Примеры обязательств не имеющих стоимостного выражения. Синоним стоимостное выражение в словаре синонимов русского языка

  • On 15.02.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Нарушения в закупках, НМЦК, СМП, ФАС, Электронный аукцион

В конце 2017 года было внесено изменение в процесс начисления санкций, которые грозят сторонам контракта по закону 44-ФЗ. Их внесло постановление Правительства № 1042 от 30 августа 2017 года. Продолжая тему , расскажем, как сейчас начисляются штрафы и пени заказчику и поставщику.

В контракте в обязательном порядке должны быть прописаны условия об ответственности сторон, поскольку они являются существенными. Исключение сделано лишь для некоторых случаев закупки у единственного поставщика (часть 15 статьи 34 закона 44-ФЗ).

Как и прежде, меры ответственности назначаются в виде штрафа и пеней. Пени устанавливаются за нарушение сроков, а штрафы - за нарушение условий контракта .

Как начислять пени

Пени начисляются в размере 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ, действующей на дату уплаты. Пени по этой ставке рассчитываются от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки , в том числе за выходные и праздничные дни (письмо Минфина от 13 апреля 2016 года № 02-04-06/21780). Датой начала отсчета является день, следующий за тем, когда обязательства по контракту должны были быть выполнены.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

В общем случае формула расчета пеней выглядит так:

Пени = ЦК * 1/300 * Ставка ЦБ * Просрочка ,

  • ЦК - это цена контракта;
  • Ставка ЦБ - ключевая ставка Банка России на день уплаты;
  • Просрочка - количество дней, прошедших после крайней даты оплаты контракта.

В ФАС считают недопустимым начисление пени в размере, более 1/300 ставки ЦБ. Пример - предписание Омского УФАС от 16 октября 2017 года № 03.10.1/279-2017.

В случаях, когда обязательство исполнено, но не полностью, размер пени должен быть уменьшен на стоимость исполненной части . Кроме того, при расчете пеней из количества дней нужно исключить те, в течение которых заказчик товара (услуги) и оформлял и ее результаты . Эти дни исключаются при условии, что в контракте специально не оговорены иные положения. На это Минфин указывает в своем письме от 7 ноября 2017 года № 24-03-08/73293.

Штрафы за нарушение обязательств

Если нарушитель - заказчик

Штрафы за нарушение условий контракта заказчиком устанавливаются в фиксированной сумме . Найти конкретные значения можно в следующей таблице.

Таблица 1. Штрафы для заказчика по 44-ФЗ за нарушение условий контракта

Таким образом, какова бы ни была стоимость контракта внутри определенных диапазонов, штраф будет неизменным. Например, при цене контракта 100 тыс. рублей или 3 млн рублей заказчику будет назначен одинаковый штраф - 1 тыс . рублей.

Если нарушитель - поставщик

Штрафы для поставщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Размеры штрафов для поставщиков в зависимости от стоимости контракта по закону 44-ФЗ

Цена контракта (этапа), рублей Штраф от цены контракта (этапа)
Не более 3 млн 10%
От 3 млн до 50 млн (включительно) 5%
От 50 млн до 100 млн (включительно) 1%
От 100 млн до 500 млн (включительно) 0,5%
От 500 млн до 1 млрд (включительно) 0,4%
От 1 млрд до 2 млрд (включительно) 0,3%
От 2 млрд до 5 млрд (включительно) 0,25%
От 5 млрд до 10 млрд (включительно) 0,2%
Более 10 млрд 0,1%

Если поставщик - СМП или СОНКО

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрена отдельная линейка штрафов. Они представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО

Бывает, что закупка проводилась на общих основаниях, а победил в ней субъект малого бизнеса. Как в этом случае рассчитывать штрафы? По ставкам для обычных участников или для СМП? Штрафы прописываются на условиях, соответствующих объявленной закупке. То есть в данном случае льготного штрафа для поставщика не будет . То же правило действует и наоборот.

Допустим, объявлена закупка для СМП, но она была признана несостоявшейся. Далее заказчик на основании пункт 25 части 1 статьи 93 закона заключает контракт с единственным поставщиком. При этом в контракте прописываются штрафы, соответствующие условиям несостоявшейся закупки, то есть в размере, установленном для СМП. Такой подход подтверждается решениями ФАС (например, Ивановского УФАС от 23 октября 2017 года № 07-15/2017-189).

Если поставщик победил в аукционе за право заключения контракта

Иногда в ходе электронного аукциона цена переходит через «0» , то есть победивший участник платит за право заключить контракт. В этом случае при неисполнении либо ненадлежащем исполнении его обязательств размер штрафа устанавливается в процентах от НМЦК. Точные данные - в следующей таблице.

Таблица 4. Штрафы для поставщиков, если аукцион перешел через «0»

Заказчики при проведении аукциона должны предусматривать возможность такого исхода и прописывать в контракте подобные условия . Иначе это может быть расценено как нарушение закупочного законодательства.

Если обязательство не имеет стоимостного выражения

Отдельные штрафы предусмотрены за неисполнение либо ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, которые нельзя измерить деньгами . Например, о предоставлении товаросопроводительных документов, о доставке товара, о непревышении определенного процента брака и так далее. Штраф в этом случае составляет фиксированную сумму , а для определения предела стоимости контрактов применяют НМЦК . В следующей таблице представлена линейка этих штрафов.

Таблица 5. Штрафы для поставщика за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостной оценки

В контракте заказчику следует прописать, нарушение каких именно обязательств , не имеющих стоимостного выражения, влечет наложение штрафов на поставщика. Если заказчик этого не сделает, а поставщик такие обязательства нарушит, то оштрафовать могут уже самого заказчика. Ему могут вменить в вину то, что он утвердил документацию, которая нарушает требования контрактного законодательства.


Прочие штрафы

Кроме того, существуют специальные штрафы по отдельным видам нарушений:

  1. Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству , реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту - 5% стоимости указанных работ.
  2. Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) - 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

Что еще нужно предусмотреть в контракте в отношении санкций

В контракт следует включить положение о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта . В практике ФАС бывали случаи, когда отсутствие такого положения было признано нарушением законодательства (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Если заключается отдельный вид контракта, который регулируется дополнительно другими нормативными актами, заказчику следует это учитывать. Например, контракт на электроснабжение предусматривает неустойку в соответствии с законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Заказчику необходимо прописать в контракте особенности применения штрафных санкций и пеней. Не допускается просто указать, что в случае определенных нарушений с поставщика будет взыскана неустойка на основании закона. Такое положение контракта может быть признано ФАС нарушением закупочного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 3 Общественные блага
  • 3.1. Понятие общественных благ и их свойства
  • 3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
  • 3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ
  • 3.4. Государственный сектор и производство общественных благ
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 4 Внешние эффекты
  • 4.1. Понятие внешнего эффекта
  • 4.2. Рыночный сбой при внешних эффектах
  • 4.3. Различные решения проблемы внешних эффектов
  • 4.4. Проблема общинной собственности и возможности ее решения
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 5 Асимметричная информация
  • 5.1. Сущность и формы асимметричной информации
  • 5.2. Неэффективность рынка в условиях асимметричной информации
  • 5.3. Проблема принципал – агент
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу I
  • Раздел II
  • Общественный выбор
  • Глава 6
  • Общественный выбор
  • 6.1. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования
  • Парадокс голосования
  • 6.2. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
  • 6.3. Теорема медианного избирателя
  • 6.4. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
  • 6.5. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 7 Институциональные изъяны государства
  • 7.1. Проблема неэффективности государственного сектора
  • 7.2. Агентские отношения в государственном секторе экономики
  • 7.3. Бюрократическая монополия
  • 7.4. Погоня за рентой
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу II
  • Раздел III
  • Эффективность государственного сектора и проблема его реформирования
  • Глава 8
  • Производство в государственном секторе экономики
  • 8.1. Необходимость производства товаров и услуг в государственном секторе
  • 8.2. Масштабы государственного производства
  • 8.3. Провалы рынка и общественное производство частных благ
  • 8.4. Проблема эффективности государственных предприятий
  • 8.5. Реструктуризация государственных предприятий
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 9 Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов
  • 9.1. Анализ издержек и выгод в общественном секторе
  • 9.2. Критерий для реализации проекта государственных расходов
  • 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения
  • 9.4. Теневые и рыночные цены
  • 9.5. Дисконтирование при оценке общественных проектов
  • 9.6. Распределение выгод от общественного проекта
  • 9.7. Эффективность издержек
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу III
  • Часть вторая
  • 10.2. Меркантилизм о финансах
  • 10.3. Взгляды физиократов на финансы
  • 10.4. Идеи классиков политэкономии
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 11 Теории бюджета
  • 11.1. Бюджет как историческая категория
  • 11.2. Бюджет как социально‑экономическая категория. Функции бюджета
  • 11.3. Бюджет как инструмент государственного регулирования социально‑экономического развития страны
  • 11.4. Дефицит бюджета. Временные рамки бюджета
  • 11.5. История бюджета в России
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 12 Теории государственных финансов, используемые в макроэкономике
  • 12.1. Инструменты государственного регулирования при микро– и макроэкономических подходах к роли государства
  • Инструментами государственного регулирования в различных моделях являются:
  • 12.2. Теория «неоклассического синтеза» п. Самуэльсона и д. Хикса
  • 12.3. Компромисс между государственным вмешательством в экономику и издержками на его осуществление
  • 12.4. Дефицит, экономическая стабильность и рост
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу IV
  • Раздел V
  • 13.2. Структура финансовой системы. Европейская система интегрированных экономических счетов
  • 13.3. Общественные финансы современной России: масштабы и возможности
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 14 Бюджетная система России
  • 14.1. Бюджетное устройство
  • 14.2. Бюджетный процесс и его участники
  • 14.3. Бюджетная классификация
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 15 Фонды в структуре общественных финансов
  • 15.1. Классификация фондов
  • 15.2. Социально‑экономическое содержание фондов
  • 15.4. Бюджетные фонды
  • 15.5. Государственные социально‑страховые внебюджетные фонды. Социальное страхование
  • 15.6. Экономические внебюджетные фонды
  • 15.7. Негосударственные социальные внебюджетные фонды
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу V
  • Раздел VI
  • 16.2. Бюджеты 2006–2008 гг.
  • Бюджетная политика на 2006–2008 гг.
  • 16.3. Государственный долг
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 17 Общественные финансы и развитие социальной сферы
  • 17.1. Реализация социальных приоритетов в правительственных программах долгосрочного и среднесрочного развития России
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу VI
  • Раздел VII
  • 18.2. Распределение налогового бремени
  • 18.3. Предложение труда и налогообложение
  • 18.4. Оптимальное налогообложение
  • 18.5. Как избежать налогов
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 19 Налоговая система и налоговая реформа в России
  • 19.1. Типы налоговых систем
  • 19.2. Структура доходов бюджетной системы рф
  • 19.3. Налоговая реформа в действии
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу VII
  • Раздел VIII
  • 20.2. Разграничение основных понятий бюджетного федерализма
  • 20.3. Преимущества и недостатки бюджетной децентрализации
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 21 Зарубежные модели бюджетного федерализма
  • 21.1. Модель фискального федерализма
  • 21.2. Модель конкурентного федерализма
  • 21.3. Канадская модель бюджетного федерализма
  • Вопросы для повторения и задания
  • Глава 22 Особенности российского бюджетного федерализма
  • 22.1. Специфика российской модели
  • 22.2. Этапы развития российского бюджетного федерализма
  • 22.3. Перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу VIII
  • Раздел IX
  • 23.3. Формы финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора
  • 23.4. Формы и методы организационно‑финансового регулирования деятельности некоммерческого сектора в России
  • Вопросы для повторения и задания
  • Дополнительная литература к разделу IX
  • Глоссарий
  • 9.3. Оценка затрат и выгод, не имеющих стоимостного выражения

    Особую проблему в анализе затрат и выгод в государственном секторе представляет оценка таких затрат и выгод, которые не имеют рыночных цен. Например, проблему представляет оценка стоимости спасенной жизни при анализе эффективности того или иного проекта в сфере общественного здравоохранения или оценка стоимости сохраненного животного мира, редких растений при рассмотрении проекта по охране окружающей среды, стоимость сэкономленного времени. Таким образом, трудность представляют:

    Оценка стоимости времени;

    Оценка стоимости жизни;

    Оценка стоимости природных благ.

    Для решения этой проблемы разработаны различные процедуры, методики оценки благ, не имеющих рыночной цены.

    В отдельных случаях мы можем сделать какие‑то оценки, опираясь на косвенную информацию, которую предоставляет рынок. Это относится к оценке стоимости времени. Цену сэкономленного времени необходимо включать в оценку выгод при анализе эффективности таких государственных расходов, которые направлены на строительство автомобильных и железных дорог, метрополитена. Один из вариантов расчета такого рода выгод связан с оценкой времени как эквивалента упущенной или приобретенной заработной платы.

    Предполагается, что каждый из нас делает выбор между дополнительной работой и дополнительным отдыхом. Отказ от одного часа работы означает сокращение дохода и соответствующего потребления благ на величину этого дохода. Вместе с тем это означает приобретение дополнительного часа для отдыха. Стоимость времени оценивается при этом в размере упущенной заработной платы. Например, при строительстве новой станции метро вы на полчаса экономите время на поездку до места работы. При часовой заработной плате в 100 руб. цена сэкономленного времени будет равна 50 руб.

    Такой подход к оценке времени имеет свои недостатки. В частности, при этом не учитывается тот факт, что люди не слишком свободны при выборе между работой и отдыхом. Кто‑то предпочел бы дополнительную работу, но не может ее найти. Получается, что при оценке времени в координатах возможной заработной платы цена свободного времени завышается. Многие люди в меньшей степени ценят свое свободное время.

    Вместе с тем кто‑то предпочел бы свободное время, но вынужден подрабатывать. Другими словами, некоторые считают, что подход к оценке времени с позиций заработной платы, наоборот, приводит к недооценке стоимости свободного времени.

    Существуют примеры как недооценки стоимости времени, так и его переоценки. Например, цена свободного времени университетского профессора выше его заработной платы. Во‑первых, потому что его зарплата относительно невелика; во‑вторых, существуют выгоды неденежного характера, которые профессор получает в свободное время. С другой стороны, высокая заработная плата шахтера, возможно, ведет к завышению стоимости его свободного времени.

    К стоимостной оценке времени относятся:

    1) выбор между работой и свободным временем (отдыхом);

    2) оценка стоимости времени в размере альтернативных издержек свободного времени (упущенная заработная плата);

    3) отсутствие зачастую свободы выбора у людей между работой и отдыхом;

    4) возможность как недооценки стоимости времени, так и его переоценки.

    Похожая методика используется при оценке стоимости жизни. В принципе жизнь бесценна, никто из нас даже в кошмарном сне не хотел бы даже думать о том, сколько стоит жизнь близких ему людей. Но общество во многих случаях вынуждено заниматься этой оценкой. Ярким примером является необходимость оценки стоимости спасенной жизни, анализируя затраты и выгоды проекта расходов на снижение уровня дорожных происшествий, проекта в общественном здравоохранении, уменьшающего заболеваемость и смертность. Эта необходимость возникает в связи с ограниченностью общественных ресурсов и множеством вариантов для использования этих ресурсов. Даже в случае с проектами, направленными на сохранение человеческой жизни, вероятность положительного результата может быть очень маленькой. При этом снижается экономическая целесообразность проекта.

    В основном при оценке стоимости жизни используются следующие методы:

    Метод вмененного дохода;

    Метод выявленных предпочтений.

    Метод вмененного дохода используется главным образом для оценки стоимости жизни в рабочий период жизненного цикла. Он основан на оценке того, сколько человек смог бы заработать, если бы остался жив и в перспективе умер естественной смертью. Его прошлые доходы воспроизводятся в будущем.

    У этого метода тоже есть свои недостатки. Одним из них является то, что стоимость средств существования и стоимость жизни расцениваются как одно и то же, средства существования и жизнь приравниваются. Жизнь – это сложный, многогранный и многомерный процесс. В жизни кроме средств существования есть много аспектов, которые не принимаются во внимание в этой методике. Производство дохода для многих людей не является смыслом жизни, поэтому оно не может быть основанием для оценки стоимости жизни.

    Другим недостатком метода вмененного дохода является фактическое игнорирование такого важного периода жизненного цикла, как жизнь после выхода на пенсию. В этот период человек не зарабатывает. Получается, что в рамках данной методики жизнь после выхода на пенсию не имеет ценности.

    Таким образом, особенности метода вмененного дохода заключаются в следующем:

    1) основан на оценке того, сколько человек смог бы заработать, если бы остался жив;

    2) прошлые доходы воспроизводятся в будущем;

    3) стоимость средств существования и стоимость жизни расцениваются как одно и то же;

    4) жизнь после выхода на пенсию не оценивается.

    Метод выявленных предпочтений несколько иначе подходит к оценке стоимости жизни. Название метода связано с определением предпочтений при выборе профессии. Люди, выбирая профессию, выбирают степень риска несчастного случая, связанного с этой профессией. Высокая степень риска компенсируется более высокой заработной платой. Высокий риск и высокая зарплата, незначительный риск и меньшая зарплата – это предпочтения, которые выявляются, определяются при выборе работы и профессии. Работа профессора и шахтера представляют собой противоположные примеры выявленных предпочтений в отношении риска и уровня доходов.

    Рассматриваемый метод оценивает стоимость жизни исходя из того, каков дополнительный доход, необходимый для компенсации более высокого риска несчастного случая. Многие считают, что недостатком метода выявленных предпочтений является недооценка стоимости человеческой жизни. Как правило, люди слабо представляют себе реальные риски, которые их ожидают в будущем. Кроме того, даже зная о подстерегающих их опасностях, люди стараются об этом не думать, надеются на благополучный исход.

    Можно привести примеры фактических оценок стоимости жизни. Очевидно, что эти оценки существенно различаются. Так, в конце 1990‑х годов в США стоимость жизни составляла от 1 до 20 млн долл. В большинстве случаев разброс был меньшим – от 2 до 8 млн долл. Органы государственного регулирования США используют данные разных оценок. Оценки Агентства по охране окружающей среды выше, чем оценки Управления транспорта.

    Идет дискуссия по поводу того, какую оценку использовать при оценке затрат и выгод по государственным проектам. Те, кто выступает против единой оценки стоимости жизни, считают, что необходимо учитывать разные обстоятельства смерти. В частности, учитывать, что смерть может произойти в результате действий, связанных с добровольным риском. Например, вождение автомобиля предполагает риск несчастного случая; садясь за руль, человек знает это.

    Трудным является вопрос о том, отличается ли стоимость жизни ребенка от стоимости жизни взрослого человека, которому исполнилось 30 лет, или от стоимости жизни старого человека, который прожил 80 лет. Эта проблема возникает, например, при рассмотрении государственных проектов в сфере общественного здравоохранения. В частности, известно, что формы раковой болезни у детей отличаются от форм раковых заболеваний у пожилых. Существуют две государственные программы научных исследований раковых заболеваний в разных возрастных группах. Приходится выбирать, в какой степени следует финансировать эти программы в условиях ограниченных государственных ресурсов. С целью эффективного использования государственных средств необходим анализ затрат и выгод по обеим программам.

    Таким образом, особенности метода выявленных предпочтений заключаются в следующем:

    1) определение предпочтений при выборе профессии;

    2) выбирая профессию, выбирают степень риска несчастного случая, связанного с этой профессией;

    3) стоимость жизни оценивается исходя из того, каков дополнительный доход, необходимый для компенсации более высокого риска несчастного случая;

    4) недооценка стоимости человеческой жизни.

    Оценка стоимости природных благ также представляет собой проблему в анализе затрат и выгод по проектам государственных расходов. В связи с загрязнением окружающей среды общество осуществляет значительные расходы на ее охрану и восстановление. Любой проект по охране окружающей среды предполагает оценку возможных результатов в стоимостной форме в условиях, когда рынок не предоставляет необходимой информации. Кроме того, проблема оценки стоимости природных благ, таких, например, как чистый воздух, незагрязненная вода, пение птиц в утреннем лесу, зеленый цветущий луг, возникает при оценке ущерба, наносимого природе предприятиями.

    Весной 2005 г. жители Москвы и северо‑западного Подмосковья были обеспокоены загрязнением верховьев Волги в районе г. Ржева. Это произошло в результате аварии на нефтехранилище. Чистая волжская вода, которая попадает в систему водоснабжения жителей Москвы и Подмосковья, была смешана с нефтью на многие километры по течению реки, луга были испорчены, стала умирать рыба. Встал вопрос о возмещении нанесенного ущерба, а это требует его стоимостной оценки.

    Практически при оценке стоимости природных благ может быть использован так называемый метод «условной оценки» (contingent valuation). Эта методика предусматривает выборочный опрос по особой системе жителей региона или жителей страны в целом, если речь идет об общенациональном проекте охраны окружающей среды. Опрос должен выявить, как люди оценивают то или иное природное благо, как они оценивают ущерб, нанесенный окружающей среде. Возник специальный термин, обозначающий цену природных благ, связанных со средой существования человека, – «стоимость обитания»(existence values).

    Речь идет о той сумме, пусть пока небольшой, которую люди готовы платить за сохранение окружающей среды. Например, сколько вы готовы заплатить за то, чтобы в реке вновь появились бобры, чтобы остатки старинной дубовой рощи, которую хотят уничтожить, по‑прежнему были украшением любимого вами пейзажа, чтобы на островах Охотского моря котики свободно жили и размножались и т. д.

    Суммы, которые вы готовы заплатить, разные, так как вы в разной степени цените те или иные аспекты окружающей среды, среды вашего обитания. Пусть в крайнем случае с котиками вы готовы отдать всего лишь двухрублевую монету, но в масштабах России это составит сумму порядка 300 млн руб. И если нефтедобывающие компании Сахалина наносят ущерб популяции котиков, то сумма компенсации ущерба может быть оценена на основе проведенного обследования.

    Таким образом, особенности метода «условной оценки» заключаются в следующем:

    1) выборочный опрос по особой системе жителей региона или жителей страны;

    2) определение того, как люди оценивают то или иное природное благо, как они оценивают ущерб, нанесенный окружающей среде;

    3) «стоимость обитания» (existence values) – это цена природных благ, связанных со средой существования человека.

    Метод условной оценки был впервые применен в США, в частности при оценке судом ущерба, нанесенного компанией «Эксон» в результате разлива нефти из ее нефтехранилищ в 1989 г. Данная методика оценки также имеет свои недостатки. Она совершенствуется. В настоящее время метод условной оценки применяется в государственном регулировании использования окружающей среды.

    Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    Рассчитывать штрафы в контракте нужно по новым правилам

    С 10 сентября заказчики будут рассчитывать штрафы за некачественную работу по контракту по новым правилам. Правительство отменяет постановление № 1063, по которому считают штрафы сейчас, и вводит новые правила.

    Штрафовать контрагента можно будет за каждый факт нарушения условий контракта. Ранее вопрос «сколько раз можно штрафовать поставщика по одному контракту» не был урегулирован, и споры стороны решали в суде. Общая сумма штрафов не должна превышать цену контракта. Правило верно и для заказчика, и для контрагента.

    Увеличили количество вариантов цены контракта, по которой рассчитывают штраф. Штраф заказчики устанавливают в виде фиксированной суммы, которую высчитывают как процент от цены контракта:

     10 процентов при цене контракта до 3 млн руб.;

     5 процентов - от 3 млн до 50 млн руб.;

     1 процент - от 50 млн до 100 млн руб.;

     0,5 процента - от 100 млн до 500 млн руб.;

     0,4 процента - от 500 млн до 1 млрд руб.;

     0,3 процента - от 1 млрд до 2 млрд руб.;

     0,25 процента - от 2 млрд до 5 млрд руб.;

     0,2 процента - от 5 млрд до 10 млрд руб.;

     0,1 процента - выше 10 млрд руб.

    По правилам, которые действуют сейчас, размер штрафа для любой цены контракта свыше 100 млн руб. составляет 0,5 процента от цены контракта.

    Еще одно новшество - отдельные штрафы при закупках у СМП и СОНО:

     3 процента - при цене до 3 млн руб.;

     2 процента - от 3 млн до 10 млн руб.;

     1 процент - от 10 млн до 20 млн руб.

    Ввели отдельную шкалу штрафов для контрагентов, которые победили в закупке на право заключить контракт, то есть когда заказчик проводит торги на повышение цены. Цена таких контрактов не может превышать 100 млн руб. (п. 1 ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Штрафы составят:

     10 процентов от НМЦК, если НМЦК не превышает 3 млн руб.;

     5 процентов - при НМЦК от 3 млн до 50 млн руб.;

     1 процент - при НМЦК от 50 млн до 100 млн руб.

    Эти штрафы обязательно указывать в проекте контракта, который заключите по итогам аукциона. Если участники снизят цену контракта до 0,5 процента НМЦК, то оператор электронной площадки проведет торги на право заключить контракт (ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

    Предусмотрены случаи, когда контрагент не исполнит обязательства без стоимостного выражения. Размер штрафа - конкретные суммы, а не проценты от цены контракта:

     1000 руб. - цена контракта не превышает 3 млн руб.;

     10 000 руб. - от 50 млн до 100 млн руб.;

    Если контрагент привлечет субподрядчика к работам, которые должен выполнить самостоятельно, штраф составит 5 процентов от стоимости работ. Размер штрафа остался прежним, однако в постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570 внесли правку: учитывать размер штрафа нужно не по правилам постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063, а по новому постановлению Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042.

    Контрагент заплатит штраф, если должен привлечь субподрядчиков из СМП и СОНО, но не сделает этого. Штраф составит 5 процентов от объема, который должен выполнить субподрядчик.

    Заказчики за нарушения контракта теперь будут платить конкретные суммы, а не проценты от цены контракта:

     1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

     5000 руб. - от 3 млн до 50 млн руб.;

     10 000 руб. - от 50 млн до 100 млн руб.

     100 000 руб. - выше 100 млн руб.

    Применять новые правила нужно только к тем закупкам, извещения о которых опубликовали в ЕИС после дня вступления в силу новых правил. Постановление вступит в силу 9 сентября 2017 года.

    Пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 устанавливает, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы.

    Таким образом, пункт 6 указанного постановления применяется в случае, когда размер ущерба невозможно изначально определить, например, гарантийные обязательства на поставляемое оборудование, изначально невозможно прогнозировать, что при эксплуатации возникнет необходимость ремонта всего оборудования или только определенных запасных частей

    Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

    С 9 сентября 2017 года действуют новые правила определения размера неустойки, начисляемой в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств , утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1042 (далее – Правила № 1042). Они применяются в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после указанной даты.

    Включение в контракт условия об уплате неустойки

    Казенные учреждения, заключая контракты на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и выступают в роли заказчиков (п. 2 ст. 764 ГК РФ, п. 5, 6, 8 ст. 3 Закона о контрактной системе).

    В таких контрактах в обязательном порядке прописывается условие об ответственности сторон (заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя)) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, которая выражается в уплате неустойки (штрафа, пени) (п. 4, 5, 6 ст. 34 Закона о контрактной системе).

    При этом в случае просрочки исполнения обязательств по контракту устанавливаются пени, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств – штраф (п. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе).

    Обратите внимание: перечень случаев, когда указанные выше требования могут не применяться, установлен в п. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе. Это случаи заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах условие об установлении и уплате неустойки в контракте не закрепляется.

    Определение размера неустойки

    На сегодняшний день размер неустойки по контракту рассчитывается с учетом Правил № 1042. Прежние правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063), с 09.09.2017 утратили силу.

    Остановимся более подробно на новых методах определения штрафов и пени.

    Санкции для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

    Штрафы.

    Правилами № 1042 расширен перечень обстоятельств, при которых штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту определяются по-разному. Теперь размер штрафа зависит не только от цены контракта, но и от того, кто является исполнителем по нему. Если обязательство по контракту не имеет стоимостного выражения, то штрафы устанавливаются в конкретных абсолютных величинах (см. таблицу).

    Условия контракта

    Цена контракта, НМЦК

    Размер штрафа

    Контракт заключен в общем порядке*

    Не более 3 млн руб.

    От 3 млн до 50 млн руб.

    От 50 млн до 100 млн руб.

    От 100 млн до 500 млн руб.

    От 500 млн до 1 млрд руб.

    От 1 млрд до 2 млрд руб.

    От 2 млрд до 5 млрд руб.

    От 5 млрд до 10 млрд руб.

    Свыше 10 млрд руб.

    Контракт заключен с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями*

    Не более 3 млн руб.

    От 3 млн до 10 млн руб.

    От 10 млн до 20 млн руб.

    Контракт заключен с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (по результатам электронного аукциона)**

    Не более 3 млн руб.

    От 3 млн до 50 млн руб.

    От 50 млн до 100 млн руб.

    Обязательства по контракту не имеют стоимостного выражения

    Не более 3 млн руб.

    1 тыс. руб.

    От 3 млн до 50 млн руб.

    5 тыс. руб.

    От 50 млн до 100 млн руб.

    10 тыс. руб.

    Свыше 100 млн руб.

    100 тыс. руб.

    Предусмотрено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций***

    * Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к цене контракта (этапа).

    ** Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к НМЦК.

    *** Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к объему привлечения субподрядчиков, соисполнителей, установленному контрактом.

    Что касается размера штрафаза ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, то он остался на прежнем уровне – 5% стоимости указанных работ.

    К сведению: перечень работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 (в редакции Постановления Правительства РФ № 1042).

    Пени.

    Порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, по сравнению с действующим ранее, упростился.

    Сейчас пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Последняя, в свою очередь, должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств.

    Обратите внимание: ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пени (п. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

    Таким образом, для определения размера пеней, подлежащих уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ППост) , будет применяться следующая формула:

    ППост = 1/300 х СЦБ х О х ДП , где:

    СЦБ

    О – размер обязательства по контракту, не исполненного в установленный срок (сумма задолженности);

    ДП – количество дней просрочки.

    Санкции для заказчиков

    Штрафы.

    Размеры штрафов за неисполнение заказчиками обязательств, предусмотренных контрактом, установлены Правилами № 1042 в виде фиксированных сумм, определяемых в следующем порядке:

    Отметим, что ранее штрафы рассчитывались в процентном соотношении к цене контракта.

    Пени.

    Порядок определения размера пени в связи с просрочкой исполнения заказчиком обязательств по контракту в Правилах № 1042 не прописан. Он предусмотрен ст. 34 Закона о контрактной системе , где сказано, что начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня определяется контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

    Приведенный порядок определения размера пеней, подлежащих уплате заказчиком (ПЗак) , отражается формулой:

    ПЗак = 1/300 х СЦБ х О х ДП , где:

    СЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ, установленная на дату уплаты пеней;

    О – размер неуплаченной в установленный срок суммы (сумма задолженности);

    ДП – количество дней просрочки.

    Из нововведений, предусмотренных Правилами № 1042, выделим следующие:

      введены штрафы для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за нарушение условий контрактов, цена которых составляет от 100 млн руб. и более (от 0,5 до 0,4% цены контракта (этапа));

      штрафные санкции для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций установлены в меньшем размере, чем остальным исполнителям;

      установлены штрафы за каждый факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, заключенному с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта. Они определяются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к НМЦК;

      введены штрафы за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. Такие штрафы устанавливаются в конкретных абсолютных величинах (от 1 тыс. до 100 тыс. руб. в зависимости от цены контракта);

      штраф за неисполнение условия контракта о привлечении к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 5% объема такого привлечения;

      штрафы для заказчиков за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены в виде фиксированных сумм (от 1 тыс. до 100 тыс. руб. в зависимости от цены контракта). Ранее они рассчитывались в процентном соотношении к цене контракта.

    Также новыми правилами определено, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта.

    Статьи по теме: