§4. Основания и порядок отстранения от работы

Отстранение работника от работы означает недопущение его к выполнению своих непосредственных трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, на определенное время.
Работодатель имеет право не допускать работника на рабочее место, если присутствуют основания, представленные в ст. 76 ТК РФ . Недопущение работника к работе не влечёт за собой изменения или прекращения трудовых отношений, хотя может являться предпосылкой к увольнению. Это временная мера.

Список оснований, представленный в ст. 76 ТК РФ , не является исчерпывающим. Работодатель может не допускать своего сотрудника к работе и по другим основаниям, которые обязательно должны быть указаны в федеральном законодательстве.
Например, если трудовые обязанности работника непосредственно связаны с риском инфекционных заболеваний, работодатель имеет право не допустить к работе тех сотрудников, у которых нет профилактических прививок. Об этом сказано в Законе № 157-ФЗ от 17. 09. 1998 года «Об инфекционных заболеваниях».

Работодатель должен обеспечивать работников своевременными прививками. Об этом сказано в ч. 2 ст. 212 ТК РФ . Уклонение работника от прививок является основанием для отстранения его от работы.

Другим основанием, когда работодатель имеет право не допустить работника к работе, является решение суда.
Решение суда является основанием для отстранения руководителей предприятий в случае ненадлежащего ими исполнения своих обязанностей в период чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

В Постановлении Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" сказано, что работник, ответственный за осуществление производственного контроля обязан представлять работодателю список лиц, которых необходимо отстранить от работы, так как они не имеют должного профессионального уровня.

Если работник не прошёл обязательный медицинский осмотр, то работодатель имеет право не допускать его к работе. Такое основание для отстранения от работы действует только тогда, когда выполнение работником его трудовых функций связано с его здоровьем.
Например, воспитатели детского сада или школьные учителя. Они не могут быть допущены к работе, если в ходе обязательных медосмотров будет выявлено заболевание, которое может повредить детям.

Если работник явится на рабочее место в состоянии алкогольного опьянение или в другом одурманивающем состоянии, то работодатель имеет право его не допустить к работе.
Сделать это он может только после медицинского освидетельствования. Только врач может зафиксировать опьянение работника и поставить диагноз о его состоянии.
Диагноз по опьянению ставится на основании Методических указаний по медицинскому освидетельствованию. В этих указаниях даны характеристики 5 состояний опьянения. В зависимости от диагноза врача, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание.

Если трудовые обязанности связаны со специальными знаниями, навыками и умениями, то работник должен иметь документ, который подтверждает такие навыки. Например, лицензию на ношение оружия или водительские права. Если срок действия этого специального документа истёк, то работодатель имеет право отстранить работника от выполнения трудовых обязанностей на срок до двух месяцев.

Любое нарушение должно быть подтверждено документально. Только на основании письменных доказательств работодатель имеет право издать приказ об отстранении виновного работника от работы.

По каким основаниям может быть принято решение об отстранении?

В соответствии с общими правилами работодатель может принять решение относительно отстранения сотрудника от исполнения его профессиональных обязательств только при наличии на это веских оснований. К таким основаниям можно отнести следующие причины:

  1. Пребывание служащего в состоянии алкогольного, а также наркотического опьянения либо под воздействием иных препаратов. Не секрет, что в подобном состоянии работник просто не сможет качественно исполнять возложенные на него профессиональные функции. Более того, такой сотрудник может являться источником опасности для других служащих. Именно поэтому любой руководитель должен своевременно принять решение относительно скорейшего отстранения такого служащего от работы.
  2. Сотрудник, по каким-либо причинам, не прошел обязательное обучение по охране труда. Вопрос охраны труда является важнейшим аспектом в любых современных профессиональных отношениях. Вне зависимости от фактических причин, по которым сотрудник не прошел инструктаж, на работодателя будут возложены обязательства по его скорейшему отстранению от службы.
  3. Игнорирование служащим его обязательств относительно прохождения регулярного медицинского осмотра. Действующими законодательными нормами устанавливается перечень особых должностей, сотрудникам которых обязательно нужно проходить регулярные осмотры. В случае отсутствия официального медицинского заключения о текущем состоянии здоровья служащего, его работодатель будет обязан предпринять все необходимые меры для скорейшего отстранения сотрудника.
  4. Наличие у сотрудника каких-либо медицинских противопоказаний для исполнения возложенных на него трудовых функций. Данные противопоказания как раз и могут быть выявлены во время обязательных медицинских осмотров. Главное, чтобы факт их наличия был зафиксирован в официальной форме. Для этого медицинским специалистом составляется соответствующее заключение.
  5. Приостановление действия специального разрешения или права, которое обязательно должно иметься у сотрудника во время работы на текущей должности. Наиболее ярким примером будут являться водительские права. Как известно, данный документ требуется абсолютно всем сотрудникам, работающим в должности водителя. Следовательно, лишение служащего водительских прав будет являться полноценной причиной для его последующего отстранения от работы.
  6. Получение работодателем соответствующих требований от уполномоченных органов. Таким органом может являться: Трудовая инспекция, судебное учреждение, прокуратура и т.д. В этом случае руководитель будет обязан как можно быстрее исполнить предписание и отстранить сотрудника от текущей работы.

Как оформляется приказ об отстранении от работы?

Как только у работодателя появилось документально оформленное основание для отстранения сотрудника от исполнения возложенных на него профессиональных обязательств, директор должен приступать к следующему этапу данной процедуры. Он будет заключаться в подготовке официального распоряжения об отстранении. Сразу следует отметить, что унифицированной формы бланк данного приказа не имеет. Следовательно, документ может быть составлен работодателем в свободном порядке. Однако ответственному лицу все равно нужно будет проверить обязательную информацию в готовом распоряжении, где должны быть указаны следующие важные сведения:

  1. Данные о сотруднике, который будет отстранен от исполнения трудовых функций, а именно - наименование занимаемой им должности, ФИО, структурное подразделение, в котором он трудится.
  2. Описание оснований, по которым происходит отстранение подчиненного.
  3. Ссылки на различные документы, которые являются главными основаниями для принятия работодателем соответствующего решения. Здесь могут быть указаны, например, реквизиты полученного от уполномоченной инстанции распоряжения, номера внутренних актов компании и т.д.
  4. Дополнительные сведения относительно оплаты периода отстранения. В большинстве случаев сам факт отстранения служащего от работы означает, что это время не будет оплачено. Однако иногда бывают и определенные исключения, при которых руководитель все равно будет оплачивать время простоя. Здесь все будет зависеть от конкретной ситуации и от непосредственных причин отстранения.
  5. Точная продолжительность временного периода, в течение которого у служащего будет отсутствовать законное право на исполнение трудовых функций. Эта продолжительность также может зависеть от конкретной ситуации и непосредственных причин отстранения. Срок может быть указан в виде определенной даты либо в виде события, после которого служащему будет возвращено его право на работу.
  6. Дополнительные сведения, которые будут иметь прямое отношение к вопросу отстранения служащего от его работы. Здесь, например, может быть указан сотрудник, которому временно будут переданы обязанности отсутствующего лица и т.д.

После составления приказа об отстранении документ обязательно должен быть передан самому сотруднику для ознакомления с содержанием распоряжения. Если служащий отказывается подписывать приказ - данный факт фиксируется в специальном акте, который составляется в присутствии двух независимых свидетелей.

Как отразить отстранение от работы в кадровых документах?

Одним из наиболее популярных кадровых документов до сих пор остается табель учета рабочего времени. Несмотря на то, что его ведение уже не является обязательной процедурой, его все равно можно встретить в огромном количестве современных организаций.

Отстранение сотрудника от работы, безусловно, всегда будет являться серьезнейшим решением со стороны руководителя. Следовательно, работодатель должен сделать все, чтобы провести процедуру в строгом соответствии с установленными правилами. В этом случае в табель учета рабочего времени также желательно внести всю важную информацию об отстранении. Она помещается в документ с помощью следующих обозначений:

  1. Если период отстранения сотрудника от его работы не является оплачиваемым со стороны работодателя - в соответствующих графах ставится обозначение «НБ».
  2. Если служащий был отстранен от своей работы, однако ему все равно будет выдаваться заработная плата в среднем размере оклада - в графах ставится отметка «НО».
  3. Если отстранение является вынужденным прогулом со стороны подчиненного и будет полностью оплачиваемым - в графах ставится отметка «ПВ».

Последствия незаконного отстранения от работы

Как уже было сказано выше, принудительное освобождение сотрудника от его работы может быть произведено руководителем организации только при наличии на это действительно законных оснований. Более того, все эти основания должны быть зафиксированы в документальной форме. При этом сам факт наличия или отсутствия у сотрудника злого умысла в данном случае никаким значением обладать не будет.

Если служащий считает, что его отстранение от работы отнюдь не является правомерным - у него будут иметься основания для обращения в уполномоченную организацию. Такой организацией может стать, например, Трудовая инспекция. У нее имеются все необходимые полномочия для рассмотрения письменных претензий от служащих и принятия объективного решения для погашения возникшего конфликта.

После получения официального заявления от сотрудника представители Трудовой инспекции, скорее всего, примут решение относительно назначения внеплановой проверки. Во время данного мероприятия особое внимание представителей закона будет направлено на проверку обоснованности отстранения. При этом будут рассмотрены все документальные основания, включая внутренние акты организации и иные бумаги. Если решение работодателя действительно будет признано неправомерным, требования сотрудника будут удовлетворены. Это, в свою очередь, может грозить подчиненному различными штрафами и иными мерами ответственности.

Дело о незаконном отстранении может быть рассмотрено и в судебном порядке. В таком случае у сотрудника будет иметься право на предъявление дополнительных претензий, например, о предоставлении компенсации за причиненный начальником моральный ущерб.

Отстранению от работы посвящена статья 76 ТК РФ, в соответствии с которой под отстранением понимается недопущение работника к работе - выполнению его трудовой функции. И несмотря на то, что отстранение от работы рассматривается действующим законодательством как временная мера и само по себе не влечет изменения трудового договора или его прекращения, в ряде случаев оно может предшествовать увольнению работника. Кроме того, отстранение сотрудника от работы по предусмотренным ТК РФ основаниям является безусловной юридической обязанностью работодателя.

И нтересно, что ТК РФ рассматривает понятия «отстранение» и «недопущение» как синонимы. Однако смысловая разница между этими понятиями все же существует. Так, если признаки состояния опьянения (одного из оснований для отстранения, предусмотренных ст. 76 ТК РФ) обнаружены у работника до начала рабочего дня (смены), например, на пропускном пункте предприятия, то работодатель обязан не допустить его до выполнения работы, обусловленной трудовым договором. Если же данные признаки были выявлены в течение рабочего дня (смены), работник должен быть отстранен от работы. В настоящей статье для удобства изложения мы будем использовать термин «отстранение».

При наличии соответствующих оснований работник отстраняется от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к ней. Чаще всего в период отстранения от работы заработная плата сотруднику не начисляется, за исключением ряда случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (на этих исключения мы остановимся далее в статье). Отстранение, как правило, является временным и не предполагает прекращения трудового договора.

Отстранение от работы может производиться по инициативе:

  • работодателя;
  • органов и должностных лиц, специально уполномоченных на это федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 76 ТК РФ содержит шесть оснований для отстранения работника от работы. Рассмотрим более подробно каждое из них.

Основания для отстранения от работы

Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения

Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. При этом работник подлежит отстранению от работы независимо от того, в какое именно время рабочего дня (смены) он появился на работе в подобном состоянии. Степень опьянения и характер выполняемой работы также не имеют принципиального значения. Безусловно, работник, находящийся в таком состоянии, не сможет должным образом выполнять свои трудовые обязанности.

Трудовой кодекс не определяет продолжительность отстранения от работы сотрудника, появившегося в состоянии опьянения, и лишь содержит указание на то, что отстранение от работы может продолжаться до устранения обстоятельств, послуживших его основанием (ч. 2 ст. 76 ТК РФ). Чаще всего работодатель не допускает работника к работе в тот день (смену), когда обнаружено соответствующее состояние работника. На следующий день сотрудник может вновь приступить к своим трудовым обязанностям.

Появление на работе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) - грубое нарушение трудовой дисциплины и трудовых обязанностей. За подобный дисциплинарный проступок работодатель вправе применить к работнику одно из дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения по подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ. При этом не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с состоянием опьянения или нет. Необходимо также учитывать, что увольнение по этому основанию может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в таком состоянии не на своем рабочем месте, но на территории данной организации либо он находился на территории объекта, где по поручению работодателя должен был выполнять трудовую функцию (п. 42 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 2).

Статья 76 ТК РФ не предусматривает обязательного оформления отстранения от работы в письменном виде. Однако для того, чтобы в будущем не возникло споров и разногласий с работником, действия работодателя рекомендуется правильно задокументировать. И в первую очередь это касается факта появления работника в состоянии опьянения - он должен быть зафиксирован и удостоверен. Согласно п. 42 Постановления № 2 состояние опьянения работника может быть подтверждено:

  • медицинским заключением;
  • другими видами доказательств (например, свидетельскими показаниями), которые должны быть соответственно оценены судом. Обратите внимание, что если работник является членом профсоюза, свидетельские показания должны быть оформлены актом, составленным с участием представителя профсоюза (ст. 81 ТК РФ).

Итак, каков порядок действий работодателя?

Прежде всего рекомендуем составить акт о появлении работника на работе в состоянии опьянения , подписанный не менее, чем двумя свидетелями (см. Пример 1). Если спор дойдет до суда, данный акт как раз выступит примером доказательств «другого вида». Не стоит надеяться только на свидетельские показания, поскольку свидетели могут забыть все обстоятельства, при которых произошло отстранение, уволиться и т.д. Акт, подписанный несколькими свидетелями, будет рассматриваться судом в качестве письменных свидетельских показаний.

Жестких требований о содержании данного акта, а также о том, кто именно должен его составлять, нет. Акт может быть составлен непосредственным руководителем работника, руководителем структурного подразделения или, что нередко встречается, работником кадровой службы. Данная обязанность может быть предусмотрена трудовыми инструкциями и локальными нормативными актами работодателя. Что касается содержания акта, в нем, помимо данных о «провинившемся» работнике, желательно указать следующие сведения:

  • дату, время и место составления акта;
  • фамилию, имя, отчество и должность работника, составившего акт;
  • фамилии и должности (профессии) работников, присутствовавших при составлении акта (свидетелей);
  • состояние работника, ставшее поводом для вывода об опьянении и составления акта;
  • подписи составителя акта и присутствовавших при его составлении работников;
  • подпись работника, в отношении которого составляется акт (т.е. работник должен быть в обязательном порядке ознакомлен с актом).

На что обратить внимание при составлении акта? Следует подробно описать признаки опьянения (например, несвязная речь, характерный запах, нарушение координации движений и пр.) При этом если признаки алкогольного опьянения определить довольно легко, то наркотическое и токсическое опьянение - весьма затруднительно. Отчасти это связано с тем, что употребление различных наркотических и токсических средств характеризуются разными признаками. Показателями подобного опьянения могут быть: расширенные зрачки, бледность, быстрая несвязная речь, повышенная возбудимость или наоборот апатия и др. В этих случаях лучшим подтверждением состояния работника является все-таки медицинское заключение.

Акт о появлении сотрудника на работе в состоянии опьянения подписывает составивший его работник и свидетели (как правило, также работники предприятия). Затем с ним необходимо ознакомить работника, прибывшего в состоянии опьянения. Не лишним будет и его письменное объяснение причин появления на работе в таком состоянии. Однако иногда степень опьянения работника не позволяет ему ознакомиться с составленным актом. В данной ситуации в акте следует сделать отметку о том, что ознакомить работника с актом не представляется возможным, поскольку он не может контролировать свои действия и осознавать значение заданных ему вопросов.

Работник может и вполне осознанно отказаться от подписания акта, например, посчитав, что работодатель преувеличил степень его опьянения. В данном случае отказ работника следует отметить в акте и также заверить эту запись подписями составителя и свидетелей. На практике иногда составляется отдельный акт - об отказе от подписи. На усмотрение работодателя возможны оба варианта.

После составления акта работник отстраняется от выполняемой работы и направляется на медицинское освидетельствование (при этом желательно выделить ему сопровождающего из числа работников). Отметка о направлении на освидетельствование также делается в акте.

Медицинское заключение , выдаваемое по результатам проведения медицинского освидетельствования, является наиболее весомым доказательством состояния опьянения работника. Однако необходимо учесть, что работник, привлекаемый работодателем к данной процедуре, вправе отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения (ст. 33 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1). Следовательно, направить работника на освидетельствование в принудительном порядке нельзя.

Отметим, что медицинское освидетельствование осуществляется в соответствии с Временной инструкцией «О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденной Минздравом СССР 01.09.1988 г. № 06-14/33-14 (далее - Инструкция), и Методическими указаниями «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденными Минздравом СССР 02.09.1988 г. № 06-14/33-14.

В соответствии с указанными документами медицинское освидетельствование назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную и административную ответственность за употребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения, распитие спиртных напитков на работе, при травмах, связанных с опьянением и т.п.

Освидетельствование на предмет опьянения может осуществляться по направлениям работников правоохранительных органов, а также должностных лиц предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого. Обратиться за медицинским заключением может и сам работник, например, в случае, если он не согласен с составленным работодателем актом.

Согласно п. 2 Инструкции медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях врачами психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедшими подготовку, как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели .

Результатом проведенного освидетельствования является заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние работника на момент обследования.

В вышеуказанных документах отмечается, что врач, проводящий освидетельствование, должен не только констатировать сам факт потребления алкоголя, но и правильно квалифицировать состояние обследуемого, поскольку диагностика соответствующих синдромов служит медицинским критерием для установления определяемых в законе правонарушений, связанных с потреблением алкоголя. Поэтому врачу, проводящему освидетельствование, следует сообщить причины процедуры и ее цели, то есть указать, с позиций какого нормативного акта будут рассмотрены результаты освидетельствования (в данном случае - ТК РФ). Так, для применения нормы ст. 76 ТК РФ об отстранении от работы важным является подтверждение состояния опьянения, а не только факта употребления алкоголя (в последнем случае признаков опьянения может и не наблюдаться, соответственно, нет оснований для отстранения от работы). Кроме того, желательно при подготовке медицинского заключения сообщить врачу основное содержание трудовой функции работника для того, чтобы специалист мог соотнести состояние сотрудника с работой, которую он должен выполнять.

Врач на основании критериев, изложенных в методических указаниях по медицинскому освидетельствованию, должен сделать одно из следующих заключений о состоянии работника:

  1. трезв, признаков потребления алкоголя нет;
  2. установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;
  3. алкогольное опьянение;
  4. алкогольная кома;
  5. состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами;
  6. трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Из данного перечня понятно, что отстранение от работы будет законным, если указаны состояния под номерами 3-5. Если установлено состояние под номером 6, отстранение от работы возможно в соответствии с абзацем 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ (далее это основание будет рассмотрено более подробно).

Если сотрудник категорически отказался от прохождения медицинского освидетельствования, помимо внесения соответствующей записи в акт о появлении работника в состоянии опьянения работодатель может предупредить его о том, что:

  • состояние опьянения может быть подтверждено и другими видами доказательств;
  • отказ или уклонение без уважительных причин для работников некоторых профессий расценивается как дисциплинарный проступок.

На практике иногда используются такие меры, способствующие направлению несговорчивого работника на медицинское освидетельствование, как вызов милиции или скорой помощи. С правовой точки зрения это неоправданно, однако в особо трудных случаях способно помочь успокоить пьяного работника.

Когда «провинившийся» может вновь приступить к работе? Ответ на этот вопрос напрямую зависит от степени опьянения и самочувствия работника. В большинстве случаев это становится возможным уже на следующий день (смену). Если в медицинском заключении не указано время, по истечении которого уровень употребленных веществ в крови понизится до нормы, не препятствующей выполнению работ, можно обратиться к врачу за уточнением. При этом в рассматриваемом случае работодатель уже на следующий день вправе отказать протрезвевшему работнику в предоставлении работы (допуске к ней) и уволить его по подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

Обратите внимание, что день, в течение которого работник был отстранен от работы, не должен расцениваться как прогул без уважительных причин. Это объясняется тем, что работник все-таки явился на работу, но был отстранен от нее по причине нахождения в состоянии опьянения.

Непрохождение в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда

К сожалению, гибель работников на рабочем месте, травмы, увечья, полученные ими в результате несчастных случаев на производстве, не такое уж редкое явление. Снижению производственного травматизма способствует неукоснительное соблюдение правил охраны труда. В связи с этим Трудовым кодексом предусмотрены обязательное обучение работников технике безопасности и проверка их знаний и навыков в области охраны труда, а абзацем 3 ч. 1 ст. 76 ТК РФ устанавливается необходимость отстранения сотрудника от работы в случае, если он не прошел такие обучение или проверку.

Обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда напрямую установлена ст. 214 ТК РФ.

В свою очередь работодатель в соответствии со ст. 212 ТК РФ обязан обучить работников названным методам и приемам, провести инструктаж, обеспечить стажировки и проверку знаний работников. Данные обязанности работодателя должны осуществляться в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003 г. (далее - Порядок).

Данный Порядок разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.

Согласно Порядку для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда. Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Помимо инструктажа, работодатель должен проводить обучение по охране труда, объем и содержание которого зависят от категории работника (работники рабочих профессий или руководители и специалисты организаций).

Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда. Результаты проверки оформляются протоколом. Работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца (п. 3.8 Порядка).

Надолго ли отстранять от работы сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда? При отстранении сотрудника по данному основанию он не допускается к работе вплоть до окончания обучения и проверки. Если же работник уклоняется от повторной поверки, он может быть отстранен на более длительный срок. Это объясняется тем, что обучение и проверка знаний и навыков в области охраны труда, как правило, проводятся по определенному графику, установленному в организации. В особых случаях (на усмотрение работодателя) возможно проведение индивидуального обучения и последующей проверки, тогда при положительном результате проверки работник может быть допущен к работе.

Порядок и основания для отстранения сотрудника от работы регламентированы ст. 76 ТК РФ, в соответствии с которой под отстранением понимается недопущение работника к выполнению его трудовой функции. Предусмотренные данной статьей обстоятельства обязывают работодателя отстранить сотрудника от работы независимо от производственной необходимости, личных взаимоотношений или смягчающих обстоятельств. В то же время нередки случаи, когда работодатели злоупотребляют своим правом отстранить сотрудника от работы, используя его как меру для «подталкивания» работника к увольнению или изменению условий трудового договора. В этой статье мы продолжим разговор о проведении и оформлении столь конфликтной кадровой процедуры.

Непрохождение в установленном порядке обязательного медицинского осмотра (обследования), обязательного психиатрического освидетельствования

В соответствии с абзацем 12 ч. второй ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя в части обеспечения безопасных условий и охраны труда является недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Действующим законодательством предусмотрено прохождение работниками предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. Помимо этого, медицинские осмотры по своей направленности можно разделить на осмотры для определения того, соответствует ли здоровье работника выполняемой им работе, и для раннего выявления возможных профессиональных заболеваний, и на осмотры, проводимые для предупреждения возникновения различных заболеваний среди населения.

Так, согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в обязательном порядке проходят следующие медицинские осмотры (обследования):

  • предварительные (при поступлении на работу);
  • периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) - для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний;
  • внеочередные - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. № 83 утверждены Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся данные осмотры.

Указанный Порядок предусматривает, что предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Осмотры работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, проводятся один раз в пять лет в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией.

Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, утверждает совместно с работодателем календарный план проведения обследований.

Заключение медицинской комиссии и результаты осмотра, как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Кроме того, в течение 30 дней медицинская организация должна предоставить работодателю заключительный акт, в котором указываются работники, не явившиеся и не прошедшие обследование. На основании данной информации работодатель вправе принять решение о недопущении или отстранении сотрудника от работы.

В целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний указанные медицинские осмотры проходят работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Обязательные медицинские осмотры предусмотрены и для ряда иных категорий работников (например, предварительные и периодические (ежегодные) осмотры для несовершеннолетних (ст. 266 ТК РФ), обязательные предварительные обследования для спортсменов (ст. 348.3 ТК РФ).

Помимо этого, во исполнение Федерального закона от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» утверждены:

  • Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. № 1017);
  • Перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (постановление Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 877).

Требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии утверждены постановлением Правительства РФ от 01.03.1997 г. № 233.

Кроме того, в случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

Что касается психиатрического освидетельствования, то согласно ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Отметим, что в редакции указанной статьи, существовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, не предусматривалась возможность отстранения работника от работы по данному основанию. В связи с ее дополнением такая обязанность работодателя была установлена.

Правила прохождения освидетельствования утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

Обратите внимание, что предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

В случае непрохождения предварительного или периодического медицинского осмотра (обследования) или психиатрического освидетельствования работник отстраняется от работы до того момента, пока подобный осмотр не будет пройден.

Выявление противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором

Согласно абзацу 5 ч. первой ст. 76 ТК РФ работник отстраняется от работы при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором. Противопоказания могут быть выявлены при прохождении медицинского осмотра либо при проведении иных медицинских процедур.

Основанием для отстранения в данном случае является медицинское заключение, выданное в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Как следует поступить работодателю, если им получено медицинское заключение о наличии противопоказаний у работника? Вариантов действий может быть несколько, все они обусловлены состоянием здоровья работника и локальными нормативными актами, действующими в той или иной отрасли. Например, работник может быть направлен на дальнейшее обследование (медико-социальную экспертную комиссию), признан полностью неспособным к трудовой деятельности и уволен, временно или постоянно переведен на другую работу.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно ст. 73 ТК РФ работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья.

Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности).

Если же в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. первой ст. 77 ТК РФ.

Приостановление действия на срок до двух месяцев специального права работника

В соответствии с абзацем 6 ч. первой ст. 76 ТК РФ работник подлежит отстранению от работы в случае приостановления на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права), если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Данное основание для отстранения сотрудника от работы также было включено в ТК РФ Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ.

В качестве примера специального права можно упомянуть право на управление транспортными средствами, подтвержденное соответствующим водительским удостоверением (Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Что касается лицензий, то, безусловно, в данном случае подразумеваются индивидуальные лицензии, подтверждающие право на осуществление тех или иных видов деятельности, а не лицензии, выдаваемые юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. К примеру, для ношения оружия необходимы лицензии, выданные органами внутренних дел (Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814).

Что интересно, административное законодательство, законодательство о лицензировании и законодательство, регламентирующее осуществление отдельных видов деятельности, предусматривает не приостановление, а прекращение специального права. Представляется логичным, что в целях применения ст. 76 ТК РФ эти понятия могут рассматриваться как равнозначные.

Основанием для отстранения от работы в данном случае является решение суда или соответствующего уполномоченного органа о приостановлении (лишении) работника специального права. Кроме того, отстранение от работы может быть произведено в связи с истечением срока действия специального права.

Обратите внимание, что если срок, на который специальное право приостановлено, превышает два месяца или работник лишен соответствующего права, трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по п. 9 ч. первой ст. 83 ТК РФ.

Требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

На основании абзаца 6 ч. первой ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить сотрудника от работы, если этого требуют органы или должностные лица, уполномоченные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Так, одним из подобных органов является федеральная инспекция труда. В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об отстранении от должности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Помимо этого трудовая инспекция вправе выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Предъявить работодателю требование об отстранении сотрудника от работы вправе и ряд иных специализированных инспекций и надзоров (санэпиднадзор, госгортехнадзор и др.).

В том случае, если лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, могут стать источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. Если же такой перевод невозможен, на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Еще одним органом, чье решение об отстранении сотрудника от работы обязательно для исполнения работодателем, является суд. В соответствии с п. 10 ст. 29 УПК РФ суд наделен правом приема решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, в том числе в ходе досудебного производства. Согласно ст. 114 УПК РФ при наличии такой необходимости суд по ходатайству, возбужденному с согласия прокурора дознавателем или следователем, выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности. Основанием для отмены временного отстранения является соответствующее постановление дознавателя, следователя, прокурора. Данное постановление также обязательно для исполнения работодателем.

При получении того или иного документа об отстранении от работы конкретного сотрудника необходимо внимательно с ним ознакомиться. Обратите внимание на следующие моменты: надлежащим ли органом или должностным лицом предъявлено требование, правильно ли оно оформлено, какое именно решение в нем содержится.

Если в полученном документе содержится не требование об отстранении, а просьба, рекомендация или предложение, решение об отстранении работника работодатель принимает самостоятельно.

Время отстранения, как правило, указывается в постановлении или в предписании уполномоченного органа. Существуют различные варианты определения периода отстранения, например, конкретная дата или условие о совершении тех или иных действий (чаще всего - устранение нарушения).

Иные основания для отстранения работника

Следует иметь в виду, что перечень оснований для отстранения от работы, приведенный в ст. 76 ТК РФ, не является исчерпывающим. Отстранение от работы возможно и в других ситуациях, но только в том случае, если они предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

Так, Федеральным законом от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрена возможность отстранения в случае отсутствия профилактических прививок у работников, выполняющих работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Другим примером нормативно-правового акта, содержащего основания для отстранения от работы, можно назвать постановление Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте». В соответствии с данным постановлением работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан вносить руководителю организации предложения об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности.

Иными словами, работодатель не может самостоятельно «изобрести» дополнительные основания для отстранения сотрудника от работы.

Судебная практика

Свернуть Показать

Прокурором Октябрьского района г. Самары было вынесено постановление о возбуждении в отношении Жилищно-строительного кооператива № 174 дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в связи с нарушением трудового законодательства в части приема на работу, увольнения и отстранения от работы гражданки А. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Государственной инспекцией труда в Самарской области ЖСК № 174 было признано виновным в административном правонарушении с назначением штрафа в сумме 45 000 руб.

ЖСК № 174 обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием об отмене постановления Государственной инспекции труда в Самарской области. В удовлетворении этих требований было отказано. Апелляционная инстанция решение Арбитражного суда поддержала.

Не согласившись, ЖСК № 174 обратился в ФАС Поволжского округа. Однако и данная судебная инстанция в удовлетворении заявленных требований отказала, мотивировав это тем, что отсутствие у работника трудовой книжки, трудового договора, документа об образовании и неоднократный отказ от их представления не входит в перечень случаев, перечисленных в ст. 76 ТК РФ, и, соответственно, не является основанием для отстранения работника от работы (постановление ФАС Поволжского округа от 27.03.2008 г. по делу № А55-15108/07-5).

Окончание статьи читайте в следующем номере журнала.

Сноски

Свернуть Показать


  • Отличие перевода от перемещений, изменений определенных сторонамиусловий трудового договора
  • § 2. Перевод на другую постоянную работу
  • Порядок перевода на другую постоянную работу
  • §3. Перевод на другую временную работу
  • §4. Основания и порядок отстранения от работы
  • Глава IV. Общие основания прекращения трудового договора,увольнение работника §1. Понятие прекращения трудового договораи классификация его оснований
  • §2. Прекращение трудового договора по соглашению сторон, в связи систечением срока его действия и по инициативе работника
  • §3. Общие основания расторжения трудового договорапо инициативе работодателя
  • Глава V. Расторжение трудового договора по основаниям,связанным с виной работника §1. Основания увольнения за дисциплинарный проступок
  • §2. Основания расторжения трудового договора, не относящиеся кдисциплинарным проступкам
  • Глава VI. Расторжение трудового договора по основаниям,не связанным с виной работника §1. Расторжение трудового договора по обстоятельствампроизводственного характера
  • §2. Расторжение трудового договора по основаниям,связанным с личностными качествами работника
  • Раздел третий.Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров Глава VII. Понятие и общая правовая характеристикаиндивидуальных трудовых споров
  • §1. Понятие, причины, правовая природа и характеристикаиндивидуальных трудовых споров
  • §2. Правовое разграничение индивидуальных и коллективныхтрудовых споров
  • Глава VIII. Подведомственность и подсудность гражданских дел ииндивидуальные трудовые споры
  • §1. Подведомственность трудовых дел
  • §2. Подсудность трудовых дел
  • §3. Общий порядок рассмотрения и разрешенияиндивидуальных трудовых споров
  • Глава IX. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров вюрисдикционных органах §1. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров вкомиссии по трудовым спорам
  • §2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споровв суде первой инстанции
  • Предъявление иска в суд. Подготовка дела к судебному разбирательству
  • Вынесение судом решений по индивидуальным трудовым спорам обувольнении и о переводе на другую работу
  • Глава X. Доказательства и доказывание при судебном разбирательстветрудовых споров
  • §1. Понятие судебных доказательств и их виды
  • §2. Доказывание в судебном процессе
  • Доказывания как разновидность судебного познания обстоятельств дела
  • Обязанность доказывания и его стадии
  • Предмет и средства доказывания
  • Глава XI. Пересмотр решений суда по индивидуальнымтрудовым спорам и их исполнение
  • §1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споровв кассационной инстанции
  • §2. Пересмотр решений, определений и постановлений в порядке надзора
  • §3. Пересмотр решений судов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • §4. Исполнение решений суда
  • Компетентность
  • Обеспечение принципа независимости
  • Профессионализм при разрешении трудовых споров
  • Принципы принятия решений
  • Раздел четвертый.Нарушение условий социального партнерства - основание длявозникновения коллективного трудового спора
  • Глава XII. Коллективный договор как основа социального партнерства §1. Понятие, основные принципы, формы и правовое регулированиесоциального партнерства
  • §2. Коллективный договор и его роль в регулированиисоциально-трудовых отношений Понятие и содержание коллективного договора
  • Заключение, изменение и реализация коллективного договора
  • Глава хiii. Понятие коллективных трудовых споров и государственныеорганы по их урегулированию
  • §1. Понятие, стороны и виды коллективных трудовых споров
  • §2. Государственные органы по урегулированиюколлективных трудовых споров
  • §3. Гарантии работников в связи с разрешениемколлективного трудового спора
  • §2. Примирительные процедуры
  • §3. Рассмотрение коллективного трудового спорапримирительной комиссией
  • §4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
  • §5. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
  • Глава XV. Забастовка как способ разрешенияколлективного трудового спора §1. Понятие забастовки, становление и развитие права на забастовкув отечественном законодательстве
  • §2. Основания порядок проведения забастовок
  • Нормативные правовые акты и документы
  • Судебные акты правоприменения
  • Литература
  • §4. Основания и порядок отстранения от работы

    Новой нормой в трудовом законодательстве является отстранение от работы (ст. 76 ТК РФ), т.е. приостановление выполнения работником своих трудовых обязанностей. Необходимо отличать прекращение трудового договора от отстранения от работы. В первом случае это является юридическим фактом прекращения трудовых отношений между работником и работодателем. Во втором - сам факт отстранения от работы еще не прекращает трудовое правоотношение, приостанавливается лишь выполнение работником его трудовой функции по договору.

    В соответствии с указанной статьей работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

    появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

    не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

    не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

    в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

    по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона N 90-ФЗ).

    Работник отстраняется от выполнения своих обязанностей по трудовому договору на весь период, пока не будут устранены обстоятельства, послужившие основанием для недопущения его к работе или отстранения от таковой. В период отстранения от работы выплата заработной платы работнику приостанавливается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Отстранение от работы работника по причине того, что он не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине, дает ему право на получение заработной платы за время отстранения как за простой, т.е. в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (ст. 157 ТК РФ).

    Отстранение от работы является временной мерой, и независимо от его продолжительности оно не служит самостоятельным основанием для прекращения трудового договора по инициативе работодателя.

    Прокомментируем некоторые основания отстранения работника от работы. Так, работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, работодатель должен отстранить от работы в этот же день. В то же время, если работодатель не принял решение о прекращении трудового договора с этим работником по подп. "б" п. 6 ст. 81 ТК РФ (за однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения), незаконным является недопущение его к работе в последующие дни. В таких случаях у работника, по нашему мнению, возникает право на получение заработной платы за время вынужденного прогула, вызванного незаконным отстранением.

    Работники, выполняющие работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, отстраняются от работы по причине отсутствия профилактических прививок. Такое требование установлено в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" *(117) .

    Согласно ст. 14 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но на срок не свыше одного месяца) отстранен от исполнения должностных обязанностей до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности. Такое изменение трудового договора производится приказом (распоряжением) соответствующего руководителя. При этом следует подчеркнуть, что, в отличие от общих случаев отстранения от работы, за государственными служащими, отстраненными от таковой, заработная плата сохраняется.

    В соответствии со ст. 114 УПК РФ при привлечении лица в качестве обвиняемого следователь или орган дознания в случае необходимости с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования ходатайство, на основании которого судья в течение 48 часов с момента его поступления выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Данное постановление направляется по месту работы обвиняемого и является обязательным для исполнения работодателями. Отстранение от работы отменяется, когда в применении указанной меры отпадает необходимость. Постановление об отстранении от работы может быть обжаловано обвиняемым, защитником, а также организацией, в которой работает обвиняемый. Отстранение от работы работника по постановлению следователя или органа дознания независимо от его продолжительности не является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора. При оправдательном приговоре или прекращении дела в отношении лица, отстраненного от работы следователем или органом дознания, ему должен быть выплачен средний заработок за время отстранения. В случае выполнения отстраненным работником другой работы ему должна быть выплачена разница в заработной плате.

    Работникам милиции при выполнении ими возложенных на них обязанностей предоставлено право в соответствии с действующим законодательством отстранять от управления транспортными средствами лиц, если имеется достаточно оснований полагать, что они находятся в состоянии опьянения или не имеют прав на управление данным видом транспортного средства.

    Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" *(118) , допускается отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных предприятий при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими их обязанности других лиц.

    В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ и с постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. "О Федеральной инспекции труда" *(119) государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности могут предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

    На основании Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" *(120) с 1 июля 2002 г. вводится в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. Частью 1 ст. 5.27 указанного Кодекса предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. В соответствии, в частности, со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда и подведомственная ей государственная инспекция труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Кстати, закрепленный в ст. 357 Трудового кодекса РФ широкий спектр прав государственных инспекторов труда, равно как и основных полномочий органов Федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК РФ), базируется на положениях Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда" (1947 г.), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ *(121) , и в целом является своеобразным кодифицированным сводным перечнем прав, предоставленных инспекторам труда другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    К изложенному следует добавить, что отстранение работника от работы при определенных обстоятельствах может предопределить его перевод на другую работу или увольнение. Так, в соответствии со ст. 278 ТК РФ трудовой договор помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами, может быть расторгнут в связи с отстранением от должности согласно законодательству о несостоятельности (банкротстве).

    При нарушении сотрудником положений трудового законодательства наниматель применяет к нему санкции. Одной из них является отстранение от работы. Ст. 76 ТК РФ закрепляет основания для применения этой меры.

    Перечень, закрепленный в статье, не является исчерпывающим. В федеральном законодательстве, иных правовых документах могут устанавливаться и другие случаи, когда наниматель обязан отстранить сотрудника от исполнения им его обязанностей. Рассмотрим особенности реализации положений ст. 76 ТК РФ с комментариями экспертов.

    Общие сведения

    Отстранение от работы, основания для которого устанавливает ч. 1 ст. 76 ТК РФ , - временное недопущение сотрудника к исполнению им трудовых обязанностей. Эта мера применяется по инициативе нанимателя либо по распоряжению (требованию) служащих и органов, уполномоченных на это федеральным законодательством и прочими отраслевыми нормами.

    Основания

    Как устанавливает ст. 76 Трудового кодекса РФ , наниматель должен отстранить сотрудника:

    • Появившегося в состоянии опьянения на предприятии.
    • Не прошедшего обучение и последующую проверку навыков, знаний в области ОТ (охраны труда) по установленным правилам.
    • Не прошедшего обязательное медосвидетельствование.
    • Имеющего противопоказания к выполнению работы.
    • Если специальное право лица приостановлено на период до двух месяцев.
    • По требованию уполномоченных органов и служащих.
    • В других случаях, закрепленных законом.

    Правила

    Во 2 части 76 статьи ТК РФ закреплено, что наниматель должен отстранить сотрудника до устранения факторов, явившихся основанием для принятия этой меры, если другое не устанавливается Кодексом или иным законом.

    На время недопущения служащего к трудовой деятельности з/п ему не начисляется. Исключения могут предусматриваться в федеральном законодательстве или ТК.

    Если причиной отстранения явилось непрохождение обучения, проверки навыков, знаний, медосвидетельствования не по вине сотрудника, все время невыхода на работу оплачивается ему как простой.

    Ст. 76 ТК РФ с комментариями 2015 г.

    Рассматриваемая норма закрепляет меру ответственности работника. При этом в 1 части ст. 76 ТК РФ сказано, что ее применение является обязанностью нанимателя.

    Отстранение осуществляется до устранения причин, по которым оно было вменено работнику. К примеру, если гражданин появился в нетрезвом виде на предприятии, то он не допускается к работе только на день, в котором находился в этом состоянии.

    Соответственно, неправомерным будет отстранение этого сотрудника в последующие дни, в том числе, к примеру, до принятия решения о вменении ему дисциплинарного взыскания.

    Обязанность, закрепленная в ст. 76 ТК РФ , не ставится в зависимость от уважительности либо неуважительности причин, по которым гражданин не прошел обучение, медосмотр или проверку знаний. В указанных случаях гражданин отстраняется при любых обстоятельствах.

    Состояние опьянения

    Ст. 76 ТК РФ применяется нанимателем, если гражданин появился на предприятии в нетрезвом виде. Опьянение может быть алкогольным, наркотическим или вызвано иными токсическими веществами.

    Такое состояние может быть подтверждено медзаключением либо другими доказательствами, к примеру, показаниями свидетелей. Свидетельские показания оформляются актом, который составляется с участием представителя от профсоюза, если отстраненный сотрудник в нем состоит.

    Обязательное обучение и проверка знаний по ОТ

    Обязанность сотрудника проходить инструктаж, обучение безопасным приемам и методам производства работ, стажировку и проверку навыков, знаний закрепляется 214 статьей ТК. Порядок организации этих мероприятий утвержден Постановлением Минобразования и Минтруда от 2003 г. № 1/29.

    Если гражданин, отстраненный от исполнения своих профессиональных обязанностей, прошел обучение и последующую проверку знаний/навыков, он незамедлительно допускается к работе.

    Обязательный медосмотр

    Для некоторых работников периодическое медобследование и психиатрическое освидетельствование являются обязательными. К примеру, медосмотр предусмотрен для сотрудников вредных, опасных производств, для педагогических работников.

    По результатам освидетельствования выдается заключение. Если в нем будут указаны противопоказания к ведению трудовой деятельности, сотрудник отстраняется от работы.

    Правила организации и проведения медосвидетельствований утверждаются Приказами Минздравсоцразвития.

    Приостановление специального права

    В ст. 76 ТК РФ присутствует оговорка о том, что отстранение по указанной причине осуществляется, если ограничение для сотрудника установлено на срок до 2 мес.

    Специальным правом может быть право на управление ТС, лицензия на ношение оружия и так далее.

    При этом в ст. 76 ТК РФ указано, что отстранение применяется, если ограничение, вмененное сотруднику, влечет невозможность исполнения им его обязанностей, а перевести его на другую должность по его письменному согласию также не представляется возможным.

    Наниматель в таких случаях должен предложить работнику все вакансии, которые подходят для сотрудника. Это может быть свободная должность, профессиональная деятельность, соответствующая квалификации лица, нижестоящая или нижеоплачиваемая должность. Одним из основных условий перевода является отсутствие противопоказаний для исполнения работы. Наниматель должен предложить все вакансии, которые имеются у него в данной местности. Предлагать работу в других районах/регионах он обязан, если это предусматривается в иных соглашениях с работником.

    Если срок приостановления права превышает 2 мес., указанные в ст. 76 ТК РФ, или гражданин вообще лишен/не имеет соответствующего должен расторгнуть с ним договор, согласно положениям 9 пункта 1 части 83 статьи Кодекса.

    Требования уполномоченных органов и служащих об отстранении

    К компетентным структурам относят в первую очередь федеральную трудовую инспекцию.

    Требование о недопущении к работе может предъявляться в отношении гражданина, обвиняемого/подозреваемого в преступлении. На основании 114 статьи УПК, при необходимости временно отстранить лицо от исполнения им трудовых обязанностей, служащий, ведущий производство, с согласия начальника следственного подразделения (для следователя) или прокурора (для дознавателя) возбуждает ходатайство об этом перед судом.

    В двухдневный срок судья выносит постановление, удовлетворяющее или не удовлетворяющее просьбу. Этот документ направляется по месту осуществления профессиональной деятельности обвиняемого/подозреваемого.

    Как устанавливается в ФЗ № 52, государственные санврачи и их заместители наделены полномочиями на временное отстранение граждан, являющихся носителями инфекций и источниками распространения патологий в связи со спецификой исполняемых ими работ.

    В 4 пункте 69 статьи ФЗ № 208, устанавливается, что, если формирование исполнительных структур производится общим собранием акционеров, в уставе хозяйствующего субъекта может закрепляться право наблюдательного совета (совета директоров) приостанавливать полномочия единоличного исполнительного органа (гендиректора, директора). Соответствующее решение выступает основанием для применения ст. 76 ТК РФ.

    Нюанс

    Отстранение от деятельности руководителя АО в соответствии с решением совета директоров нужно отличать от отстранения от замещаемой должности директора предприятия-должника на основании положений ФЗ № 127 (Закона "О банкротстве"). В последнем случае принимаемая мера выступает как самостоятельное дополнительное основание для прекращения договора с руководителем фирмы.

    В соответствии с 1 пунктом 69 статьи ФЗ № 127, суд отстраняет директора предприятия-должника на основании ходатайства временного управляющего.

    Дополнительно

    Как устанавливается в 76 статье, на время отстранения гражданин не получает зарплату. Между тем, в ряде нормативных актов федерального уровня присутствуют исключения.

    К примеру, в 59 статье ФЗ № 79 предусмотрено, что госслужащим, отстраненным от выполнения обязанностей в связи со служебной проверкой, заработок сохраняется на все время отстранения.

    Сегодня мы поговорим о том, когда работодатель обязан отстранить работника от трудовой деятельности и по какой причине. Данная проблема возникает в трудовых отношениях нередко и причины бывают самые разные. Нарушения с каждой стороны тоже имеет место быть.

    Раньше я работал вместе с молодым человеком, который любил выпить. Как-то раз, парень пришел на предприятие в неадекватном состоянии, и руководитель отдела вынужден был отстранить этого сотрудника от выполнения его прямых обязанностей. Никаких документов мы не оформляли, поскольку было много свидетелей произошедшего, а чуть позже мужчину уволили по статье.

    Через несколько дней, мой коллега, нарушивший трудовой распорядок, обратился в трудовую инспекцию с жалобой, что его лишили занятости незаконно, и результатом такого обращения стала проверка. Не буду подробно описывать ситуацию, но нам пришлось несколько раз писать различные объяснительные, пока неправота этого сотрудника была доказана. Давайте подробнее рассмотрим порядок отстранения от работы сотрудников, и какие документы нужно оформить непременно, чтобы избежать проблем в будущем.

    В рамках ТК РФ указано, что отстранением работника занимается исключительно наниматель (его представитель) и такие действия входят в обязанности данного лица. Поэтому соблюдение всех требований закона – это важный момент, который должны учитывать работодатели при принятии очередного решения.

    Обратившись к описанию такого положения, можно сказать, что это состояние работника, когда он свои обязанности о должности не выполняет и уволенным не является. Если увольнение – это право нанимателя, то отстранение от работы – прямая обязанность.

    При каких обстоятельствах можно обратиться к такому варианту?

    Существует несколько моментов, которые являются определяющими для принятия решения об отстранении гражданина. В частности, можно выделить несколько групп оснований, подробно описанных в ст. 76 ТК РФ. Рассмотрим каждую группу подробнее дальше.

    Группа первая: отстранение от работы по медпоказаниям

    Подобные обстоятельства возникают достаточно часто, поскольку заболеть может каждый, а при склонности к распитию алкоголя, подобный случай рано или поздно произойдет.

    В рамках указанных ситуаций, причины могут быть следующими:

    • алкогольное или наркотическое опьянение, когда гражданин не может исполнять свои прямые обязанности на рабочем месте;
    • отсутствие медицинского разрешения. Сотрудник своевременно не обратился в поликлинику и не прошел медкомиссию;
    • у работника возникли противопоказания к выполнению им определенных видов работ. К примеру, началось сезонное обострение аллергии.

    Как только работодателю стало известно о существующем нарушении или противопоказании, он обязан прекратить работу гражданина. Важным моментом является то, что увольнение – это не обязательная мера, только если препятствия к выполнению трудовых обязанностей нельзя устранить. Подробную информацию по теме можно найти из видео:

    Группа вторая: отстранение по трудовым нормам

    Здесь следует сказать о том, что работник сможет исполнять свои трудовые обязанности, только если имеет соответствующий допуск по охране труда. То есть, наниматель обязан организовать специальное обучение и проверку профессиональной компетентности сотрудников. Если работник не прошел испытание, то его на время обучения отстраняют от работы.

    Группа третья: отстранение от работы по требованию надзорных и контролирующих ведомств

    Существуют организации, которые выполняют функции контроля и надзора за исполнением трудовых норм. К таковым относятся, трудовая госинспекция, прокуратура, судебный орган, санэпиднадзор. Что касается причин принятия подобного решения, то они определяются в ходе проведенной проверки предприятия.

    Группа четвертая: по причине приостановки специальных прав сотрудника

    Речь идет о частном случае, поскольку только некоторые граждане обязаны иметь специальные разрешающие документы на исполнения трудовых обязанностей.

    К примеру, завершился период действия лицензии или стали недействительны права. После устранения проблемы, работник сможет возобновить трудовую деятельность.

    Как оплачивается время, когда сотрудник был отстранен от работы?

    Все перечисленные причины предполагают возникновение определенных обстоятельств, не позволяющих работнику делать свое дело. Иными словами, в произошедшем виноват сотрудник и за это время заработок ему не начисляется. Исключением являются два случая, когда оплата является обязательной:

    • нарушение трудового распорядка произошла не по вине работника;
    • причиной непрохождения медосмотра стали другие обстоятельства, а не действия гражданина.

    При таких обстоятельствах выплаты производятся как за простой, то есть не меньше 2/3 от среднего заработка человека.

    Вместо итогов

    По закону, наниматель обязан отстранить от исполнения обязанностей работника, допустившего определенное нарушение. Срок подобного ограничения определяется индивидуально, но не может превышать двух месяцев. Принятие такого решения оформляется при помощи специального приказа. В отдельных случаях, сотруднику выплачивается заработок.

    Статьи по теме: