Примеры проектной деятельности школьников по биологии. Проект по общей биологии Проект учащегося по биологии

Муниципальное образовательное учреждение Ореховская средняя общеобразовательная школа

Проект по биологии

«10 самых удивительных растений мира»

Руководитель:

учитель географии и биологии,

Рассейкина И.Г.

с.Ореховка, 2014

Введение

1.Десять самых удивительных растений мира

1.1.Вельвичия удивительная – дерево или куст?

1.2. Раффлезия или «трупная лилия1»

1.3. Аморфофаллус – «цветочный гигант»

1.4. Опунция Биджелоу

1.5. Карнегия гигантская

1.6. Непентес

1.7. Венерина мухоловка

1.8 Фикус Бенгальский

1.9. Секвойя вечнозеленая

1.10. Пуйя Раймонда

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Растительный мир очень красив и многообразен. Сегодня существует около 360.000 различных видов растений (деревья, травы, кустарники и другие). Среди них есть особенные, удивительные виды, которые превзошли все другие виды растений по различным показателям, прочно закрепив за собой звание «самых-самых».

На нашей Земле 90% биологической массы составляют растения, их почти полмиллиона видов. Без растений жизнь на земле была бы невозможна, так как они являются лёгкими планеты. Растения поглощают углекислый газ и другие вредные вещества и по ночам выделяют кислород, которым мы дышим. Я хочу рассказать Вам о самых удивительных растениях нашей планеты.

Цель: познакомиться с удивительными растениями Земли.

    Изучить литературу по данному вопросу.

    Составить описание редких и удивительных растений

    Рассмотреть область применения растений.

    Оформить работу и сделать презентацию

1) Работа с источниками информации: дополнительная литература, справочники, атлас-определитель.

2) Сравнение, анализ, описание.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное. Невероятное количество видов и подвидов растений, многие из которых поражают своими качествами – от выживаемости и приспосабливаемости, до расцветки и размеров.

Знаете ли Вы, что высота самых высоких деревьев превышает 100 метров? Слышали ли вы что-нибудь про растения, которые способны «убивать» и «съедать» животных?

Десять самых удивительных растений мира

1.1.Вельвичия удивительная - дерево или куст?

Рис.1 Вельвичия удивительная

Растет на юге Африки, в пустыне Намибии. Возраст этого пустынного дерева-карлика может достигать 2000 лет. Из короткого пенькообразного ствола растения в обе стороны отходят два огромных листа, которые по мере роста продольно разрываются на ленты, а кончики отсыхают. Возраст этих гигантских листьев равен возрасту дерева. Листья постоянно растут от основания, а кончики отмирают. В отдельных случая длинна листьев, может достигать 8 метров, а ширина 1,8 метров.

Род Вельвичия назван английским ботаником Джозефом Гукером в честь австрийского (словенского) ботаника и путешественника Фридриха Вельвича, который в 1860 году открыл это растение на юге Анголы.

Племена бушменов называют это растение «отджи тумбо», что означает «большой господин».

Вельвичию можно культивировать как оранжерейное или комнатное растение. Делают это не из-за её высоких декоративных качеств, а по причине исключительной непохожести вельвичии ни на одно другое растение.

Вельвичия растёт очень медленно. Чувствительна к заморозкам. Требует хорошо дренированной почвы, слой которой должен быть достаточно глубок для её длинного главного корня. Для нормального развития необходим сухой климат, прямое солнечное освещение; дневная температура 21-23 °C, ночная - 10-12 °C. Поливать растение в период роста следует регулярно, но умеренно, без чрезмерной пересушки земляного кома; между поливами необходимо дать просохнуть верхнему слою почвы. Во время периода покоя растение не поливают.

1.2.Раффлезия или «трупная лилия»

Рис.2 Раффлезия

У раффлезии отсутствуют органы, в которых бы шёл процесс фотосинтеза; более того, у представителей этого рода отсутствуют и стебли, и листья. Все вещества, необходимые для своего развития, раффлезия получает из тканей (корней или стеблей) растения-хозяина через корни-присоски.

Местные жители острова Суматра, в лесах которого была открыта раффлезия, издавна знали это растение и использовали его в лекарственных целях. В частности, экстракт из бутонов раффлезии применялся для восстановления фигуры у женщин после родов.

1.3.Аморфофаллус – «цветочный гигант»

Рис.3 Аморфофаллус

Эти растения бывают разных размеров - от маленьких до гигантских. Растут из подземных клубней размером с грейпфрут и весом около 5 кг, некоторые из корневищ или столонов. У этих растений имеется период покоя, некоторые из них - вечнозелёные травы.

Клубень сжато-шаровидной формы, иногда неравномерно цилиндрически удлинённый, реповидной или конусовидной формы

Род Аморфофаллус , также как и род Раффлезия славится своим "тонким ароматом" разлагающейся плоти. Запах, исходящий от цветка ужасен. Без противогаза любоваться аморфофаллусом способны немногие. Цветок большинства представителей этого рода огромен в размерах и может достигать высоты 2,5 метра при диаметре 1,5 метра. Во многих восточных странах клубни этого растения используются при приготовлении различных кулинарных блюд и лекарств.

Клубни Аморфофаллуса широко используются в традиционной японской кухне для приготовления супов или для добавления в тушёные блюда. Из них также делают муку для лапши и желатиноподобное вещество, из которого затем делают особые тофу.

Считается, что употребление в пищу блюд, в состав которых входят клубни аморфофаллуса, способствует очищению желудочно-кишечного тракта от шлаков и снижению веса. Это растение выращивают в Китае уже на протяжении 1500 лет и применяют клубни аморфофаллуса как диетический продукт для снижения уровня холестерина и сахара в крови.

В медицине клубни аморфофаллуса используются как сырьё для изготовления диабетических продуктов.

1.4.Опунция Биджелоу

Рис.4 Опунция Биджелоу

Опунция Биджелоу - этоодин из самых удивительных видов рода Опунция семейства Кактусовых. Это удивительные пушистые кактусы, высотой до двух метров.

Опунции распространены на обширных территориях Северной и Южной Америки, включая Вест-Индию. В Мексике, являющейся главным районом произрастания рода, сосредоточена почти половина видов опунции. Согласно легенде ацтеков, Теночтитлан (нынешний Мехико) был основан на месте, где росла опунция, на которой сидел орёл, поедающий змею. Эта сцена из легенды отображена на гербе Мексики. Как интроцуцированные растения некоторые виды опунции распространились в тропических и субтропических регионах всего мира.

Опунция возделывается ради своих плодов, а также в качестве корма для скота и живой изгороди.

На острове Мальта из плодов опунции производят ликёр (Ambrosia Bajtra 21 % vol.), являющийся национальным алкогольным напитком.

1.5.Карнегия гигантская

Рис.5 Карнегия гигантская

Карнегия гигантская (Сагуаро ) ещё одно удивительное растение семейства Кактусовых. Самой удивительной особенностью этого кактуса являются его большие размеры. Высота отдельных растений составляет около 14 метров, а диаметр более 3 метров! При этом возраст отдельных кактусов достигает 150 лет.

Род назван в честь Карнеги, Эндрю (1835-1919), американского предпринимателя, сталепромышленника и мультимиллионера.

Произрастает в Мексике, Калифорнии и Аризоне.

1.6.Непентес

Рис.6 Непентес

Непентес. Большинство растений из этого рода можно без преувеличения назвать "хищниками", которые получают необходимые недостающие питательные вещества, "переваривая" пойманных насекомых. Растение имеет видоизменённые листья, которые по форме напоминают кувшинчики. Внутренняя поверхность кувшинчика выстлана клетками, выделяющими нектар, который служит для привлечения насекомых, а также "клетками-волосками", делающими освобождение попавшего "в сети" насекомого невозможным. Поверхность "горлышка" кувшинчика очень скользкая, поэтому шансов у прогуливающегося по горлышку насекомого не соскользнуть вниз практически нет. Насекомое падает в воду (у отдельных видов в кувшинчике может содержаться до 2 литров воды) и тонет. Далее вырабатываются ферменты, которые полностью "переваривают" насекомое. Иногда в ловушке оказываются не только насекомые, но и даже мыши, крысы, птицы.

Виды рода - большей частью кустарниковые или полукустарниковые лианы, произрастающие во влажных местообитаниях. Их длинные тонкие травянистые или слегка одревесневшие стебли взбираются по стволам и крупным ветвям соседних деревьев на десятки метров в высоту, вынося свои узкие конечные кистевидные или метельчатые соцветия к солнечному свету.

1.7.Венерина мухоловка

Рис.7 Венерина мухоловка

Венерина мухоловка - это ещё более удивительное "растение-убийца", которое предпринимает более активные действия по умерщвлению своей добычи. Видоизменённые листья-"челюсти" этого растения покушаются на жизнь не только насекомых, но и на жизнь улиток и даже лягушек.

Научное видовое название (muscipula ) переводится с латыни как «мышеловка», вероятно, по ошибке ботаника, по крайней мере так принято считать.

Русское название вид получил в честь Венеры - римской богини любви и растений.

1.8.Фикус Бенгальский

Рис.8 Фикус Бенгальский

Фикус Бенгальский - дерево семейства Тутовые, произрастающее в Бангладеш, в Индии и на Шри-Ланке. Разрастаясь, он способен превратиться в большое дерево, занимающее несколько гектаров, имеющее окружность кроны длиной 610 метров.

Образует мощные ветви для поддержки которых отрастают побеги, которые отпускаясь вниз до земли укореняются, образуя мощные колонны-стволы.

Плоды растения поедаются птицами и млекопитающими.

1.9.Секвойя вечнозелёная

Рис. 9 Секвой вечнозеленая

Это самое высокое дерево нашей планеты. Наши леса умеренного пояса - это трава по сравнению с лесом, состоящим из этих могучих исполинов. Высота многих деревье превышает 110 метров, а возраст более 3500 лет! Раньше в стволах секвой выдалбливали дома и даже прорубали тоннели сквозь которые проходили автомобильные дороги. В ветренную погоду многим посетителям леса великанов становится не по себе от шумного "скрежета" и раскачиваний могучих стволов секвой.Произрастает в Калифорнии. Название роду было дано в честь Секвойи (Джорджа Гесса) (Sequoyah, ок. 1770 - ок. 1843) - индейского вождя племени чероки, изобретателя слоговой азбуки чероки (1826), основателя газеты на языке чероки.

1.10.Пуйя Раймонда

Рис.10 Пуйя Раймонда

Пуйя Раймонда.

Принадлежит к семейству Бромелиевых произрастающее в Боливийских и Перуанских Андах имеет самое большое соцветие диаметром 2,5 метра и высотой около 12 метров, состоящее из приблизительно 10000 простых цветков. Очень жаль, что цветёт это удивительное растение только при достижении 150-летнего возраста, а затем погибает.

Пуйя Раймонда является еще и чутли не самым редким растением на нашей планете. Когда-то давно, пуйя росла практически повсеместно в горных районах, а сейчас ее можно встретить только в перуанских и боливийских Андах на высоте 4000 метров над уровнем моря. Но даже в этих местах можно увидеть лишь одну пуйу на одном квадратном километре.

Заключение

Н аша планета богатой флорой, которая не перестает удивлять нас своими уникальными растениями. Они могут отличаться от привычного разнотравья и захватывать дух своей экзотичностью.

Жизнь людей всегда была тесно связана с миром растений. С древнейших времен человек употреблял растения в пищу, изготовлял из них одежду, инструменты, оружие, использовал для постройки жилища, получал из них краски, лекарства, яды.

Темы проектов и исследовательских работ по биологии.

5 класс:

Кедр - кормилец и целитель.

Листопад в жизни растений

Можжевельник.

Береза белая.

Фотоопределитель древесно-кустарниковых растений пришкольной территории.

Яблоня и яблоко

Янтарь - волшебные слезы деревьев

Влияние «живой» и «мертвой» воды на рост и развитие растений.

Влияние Луны на рост и развитие растений

Влияние музыки на растения.

Влияние музыки на рост и развитие растений

Влияние освещенности на рост и развитие растений.

Влияние питательных элементов на ростовые процессы растений.

Влияние почвы на рост и развитие растений.

Влияние различных биостимуляторов на всхожесть садовых растений.

Влияние серебряной воды на растения

Зелёное растение под снегом. Багульник.

Космическая роль зеленых растений.

Медоносные растения.

Растения в легендах и преданиях

Растения в мифологии

Растения - символы разных стран.

Растительный мир тайги.

Ядовитые растения.

Бактерии.

Дрожжевые грибы.

Плесневые грибы.

Ядовитые грибы.

Сибирские ягоды.

8 класс

Возможности и особенности человеческого глаза

Возрастные изменения динамики жизненной емкости легких.

Волос человека

Волосы - показатель здоровья и красоты человека.

Голубая кровь: миф или реальность?

Гормоны жизни.

Загадки полушарий головного мозга.

Изучение и расчет биологических ритмов

Исследование влияния межполушарной асимметрии головного мозга на способности и творческий потенциал учащихся.

Оптические системы глаза и их нарушения

Пищеварительная система и современное питание школьников

Совершенство человеческой руки

Сон человека

Старение человека и возможность бессмертия

Сердечно-сосудистые заболевания

Сердце и влияние на него химических препаратов.

Загадки памяти

Влияние памяти на успеваемость учащихся нашего класса.

Влияние табачного дыма на рост организма.

Влияние шума на организм человека.

Компьютер и здоровье школьника

Лечебное питание при различных патологиях

Оценка объема кратковременной памяти и работоспособности школьников старших классов по их индивидуальному суточному хронотипу.

Оценка состояния здоровья подростков

9-10 класс

Антибиотики, классификация

Вирус СПИД и человек - динамика борьбы.

Микробы - «друзья» или «враги»?

Микроэлементы - характеристика и биологическая роль.

Мир нанотехнологий - возможности применения в биологии и медицине.

Нарушение физико-химических свойств клетки при инфицировании организма вирусом ВИЧ.

Прионы - новые возбудители болезней.

Роль катализа в живых системах.

Создание экологического паспорта школы

Вредные и полезные мутации

Выявление причин отрицательно влияющих на генотип человека.

Искусственные органы - проблема и перспективы.

Клонирование животных. Проблемы и перспективы.

Методы генетических исследований человека.

Мигрирующий геном - что это такое?

Мутагены, канцерогены, аллергены, антимутагены.

Протеомика, геномика, метаболомика - новые направления в биологии.

Автомобиль - источник химического загрязнения атмосферы.

Анализ характера питания семьи.

Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки.

Влияние проветривания и влажной уборки на состояние микрофлоры воздуха помещения

Влияние сотовой связи на организм человека

Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овёс.

Все ли йогурты полезны?

ГМО: пища будущего или риск для здоровья?

Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах.

Домашняя пыль и ее влияние на организм человека.

Изучение влияния школьной мебели на состояние здоровья школьника.

Изучение влияния электрических и магнитных полей на рост и развитие цветковых растений.

Пестициды - необходимость или вред?

Утилизация отходов – проблема XXI века.

Что полезнее: фрукты или соки?

Экологический мониторинг условий обучения учащихся.

Рассмотрим примеры проектов по биологии школьников.

Проект "Растения нашего края" (межмпредметный информационный проект). Учащиеся вспоминают основные признаки семейств двудольных растений, отрабатывают навыки работы с определительным карточками по гербарным образцам и выполняют проектные работы. На первом уроке учащиеся делятся на 7 групп (по количеству семейств изучаемых растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные, злаковые, лилейные). Каждая группа выполняет проектную работу о растениях нашего края выбранного ими семейства .

Цель проекта:

создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства).

Задачи проекта:

собрать материал о 15 представителях данного семейства;

подобрать иллюстрации;

найти загадки, предания, стихи;

составить ребусы или кроссворд;

оформить книгу. школьный биологический возрастной образование

Оформляют свои книги они на уроках информатики, отрабатывая навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц и т. д.

Последние 2 урока идет презентация книг (защита проектных работ) и рефлексия .

Проект "Естественнонаучные музеи СПб" (межмпредметный информационный проект).

Цель проекта:

создать страницу на школьном сайте о естественнонаучных музеях в нашем городе.

Задачи проекта:

собрать материал о естественнонаучных музеях в нашем городе;

подобрать иллюстрации;

найти или разработать маршруты проезда от школы в музеи.

Проекты "Общая биология 10-11" (межмпредметный информационный проект).

Основной материал учащимся знаком и в начале курса предлагается ребятам выбрать информационные проекты по темам курса .

История развития биологии и методы исследования в биологии.

Цитология наука о клетке.

Неорганические вещества в клетке.

Органические вещества в клетке.

Органоиды в клетке.

Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты.

Энергетический обмен в клетке.

Пластический обмен в клетке.

Формы размножения в клетке.

Онтогенез.

История развития генетики и ее методы.

Изменчивость.

Методы исследования генетики человека.

Наследственные болезни.

Эволюционные учения.

Движущие силы эволюции.

Микро и макроэволюция.

Основные методы селекции.

Биотехнологии.

Гипотезы о происхождении человека.

Антропогенез.

Расы, расоведение и расизм.

Основы экологии.

Современные представления о происхождении жизни.

Основные этапы происхождения жизни на Земле.

Эволюция биосферы.

С проектной деятельностью к этому времени они хорошо знакомы и четко понимают, что от них требуется. В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Получается, что за курс каждый ученик принимает участие в проекте . Ребята с интересом относятся к работе, внимательно слушают и конспектируют выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что завтра на этом месте выступать им.

Цель проекта:

раскрыть тему проекта, собрав и проанализировав информационные источники.

Задачи проекта:

собрать информацию на заданную тему;

проанализировав информацию составить необходимые схемы и таблицы;

построить выступление и материал таким образом, чтобы одноклассники могли подготовиться к проверочной работе по данной теме.

Также метод проектов используется непосредственно на уроках биологии. Например, в 6 классе при изучении ботаники учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но, как правило, времени на это катастрофически не хватает. После того, как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правилами работы с определительными карточками проводится урок "Узнай кто перед тобой". В начале урока класс делится на 5 групп (по 5 человек), которые занимают подготовленные столы в классе. Каждая группа получает 5 гербарных образцов с карточками для определения растений.

На отдельном столе находиться информация об этих растениях (готовится заранее учителем).

Цель мини-проекта:

определить название растения.

Задачи мини-проекта:

отработать навыки работы с определительными карточками;

собрать материал о растениях, с которыми работал;

подготовить отчет (письменный и устный).

Учащиеся работают в течение 30 минут. За тем каждая группа выступает с отчетом (по 3 мин.). Оценка за урок складывается из оценок за письменный и устные отчеты.

Презентации как продукт проектной деятельности.

Развитие новых информационно-коммуникационных технологий требует иного подхода к преподаванию школьных предметов. Увеличивающийся поток информации лучше усваивается учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме. Этим требованиям отвечает работа с презентациями.

Готовые презентации по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик - учитель биологии - учитель информатики". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.

Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно при повторении материала и подготовке к экзаменам.

Приобретаемые навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка .

Учитель, работая в сотрудничестве с учениками, создает методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Учеником 7 класса представлен проект на тему "Исследование электромагнитного излучения бытовых электроприборов".

Цель: Исследование электромагнитного излучения квартиры среднестатистического вологжанина.

Объект исследования: квартира среднестатистического вологжанина. ?Предмет исследования: электромагнитное излучение квартиры. ?Гипотеза: В квартире существуют места, с очень сильным электромагнитным излучением приборов.

Можно самостоятельно проверить уровень электромагнитного излучения. Тест не лабораторный, но наличие и ориентировочную силу излучения покажет.

Включить приборы, которыми вы чаще всего пользуетесь -- компьютер, телевизор, микроволновку, тостер, утюг, электрочайник, это не ошибка утюг и электрочайник. Холодильник включать не нужно он всегда включен в сеть, но работает он периодически.

Подойдите к включенному прибору с радиоприемником. Вы услышите треск, писк и разные шумы. Чем сильнее шумы тем сильнее электромагнитное поле, следовательно, вреднее испытуемый прибор.

Пройдите вдоль стен с включенным радиоприемником, сквозь них проникает электромагнитные волны от аппаратуры работающей за стеной, в других помещениях. Желательно переставить кровати или кресла если они находятся в зоне сильных электромагнитных волн. Результаты представлены в таблице 9 и на рисунке 1.

Таблица 9 - Результаты исследования

Название прибора

Степень ЭМ излучения

Компьютер

Микроволновая печь

Стиральная машина

Телевизор

Холодильник

Рисунок 1 - Результаты исследования

Проведя свои измерения, пришли к выводу: сильнее всех излучает электромагнитные волны - холодильник. На втором месте идёт пылесос. На третьем - компьютер. На последнем - утюг.

Результаты нашего исследования практически совпадают с результатами исследований в Интернете.

Таким образом, наша гипотеза, о том, что существуют места в квартире, где будет очень сильное электромагнитное излучение приборов нашла в ходе эксперимента свое полное подтверждение.

Можно предложить следующие меры защиты от электромагнитного излучения бытовой техники.

При приобретении бытовой техники обращать внимание на отметку о соответствии прибора требованиям "Международных санитарных норм допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях".

Помнить, что чем меньше мощность бытового прибора, тем меньше уровень его поля, то есть вредность.

По возможности приобретать аппаратуру с автоматическим управлением.

Размещать бытовую технику на расстоянии не менее 1,5 м от места, где постоянно находитесь: спите, отдыхаете или работаете.

Не включать одновременно несколько источников магнитного поля.

Стараться, чтобы провода не образовывали "кольца" и "петли".

Поскольку электромагнитное излучение исходит от всех частей монитора (многие измерения показали, что уровень излучения по бокам и сзади монитора выше, чем спереди), наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты или в таком месте, где те, кто на нем не работает, не оказывались бы сбоку или сзади от машины.

На ночь не оставлять технику работать в режиме stand-by, проще говоря, красный огонек на панели должен погаснуть.

Таким образом, в ходе исследования было изучено электромагнитное излучение, как физическое явление. Выявлено его влияние на живой организм. Проведено исследование квартиры среднестатисческого вологжанина, согласно разработанной методике. Проведен анализ полученных результатов. Предложены пути решения проблемы.

Разумеется, полностью и безоговорочно отказаться от использования любых электроприборов в условиях современного города невозможно. Хотя бы потому, что вы неминуемо попадете под воздействие излучения, находясь в общественном транспорте, в офисе и даже просто на улице, проходя под высоковольтными линиями электропередачи. Но ограничить воздействие можно и нужно.

Необходимо вести разъяснительную работу по сохранению здоровья человека при влиянии на него электромагнитных полей, разработать меры предосторожности и пропагандировать их.

Учеником 10 класса представлен проект на тему "Индикация состояния окружающей среды по частоте встречаемости фенов белого клевера на территории города Вологды".

Цель исследования: Оценка состояния окружающей среды на территории города Вологды по частоте встречаемости фенов белого клевера.

Объект исследования: популяции белого клевера.

Предмет исследования: влияние загрязнения окружающей среды на фены (форму седого рисунка на пластинках листа) и частоту их встречаемости у белого клевера.

Рабочая гипотеза: можно предположить, что на территории улицы Ленинградской города Вологды, где наблюдается большая антропогенная нагрузка, процент растений с изменённым фенотипом будет высокий и соответствует сильному загрязнению территории.

Оценка состояния окружающей среды нескольких районов на территории г. Вологды осуществлялась с использованием методики Т. Я. Ашихминой "Индикация состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера". В качестве фенотипического индикатора использован белый клевер Trifoliym repens (клевер ползучий). Первоначально изучено его морфологическое описание.

Выбрано это растение не случайно. Во-первых, оно широко распространено на территории города Вологда. Во-вторых, фены белого клевера хорошо изучены, по признаку "Седой рисунок" выявлено больше десятка фенов. В третьих, Т.Я. Ашихминой разработана методика индикации состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера.

Частота встречаемости фенов белого клевера - это процентная доля фенов с рисунком - свидетельствует о техногенной нагрузке и о вероятности загрязнения среды на территории обследования.

Таким образом, форма седого рисунка на пластинках листа и частота встречаемости - это индикатор загрязнения среды.

Исследования проведены в августе-сентябре 2013 года на 8 площадках.

Площадка №1: ул. Горького школьный двор МОУ "Средняя школа №15" (интенсивность движения по улице средняя, площадка находится в 40 м от дороги).

Площадка №2: ул. Горького, район площади Чайковского (окружена со всех сторон автомобильными дорогами).

Площадка №3: берег реки Вологда на ул. Набережная VI Армии (пешеходная зона, есть небольшое движение транспорта).

Площадка №4: Территория Соборной горки на берегу реки Вологда (пешеходная зона).

Площадка №5: Парк Ветеранов (парковая зона, парк со всех сторон окружён дорогами с не очень интенсивным движением машин).

Площадка №6: улица Ленинградская (расположена рядом с дорогой, движение машин интенсивно).

Кроме того, были выбраны для сравнения показателей несколько площадок в местах с меньшей антропогенной нагрузкой и удалённых от города.

Площадка №7: п. Молочное ул. Парковая (парковая зона).

Площадка №8: около деревни Смыково за п. Молочное (площадка удалена от дорог и видимой антропогенной нагрузки не наблюдалось).

В ходе исследований были изучены 1600 куртинок белого клевера. Обнаружены куртинки с листьями без седого рисунка - фенотип 1, и большинство куртинок отличались четко выраженным "седым" рисунком. Наиболее характерными для исследуемых территорий являются фены № 1, 2, 3,4,5,6,7 и 8 (смотри приложение 6).

Большее разнообразие фенов обнаружено на улицах Ленинградская и Горького, по которым постоянно движутся транспортные средства. Так же, на этих площадках были обнаружены растения "новые формы" с четырьмя листьями. Вероятно, выхлопные газы действуют на растения, вызывая морфологические и анатомические изменения. Растения на этих площадках отличались от остальных своей запылённостью.

Наименьшее разнообразие фенов характерно для контрольных площадок п. Молочное ул. Парковая и территория рядом с деревней Смыково, что обусловлено низким уровнем антропогенной нагрузки.

Рассчитав индекс соотношения фенов (ИСФ) для каждой пробной площадки, определен уровень загрязнённости и получены результаты, представленные в таблице 10 и на рисунке 2.

Таблица 10 - Характеристика состояния окружающей среды

по индексу соотношения фенов на исследуемых площадках № пл.

Местонахождение площадки

Индекс соотношения фенов (ИСФ)

Степень загрязнённости

Ул. Горького МОУ "Средняя школа №15" (школьный двор)

Улица Горького, район площади Чайковского

Сильно загрязнённая территория

берег реки Вологда на ул. Набережная VI Армии

Соборная горка на берегу реки Вологда

Средне загрязнённая территория

Парк Ветеранов

Средне загрязнённая территория

Ул. Ленинградская

Сильно загрязнённая территория

Поселок Молочное

Территория со слабым влиянием неблагоприятных факторов

Около деревни Смыково

Чистая территория


Рисунок 2 - Показатели индекса соотношения фенов (ИСФ) на исследуемых площадках

Анализируя полученные данные видно, что на всех исследуемых площадках, за исключением контрольной площадки №8 (территория рядом с деревней Смыково за п. Молочное), индекс соотношения фенов (ИСФ) выше 30%, что согласно методике Т.Я. Ашихминой, говорит о загрязнённости территории. Это свидетельствует о том, что на всех исследуемых площадках растения клевера белого в разной степени испытывали на себе последствия деятельности человека.

Самый высокий показатель индекса соотношения фенов (ИСФ) 91% зафиксирован на площадке №6 (ул. Ленинградская). Этот показатель соответствует сильному уровню загрязнения окружающей среды.

Такой же уровень загрязнения характерен для площадки №1(школьный двор МОУ "Средняя школа №15 на ул. Горького" и №2 (ул. Горького, район площади Чайковского), где ИСФ составил 71% и 76% соответственно.

Объяснить полученный результат в условиях нашего города несложно, т.к. ул. Ленинградская и Горького являются главными автотранспортными магистралями, которые создают значительный поток движущегося транспорта, в часы пик, приводящий к возникновению пробок, что вызывает образование большого количества выхлопных газов на ограниченной территории. Рост числа автотранспорта на дороге способствует увеличению шинной пыли, которая оседает на почве и листьях растений, нанося им определённый вред.

Показатель на ул. Горького несколько ниже, чем на ул. Ленинградская, что обусловлено чуть меньшим транспортным потоком.

Средний уровень загрязнения отмечен на площадках №3,4,5, на которых индекс соотношения фенов (ИСФ) составил от 51 до 58,5%. Загрязнение этих территорий вероятно вызвано интенсивным потоком людей, засорением территории бытовым мусором, а так же значительным потоком машин. Но показатель ИСФ несколько ниже предыдущих площадок, что обусловлено некоторой удалённостью от главных автомагистралей.

Посёлок Молочное достаточно удалён от города и находится примерно на расстоянии 17 км от центра Вологды. В отличие от предыдущих площадок, для него характерна низкая транспортная загруженность. Согласно данным исследованиям, показатель индекса соотношения фенов (ИСФ) для площадки №7 составил 43%.

Это говорит о том, что посёлок Молочное находится в зоне со слабым влиянием неблагоприятных факторов.

Наилучший показатель зафиксирован на территории рядом с деревней Смыково (за п. Молочным) - 29%, что свидетельствует о чистоте исследуемой территории и благоприятном состоянии окружающей среды в данном населенном пункте. Что объясняется низкой антропогенной загруженностью.


Паспорт проектной работы 1)Название проекта: «Обострение различных заболеваний человека в весенний период» 2)Руководитель проекта: учитель биологии ГКООУ «Санаторная школа- интернат» Мигачева Н.И. 3)Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: биология 4)Тип проекта: краткосрочный исследовательский проект


Содержание проекта 1)Вступительная часть (обоснование выбора и актуальности предложенной темы); 2)Цели и задачи проектной работы; 3)Основная часть: -общие сведения о наиболее распространенных весенних заболеваниях (ОРЗ, гайморит, аллергия) -причины обострения этих заболеваний в весенний период -способы борьбы с этими заболеваниями -интересные факты -итоги социологического исследования на базе ГКООУ «Санаторная школа-интернат» 4)Итоги проектной работы 5)Заключение 6)Список используемой литературы




Цели проектной работы Формирование у учащихся объективного представления о различных «весенних» заболеваниях; Ориентирование учеников на правильное применение различных лекарственных средств в период болезни; Формирование навыков и умений работы со статистическими данными






ОРЗ Острые респираторные заболевания (ОРЗ) - общее название ряда клинически сходных острых инфекционных заболеваний, возбудители которых проникают в организм через дыхательные пути, репродуцируются преимущественно в клетках слизистых оболочек респираторной системы Распространенность: ежегодно 40 млн чел в мире Этиология: более 200 этиологических агентов вызывают ОРЗ Симптомы: лихорадка, общая инфекционная интоксикация, синдромы поражения респираторного тракта Диагностика: по локализации поражения дыхательных путей


Гайморит Гайморит - это воспаление верхнечелюстной придаточной пазухи носа Распространенность: до 15% людей в мире страдают гайморитом Этиология: инфекции бактериальные и вирусные; болезни ЛОР органов; искривление носовой перегородки Симптомы: затруднено носовое дыхание, насморк, боли в области лба, повышение температуры, вялость Диагностика: Один из самых удобных методов – рентген околоносовых пазух


Поллиноз (пыльцевая аллергия) Аллергия - это повышенная или извращенная чувствительность организма к какому-либо аллергену - веществу, вызывающему аллергию. Распространенность: количество страдающих в мире доподлинно неизвестно Этиология: пыльца Симптомы: индивидуальны для каждого человека Диагностика: анализ крови; исчезновения аллергии после использования препаратов против нее




Профилактические меры Моем руки правильно! Не меньше 30 секунд! Нужно намыливать всю кисть, а не только ладони. После мытья не оставляйте ладони влажными Обратите внимание! Руки нужно мыть обязательно с мылом перед едой, после прогулки, посещения туалета и контакта с животными (даже домашними!!!)


Профилактические меры Повышаем иммунитет! Лучшая «группа поддержки»: Шиповник Рябина Калина 2 стол.ложки плодов залить 0,5 л кипятка. Пить как чай 2 стол ложки ягод залить 2 ст. кипятка. Настоять 20 мин и пить 3 раза в день до еды 20г плодов залить 1 ст кипятка. Растереть и настоять 20 мин. Пить как чай за полчаса до еды




ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Янеева Елена Евгеньевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение- основная общеобразовательная школа с.Александровка Советского района Саратовской области

Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения биологии. Одной из таких задач является овладение способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных исследовательских работ, участие в проектной деятельности.

Этим обусловлено введение в практику образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

В своей педагогической практике важное место я отвожу проектно-и сследовательской деятельности . Данный вид деятельности связан с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

Какие же задачи я ставлю при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности?

Формирование и развитие творческих способностей учащихся;

Развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;

Создание мотивирующего фактора в обучении и самообразовании;

Развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

Развитие у ученика коммуникативных умений и навыков.

Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Еще Сухомлинский писал: «Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе.

Методическая литература предлагает алгоритм выполнения исследовательской работы в определенной последовательности:

1) формулирование темы

2) формулирование цели и задач исследования

3) проведение теоретического исследования;

4) экспериментальная проверка;

5) анализ и оформление результатов научных исследований;

6) внедрение и эффективность результатов научных исследований;

7) публичное представление работ на научно-практических конференциях.

Задания исследовательского характера увлекают детей. Исследовательскую деятельность провожу в три этапа: исследовательские работы для учеников 5-6 классов; проекты для среднего звена 7-8 классы; научно-исследовательские работы 9-11 классы. Получая собственный экспериментальный материал, обучающиеся проводят анализ и делают выводы о характере исследуемого материала.

Учащиеся 5-6 классов успешно работают над созданием проектных работ. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.

Ребятами 5 класса была выполнена работа «Домашние синоптики». Цель данной работы изучить способы прогноза погоды на основе наблюдений за домашними животными. Объектом исследования стали домашние кошки.

Для достижения цели ребятами были поставлены, ставила следующие задачи: подобрать и изучить литературу по данной теме, применить полученные знания на практике (наблюдать и прогнозировать), провести анализ полученных данных.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования на уроках природоведения и экологии, дает возможность лучше изучить своих питомцев, позволяет подтвердить точность научных метеопрогнозов. Учащиеся использовали следующие методы исследования: анализ научно-публицистической литературы, обобщение и классификация полученной информации, наблюдение за поведением кошек и за явлениями природы.

Ребятами 6 класса работали над проектом «Пластиковые бутылки: находка или проблема человечества?». Целью данной работы было исследование значение пластиковых бутылок в жизни современного человека и их влияние на окружающую среду.

Учащиеся поставили перед собой следующие задачи:

    узнать историю создания и применения пластиковых бутылок;

    изучить химические свойства материала, из которого изготавливают пластиковые бутылки;

    рассмотреть экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды пластиковыми бутылками;

    воспитать бережное отношение учащихся к природным богатствам;

    развивать чувство ответственности за экологическое состояние планеты;

    исследовать возможные способы использования пластиковых бутылок в быту.

Учащиеся выбрали достаточно актуальную тему, так как в наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы пластиковых бутылок. Использованные бутылки являются большой экологической проблемой для окружающей среды. Одна из самых злободневных экологических проблем в мире - утилизация пластиковой тары.

Огромное количество мусора на улицах села Александровка, большую часть которого составляют пластиковые бутылки, заставило учащихся задуматься над вопросом: что несёт пластиковая бутылка человеку – пользу или вред?

Практическая значимость исследования состояла в том, что бы научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, придумать вторую жизнь пластиковым бутылкам. Результаты работы могут быть использованы для решения задач экологического воспитания не только детей, но и взрослых. Были использованы следующие исследовательские методы: изучение литературных и интернет-источников, эксперимент, анкетирование, наблюдение.

Ребята выступили с результатами исследования перед учащимися 5-6 классов, выпустили экологические листовки и развесили их на улицах села Александровка. Это позволило ещё раз обратить внимание жителей на проблему мусора в нашем селе и напомнить, что мы сами в ответе за чистоту и красоту нашего родного поселка.

Учащиеся 9 класса выполнили работу «Исследование биоритмов учащихся 9-11 классов МБОУ-СОШ с. Александровка». Они выявляли влияние биоритмов и хронотипа на интеллектуальную активность и физическое состояние учащихся старших классов. Ребята п роанализировали научную литературу по проблеме исследования для определения основных теоретических понятий и положений исследования, провели изучение биоритмов и хронотипов учащихся 9-11 классов, разработали рекомендации по улучшению работоспособности и упорядочиванию режима дня учащихся, оптимизации собственной учебной деятельности;

Проведенное исследование является интересным и актуальным на сегодняшний день, так как изучение биологических ритмов человека открывает новые возможности для регуляции и управления процессами, протекающими в организме человека

Практическая значимость исследования заключается в том, что учащиеся смогли скоординировать собственную учебную деятельность, свой режим дня, общее физическое состояние, удалось заинтересовать других, привлечь их к исследованию, при наличии знаний сделать более эффективной учебную деятельность старшеклассников.

Одним из самых интересных оказался проект «Определение гармоничности физического развития учащихся 8-9 классов МОУ-СОШ с. Александровка по антропометрическим данным». Учащиеся определяли уровень физического развития старшеклассников. С помощью оборудования школьного медицинского кабинета были проведение антропометрических измерения (роста, веса, ИМТ, ЖЕЛ, экскурсии грудной клетки, силы мышц кисти рук), оценены полученные результаты и сравнены их со среднестатистическими данными.

При обсуждение результатов исследования с учащимися 8-9 классов ребята пришли к выводу, что должны научиться исследовать собственный организм, надо формировать культ здоровья. Приступать к решению этой задачи следует с изучением собственного здоровья и познания закономерностей его коррекции, укрепления и развития.

Экспериментальный характер имела работа « Использование СМС для удаления нефтяных загрязнений с поверхности водных животных». Данная работа имеет метапредметный характер. Исследование посвящено проблеме удаления нефтяных загрязнений с поверхности тел животных, пера птиц, для которых водная среда является средой обитания. Были определены цели и задачи работы: найти наиболее оптимальные, дешевые и доступные способы удаления нефти с поверхности тел животных и пера птиц, рассмотреть влияние нефтяных загрязнений на водных животных;изучить методики очистки нефтяных загрязнений, определить экспериментальным путем возможность использования синтетических моющих средств для удаления нефтяных загрязнений с поверхности пера птицы и меха животного, выявить наиболее эффективные и безопасные марки СМС, которые можно применять в данных целях. Экспериментальным путем была доказана возможность использования различных марок СМС для удаления нефти с поверхности водных животных.

Практическая ценность работы связана с возможностью использования результатов исследования в практике удаления нефтяных загрязнений с поверхности животных, оказавшихся в зоне экологического бедствия.

Итогом исследовательской деятельности является участие моих учеников в конкурсах проектов, научно-практических конференциях школьного, муниципального и регионального уровней. Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи, отбираем факты, значимые в данной работе, формулируем гипотезу, составляем план для проведения наблюдения.

Ученик, выполнив проект и защитив его, учится:

    планировать работу;

    письменно и устно представлять результаты своей работы;

    защищать и отстаивать свою точку зрения;

    отвечать за результаты работы;

    оформлять работу и т.д.

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными об ъ ектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их.

Опыт исследовательской деятельности – необходимый компонент подготовки школьников к решению многообразных учебных, впоследствии – жизненных задач, в том числе и выбора будущей профессии. Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, правильно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.

Литература

1.Тяглова Е.В. Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии. Метод.пособие/ Е.В.Тяглова.-М.: Глобус, 2008.-255 с.

2.Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся.авт.-сост Е.А.Якушкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009.-186 с.

3.Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учителя и педагогов // Завуч. -2005. - №6.

4. Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост.М.В.Высоцкая.-Волгоград:Учитель, 2008.-2003 с.

5.Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся.авт.-сост Е.А.Якушкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009.-186 . Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост.Б.А.Татьяннкин.-М.:5 за знания, 2007.-272 с.

6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.-165 с.

7.Тяглова Е.В. Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии. Метод.пособие/ Е.В.Тяглова.-М.: Глобус, 2008.-255 с.

Интернет-ресурсы:

www. researcher.ru. Интернет-портал по исследовательской работе школьников .

Статьи по теме: