения аттестации, необходимо сделать соответствующую отметку в графике и составить акт, подтверждающий это.

Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.

Следующий этап - проведение аттестации . Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

К сведению

Проведение аттестации без работника допускается лишь при наличии письменного ознакомления работника с датой проведения аттестации. При этом работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Отметим, что важно правильно составлять письменные задания или задавать устные вопросы. Например, в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33-12241 работник, уволенный за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, был восстановлен, поскольку ответчик нарушил порядок проведения аттестации: вопросы, указанные в аттестационном листе, не соответствуют требованиям должностной инструкции, отсутствуют ответы истца на вопросы членов комиссии.

К сведению

Оценка сотрудника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, изложенным в его должностной инструкции, трудовом договоре. При этом должны учитываться профессиональные знания работника, опыт работы, повышение квалификации, переподготовка и другие объективные данные.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.

Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.

Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.

С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.

Подведем итог

Как вы поняли, аттестация персонала - достаточно сложный и многоэтапный процесс. Поэтому работодателю необходимо серьезно подойти к созданию собственного положения о проведении аттестации работников и учесть все нюансы особенностей трудовых отношений в организации и нормы законодательства. Кроме такого локального акта в любой организации, решившей проводить аттестацию работников, должны быть приказ о проведении аттестации, график аттестации, приказ об утверждении аттестационной комиссии и положение о ее работе, протоколы заседания комиссии, документация по экспертизе различных качеств работника, а также другие документы, информация о которых и формы которых могут содержаться в положении об аттестации. Если все сделать правильно, работнику трудно будет оспорить несоответствие занимаемой должности.

Введена Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ни один законодательный и нормативный правовой акт не содержит исчерпывающего перечня работников, не подлежащих аттестации. В статье рассматриваются категории работников, которые - как правило - освобождаются от аттестации, а также указываются нормативные документы, на основании которых это возможно. Конечно, необходимо законодательно закрепить указанный перечень, это позволило бы значительно снизить количество трудовых споров по данному поводу.

Положение о том, что работники, проработавшие в данной должности менее трех (шести) месяцев, не подлежат аттестации, законодательными актами прямо не предусмотрено. Исходит оно из норм статьи 70 ТК РФ, которая устанавливает по общему правилу испытательный срок продолжительностью три и шесть месяцев для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций. Логично предположить, что если с работником заключен трудовой договор, как с успешно прошедшим испытательный срок, то нет оснований говорить о несоответствии занимаемой должности, а следовательно, и об аттестации работника.

Лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года ; молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, освобождаются от аттестации согласно п. 4 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утверждено постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 № 470/267, в ред. от 14.11.1986). В настоящее время данный нормативный акт применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, и является единственным документом, в котором приведен перечень работников, не подлежащих аттестации.

Одинокие матери и одинокие отцы , имеющие детей в возрасте до 14 лет, а также родители детей-инвалидов и инвалидов детства в соответствии с трудовым законодательством, пользуются всеми льготами. Статья 261 ТК РФ предусматривает, что расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя, не допускается. Исключение составляют увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ. Среди указанных оснований отсутствует п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусматривающий увольнение работника по инициативе работодателя в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Переводить указанных лиц без их согласия на другую, ниже оплачиваемую работу трудовым законодательством также запрещено, поэтому проводить их аттестацию на предмет соответствия занимаемой должности нет никакого смысла.

Что касается работников, прошедших повышение квалификации по своей должности, а также работников, обучающихся без отрыва от производства на последних курсах высших учебных заведений по тому же профилю деятельности, по которому проводится аттестация, то здесь вопрос также не урегулирован законодательством, но на практике, как правило, такие работники не подлежат аттестации. Данные нормы предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях.

Подготовлено при содействии Издательского центра IPR Media

Ю. В. Белянинова,
юрист

Образовательное

право

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

работников по новым правилам

Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО,

доктор педагогических наук

Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации и педагогического профессионализма. Она проводится для определения соответствия квалификации педагога требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей) либо для проверки соответствия педагога занимаемой им должности.

Нормативная база обязательная и добровольная аттестация

Права аттестуемых оформление аттестационных документов

Квалификационные категории

Основные задачи аттестации:

Стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

Повысить эффективность и качество педагогического труда;

Выявлять перспективы использования потенциальных возможностей педагогических работников;

Учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава школ;

Определять необходимость повышать квалификацию педагогических работников;

Обеспечивать дифференциацию уровня оплаты труда педагогических работников.

Нормативная база


Нормативная основа аттестации - Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; Письмо Минобрнауки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ -52/46 «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», Приказ Минздравсоцразвития РФ н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», региональные акты о форме и содержании аттестации.

Порядок Аттестации школы

Аттестация педагогических работников муниципальной школы или школы находящегося в ведении субъекта РФ проходит в аттестационной комиссии при органе исполнительной власти субъекта РФ. Аттестация педагогического работника (кроме научно-педагогических работников вузов) федерального государственного образовательного учреждения проводится аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых она находится. Для личного участия в заседании аттестационной комиссии работодатель направляет педагога в служебную командировку .

Порядок аттестации, утверждённый Приказом Минобрнауки России, распространяется на все муниципальные и государственные образовательные организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти.

Аттестация педагогических работников негосударственных образовательных организаций, а также организаций, не осуществляющих образовательную деятельность , этим документом не регулируется и требует отдельного правового обоснования. Известно из практики, что педагогические работники негосударственных образовательных и иных организаций обращаются в аттестационную комиссию субъекта РФ, на территории которого находится их организация. Для такой категории работников аттестация может проводиться на платной основе.

Формы аттестации

Аттестация педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений проходит в двух формах.

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности ; такая аттестация, как правило, проводится для тех, кто не имеет квалификационной категории. Отказаться от участия в такой аттестации педагогический работник не может, так как она для него является трудовой обязанностью.

Добровольная аттестация проводится по желанию педагога для установления уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории - пять лет. При наличии квалификационной категории в течение всего срока ее действия педагог может не проходить обязательную аттестацию.

Обязательная аттестация

Основание для обязательной аттестации педагога - представление руководителя школы в аттестационную комиссию.

Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств работни-ка. результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности; информацию о прохождении педагогом повышения квалификации, в том числе по направлению школы, за период, предшествующий аттестации; сведения о результатах предыдущих аттестаций.

Квалификационные характеристики по должностям педагогических работников определены Приказом Минздравсоцразвития РФ н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»6. Существенно в этих характеристиках наличие у большинства педагогов среднего (или высшего) профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». В ряде случаев требуется специальное дефектологическое или психологическое образование, профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте или только высшее профессиональное образование без указания профиля подготовки либо образование в области физической культуры и спорта.


Только в исключительных случаях педагогические должности могут занимать лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленные в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности. Это возможно только по рекомендации аттестационной комиссии. В силу этого аттестация педа­гогов, не имеющих педагогического или иного специального образования, имеет принципиальное значение для педагогов, продолжающих работать в школах.

Структура представления руководителя школы может иметь следующий вид:

профессиональные и деловые качества педагога;

прохождение педагогом повышения ква­лификации;

сведения о результатах предыдущих ат­тестаций педагога;

условия труда педагога и их соответст­вие современным требованиям:

результативность методической деятель­ности педагога.

После того как педагог познакомится с представлением руководителя школы, он имеет право (если не согласен с этим документом) направить в аттестационную комиссию собственные сведения, характе­ризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты по­ступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием.

Педагогический работник при аттестации проходит квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, свя­занным с его педагогической деятельнос­тью. Содержание и виды таких испыта­ний определяет аттестационная комиссия: это может быть электронное тестирова­ние в режиме on - line , решение ситуатив­ных задач по проверке знания норматив­ных правовых документов или выполне­ние заданий по контрольно-измеритель­ным материалам по учебному предмету в формате ЕГЭ.

Электронное тестирование в режиме on - line более предпочтительно при аттеста­ции учителей, учитывая, что большинст­во школ России имеют выход в интер­нет-пространство, да и такая процедура не требует затрат на подвоз учителей в центры аттестации.

По результатам обязательной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из решений:

Работник - соответствует занимаемой должности;

Работник - не соответствует нанимаемой должности.

Для учителей в этом случае не указывается предмет, который они преподают.

Если педагог признан соответствующим занимаемой должности, в его Личной карточке (форма № Т-2), утверждённой Постановлением Госкомстата России, в разделе IV «Аттестация» необходимо указать результат проведенной аттестации.

Запись оформляется следующим образом: дата аттестации, решение комиссии: «Соответствует занимаемой должности учителя физики», номер протокола, дата составления протокола, основание: «дата и номер приказа».

Если педагог по результатам аттестации признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса (ТК) РФ. Увольнение по этому основанию допускается, если невозможно перевести учителя с его письменного согласия на другую имеющуюся в школе работу, которую он может выполнять с учётом его состояния здоровой (часть 3 статьи 81 ТК РФ).

В трудовой книжке в случае увольнения должна быть сделана записи основания увольнении: «Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»).

Однако работодатель должен помнить, что увольнения в этой ситуации - его право, а не обязанность. При заинтересованности работодателя в данном работнике он может направить педагога на курсы повышения квалификации и через некоторое время, необходимое для установления показателей его работы, вновь представить педагога на аттестацию.

Даже при отрицательных результатах аттестации не допускается увольнение педагогического работника в определённые периоды трудовых отношений. К таким периодам относят период временной нетрудоспособности работника и период его пребывания в отпуске. Увольнение не допускается н отношении беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, одиноких матерей, воспитывающих ребёнка и возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (статья 261 ТК РФ). Увольнение педагога - члена профсоюза допускается при соблюдении процедуры учёта мотивированного мнения выборного органа (проф-бюро) первичной профсоюзной организации в соответствии со статьёй 373 ТК РФ (часть вторая статьи 82 ТК РФ).

Работник имеет право обжаловать результаты аттестации, в том числе увольнение по итогам аттестации, в судебном порядке.

Обязательной аттестации не подлежат:

Педагоги, проработавшие в этой должности менее двух лет (молодые специалисты; лица, впервые поступившие работать в данной должности);

Беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Обязательная аттестация этих работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из таких отпусков.

Порядок аттестации педагога на подтверждение его соответствия занимаемой должности касается прежде всего педагогов, никогда не проходивших аттестацию, не прошедших её вовремя, и тех, кто при аттестации не подтвердил свою квалификационную категорию.

Добровольная аттестация

Аттестация педагогического работника для установления уровня квалификации с присво­ением ему квалификационной категории (доб­ровольная - аттестация) проводится на ос­новании личного заявления педагога. Заявле­ние педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттеста­ционной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.

По результатам аттестации педагогу может быть присвоена первая или высшая квалификационная категория. Порядок аттестации, утверждённый Приказом Минобрнауки Рос­сии, не предусматри­вает установление органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, иных квалификационных кате­горий, ступеней и званий, кроме первой н высшей квалификационных категорий.

Добровольная аттестация по форме проведе­ния на первую и высшую квалификационные категории может быть одинаковой, но их со­держание должно отличаться.

В некоторых аттестационных комиссиях атте­стацию педагога для установления ему первой квалификационной категории проводят на ос­нове обследования, например, портфолио учи­теля, карты результативности педагогической деятельности и анализа видеоуроков (видео - занятий) или мультимедийных презентаций. В карте результативности учителя обычно два раздела, В первом из них отмечается степень активности и инициативности учителя в мето­дической, организационной и общественно-пе­дагогической деятельности. Второй раздел по­свящён оценке результативности педагогичес­кой деятельности учителя. Карта результатив­ности учителя может быть представлена в портфолио учителя.

В основу такой формы аттестации могут быть положены критерии отбора, сформулированные для конкурса «Лучшие учителя России» (При­каз Минобрнауки РФ от 26,03.2010 № 000):

Высокие результаты учебных достижений учащихся при их позитивной динамике за последние три года;

Высокие результаты внеурочной деятельности учащихся по учебному предмету;

Создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта;

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных;

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе;

Непрерывность профессионального развития учителя.

Просмотр видеоуроков или мультимедийной разработки учебного занятия позволяет аттестационной комиссии оценить степень владения учителем современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их использования на учебном занятии.

Если педагог пожелает досрочно пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, он обращается в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через два года после установления ему первой квалификационной категории.

При аттестации на высшую квалификационную категорию педагог может предъявить в аттестационную комиссию портфолио учителя и карту инновационного педагогического опыта и проектную разработку. В карте инновационного педагогического опыта педагог обобщает свой опыт инновационной деятельности .

Защита проектной разработки позволяет оценить степень профессионального мастерства работника, умения определять актуальность проекта, составлять нормативно-правовое и психолого-педагогическое обоснование проекта в реальных педагогических условиях, предполагать результаты проекта, строить заключение по результатам проекта.

По результатам добровольной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации работника соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации работника не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Владеет современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности;

Вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

Имеет стабильные результаты освоения учащимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

выше средних в субъекте РФ.

Имеют установленную первую квалификационную категорию;

Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

Имеют стабильные результаты освоения учащимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учётом результатов участия учащихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Отметим, что этот порядок устанавливает очень высокую планку участия воспитанников и учащихся в различных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Уровень такого участия, согласно порядку присвоения высшей квалификационной категории, не ниже всероссийского. Такой показатель существенно повлияет на присвоение этой квалификационной категории педагогам: педагогов с такой категорией станет гораздо меньше, но они действительно будут признанными мастерами своего дела.

При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагога требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока её действия.

Установленная на основании добровольной аттестации квалификационная категория педагога действительна в течение пяти лет. Квалификационные категории сохраняются при переходе работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте РФ, в течение срока её действия на ту же должность.

Итогом такой аттестации может быть допуск педагогов, имеющих первую квалификационную категорию, к работе в гимназических, лицейских, профильных классах, работе с талантливыми детьми. Педагог, имеющий первую квалификационную категорию, может выполнять в образовательной организации роль наставника, разработчика, экспериментатора, исследователя.

Педагог, имеющий высшую квалификационную категорию, может также возглавлять методическое объединение, быть заведующим школьной кафедры (структурного подразделения образовательного учреждения), руководить исследовательскими проектами, быть экспертом при оценке достижений коллег .

Права

Положение об аттестации и другие нормативные документы по вопросам аттестации педагогических работников предоставляют права аттестуемому педагогу. Так, в период аттестации педагог имеет право:

Пройти аттестацию не реже одного раза в пять лет;

Подать заявление о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию до истечения срока действия первой квалификационной категории;

Быть извещённым о графике прохождения индивидуальной аттестации;

Избрать конкретную форму и процедуру аттестации из вариативных форм и процедур;

Представлять любые документально зафиксированные результаты, подтверждающие компетентность и эффективность труда аттестуемого;

Присутствовать при принятии решения аттестационной комиссии и быть ознакомленным с результатами аттестации сразу же после голосования членов комиссии;

Ознакомиться с выпиской из приказа органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, культуры, здравоохранении и других сфер экономической деятельности, при котором создана аттестационная комиссия, о присвоении работнику квалификационной категории или подтверждении соответствия занимаемой должности;

Обжаловать процедуру прохождения аттестации в комиссии по трудовым спорам, суде в порядке, установленном трудовым законодательством РФ.

Порядок аттестации определяет несколько временных этапов выполнения процессуальных действий, соблюдать которые обязаны все участники аттестации. Например, новый порядок аттестации устанавливает следующие процедурные сроки:

Ознакомление работника с текстом представления руководителя организации - за один месяц до начала аттестации;

Письменное извещение работника о дате, месте и времени проведения обязательной аттестации - за один месяц до начала аттестации;

Подача работником заявления о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории - через два года после установления первой квалификационной категории;

Рассмотрение заявления работника о проведении аттестации - в течение одного месяца со дня подачи;

Прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности - каждые пять лет;

Срок проведения аттестации на квалификационную категорию - устанавливается каждому аттестуемому индивидуально в соответствии с графиком аттестации;

Продолжительность аттестации с начала её прохождения до принятия решения - не более двух месяцев;

Принятие решения аттестационной комиссией и ознакомление с ним аттестуемого работника - в день заседания комиссии;

Издание приказа о присвоении квалификационной категории - в течение одного месяца со дня заседания комиссии;

Действие квалификационной категории работника - пять лет;

Действие квалификационной категории при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте РФ, - в течение срока её действия; освобождение от аттестации на соответствие занимаемой должности для определенных категорий работников - два года;

Обращение в комиссию по трудовым спорам либо в суд по вопросам процедуры аттестации работника (в соответствии со статьями 386, 392 ТК РФ) - в течение трёх месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав;

Обращение в суд по спорам об увольнении по итогам аттестации - в течение одного месяца со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Оценивая деятельность педагога за время, прошедшее с момента последней аттестации, аттестационная комиссия должна исходить из того, что аттестация работника - это не столько оценка его работы, сколько выстраивание траектории профессионального роста педагога на срок до следующей аттестации. Поэтому при аттестации важно определить пути дальнейшего роста его профессионализма, профессиональной компетентности.

Аттестация педагогов ориентирована на модель специалиста, способного качественно реализовать основные функции профессиональной деятельности (формирующую, диагностическую, прогностическую, исследовательскую, аналитическую).

Оформление документов

Важный процедурный момент аттестации педагогов - оформление итоговых аттестационных документов. Решение аттестационной комиссии отражается в протоколе заседания аттестационной комиссии, аттестационном листе аттестуемого, в приказе органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, культуры, здравоохранении и других сфер экономической деятельности, при котором создана аттестационная комиссия, а также в трудовой книжке работника, прошедшего аттестацию.

Например, в трудовую книжку учителя (раздел «Сведения о работе») о присвоенной квалификации вносятся записи:

В графе 1 - порядковый номер вносимой записи;

В графе 2 - дата решения аттестационной комиссии;

В графе 3 - «Присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета);

В графе 4 - дата и номер приказа органа исполнительной власти, на основании которого внесена запись.

Напомним, что в соответствии со статьей 85 ТК РФ к персональным данным работника относится информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.

Согласно порядку документального оформления в сфере трудовых отношений на каждого работника работодателем заводится личное дело, в котором хранятся сведения, относящиеся к персональным данным работника: документы о прохождении работником аттестации, собеседования, повышения квалификации.

Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, культуры, здравоохранении и других сфер экономической деятельности, при котором создана аттестационная комиссия исполнительной власти, хранящиеся в личном деле педагогического работника, а также аттестационные материалы, находящиеся в аттестационных комиссиях, относятся к персональным данным педагогического работника и подлежат защите в порядке, определяемом Федеральным законом от 01.01.2001 «О персональных данных» и главой 14 «Защита персональных данных работника» ТК РФ.

Таким образом, аттестацию педагогических работников следует рассматривать как комплексный, непрерывный процесс оценки их деятельности, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение которого берёт на себя орган исполнительной власти субъекта РФ.

Примеры из практики

У педагога заканчивается срок квалификационной категории, и он не желает проходить аттестацию. Обязательно ли проходить аттестацию, если он этого не хочет?

Педагогический работник, не изъявивший желания проходить аттестацию для подтверждения или повышения квалификационной категории, может быть направлен руководителем для прохождения обязательной аттестации.

Учителем в школе по совместительству работает преподаватель вуза. Обязан ли он проходить аттестацию?

При отсутствии у преподавателя вуза квалификационной категории он будет обязан пройти аттестацию на подтверждение права занимать соответствующую педагогическую должность. Если такой преподаватель выполняет педагогическую работу в разных должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление может содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности по всем должностям, в которых выполняется педагогическая работа. Если педагогическая работа осуществляется у разных работодателей, то каждый из них вправе направить в аттестационную комиссию соответствующее представление.

Учитель химии работает также в должности «учитель биологии». Каким образом он может пройти аттестацию, по одной должности или по двум?

Педагогический работник проходит аттестацию по должности «учитель», а не по преподаваемой дисциплине. В своём заявлении он указывает название той должности, в рамках которой он желает пройти аттестацию, а присвоенная по итогам аттестации квалификационная категория распространяется на обе должности учителя.

Педагог прошёл обязательную аттестацию. Может ли он сразу аттестовываться на высшую категорию?

Документы, определяющие нормы проведения аттестации педагогических работников, содержат ограничения о прохождении этой процедуры. Высшую категорию учитель может получить по итогам аттестации только при наличии первой категории и двух лет работы после её получения.

Является ли отсутствие стажа по педагогической специальности основанием для отказа в аттестации на первую категорию?

Да. Аттестация на квалификационные категории возможна при наличии у работника хотя бы двух лет стажа работы в педагогической должности.

Педагогический работник не согласен с результатами аттестации, указанными в решении аттестационной комиссии. Где он может их обжаловать?

В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» обжалованию подлежат только процедурные моменты прохождения аттестации, а не само решение аттестационной комиссии. Педагог может пожаловаться на нарушение сроков проведения аттестации, процедуры обсуждения результатов его работы и других этапов проведения аттестации в комиссию по трудовым спорам, а также в суд общей юрисдикции.

Учитель имеет высшую квалификационную категорию по должности преподавателя в техникуме. Могут ли учесть эту квалификационную категорию при определении разряда оплаты труда в случае перехода на работу учителем химии в школу?

Квалификационная категория по должности «преподаватель» не сохраняется при переходе на должность «учитель». Однако отраслевыми соглашениями, коллективными договорами для педагогических работников, выполняющих педагогическую работу по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория, могут быть установлены условия оплаты труда

с учётом имеющейся квалификационной категории, если по выполняемой работе совпадают профили работы (деятельности).

Возможна ли аттестация педагога автоматически, если его педагогический стаж составляет более 25 лет?

Аттестация не может быть проведена автоматически. Более того, не существует каких-либо нормативных отличий в проведении аттестации педагогов с различным стажем педагогической работы.

Имеет ли право педагог, работающий по совместительству, проходить аттестацию на более высокую квалификационную категорию?

Запрета на прохождение аттестации на более высокую квалификационную категорию педагогам - совместителям не установлено. В данной ситуации педагог имеет право пройти аттестацию у любого работодателя как по основному месту работы, так и на работе по совместительству.

Имеет ли право педагог отказаться от прохождения аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности (обязательной аттестации)?

Отказ работника от прохождения обязательной аттестации - нарушение трудовой дисциплины. В соответствии со статьёй 21 ТК РФ соблюдение трудовой дисциплины - обязанность работника. Следовательно, в соответствии со статьёй 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Если педагог при добровольной аттестации не подтвердил первую категорию, то будет ли он уволен?

В этом случае руководитель школы обязан направить представление в аттестационную комиссию о прохождении педагогом обязательной аттестации. Этой процедуре может также предшествовать направление работника на курсы повышения квалификации и предоставление нового аттестационного периода.

Должен ли в школе издаваться распорядительный акт в отношении педагогов, подлежащих аттестации для подтверждения соответствия занимаемым должностям?

Да, такой распорядительный акт необходим, поскольку именно в нём может быть определён список педагогов, подлежащих аттестации для подтверждения соответствия занимаемым должностям, а также даны соответствующие поручения по подготовке представлений в аттестационную комиссию, ознакомления с ними работников и другие необходимые распоряжения.

Может ли работник, имеющий государственные награды и звание «Заслуженный учитель России», не проходить обязательную аттестацию?

Наличие отраслевых или государственных наград не освобождает педагогов от аттестации. Если педагог не желает аттестовываться на квалификационную категорию, он будет направлен на прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке.

В этом случае педагог обязан будет пройти письменное испытание.

Работник выполняет обязанности заместителя директора по информационным технологиям . Преподавательской работой не занимается. Каким документом следует руководствоваться при аттестации по этой должности?

Такая должность относится к административному персоналу. Порядок аттестации руководителей школ и их заместителей определяется органом исполнительной власти, который уполномочен принимать работников на должности «руководитель образовательного учреждения». НО

Народное образование № 1, 2011, с. 50-59.

Согласно Положению об аттестации 1973 года аттестация проводится периодически, 1 раз в 3 - 5 лет. Конкретная периодичность должна быть определена в локальном Положении об аттестации персонала.
При установлении периодичности проведения аттестации рекомендуется определить дату начала течения этого срока с момента издания руководителем приказа (распоряжения) о проведении аттестации или же с даты, указанной в приказе (распоряжении).
Затем следует определить срок, который отводится на проведение аттестации до установления итогов (от начала). Этот срок устанавливается каждой организацией самостоятельно, исходя из штатной численности, состава аттестационной комиссии и количества этих комиссий, квалификационного состава аттестуемых и других факторов.
При этом следует исходить из того, что только у инспектора по кадрам на оформительские моменты (составление графика, сбор материала, заполнение аттестационных листов, протокола заседания комиссии, вплоть до составления отчета о результатах аттестации) отводится 0,76 чел./час по каждому работнику. Это время не учитывает работу аттестационной комиссии, т.е. собственно проведение аттестации.
Оптимальным можно считается срок 3-6 месяцев, в течение которого должна проводиться аттестация. Однако эти сроки могут существенно различаться на предприятиях (в организациях) в зависимости от численности работников, подлежащих очередной аттестации, и количества действующих аттестационных комиссий. Так, на предприятиях (в организациях) с численностью аттестуемых работников до 50 человек эта работа может быть проведена менее чем за 3 месяца. В то же время на предприятиях (в организациях) со значительно большей численностью руководителей и специалистов, даже при наличии нескольких аттестационных комиссий 6 срок для проведения аттестации будет весьма напряженным, поэтому целесообразно предусмотреть его увеличение, например до года.
Если на предприятии (в организации) при большой численности работников, подлежащих аттестации, ее невозможно провести в течение одного года, следует предусмотреть распределение общей численности аттестуемых по годам в пределах установленной периодичности. При этом необходимо соблюдение требования обязательного подведения итогов по результатам аттестации и принятия соответствующих решений как после завершения аттестации заранее определенного числа работников или в конце очередного года, так и по окончании всего периода аттестации.
В том случае, когда в локальном Положении об аттестации персонала сроки проведения аттестации определить сложно, например, по причине того, что постоянно меняются штат и его состав, то они могут определяться в приказе (распоряжении) о проведении аттестации. Возможность установления сроков проведения аттестации приказом (распоряжением) должна быть записана в локальном Положении об аттестации персонала.
Графики проведения аттестации составляются отделом кадров совместно с руководителями структурных подразделений предприятия (организации) исходя из общей численности работников, включаемых в очередную аттестацию, сроков проведения аттестации, также с учетом времени, необходимого для аттестации одного человека.
Учитывая необходимость всестороннего и полного обсуждения деятельности аттестуемых, подготовки объективных и конкретных рекомендаций по результатам аттестации, возможности плодотворной работы членов аттестационных комиссий, целесообразно на одном заседании проводить аттестацию не более 6 - 8 человек.
В графике проведения аттестации рекомендуется указывать:
- наименование подразделения, в котором работает аттестуемый;
- фамилию, имя, отчество аттестуемого;
- должность аттестуемого;
- дату проведения аттестации;
- дату представления в аттестационную комиссию необходимых документов;
- должность, фамилию, имя, отчество работников, ответственных за подготовку документов.

При составлении графика проведения аттестации следует предусматривать вначале аттестацию работников подразделений предприятия (организации), а затем возглавляющих их руководителей. Это способствует более полному анализу деятельности подразделений в целом, всесторонней и объективной оценке результатов работы как руководителя, так и подчиненных ему исполнителей, определению путей совершенствования их труда.
Члены аттестационных комиссий проходят аттестацию на общих основаниях. Их аттестация предусматривается в графиках проведения аттестации вместе с работниками тех подразделений, руководителями или специалистами которых они являются.
Кроме того, в графики проведения аттестации включаются работники, которым была назначена повторная аттестация через год после прохождения очередной аттестации (т.е. работники, признанные по результатам аттестации, соответствующими занимаемым должностям при условии выполнения ими рекомендаций аттестационной комиссии), а также работники, у которых окончился срок освобождения от очередной аттестации.
В графиках проведения аттестации целесообразно учитывать резервы времени для проведения аттестации работников, отсутствовавших по уважительным причинам (командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей, болезнь и т.п.) на предприятии (в организации) в дни, когда была назначена их очередная аттестация. Однако такие поправки в графиках проведения аттестации не должны приводить к нарушениям общих сроков аттестации, установленных приказом руководителя предприятия (организации).

Статьи по теме: