Трасса сила сибири на карте. Магистральный газопровод "сила сибири" - самый амбициозный проект современности

Россия и Китай становятся близкими партнерами как в сфере экономики, так и на внешнеполитической арене. Между государствами заключаются масштабные соглашения в части сотрудничества в сфере бизнеса. К таковым можно отнести газовый контракт о поставках в КНР голубого топлива посредством магистрали «Сила Сибири».

Каковы наиболее примечательные факты об этом проекте? Какова схема планируемой доставки газа из России в Китай?

Основные сведения о проекте

Газопровод «Сила Сибири» предполагается провести в КНР из Якутии. Крупнейшие города, через которые он пройдет — Благовещенск, Хабаровск, а также Владивосток. Проект «Сила Сибири» - в числе самых приоритетных для «Газпрома». Соответствующие работы будут производиться как с российской, так и с китайской стороны. Газопровод объединит системы распределения топлива в Иркутском и Якутском центрах Примечательно, что название проекта - «Сила Сибири» - РФ определила по итогам конкурса.

Предполагается, что первый участок газопровода - от Якутии к Хабаровску, а затем до Владивостока - будет введен в эксплуатацию к концу 2017 года. Можно отметить, что маршрут газотранспортной магистрали будет идти вдоль трассы нефтепровода, идущего из Восточной Сибири в сторону Тихоокеанского побережья. Это позволит значительно снизить затраты на строительство необходимой инфраструктуры проекта и энергоснабжение.

Характеристики газопровода и схема

Проект «Сила Сибири» предполагает строительство газотранспортной магистрали длиной порядка 4 тыс. км. Он будет использоваться для вывода природного газа, как мы отметили выше, сразу из двух центров добычи — Иркутского и Якутского, в сторону Хабаровска. Ожидается, что газопровод станет мощным стимулом хозяйственного развития не только Дальнего Востока, но также и азиатской части РФ в целом. Это будет возможно не только благодаря росту прямой выручки и появлению рабочих мест на газодобывающих и транспортных предприятиях, но также и в силу повышения уровня газификации населенных пунктов и, как следствие, открывающихся возможностей для запуска новых производств. Данные процессы будут дополнительно стимулироваться за счет бюджетной поддержки, в частности оказываемой в рамках программы развития газоснабжения в Приморском крае.

Карта газопровода «Сила Сибири» выглядит так.

Мы видим, что схема реализации проекта предполагает охват огромной территории. Интересно будет также изучить экономические масштабы проекта.

Экономические масштабы

Газопровод «Сила Сибири» - в числе крупнейших проектов за всю историю экономического развития современной России. Как известно, между РФ и КНР был подписан крупный газовый контракт, в результате чего «Газпром» получил возможность выйти на новый рынок, характеризующийся огромным потенциалом. По некоторым данным, Россия должна будет поставить в КНР порядка 1 трлн кубометров газа на общую сумму порядка 400 млрд долларов. Для сравнения: ВВП России по ППС составляет порядка 3500 млрд долларов. Известно, что контрагент «Газпрома», Китайская национальная нефтегазовая корпорация, внесет аванс порядка 25 млрд долларов до того, как поставки топлива начнутся. Расчетная пропускная способность газопровода — порядка 38 млрд кубометров газа ежегодно. Интенсивность транспортировки топлива, соответствующая данному показателю, будет достигнута, как ожидается, в течение 5 лет с момента начала первых поставок.

По мнению ряда экспертов, газопровод «Сила Сибири» будет выведен на проектную мощность к 2024 году. Сейчас российские предприятия занимаются а также завозом необходимых материалов и оборудования. Предполагается, что в течение 2015 года на площадки будет доставлено около 500-600 тыс. тонн оборудования. Также в 2015 году ожидается начало строительства первой очереди газотранспортной магистрали.

Подписание контракта

Контракт между РФ и КНР на поставки топлива по так называемому восточному маршруту был подписан 13 октября 2014 года на уровне правительств обоих государств. В соответствии с данным соглашением были определены ключевые условия партнерства России и Китая в части проекта, в том числе и в аспекте проектирования, строительства, а также эксплуатации трансграничных зон газопровода. Строительство газопровода «Сила Сибири» было передано в компетенцию двух компаний — российского «Газпрома» и CNPC (Китайской национальной нефтегазовой корпорации).

Подписание контракта между РФ и КНР в части строительства рассматриваемой магистрали позволило нашей стране рассчитывать на диверсификацию поставок голубого топлива. Сейчас, по оценкам аналитиков, прослеживается слишком сильная зависимость газового экспорта России от сбыта в Европу. К тому же в силу политических разногласий между РФ и Западом могут возникать сложности с дальнейшим развитием партнерства в соответствующем направлении. Таким образом, переориентация газового экспорта в Китай — шаг к столь нужной диверсификации поставок. КНР — растущий рынок с развитой промышленностью, которой всегда нужны большие объемы голубого топлива. РФ — один из немногих поставщиков, готовых продавать в Китай газ стабильно и по приемлемым ценам.

Ресурсы добычи газа

Итак, газопровод «Сила Сибири» будет поставлять в КНР топливо, добываемое в Иркутском и Якутском центрах. Что касается первого ресурса, предполагается добыча газа на Ковыктинском месторождении. Запасы топлива в нем оцениваются в объеме порядка 1,5 трлн кубометров. Что касается Якутского центра, то добыча будет идти на Его запасы составляют порядка 1,2 трлн кубометров.

Особенности строительства газопровода

Таким образом, мы видим, насколько мощным и масштабным является, в том числе и в части названия, «Сила Сибири» - газопровод. Кто строит его? Кто является реализации данного международного проекта?

Интересен тот факт, что генподрядчики газопровода «Сила Сибири» привлекаться, возможно, не будут. По крайней мере, в СМИ распространена такая точка зрения. Предполагается, что возводить газопровод «Сила Сибири» подрядчики будут в лице небольших организаций. В этом смысле «Газпром», как отмечают некоторые аналитики, изменил своей тактике — ранее российская газовая корпорация все же выбирала ведущего партнера. В случае с таким проектом, как газопровод «Сила Сибири», подрядчики будут выполнять локальные задачи.

Традиционная схема

Традиционная схема, практикуемая «Газпромом», предполагала распределение подрядов в рамках крупных лотов, то есть определялась ведущая организация, которая занималась строительством того или иного участка магистрали. Например, инфраструктура «Южного потока» до того, как он был переориентирован на Турцию, была в ведении корпорации «Стройгазмонтаж». Европейский участок «Южного потока» должна была возводить компания «Стройтрансгаз». В свою очередь, проект «Северный поток» был реализован при ведущей роли компании «Стройгазконсалтинг».

Санкционный фактор

Устоявшаяся схема, как считают аналитики, не вполне оптимальна в текущих условиях, когда в отношении РФ со стороны стран Запада были введены санкции. Дело в том, что указанные российские компании также попали под них, вследствие чего они не могут импортировать некоторые разновидности необходимого оборудования. В частности, это техника Caterpillar, а также сварочные комплексы типа CRC-Evance, производимые в США.

Критерий гарантий

Другая версия, объясняющая пересмотр «Газпромом» своей политики в отношении подрядчиков, состоит в том, что под столь масштабные проекты, которым является газопровод «Сила Сибири», РФ практикует требования по банковским гарантиям. Сложности с таковыми может иметь сам «Газпром». Дело в том, что крупнейшая российская газовая компания в течение 2015 года должна перечислить своим кредиторам порядка 174,3 млрд руб. Этот долг не рассматривается аналитиками как слишком большой для «Газпрома», однако сейчас корпорация не может привлекать долгосрочные займы на случай дефицита выручки.

Есть сведения, что к строительству газопровода «Сила Сибири» в целом будет привлечено 15 фирм. Среди них при этом есть компания «Стройтрансгаз». В числе иных фирм, с которыми «Газпром» может заключить контракты — ЕВРАКОР, «Аргус Спец Монтаж», «Иркутскнефтегазстрой», «СпецМонтажПроект».

Предполагаемые расходы на строительство «Силы Сибири» - порядка 770 млрд. рублей. Из них, в частности, в экономику Республики Саха будет проинвестировано около 283 млрд. руб.

Оценки проекта

Итак, мы изучили основные экономические показатели проекта. Нами была также исследована карта газопровода «Сила Сибири». Каковы оценки перспектив соответствующего проекта в среде российских аналитиков?

В целом, эксперты сходятся во мнении, что «Сила Сибири» - пример успешного международного партнерства. Дело в том, что данный газопровод в одинаковой степени нужен как России, так и КНР. В политическом контексте проект, как полагают аналитики, способствовал дальнейшему укреплению союзнических отношений между двумя государствами.

Оценивается экспертами исключительно позитивно. Выручка Газпрома за поставки топлива, как мы отметили выше, составит около 400 млрд долларов. Значительный стимул к хозяйственному развитию получат соответствующие регионы РФ — как в аспекте притока инвестиций, так и с точки зрения выстраивания новой инфраструктуры, в том числе и промышленной.

Есть версия, что главными потребителями газа в мире в среднесрочной перспективе будут Индия и Китай. «Сила Сибири» - проект, который в этом смысле полностью актуален с точки зрения корреляции с мировыми экономическими трендами. По некоторым оценкам, в 2020 году динамика потребления газа в КНР достигнет порядка 420 млрд. кубометров.

Россия и Китай, подписав договор о поставках голубого топлива, открыли возможности для расширения партнерства в приграничных регионах. Благодаря наличию новой инфраструктуры РФ сможет эффективно осваивать новые природные месторождения, которыми богаты Сибирь и Дальний Восток. Откроются возможности в части импортозамещения, увеличения объемов промышленного производства региона.

Строительство газопровода «Сила Сибири», как ожидается, станет позитивным фактором развития Сибирского и Дальневосточного региона в целом, включая и социальный аспект. Граждане, проживающие в соответствующих частях России, получат новые возможности для трудоустройства, бизнеса, обучения.

Стимул к инвестированию

Рост экономики Сибири и Дальнего Востока предопределит, как ожидают аналитики, рост интереса инвесторов к данным регионам. При этом рассчитывается, что на соответствующих территориях будут вести деятельность не только бизнесмены из КНР, которая находится совсем рядом, но также и из других государств — в частности, Южной Кореи, Вьетнама, Сингапура. Ожидается заметная переориентация приоритетов отечественных инвесторов. Многие из них сейчас вкладываются в зарубежные проекты, и вполне возможно, что их капиталы также будут направлены в экономику Сибири и Дальнего Востока РФ. Этому могут способствовать также и санкционные ограничения, действующие в отношении российских предприятий.

Все знают о том, что на территории Якутии и Амурской области строится магистральный газопровод “Сила Сибири”. Недавно корреспондент побывал на этой грандиозной стройке, которая ведется, в том числе, в Нерюнгринском районе Якутии.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

«Сила Сибири» – грандиозное по своим масштабам сооружение, и касается оно, конечно, не только одного района, а имеет, без преувеличения, мировое значение.

Напомним, что поручение «Газпрому» проработать проект газопровода с рабочим названием Якутия - Хабаровск - Владивосток президент РФ Владимир Путин дал в октябре 2012 года. Был проведен конкурс на лучшее название газопроводу, и 27 декабря 2012 года было объявлено победившее название – «Сила Сибири». В мае 2014 года «Газпром» и китайская компания CNPC (хорошо знакомая нам по магистральному нефтепроводу “Восточная Сибирь – Тихий океан”) подписали контракт на 30 лет на поставку газа в Китай. Согласно контракту, в год должно поставляться 38 млрд кубометров газа, общая сумма контракта составляет 400 млрд долларов.

1 сентября 2014 года Владимир Путин запустил строительство газопровода “Сила Сибири”. Любопытно, что это произошло в Якутске, в местности Ус Хатын, где проводится Ысыах Туймаады, но газопровод, строго говоря, проходить не будет. Тем не менее, церемония сварки первого стыка имела большое символическое значение, потому что это жизненно важная стройка для всей Якутии.

За строительство «Силы Сибири» со стороны Группы «Газпром» отвечает ООО «Газпром трансгаз Томск». Протяженность «Силы Сибири» составляет 2 158,5 км. Из них – 1 290,7 км по территории Якутии.

Диаметр трубы составляет 1 420 мм, рабочее давление 9,8 Мпа. Строится восемь компрессорных станций. В том числе пять на территории Якутии. Пропускная способность должны составить 38 млрд кубометров газа в год.

Основной ресурсной базой для “Силы Сибири” считаются два месторождения в Якутии – Чаяндинское с запасами 1,2 трлн кубометров и Ковыктинское – 1,5 трлн кубометров. Планируется, что ежегодно на Чаяндинском месторождении будет добываться до 25 млрд кубометров газа и не менее 1,5 млн тонн нефти.

Начало добычи газа намечено на конец 2018 года, а первые экспортные поставки в Китай – на 2019 год.

С августа 2014 года на выполнение строительных и проектных работ на газопроводе «Сила Сибири» было привлечено более 25 подрядчиков. Общая сумма объявленных тендеров составила больше 184 млрд рублей.

ТРУБА В ТАЙГЕ

Маршрут трассы проложен вдоль действующего (построенного 8-10 лет) назад магистрального нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан”, в том числе в Нерюнгринском районе. Это позволяет оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение.

Поэтому в этих местах мы уже бывали, когда строился нефтепровод. 12 июля 2007 года примерно там же, в 12 километрах от Чульмана, торжественно сваривали юбилейный 1 000 -й километр магистрального нефтепровода. Всего по Якутии проходит 1 458 километров нефтепровода. Очевидно, что в случае с магистральным газопроводом “Сила Сибири” речь идет примерно о таком же расстоянии. Хотя в целом по длине газопровод будет немного короче ВСТО.

Чтобы добраться до «второй трубы», нужно поехать примерно таким же путем. Сначала от Нерюнгри до Чульмана, затем несколько километров от Чульмана по хорошо знакомой нерюнгринцам дороге на «Нахот». Этот путь можно преодолеть на обычном автобусе.

Примерно посередине дороги на «Нахот» придется покинуть автобус и пересесть в вахтовку. Газпромовские вахтовки отличаются от того, что мы видели раньше – выполненная на базе КамАЗа, она более уютная и современная. Правила перевозки людей очень строгие. Все обязаны сидеть, привязавшись ремнями безопасности. Никаких стоящих пассажиров. Технологическая дорога неровная, особенно после дождя, но вполне проходимая. Впрочем, от места, где мы пересели в вахтовку, до смотровой площадки перед газпромовской трубой – более 10 километров, которые мы добирались около получаса. Пешком там не дойдешь, да и пешеходов на этой дороге в достаточно глухой тайге просто нет и быть не может.

Зато место для смотровой площадки было выбрано очень интересное: здесь с высоты сопки всё отлично видно, в главное – именно здесь труба будет переходить через достаточно широкую в этом месте реку Чульман.

Первое впечатление – «строительство в одном коридоре» с ВСТО – понятие, конечно, достаточно условное. Расстояние от двух трубопроводов – не менее одного километра. Так что как мы ни старались и не вглядывались в горизонт, магистрального нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” с этой точки мы так и не увидели. Он прячется где-то в тайге – возможно, ближе к Чульману. Поэтому все тут делается заново, просека по тайге рубится своя собственная. Единственное, чем можно воспользоваться от магистрального нефтепровода – часть технологических дорог. Это, конечно, немного облегчает задачу строителям.

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОЙКИ

О том, как строится магистральный трубопровод, нам рассказали специалисты, благо их в этот день и на этом месте было немало.

Стройка началась с подготовительных работ. Это расчистка трассы от леса и кустарника, срезка крутых продольных склонов (косогоров), которых немало в нашей местности. Сюда входят проведение защитных противообвальных и противооползневых мероприятий, проведение мероприятий, обеспечивающих минимальное промерзание грунта. Большой объем работ – строительство временных дорог, водопропускных, водоотливных и осушительных сооружений на подъездах к трассе и вдоль неё, а так же мостов и переправ через реки, ручьи, овраги. Подъездных дороги защищаются от снежных заносов. Естественно, были устроены временные базы и склады для хранения материалов и оборудования.

В Нерюнгринском районе, к счастью, нет вечной мерзлоты. А севернее, там, где «Сила Сибири» проходит по Якутии, подготовительные работы надо было вести так, чтобы по возможности не повреждался моховой покров. Оказывается, повреждение его при льдонасышенных вечномерзлых грунтах ведет к образованию термокарста.

Второй этап, который полным ходом идет сейчас – это транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. На технологической дороге, по которой мы полчаса ехали на вахтовке, то и дело снуют груженые «Татры». Эти автомобили перевозят технологические грузы. А сами трубы – красивые, надежно закрытые с обеих сторон заглушками и в синем полиэтилене – везут специальные автомобили – трубовозы.

Для сооружения магистрального газопровода на трассу доставляют и развозят по ней трубы, секции труб, запорную арматуру (краны, задвижки), железобетонные крупногабаритные изделия, изоляционные материалы, монтажное оборудование, механизмы и другие специальные грузы. Основной объём транспортируемых грузов составляют трубы и секции труб. Секции труб, доставленные к месту производства монтажных работ, как правило, разгружают с транспортных средств трубоукладчиками.

Можно добавить два слова от трубах. Все они стальные, российского производства, в том числе их производят Выксунский металлургический завод, Челябинский трубопрокатный завод, а те, которые сейчас применяются в Нерюнгринском районе делает Ижорский трубный завод (Санкт-Петербург). Эти трубы имеют внутри максимально гладко покрытие. Такая технология снижает затраты энергии на транспортировку газа за счет уменьшения шероховатости трубы и, соответственно, трения. Внешняя изоляция труб выполнена из новых нанокомпозиционных материалов, чтобы обеспечивать высокую коррозионную стойкость газопровода.

Учитывая, что Нерюнгринский район относится к регионам с повышенной сейсмической активностью, здесь используются трубы с повышенной деформационной способностью. Есть также специальные технические решения по их укладке, в которые мы вдаваться не будем, их знают специалисты.

Почти одновременно с доставкой и погрузкой-разгрузкой на стройке проходят земляные работы. Сюда входят создание амортизирующей песчаной подкладки под газопровод, обвалование, отсыпка насыпей и рекультивация. После разбивки трассы сооружаемого участка магистрального газопровода и выполнения подготовительных работ, сооружают амортизирующую прокладку. Прокладку сооружают из привозного песка с последующим уплотнением слоёв. Толщина амортизирующей прокладки варьируется в пределах 100-150 мм и должна полностью перекрывать острые камни, куски твёрдого грунта и т.д., способные повредить заводское противокоррозионное покрытие.

До следующего этапа – сварочно-монтажных работ – в Нерюнгринском районе дело пока еще дошло. Это предстоит в скором будущем. Как рассказали специалисты, при строительстве линейной части магистральных газопроводов сварочно-монтажные работы выполняют, как правило, в два этапа. На первом этапе отдельные трубы с заводской длиной 12 метров и менее на полустационарных трубосварочных базах сваривают с поворотом в 24-, 36- и даже 48-метровые секции. На втором этапе из этих вывезенных на трассу длинномерных секций сваривают непрерывную нитку трубопровода.

Далее последуют изоляционно-укладочные работы. Укладку сваренного газопровода сделают с помощью трубоукладчиков. После сварки, укладки и засыпки, магистральный газопровод должен быть очищен, испытан на прочность и проверен на герметичность. Но это произойдет уже в самом конце строительства, то есть примерно в 2019 году.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

Многих местных жителей, знающих о хороших заработках как и самом в «Газпроме», так и в его дочерних предприятиях, безусловно, интересуют перспективы возможности устроиться на работу – если не на обслуживание магистрального газопровода “Сила Сибири”, то хотя бы на его строительство.

Устроиться вполне реально, но просто так деньги никому не платят. Здесь нужны в первую очередь высококвалифицированные специалисты. Можно найти работу водителем разных категорий, можно сварщиком, токарем, монтажником и т.п. Крупные компании обычно не дают объявлений о вакансиях в средствах массовой информации, но все эти вакансии и контакты для резюме видны на их официальных сайтах. Так что самый эффективный способ найти здесь работу – изучить сайты потенциального работодателя.

Кстати, в ходе состоявшегося на следующий день после поездки на трубу совместного совещания правительство Якутии поставило перед “Газпромом” вопрос привлечения в качестве субподрядной организации проектного института ООО “Якутгазпроект” и АО “Сахатранснефтегаз”. Задача республики – максимально использовать производственные мощности и местные трудовые ресурсы в ходе реализации проектов на ее территории. В частности привлекать местные организации к строительству и проектированию газопроводов-отводов, межпоселковых газопроводов к населенным пунктам Ленского, Олекминского, Алданского и Нерюнгринского районов. Так что кадры есть, и они действительно хотят устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу.

Вообще, как мы поняли, на строящейся трубе работают две группы специалистов. Первые называют себя линейщиками - они делают только линейную часть газопровода, оставляя пробелы в местах пересечения дорог и инженерных коммуникаций. Вторые – так называемые разрывные бригады и бригады прокольщиков. Они занимаются переходами под железными и автомобильными дорогами, а также водными препятствиями.

Практически все эти люди – очень высококвалифицированные специалисты. Поскольку магистральные нефтепроводы и газопроводы в Нерюнгри строятся, мягко говоря, не каждый день, то и эти люди на месте стройки, что называется, находятся проездом. Большинство из них работает в «Газпроме» уже много лет - они строили газопроводы во всех уголках нашей страны и даже за рубежом. Построят в Нерюнгринском районе – поедут дальше. Газопровод очень длинный, тысячи километров.

По словам руководителя рабочей группы ПАО «Газпром» Валерия Голубева , в Нерюнгринском районе строительство магистрального газопровода “Сила Сибири” идет по плану и достаточно успешно. «Если говорить об укладке линейной части, она уже на 80% завершена на всем протяжении по территории республики. Участок, который смотрели в Нерюнгринском районе, сложный – подводный переход, крутые берега Чульмана, проблемный грунт и т.д. Но подрядчик справляется. Работа сложная, но интересная» , – сказал заместитель председателя правления «Газпрома».

Это в том, что касается стройки. В то же время очень скоро придет время обслуживания магистрального газопровода “Сила Сибири”, а это уже постоянная работа, причем исключительно для местных жителей.

Сегодня у ООО «Газпром трансгаз Томск» на территории республики работает одно линейно-производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) в Ленске, а также три региональных управления по строительству объектов (РУСО) - в Олекминске, Алдане и Нерюнгри. Общая численность на сегодня составляет 259 человек из них 89% - это местное население.

После завершения строительства объекта к 2019 году планируется довести численность подразделений до 773 человек, с перспективой увеличения до 1 236 человек к 2021 году, в том числе по Ленскому району – 421 человек, Алданскому району – 348 человек и по Нерюнгринскому району – 467 человек. Не случайно глава Нерюнгринского района Виктор Станиловский призвал нерюнгринскую молодежь учиться газовым специальностям и возвращаться в родной район. Время до 2021 года еще есть, а работа будет хорошая – интересная и высокооплачиваемая.

ЧТО С ГАЗОМ?

Вопрос возможности газификации от магистрального газопровода “Сила Сибири” населенных пунктов, в том числе Нерюнгринского района, до сих пор стоит достаточно остро. Во всяком случае, представители Якутии настойчиво пробивают этот вопрос. В то же время понятно, что для представителей ПАО «Газпром» приоритетным является само строительство магистрального газопровода для скорейшего начала экспорта в Китай. Вопрос газификации населенных пунктов для них является второстепенным, и они постоянно напоминают о том, что здесь «необходимо считать экономику». Хотя с принципиальной постановкой вопроса газификации хотя бы тех районов, по которым проходит “Сила Сибири”, они согласны.

На совещании министр промышленности и геологии Якутии Андрей Панов сказал о том, что ряд республиканских промышленных компаний, владеющих лицензионными участками близ “Силы Сибири”, хотели бы стать партнерами “Газпрома” и подключиться к магистральному газопроводу для транспортировки газа. Это помогло бы газифицировать прилегающие территории, создать рабочие места и получать налоговые отчисления.

Зампредседателя правления “Газпрома” Валерий Голубев ответил, что компания постоянно обсуждает подобные вопросы, причем не только в том, что касается месторождений природного газа, но и с точки зрения использования попутного нефтяного газа в Якутии. “Проект “Сила Сибири” ограничен своей природой и возможностями” , – подчеркнул Голубев.

Тем не менее, остается социальная ответственность, которую ни в коем случае не снимает с себя «Газпром». Теоретически магистральный газопровод “Сила Сибири” попутно позволит газифицировать 29 населенных пунктов в четырех районах Якутии. в Нерюнгринском районе это в первую очередь Иенгра и Чульман, где в ряде домов до сих пор используется печное отопление.

“Программа, разработанная ООО “Газпром межрегионгаз”, предусматривает газификации четырех районов республики от магистрального газопровода “Сила Сибири”: Олекминского, Ленского, Алданского и Нерюнгринского. Общий объем финансирования составит 13,1 млрд рублей, предусмотрена газификации 29 населенных пунктов” , – сказал министр промышленности и геологии Якутии Андрей Панов по итогам совещания в Нерюнгри.

Общая протяженность планируемых к строительству газопроводов – 761 км, количество газифицируемых домовладений – 6 657 единиц, также запланирована газификация 90 котельных, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Согласно этой программе, компания “Газпром” осуществляет строительство газопроводов-отводов и межпоселковых газопроводов на высоком давлении, а за счет средств республики будет осуществлено строительство внутрипоселковых газопроводов, находящихся на низком давлении. Программа предусмотрена на период с 2016 по 2025 годы.

В настоящее время “Газпромом” уже проведены конкурсные процедуры и заключены договора на выполнение проектно-изыскательских работ по газопроводам-отводам, газораспределительным сетям и межпоселковым газопроводам к населенным пунктам.

И самый главный итог недавнего визита: правительство Якутии предложило компании “Газпром” создать новый план мероприятий совместной деятельности до 2020 года. «Газпром» согласился.

Программа будет разработана к концу 2017 года. Так что всё, что мы видим сегодня – это только начало.

» (принадлежит Газпромбанку и UCP) построит 239 км магистрали «Сила Сибири». Согласно сайту госзакупок, «Газпром» заключил контракт с единственным поставщиком на строительство участка газопровода КС-2 «Олекминская» – КС-3 «Амгинская» (555,8–794,8 км) стоимостью 21,1 млрд руб. В документации имя поставщика не раскрыто. Подрядчик – «Стройгазконсалтинг», рассказал «Ведомостям» источник, близкий к компании, и подтвердил человек, близкий к одному из акционеров. Представитель «Стройгазконсалтинга» от комментариев отказался, представитель «Газпрома» не ответил на запрос.

О том, что «Стройгазконсалтинг» получил подряд на строительство «Силы Сибири», говорил зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов, но его объем не раскрывался. Это первый известный такой большой заказ «Газпрома» для «Стройгазконсалтинга» с 2013 г. и первый подряд компании на строительство участка «Силы Сибири», знает собеседник «Ведомостей». Несколько лет назад «Стройгазконсалтинг» был самой крупной строительной компанией в России, только подряды «Газпрома» с 2008 по 2012 г. превышали 800 млрд руб., подсчитал Forbes. Но у прежнего владельца «Стройгазконсалтинга» Зияда Манасира испортились отношения с главным заказчиком и стройки «Газпрома» пришлось заморозить, писало издание.

Кто строит «Силу Сибири»

«Стройтрансгаз» на условиях закупки у единственного поставщика получил заказы на строительство участков «Силы Сибири» на общую сумму 148,35 млрд руб. В конце 2015 г. «Газпром» заключил со «Стройгазмонтажом» пять контрактов почти на 198 млрд руб. В конце июля – контракт на 25,42 млрд руб. на обустройство Чаяндинского месторождения и строительство участка Чаянда – Ленск «Силы Сибири». Имя подрядчика не сообщается.

Ситуация стала меняться после смены акционеров. Весной 2015 г. Газпромбанк и UCP купили 100% группы «Стройгазконсалтинг», писал «Интерфакс». Дела у «Стройгазконсалтинга» идут «лучше, чем было», говорил недавно президент, управляющий партнер UCP Илья Щербович в интервью «Ведомостям». «Для нас «Стройгазконсалтинг» – инвестиция в distressed актив. Не мы привели «Стройгазконсалтинг» в нынешнее финансовое состояние, наша задача, наоборот, попытаться каким-то образом ситуацию улучшить, в первую очередь за счет возобновления отношений с основным заказчиком», – сказал Щербович. За весь 2015 год сумма коммерческих контрактов «Стройгазконсалтинга» была меньше 19 млрд руб., сумма арбитражных исков к компании – 64,4 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». С начала 2016 г. компания заключила 144 контракта на 24,4 млрд руб. без учета подряда на строительство участка «Силы Сибири».

После того как акционером «Стройгазконсалтинга» стал Газпромбанк («Газпрому» принадлежит 35,5% обыкновенных акций), отношения подрядчика с «Газпромом» улучшились, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к другому подрядчику концерна. «Газпром » опосредованно «принял его в семью», сказал источник. На таких масштабных проектах, как «Сила Сибири», «Газпрому» нужны все доступные производственные мощности, а компаний, которые способны взяться за такие заказы, немного, добавляет другой собеседник издания. Крупный подряд – хороший сигнал для компании, считают собеседники «Ведомостей».

«Стройгазконсалтинг» постепенно выходит из кризиса и «Газпром» идет ему навстречу, согласен директор Small Letters Виталий Крюков. С другой стороны, подрядные мощности пользуются спросом, свободных рук нет, добавляет Крюков. В этом году «Газпром» планирует построить 400 км «Силы Сибири». Уже построено более 200 км, говорил «Интерфаксу» генеральный директор заказчика стройки «Газпром трансгаз Томск» Анатолий Титов. Но один крупный контракт не исправит положение «Стройгазконсалтинга», для банков важно, чтобы портфель проектов не ограничивался разовыми сделками, считает Крюков. Выход компании из кризиса займет не один год, полагает он.

Газопровод «Сила Сибири» начали заполнять природным газом. Об этом сообщил глава Якутии Айсен Николаев. По его словам, магистраль будет введена в действие уже к первому декабря. Ранее сообщалось о подключении «Силы Сибири» к одному из двух планируемых месторождений. Газопровод строился в том числе и для экспорта в Китай, договор о поставках топлива заключён на 30 лет. Эксперты считают, что реализация проекта не только поможет сотрудничеству с КНР, но и будет способствовать развитию регионов, по которым проходит газопровод.

«Для регионов этот проект - это благо, это новые рабочие места, привлекаются также местные подрядные организации. Обслуживать данный газопровод тоже необходимо, поэтому это позитивный фактор и с точки занятости, и с точки зрения дохода, бюджета, развития территорий», - считает эксперт.

Кроме того, введение в строй газопровода поспособствует привлечению средств на Дальний Восток, прокомментировал ситуацию RT заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач .

«Естественно, приход газа в эти регионы создаст более привлекательную инвестиционную систему, - говорит Гривач, - это уже приводит к тому, что инвестируются средства в развитие газификации, газ восточносибирский - многокомпонентный, из него будет выделять и жидкие фракции, для экспорта или дальнейшей переработки».

Подготовка к запуску «Силы Сибири»

В середине августа сообщалось, что к «Силе Сибири» подключили Чаяндинское месторождение в Якутии. К залежам газа был подведён трубопровод, соединивший их с общей транспортной системой газопровода. Тогда же компания-оператор анонсировала скорое начало заполнения «Силы Сибири» газом из месторождения.

Газопровод «Сила Сибири» предназначен для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме Чаяндинского, газопровод также планируют связать с Ковыктинским месторождением в Иркутской области.

Одной из основных функций газопровода станет доставка газа в КНР. Контракт на поставки был подписан в 2014-м году между «Газпромом» и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (CNPC). Договор заключён на 30 лет, его стоимость оценивается в $400 млрд

В «Газпроме» отмечали, что первые поставки по газопроводу в Китай будут насчитывать 10 млн кубометров в сутки с последующим увеличением объёмов. К 2025 году «Сила Сибире» выйдет на запланированные мощности и будет поставлять в КНР 38 млрд кубометров в год, отмечала зампред правления «Газпрома» Елена Бурмистрова.

Поставки планировалось начать 20 декабря 2019 года, однако в этом феврале глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что их перенесут на первое число этого месяца. По его словам, такое решение связано с «опережением графика» строительства газопровода.

Сотрудничество с Китаем

В марте Миллер сообщил, что запуск поставок по «Силе Сибири» в 2019 году откроет «новую эру сотрудничества в энергетической сфере» Китая и России. Он добавил, что Россия в рамках контракта поставит в КНР более одного трлн кубометров газа, а также рассказал о росте российского газового экспорта.

«Для этого масштабного проекта мы создаём новые центры газодобычи. Объём импорта газа в Китай в прошлом году составил 126 миллиардов кубометров газа и увеличился по сравнению с 2017 годом на 32%. Объёмы импорта газа будут расти», - сказал тогда глава «Газпрома».

«Сила Сибири», особенно её китайское направление, является важным российским «геополитическим проектом», полагает Сергей Пикин. По его словам, Россия и дальше будет развивать это направление экспорта, чтобы расширить число партнёров по газовой торговле.

«Это направление для поставок газа трубопроводным способом. И планировалось, что это будет не последний газопровод, то есть ещё будет и продолжение. Обсуждался газопровод «Алтай». Геополитическая задача «Газпрома» в данном случае - диверсификация направлений поставок с помощью трубопроводов», - говорит эксперт.

По мнению Пикина, сотрудничество с Китаем в нефтегазовой сфере с момента подписания соглашения о поставках только усиливается. Фактически, именно строительство газопровода инициировало дальнейшее появление совместных проектов.

«Компании из Китая входят в различные наши проекты, связанные и с добычей нефти, нефтепереработкой, нефтехимией, сжиженным газом. Работа с каждым годом только усиливается, и объём товарооборота показывает положительную динамику. Инвестиции также растут в этом направлении. Поэтому, по сути, «Сила Сибири» была отправной точкой для реализации всех этих проектов», - отмечает специалист.

Дополнительная информация


"Сила Сибири" - будущая общая газотранспортная система (ГТС) для двух центров газодобычи: Иркутского (на базе Ковыктинского месторождения, с запасами газа в 1,5 трлн куб. м) и Якутского (на базе Чаяндинского месторождения, 1,2 трлн куб. м газа). С этих центров газ будет транспортироваться через Хабаровск до Владивостока для внутреннего потребления, а также на экспорт в страны АТР. Проект реализует ОАО "Газпром".

Маршрут "Силы Сибири" пройдет вдоль трассы действующего магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО).

Первой очередью ГТС "Сила Сибири" станет магистральный газопровод "Якутия - Хабаровск - Владивосток", ввод в эксплуатацию которой запланирован на конец 2017 г. На втором этапе газопровод соединит Иркутский и Якутский центры газодобычи.

Протяженность ГТС "Сила Сибири" составит около 4 000 км, из них на газопровод "Якутия - Хабаровск - Владивосток" придется примерно 3 200 км, на газопровод "Иркутская область - Якутия" - около 800 км. Диаметр трубы -1420 мм, рабочее давление - 9,8 МПа (100 атм.), производительность - 61 млрд куб. м газа в год.

В октябре 2012 года президент Владимир Путин поручил «Газпрому» проработать проект газопровода от Чаяндинского месторождения до Владивостока. Стоимость газопровода оценивалась в более чем 1 трлн рублей, а закончить его планировалось к 2017 году.

Частично трубопровод будет проходить внутри интегрированного коридора вместе со второй частью нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Вместе эти трубопроводы будут наполнять проектируемую станцию по производству сжиженного природного газа, которая будет производить СПГ для экспорта в Японию и поставлять сырьё для проектируемого нефтехимического комплекса в Приморском крае.

В мае 2014 года проекту был дан новый импульс в связи с подписанием 30-летнего контракта на поставку газа в Китай между Газпромом и CNPC. Согласно контракту, в год должно поставляться 38 мрлд кубометров газа. Также газопровод планируется соединить с Ковыктинским месторождением. Общая сумма контракта составляет 400 млрд долларов. При этом, как сообщается, «Газпром» получит от CNPC предоплату на строительство газопровода «Сила Сибири» в объеме 25 млрд долларов.

Планируется, что разработка Чаяндинского месторождения начнется в 2015 году, а добыча газа - в 2018 году, поэтому к концу 2017 года планируется открыть первый участок ГТС «Сила Сибири» до Благовещенска.

Комиссия по развитию топливно-энергетического комплекса при президенте России рассмотрит вопрос о создании консорциума компаний нефтегазового сектора для строительства трубопроводов Восточной газовой программы. В связи с этим в строительстве трубопровода «Сила Сибири» возможно участие компании «Роснефть».

Статьи по теме: