Пао «таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени г. м

Разработка новых образцов авиационной техники
- Теоретические разработки и экспериментальные исследования по аэро- и гидродинамике, механике жидкости и газа, системотехнике авиационного радиоэлектронного оборудования, прочности авиационных конструкционных материалов
- Изготовление опытных экземпляров авиационной техники
- Проведение их испытаний и внедрение в серийное производство
- Серийное производство авиационной техники
- Модернизация и модификация существующих образцов авиационной техники
- Осуществление научно-технического сопровождения эксплуатации и послепродажной поддержки изделий у заказчика
- Обучение и подготовка летного и технического персонала заказчика

Контактные лица

И.о. управляющего директора - Грезин Михаил Валерьевич

Проекты

На ТАНТК созданы многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 и легкий самолет-амфибия Бе-103. Бе-200ЧС строится серийно для авиации МЧС России. Ведутся переговоры по поставке этих самолетов иностранным заказчикам. Прорабатывается облик перспективных многоцелевых самолетов-амфибий нового поколения.

Историческая справка:

ТАНТК им. Г.М. Бериева основано 1 октября 1934 г. Со дня основания коллективом ТАНТК создано более 35 типов летательных аппаратов различного назначения, из которых 16 строились серийно (в т.ч. гидросамолеты МБР-2, Бе-6, Бе-10, Бе-12). На гидросамолетах и самолетах-амфибиях созданных ТАНТК в разные годы установлено 288 мировых авиационных рекордов зафиксированных и признанных Международной авиационной федерацией. В процессе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ коллективом ТАНТК им. Г.М. Бериева получено более 900 авторских свидетельств и патентов на созданные летательные аппараты и элементы их конструкций

Участие в объединениях

Публичное акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация" (ПАО "ОАК") создано в соответствии с указом Президента РФ от 20 февраля 2006 г. №140 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация". Регистрация Корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 г. Общество учреждено Российской Федерацией путем внесения в его уставный капитал государственных пакетов акций авиационных предприятий (согласно Приложению 1 к Указу Президента РФ №140 от 20 февраля 2006 г.), а также частными акционерами ОАО "Корпорация "Иркут". Приоритетными направлениями деятельности ПАО "ОАК" и входящих в Корпорацию компаний, являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.

Предприятий в группе: 19

Крупнейший российский авиационный холдинг с числом работников более 26 тыс. человек. Компания "Сухой" входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). В состав холдинга "Сухой" входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении - от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. Продукция холдинга - боевые самолеты марки "Су" являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. Компания - крупнейший российский поставщик авиационной техники на экспорт, занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей. В настоящее время Компанией реализуются перспективные программы в области военного и гражданского авиастроения.

Предприятий в группе: 6

Некоммерческое партнерство "Союз авиапромышленности" России (до апреля 2009 г. - Международный союз авиапромышленности) является отраслевым промышленным объединением, которое содействует развитию авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказанию правовой и методической помощи, защите корпоративных интересов авиапрома на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих международных организациях. САП создан в 2002 г. по инициативе ведущих авиапромышленных предприятий России при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета и объединяет более 80 ведущих предприятий самолётостроения, двигателестроения, приборо- и агрегатостроения, ремонтные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, страховые компании и банки, ассоциации, фонды, акционерные общества, связанные с авиапромышленностью. Предприятия, входящие в состав Союза, в 2011 году выпустили более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли.

Предприятий в группе: 60

Изменения в сведения об авиапредприятии Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева вносились: 30.07.2019. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».

▲ 1,893 млрд руб. (2008, РБСУ)

Чистая прибыль

▼ −108,83 млн руб. (2008, РБСУ)

Сайт

ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» (ТАНТК им. Г. М. Бериева ) - авиастроительное предприятие , расположенное в Таганроге .

Главной испытательной базой предприятия является аэродром Таганрог-Южный .

История

КОР-1 (Бе-2)

Деятельность ЦКБ МС началась с организации серийного производства гидросамолёта МБР-2 с мотором М-17 и разработки корабельного разведчика КОР-1 . Строительство серийного МБР-2 велось на заводе № 31, при котором и было создано ЦКБ МС. Параллельно с разработкой КОР-1 шла модернизация самолёта МБР-2. Ставились новые двигатели М-34, М-107, закрытая кабина экипажа и улучшены внешние формы самолёта, разрабатывались варианты для перевозки грузов и пассажиров. В общей сложности до 1940 года было построено 1365 таких машин, включая пассажирский и транспортный варианты МП-1 и МП-1Т. Эти машины были основным самолётом морской авиации страны. В 1938 году на этом самолёте летчицы М. Раскова, П. Осипенко и В. Ломако установили 6 международных рекордов, совершив дальний перелет по маршруту Севастополь-Киев-Новгород-Архангельск. В 1935 году в ЦКБ МС успешно идет разработки дальнего морского разведчика МДР-5 , но в серию он не пошёл, так как уже был готов МДР-6 конструкции И. В. Четверикова. В 1938 году был создан новый гидросамолёт МБР-7, но после двух катастроф опытных машин работы по нему были прекращены.

Сейчас на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении готовится к выпуску самолёт-амфибия Бе-103 , предназначенный для перевозки 5-6 пассажиров.

Аэродром ТАНТК

Находится в стадии разработки многоцелевой самолёт-амфибия Бе-112 . Разрабатываются перспективные проекты будущих гигантских самолётов-амфибий с взлетной массой свыше 1000 тонн. Коллектив ведет работы и по другим перспективным темам.

Собственники и руководство

Основные акционеры предприятия: НПК «Иркут » (39,6 %), ОАО "Авиационная холдинговая компания «Сухой» (38 %) .

Сегодня во главе ТАНКТ имени Г. М. Бериева стоит воспитанник этого предприятия В. А. Кобзев.

Знаменитые люди завода

  • Литвинов, Виктор Яковлевич - советский авиаконструктор и организатор авиационной промышленности, Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР (1946, 1950), четырёхкратный кавалер орденов Ленина, дважды Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, депутат Верховного Совета РСФСР 5 и 6 созывов, делегат 19, 20 и 22 съездов КПСС. Почётный Гражданин Таганрога.
  • Кутахов, Павел Степанович (03(16).08.1914, с. Малокирсановка, ныне Матвеево-Курганского района Ростовской обл. - 03.12.1984, Москва) - советский военачальник, Главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (01.05.1943, 12.08.1984), заслуженный военный лётчик СССР (1966).
  • Бартини, Роберт Людвигович или Роберто Людогович Бартини (настоящее имя - Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini ), 14 мая , Фиуме , Австро-Венгрия - 6 декабря , Москва) - советский авиаконструктор , учёный , комбриг. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв , Ильюшин , Антонов , Мясищев , Яковлев и многие другие.

Деятельность

В настоящее время производятся Бе-200 (Корпорация Иркут), Бе-103 (Комсомольское на Амуре авиационное производственное объединение).

Директора предприятия

Примечания

См. также

Ссылки

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева. Основан 01.10.1934. Именно тогда приказом № 244/260 по ГУАП было решено создать в Таганроге Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС). Главным конструктором был назначен инженер Г.М. Бериев. Деятельность ЦКБ МС началась с организации серийного производства гидросамолета МБР-2 с мотором М-17 и разработки корабельного разведчика КОР-1. Строительство серийного МБР-2 велось на заводе № 31, при котором и было создано ЦКБ МС. Параллельно с разработкой КОР-1 шла модернизация самолета МБР-2. Ставились новые двигатели М-34, М- 107, закрытая кабина экипажа, были улучшены внешние формы самолета, разрабатывались варианты для перевозки грузов и пассажиров. В общей сложности до 1940 было построено 1.365 таких машин, включая пассажирский и транспортный варианты МП-1 и МП-IT. Эти машины были основным самолетом морской авиации страны. В 1938 на этом самолете летчицы Раскова, Осипенко и Ломако установили шесть международных рекордов, совершив дальний перелет по маршруту Севастополь - Киев - Новгород - Архангельск. В 1935 в ЦКБ МС идет разработка морского дальнего разведчика МДР-5, но в серию он не пошел,"чт.к. уже был готов-МДР-6 конструкции Четверикова. В 1938 был создан новый гидросамолет МБР-7, но после двух катастроф опытных машин работы по нему были прекращены. В 1937-1938 коллектив ЦКБ МС подключился к работе по подготовке к серийному строительству лицензионной американской летающей лодки PBY-1. Этот самолет был запущен в серию под названием ГСТ с отечественными моторами. После постройки опытного образца КОР-1 начались его летные испытания, а позже он был запущен в небольшую серию. Тогда же, в 1938, Бериев создает новый корабельный разведчик КОР-2, который после испытаний был запущен в серию уже после переезда ЦКБ МС из Таганрога в Савелово под Москвой. Здесь и застала война. ЦКБ МС был эвакуирован сначала в Омск, а потом в Красноярск, где и находился до 1945. В эти трудные годы не только строили серийный КОР-2, но и работали над проектами будущих самолетов. Разработаны были двухмоторный скоростной истребитель Б-10, пикирующий бомбардировщик-торпедоносец, бронированный штурмовик, но главное внимание уделялось морским самолетам. В 1943 строился дальний морской разведчик ЛЛ-143, на его базе в 1944 создается макет пассажирского гидросамолета ПЛЛ-144. Когда в 1946 ОКБ вернулось в Таганрог, то привезли с собой в разобранном виде ЛЛ-143. Испытания в Таганроге прошли успешно, и вскоре на базе был создан морской дальний разведчик Бе-6 с двигателями АШ-73. Первый полет состоялся 4 ноября 1947. Его серийно строили в 1952-1957. Этот самолет около 20 лет состоял на вооружении ВМФ, полярной авиации, а несколько машин до сих пор в строю ВМФ Китая. За этот самолет главный конструктор Г.М. Бериев был удостоен Государственной премии. В 1948 году был разработан, построен и прошел летные испытания легкий самолет- амфибия Бе-8 с мотором АШ-21. С развитием эры реактивной авиации встал вопрос о создании самолета с турбореактивными двигателями. И такой самолет был создан. В процессе работы над этим самолетом пришлось столкнуться с множеством проблем. Они были успешно решены, и 30 мая 1952 вошло в историю морского самолетостроения как знаменательная дата, начало реактивной эры. В этот день впервые поднялась в небо первая реактивная летающая лодка Р-1. Большая работа завершилась созданием скоростной реактивной летающей лодки Бе-10, которую продемонстрировали на параде в Тушино в 1961. Бе-10 вызвала настоящую сенсацию во всем мире. Самолет Бе-10 серийно строился в 1956-1961. На этом самолете было установлено 12 мировых рекордов, в том числе рекорд скорости 912 км/час, не побитый до сих пор. Примерно тогда же было получено задание разработать самолет-снаряд для запуска с подводных лодок. Эту задачу успешно решили специалисты ОКБ под руководством Богатырева. Был создан и успешно испытан самолет-снаряд П-10. Затем перед ОКБ стала задача создать самолет для поиска и уничтожения подводных лодок. Для этой цели был разработан, построен и успешно прошел летные испытания самолет-амфибия Бе-12. Оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями, он мог длительное время контролировать заданный район моря. Первый испытательный полет прошел 18 октября 1960. Самолет был запущен в серию и строился с 1963 по 1973. Всего было построено 140 машин. Этот самолет и сегодня состоит на вооружении ВМФ. На самолете Бе-12 было установлено 42 мировых рекорда. Этот самолет строился и в поисково-спасательном варианте Бе-12ПС. В 1963 для исследовательских целей создается гидролет Гл-1. На нем исследовались вопросы движения вблизи водной поверхности и влияния экранного эффекта. В 1968 начались летные испытания легкого пассажирского самолета короткого взлета и посадки Бе-30. Первый полет состоялся 8 июня 1968. Потом самолет успешно прошел испытания в различных климатических условиях и получил положительные отзывы летных и технических служб. Опытный самолет Бе-30 демонстрировался в 1969 на 28-м международном салоне в Ле Бурже и получил высокую оценку специалистов. Но по причинам, не зависящим от ОКБ, в серию он не пошел. Тогда же в ОКБ велись работы по модернизации самолета Ан-24. Усовершенствованный Ан-24ФК прошел госиспытания и потом строился серийно как Ан-30. В конце 1968 вместо перешедшего на работу в Москву Г.М. Бериева главным конструктором стал А.К. Константинов. Под его руководством коллектив ОКБ разработал самолет дальнего радиолокационного дозора А-50, который успешно прошел испытания и серийно строился. Этот самолет и сегодня на вооружении ВВС России. В эти же годы ОКБ решает задачи морского профиля. Разрабатывается и строится экспериментальный самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 под руководством Р.Л. Бартини. Эти работы велись на протяжении 1968-1975, и они дали важные результаты для перспективных работ, многие из которых и сегодня являются уникальными в мировой авиации. Важнейшим направлением ОКБ становится создание противолодочного самолетного комплекса, обладающего высокой мобильностью и значительным поражающим потенциалом. Так, ОКБ разработало и построило противолодочный самолет-амфибию А-40 «Альбатрос». Создание «Альбатроса» - фактически возрождение гидроавиации в нашей стране. Это самый большой в мире самолет-амфибия, он имеет уникальные летно-технические и мореходные характеристики. В ходе испытаний на нем уже установлены 126 мировых рекордов. Первый полет этого самолета состоялся 8 декабря 1986. За эти годы самолет-амфибия А-40 демонстрировался на крупнейших международных авиационных выставках во Франции, Сингапуре, Новой Зеландии, Великобритании. Он участник «Мосаэрошоу» и двух гидроавиасалонов в Геленджике в 1996 и 1998. Самолет-амфибия А-40 является базовым для разработки различных модификаций. Разработан и находится в опытном строительстве самолет А-42/44, предназначенный для поисково-спасательных и патрульных задач на море. На борту такого спасателя А-42 может быть размещено 54 пострадавших. С полной нагрузкой самолет может преодолеть 2700 км, а с дозаправкой в воздухе - до 11000 км. 10.10.1989 Таганрогский машиностроительный завод переименован в Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК). А распоряжением Совета министров РСФСР от 6 декабря 1989 ТАНТК присвоено имя его основателя Г.М. Бериева. В мае 1990 вместо вышедшего на пенсию А.К. Константинова главным конструктором и начальником ТАНТК имени Г.М. Бериева стал Г.С. Панатов, прежде возглавлявший морскую тематику ОКБ. В настоящее время в ТАНТК ведется большая работа по внедрению гидроавиации в хозяйственную деятельность страны. Под руководством Г.С. Панатова разработан многоцелевой гражданский самолет-амфибия Бе-200, построенный в Иркутском авиационном производственном объединении. Самолет Бе-200 будет выпускаться в нескольких модификациях: для борьбы с лесными пожарами, для перевозки пассажиров и грузов, для выполнения работ в составе сил МЧС России. В пожарном варианте Бе-200 на режиме глиссирования сможет принять на борт до 12 т воды и за одну заправку топливом сбросить на очаг пожара до 360 т воды. В рамках конверсии модернизируются самолеты-амфибии Бе-12. На их основе созданы противопожарный самолет Бе-12П и транспортный Бе-12НХ. Они участвовали в тушении лесных пожаров в Ростовской, Иркутской областях, Чукотском автономном округе, в Крыму. Бе-12НХ используют для перевозки грузов на Курильских островах и Сахалине. В 1993 возрожден самолет Бе-32, который продемонстрирован на авиасалонах в Париже, Москве, Дубае и Берлине. Установка на нем новых двигателей фирмы P r a t t & W h i t h e y/^HMOB позволила улучшить его летно-технические характеристики. Сейчас ведется подготовка самолета Бе-32К к серийному производству. Разработаны пассажирский, грузовой, санитарный, десантный и административный варианты. Одной из последних разработок коллектива ТАНТК имени Г.М. Бериева является легкий самолет-амфибия Бе-103. Он проходит испытания и в 1998 демонстрировался на Международной выставке гидроавиации в Геленджике. Сейчас в Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении готовится к выпуску самолет-амфибия Бе-103, предназначенный для перевозки пяти - шести пассажиров. Находится в стадии разработки многоцелевой самолет-амфибия Бе-112. Разрабатываются перспективные проекты будущих гигантских самолетов-амфибий со взлетной массой свыше 1000 т. С.Н. Емельянов Продукция, разрабатываемая в ТАНТК им. Г.М. Бериева: 1. Гидросамолет А-40 «Альбатрос» - реактивный противолодочный гидросамолет-амфибия, самый крупный самолет такого класса в мире. Разработан в ТАНТК им. Бериева в 1976-1991. Предназначен для поиска и поражения подводных лодок, может делать это, находясь и на плаву. На А-40 установлено 126 мировых рекордов для гидросамолетов. Он способен садиться в открытом море при высоте волны до 2 м, обеспечивать дальность полета 5500 км при скорости полета 700-800 км в час. На международных авиационных выставках во Франции, Сингапуре, Новой Зеландии и Англии получил высокую оценку специалистов. Является базовым для разработки различных модификаций гидросамолетов. 2. Гидросамолет Бе-6 - самолет, разработанный в 1950 в ТАНТК им. Бериева, с двумя моторами АШ-73. Серийно выпускался в 1952-1957. Тогда же переданные Китаю, они по настоящее время - более 40 лет - эксплуатируются ВМС КНР. 3. Гидросамолет разведчик-торпедоносец Бе-10 - самолет, разработанный ТАНТК им. Бериева в 1956. Первый реактивный серийный гидросамолет с двумя реактивными двигателями АЛ-7ПБ. Выпускался с 1958 по 1961, всего построено 27 самолетов. В 1961 на Бе-10 было установлено 12 мировых рекордов. 4. Гидросамолет-амфибия Бе-103 - самый легкий самолет- амфибия. Вес - 2270 кг, коммерческая нагрузка - 385 кг? Оснащен двумя поршневыми двигателями мощностью по 210 л.с. Предназначен для грузопассажирских перевозок; оказания срочной медицинской помощи; патрулирования, противопожарного надзора, экологического контроля акваторий; туристического бизнеса; использования в сельскохозяйственных работах. В пассажирском варианте берет на борт пять пассажиров. Участник многих авиационных салонов. 5. Гидросамолет-амфибия Бе-12 - самолет, разработанный в ТАНТК им. Бериева в 1960, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д. Предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок. Всего с 1964 по 1968 было выпущено 140 машин, часть из них - в поисково-спасательном варианте, оснащенном специальным оборудованием для производства спасательных работ на море. На Бе-12 за этот срок было установлено 42 мировых рекорда. Находится на вооружении ВМФ до сих пор. 6. Гидросамолет-амфибия Бе-12П - переоборудованный ТАНТК им. Бериева Бе-12 в самолеты для тушения лесных пожаров. Ликвидировано за 1993-1999 более 140 лесных пожаров и свыше 350 локализовано, произведено 2798 сбросов воды. Рекордная производительность Бе-12П - 132 т воды, сброшенной за одну заправку самолета топливом. 7. Гидросамолет-амфибия Бе-200 - многоцелевой реактивный самолет-амфибия с двумя модифицированными турбореактивными двигателями ТРДД Д-436Т. Взлетный вес - 38 т, дальность - 3600 км, скорость - до 700 км/ч. Разработан ТАНТК им. Г.М. Бериева в 1991-1998. Использует для тушения огня самую эффективную технологию забора воды на глиссировании до 12 т. По большинству летно-технических характеристик Бе-200 не уступает сухопутным системам аналогичного назначения. Изначально заложенная многофункциональность позволяет разработать ряд модификаций для выполнения таких операций, как поиск и спасение, эвакуация пострадавших, морское патрулирование зон, экологический мониторинг, грузопассажирские перевозки. На Бе-200 установлено 24 мировых рекорда. Участник многих авиационных выставок. 8. Гидросамолет МБР-2 - первый серийный одномоторный самолет Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ныне - ТАНТК им. Бериева), разработан в 1932 и выпускался в различных модификациях общей численностью более 1000 экз. Использовался для охраны морских рубежей и перевозки пассажиров и грузов. В 1937-1938 на гражданской модификации МБР-2 - МП-1 летчицами Расковой, Ломако, Осипенко было установлено шесть мировых рекордов. На этом же самолете 02.07.1938 они совершили беспосадочный перелет Севастополь - Киев - Новгород - Архангельск.

Деятельность ЦКБ МС началась с организации серийного производства гидросамолёта МБР-2 с мотором М-17 и разработки корабельного разведчика КОР-1. Строительство серийного МБР-2 велось на заводе № 31, при котором и было создано ЦКБ МС. Параллельно с разработкой КОР-1 шла модернизация самолёта МБР-2. Ставились новые двигатели М-34, М-107, закрытая кабина экипажа и улучшены внешние формы самолёта, разрабатывались варианты для перевозки грузов и пассажиров. В общей сложности до 1940 года было построено 1365 таких машин, включая пассажирский и транспортный варианты МП-1 и МП-1Т. Эти машины были основным самолётом морской авиации страны. В 1938 году на этом самолёте летчицы М. Раскова, П. Осипенко и В. Ломако установили 6 международных рекордов, совершив дальний перелет по маршруту Севастополь-Киев-Новгород-Архангельск. В 1935 году в ЦКБ МС успешно идет разработки дальнего морского разведчика МДР-5, но в серию он не пошёл, так как уже был готов МДР-6 конструкции И. В. Четверикова. В 1938 году был создан новый гидросамолёт МБР-7, но после двух катастроф опытных машин работы по нему были прекращены.

В 1937-1938 гг. коллектив ЦКБ МС подключился к работе по подготовке к серийному строительству лицензионной американской летающей лодки PBY-1. Этот самолёт был запущен в серию под названием ГСТ с отечественными моторами. После постройки опытного образца КОР-1 начались его летные испытания, а позже он был запущен в небольшую серию. Тогда же в 1938 году Бериев создает новый корабельный разведчик КОР-2, который после испытаний был запущен в серию уже после переезда ЦКБ МС из Таганрога в Савелово под Москвой. Здесь и застала война. ЦКБ МС был эвакуирован сначала в Омск, а потом в Красноярск, где и находился до 1945 года. В эти трудные годы не только строили серийный КОР-2, но и работали над проектами будущих самолётов. Разработаны были скоростной двухмоторный истребитель Б-10, пикирующий бомбардировщик-торпедоносец, бронированный штурмовик, но главное внимание уделялось морским самолётам. В 1943 году строился дальний морской разведчик ЛЛ-143, на его базе в 1944 году создается макет пассажирского гидросамолёта ПЛЛ-144. Когда в 1946 году ОКБ вернулось в Таганрог, то привезли с собой в разобранном виде ЛЛ-143. её испытания в Таганроге прошли успешно и вскоре на базе был создан дальний морской разведчик Бе-6 с двигателями АШ-73. Первый полет его состоялся 4 ноября 1947 года. Его серийно строили в 1952-1957 гг. Этот самолёт около 20 лет состоял на вооружении ВМФ, полярной авиации, а несколько машин до сих пор в строю ВМФ Китая. За этот самолёт Главный конструктор Г. М. Бериев был удостоен Государственной Премии. В 1948 году был разработан, построен и прошёл летные испытания лёгкий самолёт-амфибия Бе-8 с мотором АШ-21.

С развитием эры реактивной авиации встал вопрос о создании самолёта с турбореактивными двигателями. И такой самолёт был создан. В процессе работы над этим самолётом пришлось столкнуться с множеством проблем. Они были успешно решены и 30 мая 1952 года вошёл в историю морского самолётостроения как знаменательная дата, начало реактивной эры. В этот день впервые поднялась в небо первая реактивная летающая лодка Р-1. Большая работа завершилась созданием скоростной реактивной летающей лодки Бе-10, которую продемонстрировали на параде в Тушино в 1961 году. Бе-10 вызвала настоящую сенсацию во всем мире. Самолёт Бе-10 серийно строился в 1956-1961 гг. На этом самолёте было установлено 12 мировых рекордов, в том числе рекорд скорости 912 км/ч, не побитый до сих пор.

Примерно тогда же было получено задание разработать самолёт-снаряд для запуска с подводных лодок. Эту задачу успешно решили специалисты ОКБ под руководством Богатырева. Был создан и успешно испытан самолёт-снаряд П-10.

Затем перед ОКБ стала задача создать самолёт для поиска и уничтожения подводных лодок. Для этой цели был разработан, построен и успешно прошёл летные испытания самолёт-амфибия Бе-12. Оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями, он мог длительное время контролировать заданный район моря. Первый испытательный полет прошёл 18 октября 1960 года. Самолёт был запущен в серию и строился с 1963 по 1973 год. Всего было построено 140 машин. Этот самолёт и сегодня состоит на вооружении ВМФ. На самолёте Бе-12 было установлено 42 мировых рекорда. Этот самолёт строился и в поисково-спасательном варианте Бе-12ПС.

В 1963 году для исследовательских целей создается гидролет Гл-1. На нём исследовались вопросы движения вблизи водной поверхности и влияния экранного эффекта.

В 1968 году начались летные испытания лёгкого пассажирского самолёта короткого взлета и посадки Бе-30. Первый полет состоялся 8 июня 1968 года. Потом самолёт успешно прошёл испытания в различных климатических условиях и получил положительные отзывы летных и технических служб. Опытный самолёт Бе-30 демонстрировался в 1969 году на 28-международном Салоне в Ле Бурже и получил высокую оценку специалистов. Но по причинам, не зависящим от ОКБ, в серию он не пошёл. Тогда же в ОКБ велись работы по модернизации самолёта Ан-24. Усовершенствованный Ан-24ФК прошёл госиспытания и потом строился серийно как Ан-30. В конце 1968 года вместо перешедшего на работу в Москву Г. М. Бериева, главным конструктором стал А. К. Константинов. Под его руководством коллектив ОКБ разработал самолёт дальнего радиолокационного дозора А-50, который успешно прошёл испытания и серийно строился. Этот самолёт и сегодня на вооружении ВВС России. В эти же годы ОКБ решает задачи морского профиля. Разрабатывается и строится экспериментальный самолёт-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 под руководством Р. Л. Бартини. Эти работы вели на протяжении 1968-75 гг. и они дали важные результаты для перспективных работ, многие из которых и сегодня являются уникальными в мировой авиации.

Важнейшим направлением ОКБ становится создание противолодочного самолётного комплекса, обладающего высокой мобильностью и значительным поражающим потенциалом. Так ОКБ разработал и построил противолодочный самолёт-амфибию А-40 «Альбатрос». Создание «Альбатроса» - это фактически возрождение гидроавиации в нашей стране. Это самый большой в мире самолёт-амфибия и он имеет уникальные летно-технические и мореходные характеристики. В ходе испытаний на нём уже установлены 126 мировых рекордов. Первый полет этого самолёта состоялся 8 декабря 1986 года. За эти годы самолёт-амфибия А-40 демонстрировался на крупнейших международных авиационных выставках во Франции, Сингапуре, Новой Зеландии, Великобритании. Он участник «Мос-аэро-шоу», и двух гидроавиасалонов в Геленджике в 1996 и 1998 годах. Самолёт-амфибия А-40 является базовым для разработки различных модификаций. Разработан и находится в опытном строительстве самолёт А-42/44, предназначенный для поисково-спасательных и патрульных задач на море. На борту такого спасателя А-42 может быть размещено 54 пострадавших. С полной нагрузкой самолёт может преодолеть 2700 км, а с дозаправкой в воздухе до 11000 км

10 октября 1989 года Таганрогский машиностроительный завод переименован в Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК). А Распоряжением Совета Министров РСФСР от 6 декабря 1989 года ТАНТК присвоено имя его основателя Г. М. Бериева. В мае 1990 года, вместо вышедшего на пенсию А. К. Константинова, Главным конструктором и начальником ТАНТК имени Г. М. Бериева стал Г. С. Панатов, прежде возглавлявший морскую тематику ОКБ. В настоящее время в ТАНТК ведется большая работа по внедрению гидроавиации в хозяйственную деятельность страны. Под руководством Г. С. Панатова разработан многоцелевой гражданский самолёт-амфибия Бе-200, построенный на Иркутском авиационном производственном объединении. Самолёт Бе-200 выпускается в нескольких модификациях: для борьбы с лесными пожарами, для перевозки пассажиров и грузов, для выполнения работ в составе сил МЧС России. В пожарном варианте Бе-200 на режиме глиссирования может принять на борт до 12 тонн воды, и за одну заправку топливом сбросить на очаг пожара до 240 тонн воды. В рамках конверсии модернизируются самолёты-амфибии Бе-12. На их основе созданы противопожарный самолёт Бе-12П и транспортный Бе-12НХ. Они участвовали в тушении лесных пожаров в Ростовской, Иркутской областях, Чукотском автономном округе, в Крыму. Бе-12НХ используют для перевозки грузов на Курильских островах и на Сахалине.

В 1993 году возрожден самолёт Бе-32, который продемонстрирован на авиасалонах в Париже, Москве, Дубае и Берлине. Установка на нём новых двигателей фирмы Pratt&Whithey/Климов позволила улучшить его летно-технические характеристики. Были разработаны пассажирский, грузовой, санитарный, десантный и административный варианты. Одной из последних разработок коллектива ТАНТК имени Г. М. Бериева является лёгкий самолёт-амфибия Бе-103. Он проходит испытания и в 1998 году демонстрировался на Международной выставке гидроавиации в Геленджике.

Сейчас на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении готовится к выпуску самолёт-амфибия Бе-103, предназначенный для перевозки 5-6 пассажиров.

Аэродром ТАНТК

Находится в стадии разработки многоцелевой самолёт-амфибия Бе-112. Разрабатываются перспективные проекты будущих гигантских самолётов-амфибий с взлетной массой свыше 1000 тонн. Коллектив ведет работы и по другим перспективным темам.
[править]
Собственники и руководство

Основные акционеры предприятия: НПК «Иркут» (39,6 %), ОАО "Авиационная холдинговая компания «Сухой» (38 %).

Сегодня во главе ТАНКТ имени Г. М. Бериева стоит воспитанник этого предприятия В. А. Кобзев.
[править]
Знаменитые люди завода
Литвинов, Виктор Яковлевич - советский авиаконструктор и организатор авиационной промышленности, Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР (1946, 1950), четырёхкратный кавалер орденов Ленина, дважды Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, депутат Верховного Совета РСФСР 5 и 6 созывов, делегат 19, 20 и 22 съездов КПСС. Почётный Гражданин Таганрога.
Кутахов, Павел Степанович (03(16).08.1914, с. Малокирсановка, ныне Матвеево-Курганского района Ростовской обл. - 03.12.1984, Москва) - советский военачальник, Главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (01.05.1943, 12.08.1984), заслуженный военный лётчик СССР (1966).
Бартини, Роберт Людвигович или Роберто Людогович Бартини (настоящее имя - Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini), 14 мая 1897, Фиуме, Австро-Венгрия - 6 декабря 1974, Москва) - советский авиаконструктор, учёный, комбриг. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие.
[править]
Деятельность

В настоящее время производятся Бе-200 (Корпорация Иркут), Бе-103 (Комсомольское на Амуре авиационное производственное объединение).

В 2007 году выручка предприятия составила 1,616 млрд руб. (в 2006 году - 2,011 млрд руб.), чистая прибыль - 14,148 млн руб. (182,777 млн руб.).

В 2008 году выручка (без НДС) составила 1,893 млрд руб. (внешний рынок) и 939 млн руб. (внутренний рынок). Прибыль с продаж 275 млн руб.
[править]
Директора предприятия
с 1973 по 1985 - И.Е. Есауленко

26 июля состоялся очередной испытательный полёт, создаваемого концерном "Вега" и ТАНТК имени Бериева самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) нового поколения А-100 "Премьер". "Программа испытаний реализуется в соответствии с графиком. Мы продолжаем получать нужные результаты и характеристики", - заявил РИА Новости генеральный директор концерна "Вега" Вячеслав Михеев. Многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного […]

В ходе завершившегося в Ле-Бурже авиасалона Россия и Индия подписали меморандум о поставках пассажирских гидросамолётов Бе-200. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на гендиректор завода-производителя самолётов-амфибий - ТАНТК им. Г.М. Бериева Юрия Грудинина. «С Индией меморандум о намерениях подписали здесь, – заявил Грудинин. - Там действительно очень интересный рынок открывается […]

Таганрогский авиационный научно-производственный комплекс имени Бериева (ТАНТК) начал работы по ремоторизации самолётов-амфибий Бе-200 с украинских двигателей на российско-французский SaM-146. В настоящее время идёт модернизация силовой установки, изначально созданной для пассажирского Superjet 100, это следует из опубликованного отчёта авиационного комплекса за 2018 год, сообщает ТАСС. "Начаты работы по ремоторизации Бе-200 двигателями […]

8 февраля начались предварительные лётные испытания многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) А-100, сообщает пресс-служба АО "Росэлектроника". Самолёт А-100 многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения нового поколения, разрабатываемого в рамках ОКР "Премьер", создан на базе самолёта Ил-76МД-90А кооперацией предприятий в составе АО "Концерн "Вега", АО "ТАНТК […]

Президент Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь получил советника по вопросам гидроавиации,- им стал бывший руководитель МЧС Владимир Пучков. Об этом сообщил "КоммерсантЪ". О назначении Владимира Пучкова советником президента ОАК 6 февраля сообщили в самой корпорации, уточнив, что этот пост экс-глава МЧС занимает с конца 2018 года. В ОАК добавили, […]

Соединенные Штаты являются мировым лидером в области авиации. В Соединённых Штатах бушуют природные пожары в округах Вентура и Лос-Анджелес, подвергая опасности жителей 30 000 домов. Пожары уже в пригородах ЛА - Сакраменто в дыму. И у Соединённых Штатов нет в наличии собственного современного самолёта для противодействия огню на больших площадях. […]

8 сентября 2018 г. в ходе работы Гидроавиасалона-2018, подписаны контракты на поставку 15 самолётов-амфибий Бе-200ЧС в США и Чили. В соответствии с контрактом, в Соединённые Штаты предусматривается поставка четырёх самолётов и опцион ещё на шесть ВС. Первые два Бе-200 будут оснащены двигателями Д-436ТП, остальные двигателями SаM-146. Контракт подписан Генеральным директором-Генеральным […]

Статьи по теме: