Проект конспект урока с презентацией использованная литература. Уроки литературы

5 класс.

ТЕМА: УРОК-МАСТЕРСКАЯ « ЗДЕСЬ МАЛО УВИДЕТЬ, ЗДЕСЬ НАДО ВСМОТРЕТЬСЯ…». ПОНЯТИЕ ОБ ЭПИТЕТЕ.

Цель:

Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.

Задачи урока:

Обучающие:

    Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.

    Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.

    Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.

    Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в тексте.

Развивающие:

    Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов с без их применения.

    Формировать умение делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.

    Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.

    Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.

Воспитывающие:

    Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

    Формировать правильное отношение к природе, учить пятиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.

    Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.

    Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.

Оборудование: 1. мультимедийная презентация к уроку; 2) карточки-тренажёры; 3) распечатки стихотворения К. Бальмонта « Снежинка»; 4) принадлежности для рисования

(краски, кисти, бумага), 5) аудиозапись музыки П.И.Чайковского « Времена года».

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

    Мотивационно - целевой блок.

Вступительное слово учителя.

Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.

Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?

Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Понятие об эпитете» (Слайд №1).

Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской? (Слайд № 2.)

Почему наш урок будет носить название мастерская? (Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

Девиз нашего урока: «МЫ ТВОРЦЫ!» (Слайд № 3). Итак, вперёд!

II . Блок «Изучение нового материала».

    Пробуждение жизненных впечатлений (Слайд № 4).

Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивы, трудолюбивый, искренний и др..)

А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи.(Роза).

Определите время суток по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро).

При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений.

2. Анализ первоначального определения (слайд № 5).

Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой
Около царя сидят

Злыми жабами глядят.

Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? (кривою поварихой, злыми жабами).

Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

3. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Работа в тетрадях. Определение постепенно выводится на слайд № 6).

Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.

    Блок « Творческая мастерская».

    Подмастерья.

Кто такие подмастерья? (Ученики, помощники мастера)

    Отличительные особенности эпитетов от грамматических определений

(Слайд № 7)

Задание:

Подчеркните эпитеты.

День чудесный! – субботний день.

Золотое сердце – золотое кольцо.

Лисий характер – лисий хвост.

День как бы хрустальный – длинный день.

б) Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» (распечатки стихотворения лежат на партах каждого уч-ся).

Задание:

Выписать эпитеты, которые создают «образ» снежинки и делают его незабываемым.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!

Дорогой бурною

легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

земли касается

Звезда хрустальная

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?

Как передать эту смену настроения при чтении?

Какой вы представили снежинку?

в) Игра « Соревнование с поэтом».

Задание:

Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Уч-ся работаю на карточках-тренажёрах) (Слайд № 8).

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,
(Полная) луна.

Свет небес (высоких)

И (блестящий) снег

И саней (далёких)

(Одинокий) бег.

В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых уч-ся эпитетов или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе, причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.

    «Мы творим!». Мастера художественного слова.

Уч-ся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками–тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами уч-ся.

1 группа

2 группа

3 группа.

4 группа

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева

« Чародейкою Зимою» и рисование к нему живописной акварельной иллюстрации, выбор названия для своей работы

(строка из стихотворения с использованием эпитета)

Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной.

ВСТРЕЧА С … ЛЕСОМ.

Я шагнул (а) на… тропинку и замер(ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева свой характер, его нужно… .

Прослушивание музыки П.И.Чайковского

« Времена года». Словесно нарисовать картину, которую вы представили.

Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал.

После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.

    Итоги урока. Рефлексия (Слайд № 9)

    Вопросы к уч-ся:

– Назовите секреты эпитета.

Как увидеть эпитеты в тексте?

Какова их роль в художественном тексте?

А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?

2. Заключительное слово учителя.

Сегодня каждый из вас попробовал быть художником слова. Мы наблюдали за творениями поэтов и композиторов, которые подарили нам, прекрасные произведения искусства. Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать, казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения необходимо развивать. Пробуйте свои силы и наполняйте мир красочными эпитетами. УДАЧИ ВАМ!

Домашнее задание:

    Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке.

    Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.

Использованная литература:

    Журнал Литература в школе. № 2 – 2002 г..

    Т.Рик. Доброе утро Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.

    Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.

    Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

Конспект урока по литературе в 7 классе.

Тема: «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.
Цель: ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки выразительного чтения текста, умение определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе; развивать речь и обогащать словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость», «гордость», «милосердие».
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Реализация домашнего задания.
- Чтение близких по смыслу пословиц разных народов.
- Работа по соотнесению предложенных русских и китайских пословиц по смыслу (на магнитной доске набор пословиц – 4 русских, 4 китайских, два ученика работают у доски, остальные проверяют, затем растолковывается смысл пословиц).

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (слайд 1) .
Учитель: Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины, пословицы и поговорки. Устное народное творчество было пространством, из которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга.
Вопросы:
- Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему?
- Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему?

4. Усвоение новых знаний.
Учитель: Письменная русская литература возникла около тысячи лет назад. (слайд 2, 3)
Вопрос:
- Как вы думаете, какая литературы древнее – русская, немецкая, французская или английская? (конечно же, русская)
Учитель: Появление письменности на Руси совпадает с принятием христианства и восходит ко второй половине 10 века. Сначала книги переводили и переписывали; потом появились оригинальные, самобытные произведения – как церковные, так и светские.
Вопрос:
- Чем же светские произведения отличаются от церковных?
Учитель: Самыми ранними древнерусскими произведениями стали летописи.
Вопрос:
- Какое название носила первая древнерусская летопись, автором которой стал знаменитый летописец Нестор? («Повесть временных лет»)
- Перечислите особенности жанра «летопись».
Просмотр презентации: слайды 4-5.
Работа с фрагментом из «Повести временных лет» о пользе книг на древнерусском языке (раздаточный материал).
Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».
Возможный перевод: Велика бывает польза от книжного учения: потому что книги наставляют и учат покаянию, мы получаем мудрость и сдержанность от книжных слов. Ведь это реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; ведь в книгах заключена неизмеримая глубина.
Вопросы:
- В чем ценность книг?
- В чем заключается «неизмеримая глубина» книг?
Учитель:
- Одним из жанров, который встречался в «Повести временных лет» было поучение. Как вы думаете, от какого слова возникло название жанра? (Поучение – поучать). (слайд 6)
Запись в тетрадь определения термина.
Рассказ ученика о князе Владимире Мономахе (слайд 7).
Задание:
- Охарактеризуйте личность Владимира Мономаха. Назовите несколько черт характера. Слайд 8.
Чтение фрагмента «Поучения» Владимира Мономаха по цепочке (стр.72-73 учебник).
Вопросы:
- Изменилось ли ваше представление о великом князе после прочтения отрывка?
- Для чего Владимир Мономах написал «Поучение»?
- Как вы понимаете слова «примите грамотку в сердце»?
Учитель:
- В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе которых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом, например, ложь-правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны опираться будущие поколения.
Вопрос:
- Как вы думаете, Владимир Мономах мог считаться идеалом того времени, на которого можно и нужно ориентироваться? Обоснуйте свой ответ.
Задание:
Опираясь на представленные нравственные понятия, найдите в тексте нравственные правила соответствующие им (слайд 9):
Трудолюбие - лень;
Правда – ложь;
Благородство – бесчестие;
Гордость – гордыня;
1. Нравственные понятия: лень-трудолюбие. Слайд 10.
Выдержки из текста:
«…не ленитесь, но усердно трудитесь…»
«В дому своё не ленитесь….»
«На войну выйдя не ленитесь, не надейтесь на воевод»
Учитель:
- Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием?
- Что именно князь вкладывает в понятие «трудолюбие»?
Выдержки из текста: «за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью».
- Как вы думаете, нравственные понятия «ответственность» и «трудолюбие» имеют ли взаимосвязь?
Учитель:
- В Кратком психологическом словаре (Л.А. Карпенко) трудолюбие трактуется, как черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.
Вопрос:
- Какие характеристики трудолюбия вы бы добавили, опираясь на текст? (ответственность за результат)
Вывод:
Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивы человек готов нести ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!».
2. Нравственные понятия: правда – ложь. Слайд 11.
Выдержки из текста: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»;
Вопросы:
- Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь - душу. Как вы думаете, почему?
- Попробуйте подобрать пословицы, в которых народ осмысливает понятия «правда» и «ложь».
Пословицы:
- В ком добра нет, в том и правды мало.
- Разум золота краше, правда солнца светлей.
- Горькая правда приятней сладкой лжи.
- И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
Вопросы:
- Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду?
- А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда?
Вывод:
Для того чтобы говорить правду нужно обладать сильной волей, что говорит о наличии и разума, и души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а лжи, так как она разрушает человека изнутри.
3. Нравственные понятия: гордость – гордыня. Слайд 12.
Выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время».
Вопрос:
- Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему?
- Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения)
Вывод:
Владимир предупреждает своих детей о смертном грехе – гордыни. Говорит о смертности каждого. Упоминает, что гордыня проникает как в разум, так и в сердце человека.
4. Нравственные понятия: благородство – бесчестие. Слайд 13.
Выдержки из текста: «…не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим…»
«…напойте и накормите просящего…»
«…не забывайте и подавайте сироте…»
Вопросы:
- В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям. Как вы думаете, понятие милосердие и благородство связаны между собой? В чем видна эта связь?
- Может ли благородный человек быть немилосердным?
Выдержки из текста:
«…ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…»
«Больного навестите, покойника проводите…»
«Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…»
Учитель:
- В первой фразе ярко видна сила справедливости, которую прославляет князь.
Вопрос:
- Как вы думаете, почему же князь велит милосердно относиться даже к «виновному»?
- Последние две фразы дают понять, насколько важны традиции для русского человека. А сегодня нужно ли соблюдать давние традиции? Почему?
Вывод:
Князь Владимир стремился взрастить благородных сыновей, способных справедливо властвовать. По мнению князя, благородным может быть человек правдивый, трудолюбивый, справедливый, милосердный.
Вопрос:
- Достаточно ли перечисленных качеств для характеристики благородного человека?
- Как бы вы трактовали благородство, отталкиваясь от современных условий?

Задание: Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям.
Чтение получившихся вариантов поучения.
5. Рефлексия:
- Можете ли вы назвать себя благородным человеком?
- Получили ли вы какие-либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бы сделали своим девизом?

6. Домашнее задание (слайд 14):
Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте над вопросом: «Какой из героев повести мог бы стать вашим нравственным идеалом?».

К уроку литературы. Урок по литературе. Урок литературы в 5 классе. Урок русской литературы. Урок литературы. Урок литературы в 6 классе. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 5 класс. Урок литературы 9 класс. Урок литературы в 7 классе. Презентация к уроку литературы. Урок литературы в 8 классе. К уроку литературы в 6 классе. Открытый урок по литературе.

Урок литературы 6 класс. Конспект урока по литературе в 6 классе. Урок литературы «Н. Конспект урока по литературе. Презентация к уроку литературы в 5 классе. Урок литературы в 6 классе «А. Интегрированный урок по литературе. Современный урок литературы. ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ. Урок литературы в 9 классе «А.

Урок литературы в 9 классе. Фольклор урок литературы в 5 классе. Урок русского языка и литературы в 5 классе. Игровые технологии на уроке литературы. Обобщающий урок по литературе. ИКТ на уроках русского языка и литературы. Урок по русской литературе 5 класс. Урок по литературе в 11 классе «М. Урок по литературе по творчеству И.А. Бунина.

Урок литературы в 6 классе по теме. Урок литературы в 6 классе на тему. Урок литературы в 12 классе. Презентация к уроку литературы 11 класс. Презентация к уроку литературы для 5 класса. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы. Стандарт второго поколения по литературе.

Урок литературы в 5 классе

Урок по программе А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Материал может быть использован на уроке внеклассного чтения, расширяющем представление учащихся о баснях, либо после изучения сказок о животных. Дети могут познакомиться с Панчатантрой, памятником санскритской прозы, сборником поучительных рассказов.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок, предваряющий изучение творчества М. Ю. Лермонтова в девятом классе. Программа «Школа 2100». Учебник «История твоей литературы», 9 класс, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. Конспект урока и презентация способствуют пробуждению интереса к поэту, личности противоречивой, что сказалось на отзывах современников о нём, отразилось и в непохожести прижизненных портретов.

Предлагаю материал к уроку литературы в 10 классе а рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа М.Гелприна "Свеча горела" пробудить у старшеклассников интерес к литературе и чтению. В ходе анализа рассказа используются интересные методические приёмы. Урок построен в соответствии с основными требованиями ФГОС. В конспекте есть навигация по слайдам презентации. Ссылки на источники информации указаны. В начале урока на стадии вызова используется видеоролик "Пушкин написал Есенина", который необходимо скачать по ссылке и самостоятельно вставить в презентацию.

Целевая аудитория: для 10 класса

Урок разработан для 7 класса. Урок направлен на формирование навыков составления характеристики литературного героя; анализа текста; исследовательской работы с текстом; на повторение и закрепление умения работать с текстом художественного произведения.
Используются проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу) методы, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Целевая аудитория: для 7 класса

К сожалению, одного урока не совсем достаточно, чтобы рассмотреть весь цикл. Но анализ одной трагедии позволит учащимся увидеть, что темы, поднятые автором, общечеловеческие, вневременные. "Моцарт и Сальери" - произведение, которое до сих пор трактуется по - разному. В этой пьесе А.С. Пушкин вновь обращается к вопросу о природе творчества Художника. Совершив преступление, Сальери обречен на бесславие, потому что автору важно привести к мысли о неминуемой расплате за грехи. Но все же он показывает возможный путь спасения человека.

Целевая аудитория: для 9 класса

Конспект и презентация к уроку: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».

На занятии учащиеся обращаются к стихотворным текстам, учатся понимать мысли и чувства русских поэтов, писавших стихи о родной природе, развивают умения пользоваться литературоведческими терминами, анализировать поэтический текст. На занятии создаются условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики.

На этапах урока предусмотрены следующие виды деятельности: художественное чтение поэтических произведений, работа с литературоведческими терминами, работа с иллюстрациями, написание стихотворений, составление синквейна.

Урок литературы

Тема. Фантазия и быль в рассказе «Никита».

Цель:

  • выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
  • формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа.

Оборудование: тексты рассказа, презентация, фонохрестоматия, толковые словари.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

Здравствуйте, мои красивые, творческие, умные! Я очень рада нашей встрече. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и наш урок литературы пройдёт прекрасно. А начать наш урок мне бы хотелось с одной картинки, вглядитесь в нее внимательно. На первый взгляд – это скалы, которые отражаются в водоеме, но приглядевшись внимательнее и включив фантазию, мы увидим нечто большее. Так и герой произведения, о котором мы будем сегодня говорить на уроке, в обычном видел удивительное.

II. Целеполагание

Сегодня мы с вами будем говорить о выдающемся писателе 20 века – Андрее Платоновиче Платонове и о его рассказе «Никита». Дома вы должны были познакомиться с его биографией, прочитать рассказ «Никита», составить краткий план рассказа. И как вы думаете, с учетом начала урока, вашего домашнего задания, какова будет цель нашего урока? Что мы должны сделать на уроке?

Вспомнить биографию Платонова

Проанализировать рассказ по эпизодам

Определить, что есть быль, а что есть фантазия в рассказе

Развивать речь и т.д.

Запись в тетрадях темы урока

III. Проверка домашнего задания (биография Платонова)

Ребята, вспомнить биографию А.П. Платонова я вам предлагаю необычным способом. Мне хочется, чтобы вы представили себя редакторами какого-нибудь крупного литературного журнала, и вот вам представили для правки статью о А. П. Платонове. А вы должны все неточности – фактические ошибки – исправить

II. Анализ содержания рассказа.

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

Словарная работа

Фантазия – слово многозначное.

Знакомство со словарной статьёй. В каком значении мы используем слово на уроке? Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту - фантазёром?

Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа. (по плану)

5. Реализация домашнего задания. Проверка планов.

Возможный план.

1. Мама уходит на работу.

2. Никита “живёт” один.

а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

д) Старый пень

е) Стол

ж) Банька

к) «Незнакомые, злобные лица»

3. Возвращение отца.

6. Беседа.

Какое время изображено в рассказе? Последний год ВОВ

Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

Как воспринимает Никита окружающий мир?

Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

7. Исследовательская работа с текстом. Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Когда про старый пень – актерское чтение 5.45. с. До 6.27 с.

Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Такие представления о мире были характерны для язычества. Давайте заслушаем сообщения о Земле и Солнце в представлениях древних славян. (Тимербаева, Давлетова, Шведчиков).

В древние времена человек почти полностью зависел от окружающего мира природы и не отделял себя от него.

Славяне обожествляли и одухотворяли природу : верили в то, что всё, что их окружает, живёт, понимает, чувствует, имеет свои желания и борется за них.

С давних времен в нашем языке остались выражения "дождь идёт", "солнце встает", "воет вьюга". Всю природу человек воспринимал могущественной, живой и стремился жить с ней в полном согласии. Древние люди рано поняли, что Солнце было главным источником жизни на Земле, оно давало тепло и свет, а без Солнца на Землю приходят ночь и зима, а с ними - смерть человека и природы, то есть жизнь на Земле зависит от Солнца. Вот почему у всех народов Солнце с самых древних времен обожествляется.

Бог солнца - Даждьбог - был одним из наиболее почитаемых богов у славян в древние времена . Слово «Даждьбог» состоит из слов "дай", "бог", "богатство". Кто даёт тепло, тот даёт добро, богатство, Даждьбог - это бог достатка в доме. Был Даждьбог сыном Сварога - бога неба и огня небесного, главного бога. Когда Солнце заходило, его провожали с печалью и страхом. А место, где Солнце всходило - восток, - было стороной радости, вечного тепла.

Символ жизни и весеннего равноденствия на Руси - это бог Ярило. Ярило покровительствовал расцвету природы, плодородию,любви, поэтому его всегда изображали в белой одежде и с хлебными колосками в руках.

Земля у славян издавна почиталась особо: ее называли «божья», «святая», «праведная». Земля - мать, которая рождает всё необходимое для жизни. Земля считалась самым верным свидетелем, поэтому славяне при клятве в доказательство наивысшей правды и верности ели или целовали землю.

В народном мифе славян Мать-Сыра-Земля лежала во мраке и холоде. Когда юный бог Ярило обратил на неё свой светлый взор, то проснулась Земля и жадно впитала в себя солнечные лучи, от солнечного тепла появились на ней злаки, цветы, тёмные леса и синие моря, голубые реки и серебристые озера, птицы и звери, рыбы и насекомые. Так древние славяне объясняли происхождение всего живого на земле. "И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле и Матери- Сырой Земле".

10. Работа с текстом.

Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

III. Подведение итогов урока.

В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.Платонова?

(«Давайте все трудом работать, и все живые будут»).

Значение имени Никита – победитель (греч.). Какую победу одержал Никита в рассказе А.Платонова?

Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

IV. Домашнее задание.

1.Пересказ биографии С. Я. Маршака с. 90-91

2.Подготовить выразительное чтение фрагмента из драматической сказки «Двенадцать месяцев» (с. 91-106)

3. Инд.задания:

Подготовить сообщение «Вспомним стихи нашего детства» (Ежова К.)

Оценки за урок

Рефлексия

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Ф.И._________________________________________

Лист самооценки (проставь баллы за каждое задание от 1 до 5)

1. «Биография Платонова»

2. План рассказа

Устные ответы

Сообщение (если вы его выполняли)

Чтение

Статьи по теме: