Трансфертное ценообразование и новации налогового контроля. Трансфертное ценообразование и минимизация налоговых рисков Что такое трансфертное ценообразование

Развитие и рост вертикально интегрированных структур в виде мировых транснациональных корпораций, холдингов, объединений привели к появлению различного рода ценовых сделок, в том числе внутри самих структур. Правовые аспекты налогового контроля при применении трансфертных цен для транснациональных компаний и налоговых органов отражены в специальных рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В статье предлагаем рассмотреть вопросы трансфертного ценообразования, определения взаимозависимых лиц, а также виды контролируемых сделок, методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Трансфертное ценообразование: основные положения

Трансфертное ценообразование (англ. Funds transfer pricing) - реализация товаров и услуг членам своей организации по внутрифирменным ценам, отличным от рыночных.

Применение корпорацией трансфертных цен является объективным процессом осуществления коммерческой деятельности. Оно позволяет минимизировать налоговые обязательства, что порой негативно сказывается на доходах бюджета.

Трансфертное ценообразование в мировой практике представляет собой установленные налоговым законодательством правила, требующие, чтобы уровень цен, применяемых по сделкам между связанными сторонами, соответствовал уровню рыночных цен. В свою очередь, трансфертная цена представляет собой цену на товары (услуги), отличающуюся от объективно сформированной рыночной цены при совершении сделок между участниками единой группы компаний (холдинга). При этом трансфертные цены применяются не только в целях оптимизации налогообложения, но и в качестве инструмента по управлению финансовыми ресурсами корпорации в целом.

В международной практике при осуществлении контроля за трансфертным ценообразованием действует принцип «вытянутой руки», в соответствии с которым ценой сделки признается рыночная цена (или диапазон цен), сложившаяся между независимыми компаниями на рынке сопоставимых (однородных, идентичных) товаров (работ, услуг) между сопоставимыми компаниями в одинаковых экономических условиях. Принцип «вытянутой руки» применяется как при сопоставлении цены сделок между независимыми компаниями, так при сравнении уровня рентабельности компаний, осуществляющих такие сделки.

В Российской Федерации на основе рекомендаций ОЭСР был принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее - Федеральный закон № 227-ФЗ).

Взаимозависимые лица

Обратите внимание! С 2012 г. действует раздел V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» НК РФ, который содержит основные положения, касающиеся: определения круга взаимозависимых лиц, видов контролируемых сделок и порядка информирования налоговых органов о характере таких сделок, методов, используемых при определении для целей налогообложения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица. Указанным разделом НК РФ также введен новый вид налоговых проверок по сделкам между взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются лица, которые могут оказывать влияние на условия или результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц. Налоговым законодательством установлен закрытый перечень определения доли прямого или косвенного участия одной компании в другой или физического лица в организации при различных обстоятельствах.

Например, взаимозависимыми лицами признаются: организации, если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля участия превышает 25 %; физическое лицо и организация, если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия превышает 25 %; компании, большая часть руководства которых была назначена одними и теми же лицами.

Для налогоплательщиков установлены три основания для признания лиц взаимозависимыми: согласно действующему законодательству, по решению суда либо в случае принятия самостоятельного решения самим налогоплательщиком.

Федеральным законом № 227-ФЗ установлен новый порядок налогового контроля соответствия цен сделки рыночным. Он относится к налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при условии осуществления сделок между взаимозависимыми лицами.

Цена сделки между хозяйствующими субъектами признается рыночной, если со стороны ФНС России не доказано обратное посредством налогового контроля либо сам налогоплательщик не произвел самостоятельную корректировку налоговой базы. Цены признаются также рыночными в случаях:

  • регулирования их со стороны государства;
  • сложившихся по результатам биржевых торгов;
  • определенных оценщиком стоимости объекта;
  • предусмотренных соглашением о ценообразовании.

Цены признаются также рыночными между не взаимозависимыми лицами при получении доходов (прибыли, выручки) сторонами таких сделок.

При определении доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, ФНС России производит сопоставление таких сделок или совокупности их (анализируемая сделка) с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (сопоставимые сделки).

Сопоставимые сделки - это сделки, совершаемые в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой. Если соответствующие условия сопоставляемых сделок отличаются от условий анализируемой сделки, такие условия можно признать сопоставимыми, когда различия между ними не оказывают существенного влияния на их результаты или же различия могут быть учтены при применении соответствующих корректировок. В данном случае речь идет о корректировках к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки для целей налогообложения.

Для проверки сопоставимости цен сделки рыночному уровню используются общедоступные источники информации, в частности данные статистики, информационно-ценовых агентств, бухгалтерской и статистической отчетности организаций, в том числе опубликованные в российских или иностранных изданиях, а также на их официальных сайтах.

Важно! Контроль за ценообразованием выведен за рамки полномочий территориальных налоговых органов. Теперь он возложен на ФНС России, а именно на Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества.

При осуществлении контроля за ценообразованием ФНС России использует:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Первые три метода являются традиционными (они и ранее применялись), к ним добавились два последующих метода. Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Допускается использование комбинации двух и более методов. Все они предполагают глубокий экономический анализ всех факторов, влияющих на финансовые результаты сделки.

В этой связи необходимо остановиться на показателях рентабельности, используемых при определении цен для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках между взаимозависимыми лицами. К таким показателям относятся:

  • валовая рентабельность;
  • рентабельность продаж;
  • рентабельность затрат;
  • рентабельность коммерческих и управленческих расходов;
  • рентабельность активов.

Указанные показатели рентабельности определяются на основании данных бухгалтерской отчетности. При этом расчет производится по результатам не менее четырех сопоставимых сделок, в том числе совершенных налогоплательщиком с не взаимозависимыми лицами по отношению к нему, или на основании данных бухгалтерской отчетности не менее четырех сопоставимых организаций.

При отсутствии такой информации интервал рентабельности может быть рассчитан на основании данных о меньшем количестве сопоставимых сделок или бухгалтерской отчетности меньшего количества организаций.

Выбор организаций осуществляется с учетом их отраслевой специфики и соответствующих видов деятельности в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях относительно анализируемой сделки.

Обратите внимание! Независимо от применяемого метода при определении доходов (прибыли, выручки) при осуществлении сделок между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения необходимо рассчитать минимальное и максимальное значение интервала рентабельности.

Прежде чем рассчитать минимальное и максимальное значение интервала рентабельности, необходимо осуществить выборку. С этой целью упорядочивается совокупное значение рентабельности. Каждому значению рентабельности, начиная с минимального, присваивается порядковый номер. Если выборка содержит два и более одинаковых значения рентабельности, то в нее включаются все такие значения. При этом не учитывается рентабельность анализируемой сделки.

Алгоритмы определения минимального и максимального значений рентабельности представлены на рис. 1, 2.

Частное от деления на четыре числа значений рентабельности в выборке

является целым числом

не является целым числом

минимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значение рентабельности, порядковый номер которого равен этому целому числу, а значение рентабельности принимается по возрастанию в виде порядкового номера в этой выборке

минимальным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, порядковый номер которого в
выборке равен целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу

Рис. 1. Алгоритм определения минимального значения рентабельности

Произведение 0,75 и числа значений рентабельности в выборке

является целым числом

не является целым числом

максимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значение рентабельности, порядковый номер в выборке которого равен этому целому числу, а значение рентабельности имеет следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке

максимальное значение интервала рентабельности - это значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу

Рис. 2. Алгоритм определения максимального значения рентабельности


При расчете интервала рентабельности используется информация на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена контролируемая сделка. Можно воспользоваться также данными бухгалтерской отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующих календарному году, в котором была совершена сделка. Кроме того, такой информацией может служить информация налогоплательщика о совершенных им сделках с не взаимозависимыми лицами.

На конкретном примере покажем расчет интервала рентабельности, при котором уровень цен, применяемых в сделках, признается рыночным.

Пример

Налоговый орган с целью проверки соответствия цен по сделке между взаимозависимыми организациями использовал информацию об аналогичных сделках, совершенных четырьмя сопоставимыми организациями со своими независимыми партнерами. С целью выборки уровень рентабельности по восьми сделкам упорядочим по возрастающей (табл. 1).

Таблица 1. Распределение уровня рентабельности по сделкам между взаимозависимыми лицами

№ совершенной сделки

Уровень рентабельности, %

11,5

12,1

13,2

13,8

14,2

14,6

15,0

15,2

Используя соответствующие алгоритмы, рассчитаем:

  • минимальное значение рентабельности:

1) находим частное от деления на четыре числа значений в выборке: 8 / 4 = 2;

2) поскольку получилось целое число, то минимальное значение рентабельности - это среднее арифметическое число значения рентабельности. Из выборки берется порядковый номер, равный этому числу, и значение рентабельности, имеющее следующий по возрастанию порядковый номер в выборке - 13,2 %;

3) минимальное значение рентабельности составит: ((12,1 + 13,2) / 2) = 12,15 %;

  • максимальное значение рентабельности:

1) находим произведение 0,75 и числа значения рентабельности в выборке: 8 × 0,75 = 6;

2) поскольку произведение равно целому числу, то максимальное значение интервала рентабельности - это среднее арифметическое значение рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу (14,6 %), и следующее значение рентабельности по возрастанию (15 %);

3) максимальное значение рентабельности составит: ((14,6 + 15) / 2) = 14,8 %.

Таким образом, интервал рентабельности, при котором уровень применяемых цен в сделках считается рыночным, - от 12,15 % до 14,8 %.

Необходимо отметить, что интервал рентабельности применяется во всех методах, используемых для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках взаимозависимых лиц.

Контролируемые сделки

Контролируемые сделки - это сделки, цены которых могут быть проверены налоговыми органами. Контролируемые сделки для целей налогового контроля учитываются с 2012 г.

По заявлению ФНС России суд может признать сделку контролируемой, даже если она не соответствует рассмотренным в табл. 2 условиям. Однако для этого должны быть достаточные основания (сделка входит в группу однородных сделок с целью сокрытия контролируемой сделки).

Таблица 2. Контролируемые сделки и условия их применения

Сделки, признаваемые контролируемыми

Условия для признания сделки контролируемой

Сумма доходов по сделкам

за соответствующий календарный год

Совокупность сделок при реализации (перепродаже) товаров (выполнении работ, оказании услуг) с участием лиц - посредников, не являющихся взаимозависимыми

Третьи лица - посредники:

а) не выполняют в совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации по реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

б) не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом

Без ограничения по сумме

Без ограничения по сумме

Сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ

При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) сумма доходов по сделкам за календарный год превышает определенный размер;

б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого с учетом процентной налоговой ставки, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое (признаваемое объектом налогообложения);

в) одна из сторон сделки - плательщик единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) или единого налога на вмененный доход (ЕНВД), а другая сторона - не плательщик этих налогов. Сделки признаются контролируемыми с 2014 г.;

г) одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль организаций или же применяет ставку налога в размере 0 %. Другая сторона сделки - плательщик налога на прибыль организаций, не применяющая ставку налога в размере 0 %;

д) одна из сторон сделки - резидент особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает льготы по налогу на прибыль организаций. Другая сторона сделки не является резидентом такой зоны. Сделки признаются контролируемыми с 2014 г.

Более 1 млрд руб. за 2012 г., более 2 млрд руб. за 2013 г., более 3 млрд руб. за 2014 г.

Более 60 млн руб.

Более 100 млн руб.

Более 60 млн руб.

Более 60 млн руб.

Сделки, совершаемые в области внешней торговли

Сделки, совершаемые с биржевыми товарами (нефть, драгоценные металлы, черные и цветные металлы, минеральные удобрения). Вид каждого товара должен соответствовать Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (коды ТН ВЭД)

Более 60 млн руб.

Специальные виды сделок

Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации либо местом налогового резидентства которого является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ

Более 60 млн руб.


Тем не менее существуют исключения, когда сделки даже при соблюдении рассмотренных в табл. 2 условий не признаются контролируемыми. Сюда следует отнести:

1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;

2) сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • у сторон сделки нет обособленных подразделений в других регионах, а также за пределами РФ;
  • стороны сделки не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • стороны сделки не имеют убытков, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;
  • отсутствуют обстоятельства для признания сделок контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ.

Налогоплательщики обязаны уведомить контролирующие органы о совершенных ими контролируемых сделках в календарном году, если сумма доходов по всем таким сделкам с одним лицом (несколькими лицами - сторонами сделки) в 2012 г. превысила 100 млн руб., в 2013 г. - 80 млн руб.

Подача уведомления производится не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом. Если уведомление представлено несвоевременно и в нем указаны недостоверные сведения, то налогоплательщику придется заплатить штраф в размере 5000 руб.

Для участников контролируемых сделок с 2012 г. введен новый вид налоговых проверок - проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Обратите внимание! Проводить проверку соответствия цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки налоговым органам нельзя.

Основанием для проведения проверки соответствия цен являются:

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение территориальной инспекции, которая в ходе проверки выявила факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки ФНС России на основании повторной выездной налоговой проверки, проводимой в целях контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Проверка правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных налоговых проверок за этот же период.

Если по результатам проверки одному из участников сделки доначислен налог, то другой участник сделки сможет скорректировать свою налоговую базу. Например, если в результате проверки у одной стороны сделки были повышены доходы исходя их рыночных цен, то другая сторона имеет право увеличить свои расходы. Такая корректировка называется симметричной .

Симметричную корректировку можно произвести только после того, как налогоплательщик выполнит решение ФНС России о доначислении налога. При этом необходимо получить уведомление со стороны ФНС России о возможности симметричной корректировки.

Симметричная корректировка налоговой базы может быть произведена за налоговый период:

  • организациями - при представлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период (по НДС и НДПИ подаются аналогичные уточненные декларации за соответствующий налоговый период);
  • физическими лицами - при предоставлении налоговой декларации по НДФЛ.

Если налогоплательщик по результатам проведения симметричной корректировки получит право на возврат суммы налога, то применяются правила зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) налогов в соответствии с действующим законодательством.

Необходимо отметить, что налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган для проведения симметричной корректировки по налогам. Контролирующий орган обязан рассмотреть такое заявление и в течение 15 дней вынести одно из следующих решений:

  • выдать уведомление о возможности применения симметричных корректировок;
  • отказать в выдаче уведомления в связи с несоблюдением порядка подачи заявления или неподтверждением информации;
  • проинформировать налогоплательщика о приостановлении сроков для выдачи уведомления в случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки.

Важной для налогоплательщиков новацией является возможность заключения с ФНС России соглашений о ценообразовании, которые регулируют порядок определения цен и применения методов ценообразования в контролируемых сделках. Но прежде чем ФНС России рассмотрит заявление о заключении соглашения о ценообразовании, налогоплательщик должен заплатить госпошлину в размере 1,5 млн руб. Безусловно, такие соглашения смогут заключать только крупные компании.

Налоговая проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится должностными лицами ФНС России на основании вынесенного решения. Срок проведения проверки - не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения о контролируемых сделках. Федеральным законом № 227-ФЗ предусмотрен поэтапный переход в отношении установления срока проведения проверки. Так, по контролируемым сделкам, доходы и расходы по которым были произведены в 2012 г., срок вынесения решения - не позднее 31.12.2013.

В рамках проверки налогоплательщика налоговые органы вправе проверить операции, совершенные за период, не превышающий трех календарных лет, не считая года, в котором вынесено решение о проведении проверки. Вопросы налоговых проверок со стороны ФНС России обобщены в табл. 3.

Таблица 3. Порядок проведения налоговой проверки при совершении сделок между взаимозависимыми лицами

Показатель проверки

Порядок проведения налоговой проверки

Цель проведения проверки

Соответствие цены сделки рыночной

Основание для проведения проверки

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки

Период проверки

Не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения

Срок проведения проверки

Исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении проверки

Период проведения проверки

  • не более шести месяцев;
  • в исключительных случаях продлевается до 12 месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти;
  • в отдельных случаях при получении информации от иностранных государственных органов проведения экспертиз или перевода на русский язык документов срок продлевается на 6 месяцев

Период совершения контролируемых сделок для целей налогового контроля

Не превышает трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки

Методы определения цен рыночным в целях налоговой проверки

  • Метод сопоставимых рыночных цен.
  • Метод цены последующей реализации.
  • Затратный метод.
  • Метод сопоставимой рентабельности.
  • Метод распределения прибыли

Составление акта проверки

При условии выявления отклонении цен от рыночных, повлекших занижение налогов. В течение 20 дней налогоплательщик вправе представить возражение на акт проверки

По требованию ФНС России налогоплательщик обязан представить соответствующую информацию (документацию) относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок). Под документацией понимается совокупность документов или единый документ. В случае если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством, налогоплательщик вправе предоставить соответствующую информацию в произвольной форме. В частности, необходимо сообщить следующие сведения о характере контролируемой сделки :

  • вид деятельности налогоплательщика или лиц, связанных с контролируемой сделкой (перечень участвующих лиц с указанием государств и территорий, описание и условия сделки, выбранная методика ценообразования и т. д.);
  • сведения об используемых методах рентабельности (обоснование причин выбора и способа того или иного метода, расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности), размер полученных доходов (прибыли) или произведенных расходов (полученных убытков), сведения об экономической выгоде сделки и т. д.). Если за текущий налоговый период произведена корректировка налоговой базы и соответствующих сумм налога, следует указать и эту информацию.

Важно! Налогоплательщики обязаны предоставить документацию при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.

ФНС России в письме от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@ «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля» рекомендованы основные этапы подготовки документации по контролируемой сделке (группам однородных сделок), основными из которых являются:

  • идентификация и проведение анализа контролируемых сделок (отслеживание уровня получаемых доходов нарастающим итогом по контролируемым сделкам в течение календарного года);
  • планирование и определение предполагаемого объема документации, времени на ее подготовку (оценка размера будущих налоговых обязательств);
  • описание основных характеристик сферы (вида) деятельности лица, совершившего контролируемую сделку (выявление факторов, влияющих на политику ценообразования компании, анализ действующего уровня конкуренции в отрасли, сбор статистических данных);
  • проведение функционального анализа (выявление особенностей анализируемой сделки, анализ характера и содержания заключенных между сторонами сделки хозяйственных договоров (контрактов), оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг));
  • описание взаимозависимых лиц, участвующих в сделке (в зависимости от выполняемых функций, величины используемых активов и принимаемых сторонами сделки финансовых рисков). Например, по видам деятельности организации относятся к сфере производства, реализации, выполнения вспомогательных функций, осуществления НИОКР и т. д.;
  • выбор соответствующего метода (комбинации методов) ценообразования;
  • экономический анализ, поиск сопоставимых сделок или сопоставимых организаций (в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода) и расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности); определение соответствия цен (рентабельности) анализируемой сделки рыночному интервалу цен или рентабельности; обоснование соответствия цены (рентабельности) по контролируемой сделке рассчитанному интервалу рыночных цен (рентабельности) либо проведение соответствующих корректировок.

Таким образом, Федеральным законом № 227-ФЗ введен четкий механизм, определяющий круг налогоплательщиков по контролируемым сделкам, новые методы ценообразования, учитываемые для целей налогообложения, а также возможность проведения симметричных корректировок налоговых обязательств для всех участников операций.

Вместе с тем в указанном законе не нашли должного отражения такие положения, как учет цен для целей налогообложения по сделкам и поставкам для государственных и муниципальных нужд, а также по сделкам, проводимым в рамках биржевой торговли и торгов между российскими налогоплательщиками.

Безусловно, введение нового дополнительного налогового контроля по сделкам между взаимозависимыми лицами приведет к:

  • увеличению налогового администрирования по основным федеральным налогам;
  • дополнительной нагрузке на налогоплательщиков с целью доказывания соответствия или несоответствия цен сделок рыночным ценам;
  • установлению дополнительных штрафных санкций за несоблюдение налогового законодательства в части несоблюдения цен сделок рыночным ценам.

Г. А. Горина, проф. кафедры налогов и налоговой политики РГТЭУ, канд. экон. наук; Р. Г. Ахмадеев, доц. кафедры налогов и налоговой политики РГТЭУ, канд. экон. наук

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

Контролируемые сделки и лимиты годового оборота

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств. С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования - «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделки Лимит не установлен
С товаром биржевой торговли 60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ 60 млн. руб.
Внутрироссийские сделки Между взаимозависимыми лицами 1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%

60 млн. руб.

Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль 60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах 59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) 100 млн. руб.

Пример расчета суммового критерия

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

Вопрос:
Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

Ответ:
Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки :

  • сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах);
  • сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
    • зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;
    • нет обстоятельств для признания их сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 - 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • и некоторые другие.

Какие налоги попадают под ТЦО?

Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

  1. Налог на прибыль организаций.
  2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
  3. НДПИ - если одна из сторон сделки - плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
  4. НДС - если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

Методы определения рыночной цены

Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)).

Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Отправная точка при выборе метода - понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа - исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков.

Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

Следующий этап нашего исследования - сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

Вы можете получить у нас услуги:

  • - оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
  • - подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
  • - выявить контролируемые сделки.

Кто контролирует цены?

Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

Ответственность по ТЦО

Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

  • в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ);
  • штраф за непредоставление уведомления о контролируемых сделках в налоговую инспекцию составит 5 000 руб. (статья 129.4 НК РФ) за каждую сделку.

Отчет о контролируемых сделках:

    Уведомление о контролируемых сделках подаётся до 20 мая года, следующего за отчетным. Т.е. срок подачи уведомления о контролируемых сделка за 2016 год - до 20 мая 2017 года, а за 2017 год - до 20 мая 2018 года.

    Если уточненное уведомление будет подано до момента, когда налоговый орган выявил ошибку, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении. Проверить себя никогда не поздно.

    Документация по контролируемым сделкам может быть запрошена налоговыми органами не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может составить за 3 года.

    Освобождение от штрафных санкций возможно, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

    Налогоплательщикам отводится 30 дней на предоставление запрошенной документации по сделкам.

В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

На сегодняшний день активно проводятся многие операции по реализации самых разных товаров, а также услуг. Налоговые инстанции контролируют ценообразование. Одним из способов его регулирования является трансфертное ценообразование.

Трансфертное ценообразование

Трансфертным ценообразованием называется реализация взаимозависимыми лицами различных услуг или товаров, которая осуществляется по внутрифирменным ценам. Благодаря ему обеспечивается перераспределение общего дохода нескольких граждан в пользу лиц, проживающих в странах с гораздо низким налогообложением. Данная схема является самой простой и популярной в международном налоговом планировании. Целью трансфертного ценообразования считается минимизация уплачиваемых налогов. Они контролируются фискальными органами.

Установленные требования по трансфертному ценообразованию применяются при проведении разнообразных сделок, которые заключаются с взаимозависимыми лицами с огромным оборотом, а также с иностранными взаимозависимыми лицами вне зависимости от размера оборота. По каждой сделке делается отчет по трансфертному ценообразованию, и подаются соответствующие уведомления в налоговую инстанцию.

Закон о трансфертном ценообразовании

Действующее законодательство предполагает достаточно сложную операцию для подтверждения налогоплательщиком рыночного характера ценообразования во всех сделках, находящихся под контролем представителей фискальных органов.

Закон о трансфертном ценообразовании действует за счет механизма налогового контроля, основой которого является принцип «вытянутой руки». Контроль налоговыми органами предполагает внесение корректив в налоговые обязательства налогоплательщика до того уровня, что был рассчитанным при условии соответствия всех финансовых, а также коммерческих условий сделок, заключающихся при проведении сопоставимых операций, в которых участвуют стороны не имеющие какой-либо связи.

Если при использовании налогоплательщиком для осуществления операций цен, не соответствующих уровню общепринятых цен на услуги и все товары, наблюдается занижение налогового обязательства, то налогоплательщику разрешается самостоятельно внесить изменения в налоговые обязательства.

Методы трансфертного ценообразования

Трансфертное ценообразование происходит по нескольким методам, которые разделяются на несколько категорий.

Наиболее распространенными считаются традиционные методы сделок: метод цены дальнейшей реализации и метод сопоставимых цен на рынке, а также метод затрат.

Методы сделок на основе дохода используются только, если они соответствуют особенностям проводимой операции: распределения прибыли и сопоставимой рентабельности.

Редакция сайт предполагает, что традиционные методы являются более эффективными при контролировании операций и трансфертного ценообразования.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

С 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее - Закон N 227-ФЗ), который вносит значительные поправки в порядок регулирования налогообложения цен по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами.

В настоящее время критерии взаимозависимости для целей налогообложения и принципы определения рыночных цен регулируются положениями ст.ст.20 и 40 НК РФ. Указанные нормы будут продолжать применяться для целей налогообложения по сделкам, доходы и расходы по которым должны быть признаны в соответствии с гл.25 НК РФ до 2012 года.

Что касается новых правил, то они будут распространяться на сделки, доходы или расходы по которым должны признаваться в налоговом учете начиная с 2012 года, при этом даты заключения договоров по этим сделкам не имеют значения (п.5 ст.4 Закона N 227-ФЗ).

Закон N 227-ФЗ дополняет НК РФ новым разделом V.1., который будет включать в себя шесть глав: «Взаимозависимые лица», «Общие положения о ценах и налогообложении», «Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица», «Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках», «Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами», «Соглашение о ценообразовании».

Как указано в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Закон N 227-ФЗ направлен, «с одной стороны, на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения. С другой стороны, не должно создаваться препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний».

Таким образом, комментируемые поправки устанавливают регулирование трансфертного ценообразования по общепринятому в мировой практике принципу «arm’s length principle» («принцип вытянутой руки»). Согласно этому принципу для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается обратно к рыночным значениям, как если бы компании были независимы.

В нашей статье мы рассмотрим какие сделки подпадут под контроль налоговых органов, какие лица будут признаваться взаимозависимыми в целях налогообложения, каким образом налоговый орган будет осуществлять контроль за трансфертным ценообразованием и какие неблагоприятные последствия могут наступить для налогоплательщиков, если они не будут исполнять нормы НК РФ, которые ступают в силу со следующего года.

1. Контролируемые сделки

Понятие «контролируемой сделки» является новым для НК РФ и вводится комментируемым Законом N 227-ФЗ.

В соответствии со ст. 105.14. НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей).

Иными словами «контролируемая сделка» - это сделка, которую налоговые органы вправе проверить на соответствие цены самой сделки рыночной цене.

1.1.Виды контролируемых сделок

Закон N 227-ФЗ закрепляет четыре вида контролируемых сделок:

1. сделки между взаимозависимыми лицами (подробнее данный вид сделок будет рассмотрен в следующем разделе).

2. сделки по реализации товаров (работ, услуг), которые совершаются с участием третьих лиц, которые не являются взаимозависимыми лицами, однако при этом должны соблюдаться следующие условия:

a. эти третьи лица не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

b. не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

3. сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли: нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни;

4. сделки между российскими организациями (иностранными организациями - через их постоянные представительства в РФ, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ) и лицами, местом нахождения (местом жительства) которых являются оффшорные зоны. В настоящее время перечь оффшорных зон утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Обращаем ваше внимание, что сделки под пунктами 3 и 4 настоящей статьи признаются контролируемыми только в том случае, если годовой доход по ним больше 60 млн. руб. (п.7 ст.105.14 НК РФ).

Кроме того, что касается сделок между взаимозависимыми лицами, то такие сделки признаются контролируемыми, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (другие стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой ОЭЗ (данное условие вступает в силу с 01.01.2014).

- сумма доходов по сделкам за календарный год превышает 1 млрд. руб. Доход за 2012 год должен быть выше 3 млрд. руб., а за 2013 год - 2 млрд. руб. (п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ);

- одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по процентной налоговой ставке, предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

- хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. Сумма сделки должна превышать 100 млн. руб. (абз. 2 п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0%, при этом другая сторона (другие стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам.

Три последних разновидностей сделок будут являться контролируемыми, если общая сумма доходов по ним за год превысит 60 млн. руб. (п.3 ст.105.14 НК РФ).

Обращаем ваше внимание! Сумма доходов по сделкам за календарный год рассчитывается путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

1.2. «Неконтролируемые» сделки

Законодатель определил закрытый перечень сделок, которые не являются контролируемыми (см. п. 4 ст. 104.14 НК РФ). К ним относятся:

а) сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;

б) сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим условиям:

- лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;

- лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

- лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

- указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

- сторона по сделке не уплачивает НДПИ, ЕСХН, ЕНВД, не освобождена от налогообложения прибыли и не является резидентом ОЭЗ, в которой предусмотрен льготный режим налогообложения прибыли.

2. Взаимозависимость лиц

В настоящее время толкование взаимозависимости лиц в целях налогообложения приведено в п.1 ст.20 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой лица считаются взаимозависимыми при соблюдении следующих условий:

- одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

- одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

- лица состоят в отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

По новым правилам, которые будут применяться с 2012 года, устанавливаются три основания для признания лиц взаимозависимыми:

1.по закону (если такие лица поименованы в НК РФ);

2.по суду (если лица признаны взаимозависимыми судом);

3.по самостоятельному признанию себя налогоплательщиками таковыми.

Перечень оснований для признания взаимозависимости в соответствии с нормами НК РФ является закрытым.

2.1.Перечень взаимозависимых лиц

Закон N 227-ФЗ значительно расширил перечень лиц, которые являются взаимозависимыми в целях налогообложения (см. п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Такое детальное указание, возможно, позволит исключить ныне существующую произвольную трактовку взаимозависимости налоговыми органами.

Итак, рассмотрим новые критерии взаимозависимости.

2.1.1. Взаимозависимость между физическими лицами:

- по родственному признаку (физическое лицо, его супруг (супруга), родители, (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В ныне действующей редакции ст.20 НК РФ идет отсылка к нормам Семейного кодекса Российской Федерации;

- по должностному положению (физические лица в случае, если одно лицо подчиняется другому лицу по должностному положению) (пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Оставлено по сравнению со ст.20 НК РФ без изменений.

2.2.2.Взаимозависимость между юридическими лицами.

Организации признаются взаимозависимыми в следующих случаях:

Если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В нормах, которые действуют в настоящее время, доля участия составляет более 20%;

Если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Если в организациях единоличные исполнительные органы либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместного с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 рассматриваемого пункта) (пп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Если более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации составляют одни и те же физические лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 рассматриваемого пункта (пп. 6 п. 2. ст. 105.1 НК РФ);

Если полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет одно и тоже лицо (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

2.2.3. Взаимозависимость между физическим лицом и организацией возникает в следующих случаях:

Если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). При определении долей участия физического лица необходимо учитывать не только долю его непосредственного участия, но и долю участия его взаимозависимых лиц;

В случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50% (пп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 рассматриваемого пункта), когда лицо имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

Когда лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Немаловажно то, что по-прежнему сохранился принцип презумпции добросовестности налогоплательщика, который означает, что пока налоговым органом не доказано иное, для целей налогообложения цены, цены в сделках между лицами, не являющиеся взаимозависимыми, признаются рыночными (п.1 ,3 ст. 105.3 НК РФ).

3. Новая обязанность для налогоплательщиков

Закон N 227-ФЗ расширил круг обязанностей налогоплательщиков. Так, ст.ст. 105.15 и 105.16 НК РФ предусматривают следующие обязанности для налогоплательщиков, совершивших контролируемую сделку (группу таких сделок):

1) предоставлять на основании требования ФНС России документации относительно конкретной сделки (группы сделок), включая сведения о деятельности налогоплательщика и об использованных методах оценки доходов (прибыли, выручки);

2) уведомить налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика о совершенных в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за истекшим годом. Затем налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика направляет такое уведомление в электронном виде в ФНС России.

Если налоговый орган самостоятельно выявил факты совершения контролируемых сделок без представления налогоплательщиками соответствующего уведомления, то налоговый орган самостоятельно извещает о фактах контролируемых сделок ФНС России.

Обращаем ваше внимание, что с учетом п.7 ст.4 Закона N 227-ФЗ новые обязанности налогоплательщика возникают до 2014 года только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам превышает в 2012 году - 100 миллионов рублей а в 2013 году - 80 миллионов рублей.

4. Порядок определения рыночной цены

Из смысла новой гл.14.2 НК РФ следует, что при сделках между взаимозависимыми лицами должны применяться рыночные цены.

При этом в п. 1 ст.105.3 НК РФ закреплен любопытный принцип, согласно которому в течение года налогоплательщик может использовать цены, фактически примененные в сделках между взаимозависимыми лицами. Главное, чтобы в случае отклонения по итогам года цен в сделках между взаимозависимыми лицами налогоплательщик своевременно скорректировал сумму своих налоговых обязательств перед бюджетом.

Так, в соответствии с п.6 ст. 105.3 НК РФ, корректировки по НДС и НДПИ отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (для физических лиц - НДФЛ).

Сумма недоимки, выявленная налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (для физических лиц- НДФЛ) за соответствующий налоговый период.

Важно! За период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются (аб.4 п.6 ст. 105.3 НК РФ).

Фактически законодатель предоставляет налогоплательщику своеобразную отсрочку по уплате налога, главное чтобы по итогам года все обязательства перед бюджетом были скорректированы.

Цены всегда признаются рыночными в следующих случаях (п.п.8-12 ст. 105.3 НК РФ):

1.Если тот или иной уровень цен предписан антимонопольным органом.

2.Если сделка заключена по результатам биржевых торгов.

3.Если цена сделки определена на основании оценки оценщиком (если проведение оценки является обязательным).

4.Если цена определена в соответствии с соглашением о ценообразовании.

5. Сопоставимость условий сделки

Для того чтобы определить, является ли цена сделки между взаимозависимыми лицами рыночной, налоговые органы производят сопоставление таких сделок со сделками, в которых сторонами не являются взаимозависимые лица.

Для таких сделок в НК РФ вводится понятие «сопоставляемые сделки». Данному вопросу посвящена ст. 105.5 НК РФ.

С целью выявления сопоставимых сделок налоговые органы могут анализировать следующие условия (п. 4 ст. 105.5 НК РФ):

- характеристики товаров (работ, услуг);

- характеристики функций, выполняемых сторонами сделки, в соответствии с обычаями делового оборота;

- условия договоров, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

- характеристики экономических условий деятельности сторон сделки;

- характеристики рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки.

Кроме того, анализируется количество товаров (объем услуг) по сделке, срок исполнения обязательств по сделке, условия платежа, курс иностранной валюты, примененный в сделке, характеристики рынка товаров (работ, услуг), а также иные распределения прав и обязанностей между сторонами сделки.

Также следует провести тщательный учет функций, исполняемых сторонами сделки и принимаемых на себя рисков, поскольку принятие дополнительных коммерческих (экономических) рисков сторонами сделки в соответствии с рыночной (коммерческой) стратегией при прочих равных условиях сопровождается повышением ожидаемых доходов (прибыли, выручки) по такой сделке.

Полный перечень функций содержится в п. 6 ст.105.4 НК РФ.

6. Источники информации о ценах

С 2012 года в НК РФ будет действовать отдельная статья (105.6), посвященная источникам информации, которые могут использоваться при сопоставлении сделок между взаимозависимыми лицами.

В первую очередь к источникам информации о ценах относятся:

- сведения о ценах и котировках бирж;

- таможенная статистика внешней торговли РФ;

- сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации;

- данные информационно-ценовых агентств;

- информация о сделках, совершенных налогоплательщиком.

Если вышеперечисленные источники отсутствуют, то информацию о ценах можно будет смотреть в следующих источниках:

- сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащихся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

- сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, опубликованные в общедоступных изданиях либо на сайтах компаний;

- сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;

- иную информацию, используемую в соответствии с гл. 14.3 НК РФ.

7. Методы оценки доходов (прибыли, выручки)

Методологии оценки доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения посвящена целая гл. 14.3 НК РФ.

При проверке ФНС может использовать следующие методы оценки доходов:

1. метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке;

2. метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);

3. затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);

4. метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);

5. метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Особенности применения каждого из этих методов подробно раскрываются в ст.ст. 105.9-105.13 НК РФ.

8. Новый вид проверки

С 2012 года помимо уже привычных выездных, камеральных и «встречных» проверок вводится новый вид налогового контроля, который посвящен проверке полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Данному виду проверок посвящена отдельная глава 14.5 НК РФ.

Из норм указанной главы следует, что уполномоченным органом для осуществления таких проверок является ФНС России.

Кроме того, в НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

Основанием для проведения проверки будет являться только решение руководителя или заместителя руководителя ФНС России о проведении проверки.

Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами может быть вынесено ФНС России не позднее двух лет со дня получения уведомления от налогоплательщика или извещения от налоговых органов о фактах совершения контролируемых сделок.

Срок проведения проверки составляет 6 месяцев. При этом предусмотрена возможность продления срока до 12 месяцев, а в случае необходимости осуществления перевода документов на русский язык проверка продляется еще на 3 месяца.

Контроль распространяется на ограниченный перечень налогов:

- налог на прибыль организаций;

- НДФЛ, который уплачивается в соответствии со ст.227 НК РФ (плательщики: предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой);

- НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, а предметом сделки является добытое полезное ископаемое, которое признается для налогоплательщика объектом обложения данным налогом, при этом налогообложение добытого полезного ископаемого должно производиться по процентной ставке);

- НДС (если одна из сторон сделки не является плательщиком НДС или освобождена от уплаты НДС).

Проверка завершается оформлением справки, в которой указываются предмет проверки и сроки его проведения.

В случае если во время проверки налоговым органом выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной, то в течение двух месяцев с даты окончания проверки составляется акт.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, он в течение 20 рабочих дней с даты получения акта может представить свои возражения в налоговый орган.

Процедура рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по результатам проверки осуществляется на основании общих норм, закрепленных в ст.101 НК РФ, и аналогична такой процедуре при проведении выездных и камеральных проверок.

Особенностью проверки является то, что ее результаты касаются не только налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, но и налогоплательщиков, являющихся другими сторонами контролируемой сделки, так как п. 1 ст.105.18 НК предусмотрена возможность корректировки у последних налоговой базы и суммы налога (уменьшения суммы начисленных и уплаченных налогов). В новой редакции НК РФ дано определение такой корректировке и называется она - «симметричная».

Симметричные корректировки проводятся только в том случае, если решение ФНС о доначислении налога исполнено налогоплательщиком, в отношении которого проводилась соответствующая проверка. Симметричные корректировки осуществляются на основании уведомления ФНС России о возможности симметричных корректировок.

9. Ответственность

За несоблюдение налогоплательщиками требований НК РФ в части контролируемых сделок предусмотрены штрафные санкции.

1. В соответствии со ст.129.3 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей;

2. В соответствии со ст.129.4 НК РФ за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках налогоплательщика оштрафуют на 5000 рублей.

10. Соглашение с налоговым органом о ценообразовании

Для крупнейших российских налогоплательщиков Закон N 277-ФЗ предусматривает возможность заключения с налоговыми органами соглашений о ценообразовании. В указанном соглашении фиксируется порядок определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения.

Для того чтобы подать в налоговый орган заявление о заключении соглашения о ценообразовании, необходимо заплатить госпошлину в размере 1 500 000 рублей (пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). И не факт, что уплатив госпошлину и подав заявление, налоговый орган согласится заключить с вами соглашение о ценообразовании.

Но если вам повезло и вы заключили с налоговым органом это соглашение, то в течение не более чем трех лет (это предельный срок, на который заключается соглашение) с налогоплательщика снимается обязанность доказывать соответствие примененных им цен по сделке с взаимозависимым лицом уровню рыночных цен.

Заключение

В заключение следует отметить, что новый порядок трансфертного ценообразования коснется крупных сделок налогоплательщиков, налогообложение которых оказывает существенное влияние на формирование бюджета.

Сейчас трудно оценивать, насколько эффективными окажутся комментируемые нововведения, но одно можно сказать точно - вряд ли эти новшества вызовут у налогоплательщиков положительные эмоции, поскольку список оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, значительно расширился, а, значит, проверять будут больше. Зато процедура и основания признания сделок контролируемыми станут более прозрачными, поскольку получили детальное закрепление в Разделе V.1. НК РФ, поэтому можно заранее понять, к чему следует готовиться.

Цена на товары и услуги может определяться различными способами. Один из этих способов – трансфертное ценообразование (ТЦ). Рассмотрим все его особенности.

Что собой представляет трансфертное ценообразование?

Трансфертное ценообразование – это установление стоимости на основании внутрифирменных цен. Они могут отличаться от рыночных. Главное преимущество этого способа – максимальное уменьшение налогов компании. Суть его заключается в том, что происходит трансфер общей прибыли в пользу фирм, располагающихся в странах с минимальной налоговой нагрузкой. Установление трансфертных цен отличается следующими преимуществами:

  • Распределением сфер влияния между разными филиалами компаниями.
  • Выводом средств, заработанных дочерними фирмами, из государств с ограничениями на вывод капитала.
  • Захватом большей части рынка посредством искусственного уменьшения стоимости продукции.

Трансфертное ценообразование актуально не только для крупных холдингов, но и представителей малого и среднего бизнеса. Уменьшение налогообложения и, как следствие, увеличение прибыли достигается совершенно законными путями. Конечная стоимость образуется на основании субъективных свойств объекта.

Регулирование трансфертных цен

Первые законы, касающиеся трансфертного ценообразования, были приняты в США более полувека назад. В 90-х годах появились соответствующие международные нормы. В России законы были приняты только в 2012 году. Трансфертное ценообразование регулируется главой 6.1 НК РФ, а также статьями 20 и 40 НК РФ. В нормативных актах перечислены ситуации, при которых налоговые службы имеют право проверять установленные компанией цены. Рассмотрим цели регулирования ценообразования:

  • Создание препятствий по искусственному занижению прибыли, получаемой компанией.
  • Исключение преград для фирм, которые являются добросовестными налогоплательщиками.

Законы РФ основаны на международном опыте. В частности, действует важный принцип: сравнение стоимости, установленной взаимозависимыми фирмами, с ценами, которые были бы сформированы независимыми компаниями.

В каком случае трансфертное ценообразование будет контролироваться?

Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:

  • Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
  • Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
  • Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.
  • Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
  • Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
  • Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
  • Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
  • Сделки между субъектом и его гендиректором.
  • Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.

Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.

В каких случаях контроля не будет?

Перечень сделок, в отношении которых не выполняется дополнительный контроль, определен статьей 104.4 НК РФ:

  • Операции, выполненные представителями консолидированной группы, которые соответствуют законам РФ.
  • Сделки, совершаемые между лицами с юридическими адресами в рамках одного региона.
  • Операции между предприятиями, у которых нет обособленных подразделений в иных субъектах страны или других государствах.
  • Операции между сторонами, которые уплачивают налог в бюджет одного и того же региона.
  • У одной из сторон отсутствуют убытки за предыдущий период, которые сокращают налоговую нагрузку.
  • Ни один из участников не перешел на специальный режим налогообложения.

Нормативными актами предполагается, что стоимость сделок между независимыми фирмами является априори .

Кто является взаимосвязанными лицами в рамках трансфертного ценообразования?

ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.

Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:

  • Стоимость сделок.
  • Размеры дохода и прибыли.
  • Иные экономические параметры.

Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:

  • Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
  • Родственная связь между ФЛ.
  • Наличие должностной подчиненности.

Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.

Обязанности участников трансфертного ценообразования

На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:

  • Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
  • По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.

Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.

Методы трансфертного ценообразования

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, исключая ситуации с наличием законных ограничений. Суть его состоит в установлении стоимости на основании цен на аналогичные объекты. Актуален этот метод только в том случае, если есть информация из открытых источников о ценах на идентичную продукцию. Рассмотрим ситуации, в которых метод СРЦ использовать необходимо:

  • Сделка с контрагентом, условия которой идентичны условиям внутренних сделок, производимых субъектом.
  • Выдача займа.
  • Разработка товарного знака.
  • Операции с продукцией, по которой есть биржевые котировки или прочие статистические данные.

Во всех этих случаях можно найти сведения о ценах на объекты, которые сопоставимы с реализуемым объектом.

Метод цены последующей продажи и затратный метод

Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.

К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.

Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.

Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.

Метод сопоставимой рентабельности

Метод сопоставимой рентабельности является довольно популярным. В его рамках во внимание принимаются параметры операционной рентабельности. Рассмотрим этапы применения метода:

  1. Проведение функционального анализа.
  2. Выбор участника, который будет тестироваться.
  3. Подбор финансового показателя.
  4. Поиск источника получения данных.
  5. Поиск компаний, показатели которых являются сопоставимыми.
  6. Определение рыночного интервала рентабельности.
  7. Сравнение рентабельности тестируемого участника с рыночным интервалом.

Рассмотрим пример. Компания занимается оптовыми закупками. То есть нужно отыскать организации, которые также специализируются на оптовых закупках. Затем из полученного перечня исключаются компании, информации о которых нет в открытом доступе. После этого определяется рыночный интервал. После этого сравнивается рентабельность субъекта с рентабельностью сопоставимых организаций.

ВАЖНО! Метод будет актуальным в том случае, если отсутствует вся полнота данных для применения вышеприведенных методов.

Метод распределения прибыли

Данный способ применяется крайне редко. Связано это с тем, что он очень сложен. Суть его заключается в перераспределении прибыли всех участников операции пропорционально функциям, которые ими исполнялись. При распределении можно ориентироваться на особенности распределения между независимыми участниками в рамках сопоставимой сделки.

Источники получения сведений

ТЦ предполагает использование определенного перечня данных. Нужные сведения можно брать из таких источников, как:

  • Данные о ценах фондовых и товарных бирж.
  • Таможенная статистика.
  • Информация, размещенная на государственных ресурсах.
  • Сведения, полученные информационно-ценовыми организациями.
  • Данные о сопоставимых операциях, уже проведенных субъектами.
  • Финансовая и статистическая отчетность.
  • Заключение, полученное от независимых оценщиков.

Также предприятие имеет право использовать прочую информацию, которая нужна для адекватного ценообразования.

ВНИМАНИЕ! Используемые источники должны быть проверяемыми. Требуется это для обеспечения возможности проверки адекватности ТЦ.

Основные задачи управления трансфертным ценообразованием

Управлением ТЦ занимается налоговая служба. Управление необходимо для решения следующих задач:

  • Обеспечение работы по проверке установленных цен со стороны местных налоговых органов.
  • Анализ и оценка процессов, происходящих на рынке.
  • Контроль над соблюдением закона страны.
  • Рассмотрение заявлений, касающихся соглашений о ценообразовании.
  • Формирование предложений по улучшению законодательства в рассмотренной области.
  • Информирование предприятий о нововведениях.
  • Обеспечение стабильной работы контролирующих органов.

Налоговые органы вправе совершать проверку компаний, запрашивать необходимые документы. На основании совершенной проверки выписываются штрафы.

Необходимые документы

Предприятие должно вести документацию по ТЦ тогда, когда сумма ее доходов от сделок с одним и тем же участником составляет более 100 млн рублей. Форма документов законом не установлена, однако бумаги обязательно должны содержать следующие сведения:

  • Деятельность участников сделок, которые контролируются.
  • Перечень участников операций.
  • Сведения об операции: условия, выбранный метод ценообразования, сроки поступления платежей.
  • Информация об участниках сделки: их функции, имеющиеся риски.
  • Разъяснение выбора способа формирования цены.
  • Ссылки на источники данных, примененные при ценообразовании.
  • Данные о доходах и расходах по операции.
  • Данные о проведенных корректировках размера налога.

Документы должны содержать информацию, которая могла повлиять на ценообразование в рамках сделки.

ВНИМАНИЕ! Налоговая служба имеет право затребовать у компании документацию по трансфертному ценообразованию. Документы нужно подать в службу в течение месяца с момента запроса.

Отчетность

Новые правила обязывают компанию сдавать отчетность по осуществленным операциям в налоговую службу только в том случае, если доход по операции составил более 100 миллионов рублей. Сдавать документацию нужно не позже 20 мая последующего года. В документе нужно обязательно указать следующие сведения:

  • Предмет операции.
  • Информацию об участниках сделки.
  • Данные о доходах, возникших в результате операции.

Налоговые службы вправе проверять верность ТЦ. Нужно это для контроля оплаты налога в полном размере.

ВНИМАНИЕ! Бремя доказательства адекватности трансфертных цен несут налоговые органы, а не компания. То есть налоговая служба не может обязать предприятие доказывать обоснованность ТЦ.

Юридическая ответственность компании

Если в рамках проверки обнаружится несоответствие установленных цен рыночным, налоговые службы могут обязать компанию доплатить налог с учетом исполненной сделки. На фирму также может быть наложен определенный штраф. Если несоответствие обнаружено за 2014-2016 год, штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога, за 2017 год – до 40%. Для установления штрафа правонарушение предприятия должно быть доказано. Для этого могут использоваться документы организации и прочие источники.

Статьи по теме: