Престиж рабочей профессии в современном обществе. Кадровый голод

«Повышение престижа профессии педагога всегда оставалось приоритетным направлением в деятельности отраслевого профсоюза», - подчеркнул на совместной с Министерством образования коллегии председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр БОЙКО. - Мы стремимся к тому, чтобы каждый понимал: его работа и профессионализм будут достойно оценены. На реализацию этой задачи направлено и соглашение между Министерством образования и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки. Мы благодарны нашему социальному партнеру за конструктивный подход и понимаем, что возможности отрасли - не безграничны, поэтому ряд проблемных вопросов еще ждет своего разрешения. Именно на них и будут сконцентрированы наши усилия».

Болевые точки

«Жесткая партнерская работа», - именно так охарактеризовал деловые отношения с отраслевым профсоюзом заместитель министра образования Сергей РУДЫЙ . «Наша совместная работа слаженная и ответственная. Тем более что мы постоянно имеем целый набор предложений от нашего профсоюза», - отметил он.

В прошлом году в центре общего внимания находились вопросы, касающиеся организации и нормирования труда педагогических работников; оплаты труда отдельных категорий работников, в том числе тех, что задействованы в организации подвоза учащихся; работников, направляемых на работу в оздоровительные организации.

На повестке дня были вопросы профессионального пенсионного страхования педагогических работников, внесения изменений в квалификационные характеристики отдельных должностей работников образования, разработки механизма направления высвобожденных в результате оптимизации финансовых средств на нужды отрасли.

Но сначала несколько цифр. Среднемесячная заработная плата в образовании за январь - декабрь 2017 года составила 557,7 рубля, в том числе у педагогических работников 632,4 рубля, у учителей 673,5 рубля, профессорско-преподавательского состава 987,6 рубля. Размеры учебных стипендий колебались от 51,85 рубля (минимальная) до 99,33 рубля (максимальная). По отношению к бюджету прожиточного минимума минимальная стипендия составила лишь 27%, максимальная - 51,6%. Для сравнения: в 2013 году это соотношение составляло соответственно 40% и 76%. Также продолжается тенденция снижения темпов роста размера тарифной ставки первого разряда по отношению к бюджету прожиточного минимума.

Пересмотр тарифной ставки первого разряда с учетом изменения размера минимальной заработной платы остается чрезвычайно актуальным. ЦК профсоюза неоднократно направлял предложения в Федерацию профсоюзов Беларуси по вопросам осуществления доплат до уровня минимальной заработной платы работникам отрасли, у которых начисленная заработная плата ниже размера минимальной заработной платы. Это касается как представителей рабочих профессий, так и квалифицированных специалистов, - сообщил Александр Бойко. - Работники, которые тарифицируются по одному и тому же разряду, имеют одинаковый трудовой стаж, но разные размеры премии в соответствии с их личным вкладом в результаты работы, получают по факту с учетом доплат одинаковую зарплату в размере минимальной заработной платы. Низкий уровень заработной платы работников отрасли является основной проблемой, которая постоянно поднимается на совместных заседаниях профсоюза работников образования и науки и Министерства образования.

Кто следующий?

В прошлом году министерством и профсоюзом совместно прорабатывалась возможность совершенствования системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава. «Последнее повышение зарплат в высшей школе проводилось в январе 2012 года и затрагивало оно преподавателей вузов, не имеющих ученых степеней и званий. Поэтому важным достижением является повышение с 1 декабря 2017 года тарифных ставок профессорско-преподавательскому составу на 30%», - подчеркнул Александр Бойко.

В 2018 году во исполнение поручений Президента, данных им на Республиканском педагогическом совете, министерство продолжит работу над вопросом повышения заработной платы педработников учреждений образования всех уровней, - заверил Сергей Рудый. - Советом Министров поручено разработать и внести соответствующие предложения по дошкольному образованию. Кроме того, по поручению Президента создана рабочая группа под руководством ректора БГЭУ Владимира Шимова, которая должна разработать и внести на рассмотрение главы государства свои предложения по совершенствованию оплаты труда профессорско-преподавательского состава, повышению заинтересованности в результатах педагогической и научной деятельности.

Сергей Рудый и Александр Бойко сообщили, что сейчас идет работа над проектом Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании оплаты труда работников бюджетных организаций» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

Представленные проекты упрощают механизм расчета заработной платы работников бюджетной сферы, но вызывают обеспокоенность в плане предполагаемой отмены декретов и указов по дополнительным мерам стимулирования труда работников, находящихся на контрактной форме найма, по отдельным категориям молодых специалистов, утрачиваются доплаты за ученые степени и звания. Мы считаем, что эти проекты требуют объяснений и тщательной доработки, - озвучил позицию отраслевого профсоюза Александр Бойко.

Упрощение аттестации

Стоит напомнить, что в январе прошлого года правительство приняло решение, согласно которому молодым специалистам из категории педагогических работников, которые уже отработали по распределению два года, но продолжают работать в этом же учреждении образования, еще на год была продлена выплата доплаты в размере одной тарифной ставки первого разряда. Сделано это было для того, чтобы не допустить снижения зарплат у молодых специалистов и их оттока из учреждений образования. Сохранение доплаты еще на один год дает возможность молодым педагогам пройти аттестацию для получения второй квалификационной категории.

Еще один важный, по мнению руководства министерства и профсоюза, шаг - внесение изменений в Инструкцию об аттестации педагогических работников. В частности, была отменена обязанность подтверждать присвоенную более пяти лет назад высшую квалификационную категорию и категорию «учитель-методист». Был расширен перечень педагогических работников, которые допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. Расширены полномочия начальников управлений образования областных исполнительных комитетов и председателя комитета по образованию Мингорисполкома. Они получили право давать согласие на допуск педагогических работников к аттестации на присвоение высшей квалификационной категории без учета присвоенной ранее квалификационной категории или стажа работы в должности. Раньше для этого требовалось согласие министра.

Мы знаем, что внесение изменений в инструкцию учло мнение основной массы педагогов, - подчеркнул Сергей Рудый. - Замечания и предложения ЦК профсоюза также были учтены.

Заместитель министра образования сообщил, что начиная с 2015 года в стране реализуется пилотный проект по апробации нормативного финансирования учреждений образования. Его цель - обеспечение прозрачности и справедливости распределения бюджетных средств.

В 2017 году им были охвачены 642 учреждения общего среднего и 94 учреждения дошкольного образования. С 1 января 2019 года на нормативное финансирование должна перейти вся система общего среднего образования, с 1 января 2020 года - система дошкольного образования, а в 2021 году - профессионально-техническое и среднее специальное образование.

В ходе реализации пилотного проекта наметились как положительные тенденции, так и проблемные моменты, - констатировал Сергей Рудый. - Поэтому мы просим профсоюз: вносите разумные предложения по корректировке подходов, связанных с нормативным финансированием.

Внимание - коллективному договору

Александр Бойко считает участие в информационных проектах Федерации профсоюзов Беларуси, выступления в республиканских и региональных СМИ важнейшей задачей деятельности отраслевого профсоюза.

Надо активнее использовать для поднятия престижа работников отрасли телевизионные проекты Федерации профсоюзов Беларуси, - отмечает он. - На постоянной основе на белорусском телевидении выходят две профсоюзные программы - «Народное утро» и «Открытая беседа». Главный герой «Народного утра» - обычный человек работы: учитель, ученый, строитель. Им может стать каждый. В прошлом году героями передачи стали два представителя системы образования: директор ошмянской школы №1 Михаил Марьянович Гружевский и директор витебской гимназии №1 Валентина Трофимовна Широкова.

Телевизионный проект ФПБ и канала СТВ передача «Открытая беседа» выходит еженедельно и призван продемонстрировать, как профсоюзы помогают гражданам решать их рабочие вопросы: наниматель не продлил контракт, не выплачивает компенсацию за травму... В прошлом году с участием представителей профсоюза работников образования и науки вышли в эфир четыре выпуска передачи, в которых обсуждались темы трудоустройства подростков, подготовки детских оздоровительных лагерей, работы студенческих профкомов, оказания благотворительной помощи.

Между тем, в 2017 году в организационные структуры профсоюза поступило более 63 тысяч обращений от его членов. Анализ показал, что наиболее типичные нарушения законодательства о труде происходят при увольнении работников по инициативе нанимателей; при заключении, продлении и расторжении контрактов; применении мер дисциплинарного взыскания; заключении коллективных договоров; оплате и материальном стимулировании труда.

По состоянию на 1 января этого года в области образования было заключено 6878 коллективных договоров. В прошлом году Белорусский профсоюз работников образования и науки провел Республиканский конкурс на лучший коллективный договор (соглашение). Победила в нем столичная школа №51. В ЦК профсоюза рассматривают коллективный договор как источник дополнительных для работников сферы образования социальных льгот и гарантий, поэтому и уделяют ему такое большое внимание.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

ЮВЕНОЛОГИЯ

Л.Н. Тимирова РОЛЬ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИЙ В ИЗМЕНЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

Статья посвящена анализу влияния престижа профессий на трансформационные процессы, происходящие в социально-профессиональной структуре общества, через профессиональное самоопределение молодежи.

К>нец 80-х - 90-е годы XX века в России ознаменовались кризисом всех сфер жизни общества и государства: изменение государственного устройства, переход к рыночной экономике, трансформация социальной структуры, коренной переворот в мировоззрении, идеологии, ценностях. Реформы коснулись и социально-профессиональной структуры российского общества, появилось большое количество новых профессий и видов деятельности: программист, менеджер, банкир, предприниматель и т.д. При этом ломка ценностных ориентаций, как молодежи, так и всего общества, на тот период времени привела к изменению отношения к труду и профессии, которое является одним из показателей социального статуса человека, его положения в системе общественных отношений и связей. Существенной трансформации подвергся престиж различных профессий. Будучи одним из основных факторов, который оказывает существенное влияние на профессиональное самоопределение школьников, он несомненно играет важную роль и в преобразовании социально-профессиональной структуры общества.

Одним из первых, кто начал в нашей стране изучать престиж профессий у молодежи, был В.Н. Шубкин, давший подробное обоснование этого понятия как показателя субъективного отражения социальной иерархии в массовом сознании групп и классов . А.Б. Кур-лов и Ю.А. Лязина несколько уточнили данной понятие, определяя его, как оценочное суждение, фиксирующее степень материальной обеспеченности, широту диапазона социальных возможностей, степень социальной защищенности, определенный уровень культуры и образования и т.д., носителя той или иной социально-профессиональной группы .

Ф.К. Каников и О.В. Трунькина, отмечая, что профессиональная ориентация непосредственно подвержена влиянию престижа, то есть места, которое занимает та или иная профессия в общественном сознании, выделяют в многомерном содержании социального престижа профессии три основных измерения или фактора: 1) содержательность и творческие возможности профессии; 2) социальные и стратификационные возможности профессии (оплата, уровень доходов и т.д.), перспективы карьеры; 3) динамика профессий и престижа; ретроспективные, актуальные и перспективные аспекты профессии . По мнению ученых, все эти факторы составляют ядро системы детерминации профессиональных ориентаций как социально и социокультурно обусловленного процесса.

Разные социальные общности, как подчеркивает Г. А. Чередниченко, имеют свои специфические системы ценностей, через призму которых они рассматривают профессиональную (а затем и стоящую за ней социальную) структуру, и именно по этой причине возникает представление о превосходстве или низком уровне тех или иных занятий (социальных позиций) . То есть можно сказать, что престиж тех или иных профессий -понятие субъективное, зависящее от множества различных факторов. Безусловно, во многом подобные оценки есть синтез личного опыта индивида и информации полученной по наследству от старших поколений, а также общественного мнения, в которое можно включить представления

о престиже тех или иных видов деятельности непосредственного окружения индивида (малых групп), больших социальных групп, имеющих значимое влияние на индивида (социальных слоев, в которые входят родители индивида и сам индивид, этноса и др.). Кроме того, в настоящее время на общественное мнение огромное воздействие

€> Л.Н. Тимирова, 2008

оказывают средства массовой информации, пропагандируя престиж различных профессий, видов деятельности и образа жизни. Престиж профессии и ее представителей в общественном сознании во многом является определяющим фактором того, какой статус занимает профессия, и, соответственно, ее представители в системе профессиональной и социальной структуры общества. Изучение престижа различных занятий в современном обществе дает важную и объективную информацию о том, какой будет формироваться картина социально-профессиональной структуры российского общества в ближайшее время, как будет осуществляться социальная, профессиональная, территориальная мобильность.

За последние десятилетия молодыми людьми кардинально была пересмотрена привлекательность тех или иных профессий, в результате чего трансформировалась и шкала престижа профессий. Так, за 30-летний период времени с 1964 года по 1994 год популярность профессий бухгалтера выросла с 2,12 до 5,6 баллов (по 10-бальной шкале), продавца - с 2,02 до 4,23 баллов, наряду с этим резко снизилась оценка деятелей науки, к примеру, если научный работник в области математики прежде имел оценку 7,89 баллов, то теперь 4,31 балл . Как мы видим, именно в этот период наблюдается начало падения престижа профессий, связанных с творческим, интеллектуальным трудом, так как они перестали быть способом самореализации личности, формой общественного признания, гарантом стабильного социального и экономического положения и т.д. Напротив профессии, связанные с экономической сферой, позволяющие повысить свое материальное положение, стали пользоваться большой популярностью, соответственно вырос и их престиж.

В связи с этим, можно утверждать, что негативное развитие ситуации в российской экономике повлияло на то, что трудовая деятельность в таких областях как наука, образование, инженерия и здравоохранение становилась все менее престижным, в силу своей невостребованности обществом и государством, а также низкого уровня обеспечения этих отраслей. Рыночные реформы в России 90-х годов XX века привели к имущественной дифференциации общества, резко снизился уровень и качество жизни тех слоев общества, которые входили в бюджетную систему финансирования, и вырос у тех, кто освоился в коммерческой сфере.

Сравнительная таблица престижности профессий в США и России показывает, что верхнюю часть американской шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, а нижнюю - представители преимущественно физического и малоквалифицированного, в российской же шкале профессии, требующие высокой квалификации, находятся на последних местах . Так, по шкале профессионального престижа в России (по результатам исследования ИнОП) профессия инженера находится на 18 месте, врача - 22, преподавателя вуза - 39, научного сотрудника - 46, учителя - 48. Однако следует отметить, что низкий уровень престижа данных профессий относится к категории «доход», что же касается оценки общественной значимости данных профессий, то она остается еще на довольно высоком, хотя и не на достаточном уровне.

Результаты общероссийского опроса населения, проведенного в 2003 году Н.В. Ковалевым, О, Р. Шуваловым, показали, что 40% респондентов считают, что в России наибольшим уважением пользуются сейчас адвокаты, юристы, 29% -предприниматели, 21 % - политики, 18% - программисты, 16,5% - квалифицированные рабочие, 11% - врачи, 9% - ученые, 9% - журналисты, 8% - художники, артисты, писатели, 7% - работники торговли; 5%- крестьяне, фермеры, 5% -военнослужащие, 3% - инженеры, 3% - представители других профессий . Как мы видим, в общественном сознании утвердился престиж профессий, приносящих высокий материальный заработок, а профессии, требующие творческой и интеллектуальной деятельности, стоят ниже, чем даже профессии квалифицированных рабочих.

По рейтингу престижности профессий, выстроенному в ходе опроса молодежи возраста 14-16 лет в Республике Башкортостан, на первом месте стоит работник финансово-банковской сферы (18,5%), дальше юрист (17,6%), предприниматель (17,6%), программист (14,7%), менеджер (12,2%), врач (11,3%), инженер в сфере строительства, промышленности и связи (8,0%), а такие профессии как научный работник (2,1%) и учитель (1,7%) находятся в самых последних строках рейтинга . Мнение молодежи республики практически полностью совпадает с мнением большинства россиян о степени престижности тех или иных профессий. Исследования престижности профессий, проведенные коллективом ученых,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

в который входили Д.Л. КонстантиновскиЙ, В.Н. Шубкин, Г.А. Чередниченко и др., также свидетельствуют, что профессии, в прошлом определяющие социальную структуру нашего общества, в своем большинстве спустились с вершины иерархии профессий (ученый, инженер и др.); «новые» занятия, только недавно появившиеся в нашей действительности (профессии, связанные с финансами, бизнесом, информатикой и т. д.), заняли вершину профессиональной иерархии ,

Зависимость высокого престижа указанных профессий и профессиональных предпочтений молодежи можно проиллюстрировать данными по ориентации выпускников средних школ на профессии интеллектуального труда. Так, в 2001 г. приоритетными у старшеклассников, готовящихся поступать в вуз, были факультеты экономика, финансов, управления (менеджмента), на втором месте - гуманитарные (история, психология, социология, филология и т.д.) и юридический факультеты, дальше идут инженерно-технические и естественнонаучные факультеты, одними из аутсайдеров являются педагогические факультеты . Результаты этих исследований позволяют нам с уверенностью говорить, что предпочтения молодых людей в профессиональной сфере во многом идентично с уровнем престижа соответствующих профессий.

Кроме того, наглядно показывает изменение привлекательности основных интеллектуальных профессий и динамика в подготовке молодежи по группам специальностей в вузах Республики Башкортостан. Так, если в 1992 г. наибольшее количество студентов насчитывали следующие группы специальностей: естественно-научные -1103 чел., гуманитарно-социальные -1362 чел, образование - 984 чел., здравоохранение - 727 чел., экономика и управление - 506 чел., то в 2003 п картина кардинально изменилась: экономика и управление - 5826 чел., гуманитарно-социальные -5618 чел., образование-2507 чел., естественно-научные - 1555 чел., здравоохранение - 765 чел. . Как мы видим, за одиннадцать лет желающих получить образование по экономике и управлению выросло более чем в десять раз, что является результатом популярности и престижа профессий данного профиля. Достаточно большое количество студентов на гуманитарно-социальных специальностях можно объяснить тем, что, во-первых, в них входит и такая популярная специальность как юриспруденция, во-вторых, данные специаль-

ности позволяют в дальнейшем попасть и различные властные структуры.

К вышесказанному хотелось бы добавить, несмотря на достаточно большое количество студентов, обучающихся в педагогических вузах, престиж данной профессии весьма низок, поэтому большинство выпускников не стремится найти работу по специальности, предпочитая уходить в коммерческие организации, получать второе образование (чаще всего экономическое или юридическое). Это может привести к тому, что стареющие педагогические коллективы средних и высших образовательных учреждений не получат в ближайшие годы полноценной молодой смены, что, свою очередь, отрицательно скажется на образовательном уровне нашего общества, а также окажет негативное влияние на процессы воспроизводства социально-профессиональной структуры российского общества.

Исходя из предпочтений молодежи по отношению к профессиям, можно утверждать, что наметилась тенденция, усиливающаяся с каждым годом, при которой мы столкнемся с перепроизводством специалистов наиболее популярных профессий, а также с катастрофической нехваткой специалистов, находящихся внизу рейтинга.

Таким образом, престиж профессий оказывает огромное влияние через профессиональное самоопределение молодежи на изменения, происходящие в социально-профессиональной структуре российского общества. Проведение постоянного мониторинга престижа различных профессий у молодежи позволит прогнозировать основные направления трансформации в профессиональной структуре и путем сбалансированной государственной политики в образовательной сфере производить ее коррекцию.

Библиографический список

1 .Канников Ф.К., Трунъкина О, В. Ориентация молодежи на инженерную профессию как фактор развития инженерно-технической интеллигенции //Социологические исследования. *-2004. -№11.-С. 111-115.

2. Когда наступает время выбора: (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / отв. ред. Г.А. Чередниченко. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.-568 с.

3. Курлов А.Б., ЛязинаЮ.А. Социальное перемещение молодежи в студенчество. - Уфа: Автор-Проект, 2000. -145 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

4. Молодежь Республики Башкортостан: состояние, тенденции, перспективы. - Уфа: Гилем, 2005.-149 с.

5. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества. - М.: «Журнал Эксперт», 2006. - 680 с.

6. Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути: (опыт социологического исследования)-СПб.: ИРХ ГИ, 2004.-504 с.

7. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев АМ.

Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов: (социологический анализ). - М.: Центр социального прогнозирования. - 2002. - 552 с.

8. Шубкин Н.В. Молодежь в меняющемся мире // Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи: (По материалам массовых социологических обследований) / отв. ред. В.Н. Шубкин. - М., 1999. - С. 5-12.

9. Шубкин В.Н. Социальные опыты. - М.: Мысль, 1970.-256 с.

К.С. Дзагкоев, Н.В. Лалиева ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ ГОРОДСКОЙ СЕМЬИ

В статье обосновывается вывод о том, что многомерность социальной значимости материального благополучия в случае его отсутствия порождает столь же многоликую ущербность в функционировании молодой городской семьи.

Трудности и противоречия рыночных ре форм по целому ряду обстоятельств особенно тяжело отразились на положении молодой семьи. И для того, чтобы понять лучше изучаемый объект и предъявить некоторую положительную идеологию, которая могла бы быть положена в основу общественных мер по ее поддержке и стабилизации, рассмотрим те наиболее характерные проблемы, которые испытывает сегодня молодая семья.

Прежде всего, следует отметить, что по определению такая семья состоит из молодых людей, которые еще не утвердили или не полностью утвердили свое место в мире и, соответственно, свой социальный и материальный статус. Достаточно серьезное препятствие для начала стабильной семейной жизни составляет безработица молодежи или ее неполная занятость. Значительная часть выпускников школ, техникумов и институтов не могут сегодня найти себе постоянное рабочее место, а такая распространенная сфера занятости, как мелкая торговля, вряд ли способна создать устойчивый социальный статус своим участникам. Естественно, молодая семья нередко вынуждена пользоваться помощью старших родственников для своего нормального функционирования .

В первые годы брака проходит процесс адаптации супругов друг к другу, причем противоречия или неадекватный ход этого процесса могут

привести семью к распаду, столь частому в первые пять лет супружества. Сам факт распада семьи из разряда чрезвычайно неблагоприятного случая жизни все более становится привычным социальным явлением. Эти обстоятельства еще более убеждают нас в том мнении, что пока у молодых супругов не укрепятся однозначные установки на безальтернативность социальной значимости семейных ценностей, вряд ли можно надеяться на какие-то иные решения проблемы стабилизации современной семьи. При этом никто не оспаривает значимость того непреложного факта, что важнейшим условием функционирования семьи на любом этапе ее жизненного цикла является материальное благополучие. Однако известно и то, что это условие автоматически не решает все проблемы семьи. Свидетельство тому - значительное число распада материально обеспеченных семей. Очевидно, для каждого брака и семьи существуют сугубо индивидуальные пропорции оптимальных соотношений материального и духовного, в зависимости от объективных обстоятельств и субъективных личностных качеств супругов. В развитие этого положения приведем всем известный факт о том, что в одних руках материальный достаток наилучшим образом служит интересам семьи в удовлетворении их различных потребностей в пище, одежде, жилище и предметах жизненного обихода, а наравне с этим благоприятствует процессу личност-

© К.С. Дзагкоев, Н.В. Лалиева, 2008

Престиж профессии выступает одним из основных социальных механизмов, регулирующих процесс профессионального самоопределения, и понимается как сравнительная оценка значимости и привлекательности различных профессий на основе определенных ценностей. Каждой социальной и социально-профессиональной группе присуща определенная шкала престижа, обусловленная различными системами ценностей. Поэтому профессии, привлекательные для одних социальных групп молодежи, могут не пользоваться престижем у других. Иерархия престижа в общественном сознании меняется во времени, что зависит от изменений в сфере профессиональной стратификации и мобильности. Престиж профессий, востребованных в данный момент времени на рынке труда, обеспечивает привлекательность соответствующих факультетов и специальностей в вузе.

У различных социально-профессиональных групп имеется общий набор ценностей , но их функциональный вес разный. Поэтому молодежь оценивает выше престиж тех профессий, с которыми лучше знакома, но по одним и тем же критериям. Отчасти этим же объясняется завышенная оценка престижа своей собственной профессии.

Роль престижа профессии в регуляции процесса профессионального самоопределения молодежи заключается в том, что престиж определяет привлекательность профессий и их популярность среди молодежи и тем самым ориентирует молодежь на предпочтения одних профессий другим. Согласно американским социологам, престиж профессий отражает систему стратификации конкретного общества, стало быть, исследование престижа является одним из методов изучения социальной стратификации.

Помимо престижа профессии, престиж вуза также рассматривается как социальный механизм регуляции профессионального самоопределения молодежи со стороны социальных институтов профессии и образования.

В общественном сознании престиж профессии и вуза связан с возможностями трудоустройства, а также профессиональной карьеры. Нод профессиональной карьерой понимается успешное продвижение по ступеням профессиональной, социальной, должностной, имущественной и иной иерархии. Возможности карьеры определяют выбор перспективной профессии и престижного вуза, что обеспечивает регуляцию профессиональным самоопределением на личностном уровне.

На данный момент существует ситуация, которая заключается в противоречивости иерархии престижа. Растет престиж профессий, которым соответствует наиболее высокая оплата труда и широкие возможности сделать карьеру (юрист, менеджер) и отмечается падение престижа ряда профессий, требующих высокой квалификации и уровня образования (инженер, учитель). Данная иерархия престижа отражает кризисное переходное состояние общества – несоответствие между получаемым образованием, профессией и доходом как индикаторами социального статуса. В результате, ориентируясь на определенный социальный статус, молодежь, поступающая в вузы, имеет мало возможностей получить работу или доход, соответствующие профилю и уровню профессиональной подготовки. Нарушение связи между уровнем образования, сферой профессиональной занятости и оплатой труда специалиста формирует соответствующую шкалу престижа и тем самым не только ведет к вынужденному трудоустройству не по специальности, но и оказывает влияние на мотивацию выбора уровня образования, профессии и вуза.

Российскими социологами проводилось исследование образа профессии, который взаимосвязан с понятием престижа профессии. Образ профессии – субъективная картина мира, она отражает взаимодействие субъекта (профессионала) и его окружения, динамику формирования профессионализма и его изменение в зависимости от изменения социальной среды. Потенциальные специалисты делают выбор не профессии, а образа профессии, а точнее – образа специалиста определенной профессиональной группы. Они выбирают профессию не как функционал, как вид деятельности, а как группу принадлежности и, в целом, как будущий социальный статус, модель желаемого будущего. Будущая профессия воспринимается ими как инструмент формирования этого будущего.

Профессиональную принадлежность с учетом квалификационных, образовательных и иных характеристик можно рассматривать как показатель, характеризующий социальное положение человека в обществе, так как социальные группы нс могут существовать иначе, как через группы профессиональные. Понятие престижа профессии связано с понятием профессиональной карьеры. Оба этих термина выступают показателем и индикатором индивидуальных успехов с позиции изменения социального положения индивида.

Проблемы терминологии

Давая определение карьеры в "Словаре русского языка", С. И. Ожегов отмечает, что существует несколько значений этого слова. Первое – где под карьерой понимается род занятий. В другом значении карьера "путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение этого положения" .

Российскими учеными проводилось исследование, в ходе которого выяснилось, что отношение к престижу профессии среди студентов меняется на протяжении всего их обучения в вузе. При переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся в выборе своего будущего занятия мотивом призвания, и одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения с профессиональным жизненным миром на основе оценки престижности будущей работы, перспектив должностного роста, уровня оплаты труда.

Престиж профессии подвижен во времени: иерархия профессий в общественном сознании меняется, что зависит от изменений в сфере профессиональной стратификации и мобильности. Перемещения различных профессий по шкале общественного престижа во времени объясняются меняющимися потребностями рынка труда в специалистах определенного профиля и определенной квалификации.

Престиж профессии определяется и уровнем квалификации, временем, затраченным на профессиональную подготовку для овладения профессией. Следовательно, выбор профессии осуществляется уже с выбора системы подготовки, уровня профессионального образования. Так, высокий престиж профессий интеллектуального труда для определенных слоев молодежи ориентирует их на поступление в вузы.

Престиж профессий, пользующихся в данный момент спросом на рынке труда, обеспечивает привлекательность соответствующих факультетов и специальностей в вузе; на данные специальности ориентируются наиболее подготовленные абитуриенты, способные выдержать конкурсные экзамены. Остальные вынуждены в своем выборе ориентироваться, скорее, не на престижность профессии, а на получение высшего образования вообще, таким образом заранее формируя ситуацию, когда последующие планы не связаны (или почти не связаны) с трудоустройством и карьерой по получаемой в вузе специальности. Следовательно, социальная ориентация в данном случае полностью вытесняет профессиональную.

Итак, престиж профессии и вуза в общественном сознании связан с возможностями профессионального роста, профессиональной карьеры, что на личностном уровне регулирует процесс профессионального самоопределения.

Интервью студентов различных вузов города Санкт-Петербурга. Структура выборки включила в себя студентов различных факультетов, получающих абсолютно разные специальности. Цель данного исследования – сбор и анализ данных, позволяющих определить факторы, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение студенческой молодежи.

Проанализировав данные анкеты, можно сделать следующие выводы. Сегодня почти все студенты – это работающие студенты. Род их деятельности влияет на ценностное сознание студентов. Студенты, не имеющие никакого практического опыта, в меньшей степени ориентированы на карьеру и профессиональный рост. Ценности образованности и профессионализма более значимы для тех студентов, у которых работа связана с профилем получаемой специальности. Если студент планирует работать по специальности, то она становится для него актуальной ценностью. В противном случае превалируют ценности материальные. Специфика профессионального самоопределения на этапе студенчества заключается в том, что выбор будущей профессии уже сделан, но он остается незавершенным, может быть переосмыслен с учетом нового опыта и пересмотрен. Во многом это зависит от удовлетворенности уже осуществленным выбором вуза и специальности, поскольку мотивация выбора будущего места работы и профессиональные планы во многом зависят от этого. Довольна выбором вуза и профессии половина опрошенных. Высокая удовлетворенность выбором профессии и вуза наблюдается у экономистов, архитекторов, юристов. Во многом это связано с престижем и высокой оплатой труда в данных профессиях. Удовлетворенные своим выбором студенты чаще планируют работать по специальности. Среди мотивирующих ценностей преобладает интересный характер работы, статусная мотивация – ценят престиж профессии. Для почти всех опрошенных характерна черта доминирования мотива высоких заработков в будущей или настоящей работе. Также можно отметить некий эгоцентризм в процессе профессиональной ориентации: профессия нужна для того, чтобы реализовать свой потенциал, сделать карьеру, иметь хороший доход. Студенты стремятся получить выгоду для себя, а не отдавать людям, обществу, государству.

  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1982. С. 239.

На протяжении последних нескольких лет в правительственных кабинетах активно обсуждается вопрос кадрового голода среди рабочего персонала. Мол, стране не хватает квалифицированных рабочих – все хотят быть гуманитариями и сидеть в кабинетах. Однако имеются и позитивные сигналы. Так, в РФ увеличивается число желающих обрести рабочие специальности, занимая место в среднем звене профессионального образования. Анализ вступительной кампании на будущий учебный год позволяет делать вывод о том, что практически 60% бывших девятиклассников решили получать среднее профессиональное образование.

Новости для страны действительно хорошие: Россия получит больше сварщиков, пекарей, механиков и представителей других дефицитных сегодня профессий. Как уверяют чиновники, именно этого сейчас требует отечественная экономика, поскольку в будущие годы нас ждет демографическая яма: экономические показатели должны будут расти, но работать в стране скоро станет попросту некому. Но в этом контексте мало просто выучить заинтересованную молодежь – далеко не факт, что те, кто окончат училища и техникумы, останутся работать по профессии.

Повар, сварщик, тракторист

Чиновники из Минобразования ликуют: в России с каждым годом увеличивается численность молодых людей, выбирающих среднее специальное образование. Как сообщает «RT» со ссылкой на ведомство, в предстоящем учебном году количество первокурсников в училища, техникумы и колледжи достигнет 976 тыс. человек. Это на 42 тыс. Больше, чем в прошлом году и на 66 тыс. больше, чем в 2015-м. Вызван такой прирост, однако, не только повышением популярности рабочих профессий. Как подчеркнули в Министерстве образования, в ближайшие годы в стране увеличивается количество 15-летних россиян, а это, следственно, повлияет и на количество абитуриентов, поступающих в учебные заведения среднего звена.

По результатам прошлого года, самыми популярными направлениями средне-специального образования стала сварка, направление автомехаников, кондитерское направление, парикмахерское и сельскохозяйственное направления, строительство, отделка и металлообработка. При этом меньше всего молодежь хочет работать крановщиками, слесарями и портными. Кстати, за весь 2016/17 учебный год обучение в профильных заведениях проходили 2,85 млн студентов, что на 120 тыс. больше, чем в позапрошлом учебном году. Рост популярности рабочих специальностей подтверждают и в самих учебных заведениях, а в колледжах и техникумах даже вырос конкурс – до 3-5 человек на место, в зависимости от специальности.

По мнению многих аналитиков, такая ситуация – весьма закономерный результат, прогнозируемый еще десятилетие назад. В 90-х молодежь, а особенно ее родители, начали откровенную гонку за «корочкой» – престижной «бумажкой», якобы подтверждающей образованность чада. Задумываться о будущем месте работы новоиспеченных экономистов, менеджеров и юристов никто не спешил. Благо, активное развитие сферы услуг и связанное с этим открытие новых рабочих мест позволило не остаться им без работы. Но работу по специальности смогли найти далеко не все: специалисты с высшими образованием пополнили ряды официантов, кассиров фастфудов и работников супермаркетов.

Сегодня же сфера услуг и производство идут по новому витку развития, поэтому потребность в квалифицированных кадрах продолжает расти. Работа в этих сферах обретает все больше престижа, в связи с чем возрастающие потребности конвертируются в интерес к рабочим профессиям со стороны молодежи. Впрочем, «вектор» только начинает меняться – массовые гуманитарные направления по-прежнему вызывают у абитуриентов больше интереса, чем технические, конкурс на них традиционно выше. Но эксперты уверены, что начало таки положено и интересы молодых людей в вопросах профориентации в будущие годы все больше будут меняться в сторону технического и рабочего направления.

Недостаточно популяризации

О том, что повышение численности молодежи, владеющей профессиями рабочих направлений – это острая необходимость национальной экономики, говорят и в Центробанке. Как пишут «Известия», ссылаясь на Банк России, это особенно важно, когда страна находится под давлением санкций и необходимостью импортозамещения. По мнению чиновников ЦБ, острый кадровый голод имеется не только в медицине и образовании, но и в технической сфере – высококвалифицированных рабочих не хватает практически на всех промышленных предприятиях . Все это находит отражение на экономической ситуации. Во-первых, это приводит к необходимости искусственного повышения зарплат, опережающих темпы повышения производительности труда, пусть это и оправдано в отношении рабочих профессий. Во-вторых, из-за невозможности привлечь нужные кадры в необходимом объеме, повысить эту самую производительность попросту не представляется возможным.

Но даже в таких условиях «перестройка» сознания молодежи с выбора «модных» на выбор «нужных» профессий идет слишком уж медленными темпами. В качестве главного тормоза, по мнению экспертов, выступает слабая государственная политика относительно повышения популярности рабочих профессий. Дело в том, что изменение общественного представления о будущей работе по профессии и так весьма сложный процесс, а при отсутствии какого-либо государственного вмешательства сделать это и вообще нереально. Хотя, сдвиги есть и в этом вопросе.

Например, в Свердловской области на протяжении последних 6 лет реализуется региональный проект «Славим человека труда!». Как пишет «Взгляд», в рамках данной программы ежегодно проводятся различные конкурсы мастеров и выставки рабочих, проводится ранняя профориентационная работа среди младших школьников и даже дошкольников и т.д. Проводимые мероприятия позволяют повысить популярность прежде всего тех профессий, которые востребованы в регионе. Важным аспектом реализуемых программ является то, что в них принимают участие не только уже состоявшиеся представители профессий, но и студенты, имеющие возможность отточить мастерство.

Растет и зарплата

Но потребности страны и экономические вызовы, это, безусловно, хорошо и действенно. Однако, главным стимулом при выборе профессии молодыми людьми, в первую очередь, выступает финансовый аспект – их будущая зарплата. Сдвиги, как бы ни было странно, есть и в этом вопросе. Как пишет «Российская газета», высококвалифицированные мастера сегодня часто получают зарплату на порядок выше, чем офисные работники среднего звена. Например, по данным рекрутинговых порталов, разбег зарплат в рабочих профессиях, в зависимости от квалификации составляет 15-120 тыс. рублей . Среди тех, кто может претендовать на зарплаты, превышающие 100 тыс. рублей, фигурируют вакансии для сварщиков, водителей крупной строительной техники, машинисты, операторы фрезерных станков, промышленные альпинисты и специалисты по высотным работам. Встречается множество вакансий с зарплатами в 60-80 тыс. рублей. Даже некоторым грузчикам, готовым к серьезным физическим нагрузкам, обещают по 50-55 тыс. рублей.

В большинстве регионов, вилка зарплат на порядок ниже, хотя есть и исключения. Например, Дальний Восток или Сибирь, где реализуются федеральные промышленные проекты. Там, правда, присутствует вахтовая специфика – на работе приходится проводить по 2-3 месяца. На такую работу даже высокой зарплатой специалистов заманить трудно – трудовая культура и низкая трудовая мобильность населения дают о себе знать. Как итог – огромный спрос на высококвалифицированных рабочих в регионах и острый дефицит их на рынке в тех местах, где они действительно востребованы.

Нельзя сказать, что не хватает просто рабочих – нехватка по большей части ощущается в отношении персонала, обладающего навыками работы на продвинутом оборудовании с программным обеспечением. Работе на нем в российских училищах и техникумах не учат – все это дело практики. В контексте этого все больше остроты обретает вопрос изменением программ обучения – студенты должны учиться работать на современном оборудовании, а не на старых советских станках, которые трудно встретить на крупных промышленных предприятиях . Это особенно важно, поскольку Россию неминуемо ждет промышленная модернизация – без нее отечественная экономика попросту «ляжет».

Ни для кого не секрет, что российский производственный сектор в целом и оренбургский в частности уже давно испытывает нехватку тех, кто умеет, а главное хочет работать руками. Утверждение, что рабочие специальности - низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. На промышленных предприятиях остро ощущается недостаток в квалифицированных кадрах на всех уровнях - от рабочих до инженеров, - а молодежь не заинтересована и не желает поступать в профессиональные училища, колледжи и техникумы, так как не чувствует престижности рабочих специальностей.

По словам министра труда и занятости Оренбургской области Вячеслава Кузьмина , нельзя рассматривать вопросы престижа профессий, трудоустройства молодежи без понимания основ развития экономики.

С одной стороны, за последние семь лет валовой региональный продукт вырос с 500 до 850 млрд. рублей, соответственно и бюджет вырос с 50 до 80 млрд рублей, - говорит министр. - С другой - у нас есть майские указы президента, требующие повышения заработной платы работникам здравоохранения, образования, культуры. Все это - непроизводственная сфера, в которой не производится продукция как таковая. Где взять средства? Понятно, что появиться они могут только за счет повышения производительности труда, развития экономики, как следствие - роста поступлений в бюджет.

Повышение производительности труда возможно при условии технического переоснащения производства, внедрения нового эффективного оборудования и технологий, интенсификации труда, рациональной организации производственных процессов и зависит от профессиональной состоятельности кадров.

Нынешний тип экономики предполагает постоянное совершенствование рабочей силы через ее обучение и повышение квалификации и диктует потребность в трудовых ресурсах качественно иного типа.

Однако у нас нередки случаи, когда специалист, имея диплом по той или иной специальности, новую технику, что называется, в глаза не видел, - говорит Вячеслав Кузьмин. - Еще хуже ситуация, когда так называемый специалист, получив диплом, считает, что теперь он нигде и ничему учиться не должен.

Сегодня в области на 14,4 тысяч безработных 10 тысяч вакансий. И эти вакансии некому зачастую занимать, так как нет работников с подходящей квалификацией.

Учебно-производственный симбиоз

Чтобы из техникумов и коллежей выходили специалисты должной квалификации, не стоят на месте и образовательные программы. С ближайшего учебного года внедряется новый образовательный стандарт, призванный кардинально изменить подход к обучению в среднепрофессиональных учебных заведениях.

- В министерстве труда России составили перечень востребованных на рынке труда профессий, требующих среднего профессионального образования, - рассказала начальник отдела профессионального образования министерства образования Оренбургской области Лариса Филькова . - Этот список получил название «ТОП-50» профессий. Он составлен исходя из запросов страны, ориентир составляли высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При этом учитывали требования к компетенции участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills.

По данным областного министерства образования, в этом году 31 организация спеднеспециального профессионального образования в области готова принять около 1500 абитуриентов.

Эти требования задают и новые подходы к самому обучению - чтобы воспитать грамотного и квалифицированного специалиста, для начала нужно вложить в педагогов, которые смогут передать знания должного уровня.

Для того, чтобы уже в процессе обучения будущие специалисты получали не только теоретические, но и практические навыки, причем именно те, которые в будущем понадобятся на конкретном производстве, колледжи и техникумы заключают своеобразный симбиоз с промышленными предприятиями. Такое взаимовыгодное сотрудничество выстроилось, например, между ПО «Стрела» и Университетским колледжем ОГУ. Предприятие потратило средства и закупило необходимое оборудование, на котором студенты разных ссузов могут пройти практику. Как говорит заместитель директора колледжа Сергей Дорофеев , нарабатывая таким образом опыт на протяжении всего обучения, предприятие получает в свои ряды готового специалиста с теми навыками, которые необходимы именно на этом месте работы.

Но здесь важно понимать, что успешная карьера ждет только тех, кто реально заинтересован в ее построении. Чем раньше школьник определиться с будущей профессией, тем вероятнее, что он пройдет все стадии, предшествующие рождению настоящего профессионала. Именно такие ребята приходят в оренбургский Колледж сервиса.

- Есть у нас ребята, которые еще до поступления ходят к нам на различные курсы, чтобы ближе познакомиться с профессией, - делится директор Колледжа сервиса Татьяна Мальгина . - Поэтому после окончания практически 100% выпускников находят себе работу. За последние пару лет я могу вспомнить только один случай, когда наш студент оказался на бирже труда.

Штучный товар

Если специалисты полностью готовы к работе на производстве, то их расхватывают как горячие пирожки. Но будем честными, такое случается не так часто, как хотелось бы. Вполне обыденными стали ситуации, когда предприятия переучивают или доучивают тех, кто пришел к ним уже с дипломом.

- Мы понимаем, что у нас специфическое производство, а потому готовых специалистов, которые могут прийти к нам на предприятие и сразу приступить к работе, мы просто не найдем, - говорит руководитель службы управления персоналом ООО «Пластик» Ольга Косова . - Поэтому у нас на производстве развит институт наставничества, когда более профессиональные сотрудники делятся своим опытом с молодыми.

Несколько иная ситуация сложилась на экоферме «Кушкульские теплицы». Предприятие работает с совершенно новыми технологиями, выращивая овощи в закрытом грунте.

- К сожалению, когда мы столкнулись с проблемой поиска сотрудников для нашего предприятия, то выяснили, что Оренбургский областной аграрный университет не готовит таких специалистов, - поделилась менеджер по персоналу экофермы Юлия Чусова . - Поэтому мы решили сами обучать практически с нуля тех, кто желает у нас работать. В итоге мы буквально получаем штучный товар, который полностью соответствует нашим требованиям.

Корень проблем в небольшом престиже рабочих профессий эксперты видят в том, что в определенный период времени государство упустило возможность регулировать рынок труда.

- В 90-е годы, когда главное для государства было вытянуть молодежь из подворотен, стали массово набирать выпускников на гуманитарные специальности, - говорит заместитель председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации Оренбурга Андрей Кириллов . - Именно тогда мы получили массовый выпуск экономистов и юристов, которые попросту перенасытили рынок труда. Сегодня же, несмотря на целевые наборы и другие попытки регулировать социальный заказ на кадры, государство так и не отладило эту систему. В любом случае, решение проблемы в диалоге между всеми сторонами-участниками процесса, в том числе и между бизнес-сообществом как потенциальным работодателем.

С этим согласились все участники круглого стола, признав,что конструктивный диалог состоялся, а значит, каждый участник получил представление, над чем работать каждой стороне, чтобы в итоге совместными усилиями решить кадровые проблемы в регионе.

КОМПЕТЕНТНО

Воспитание в отрыве от жизни

Анна Павленко, начальник управления молодежной политики администрации Оренбурга:

« К сожалению, сегодня, когда мы приходим в школы и проводим профориентационные мероприятия, то видим, то вплоть до выпуска школьники не представляют, кем хотят быть в будущем. Для того, чтобы они получили возможность поближе познакомиться именно с рабочими специальностями, мы предлагаем им поработать во время летних каникул. Ситуация с трудоустройством подростков тоже осталяет желать лучшего. Раньше на работу просилось больше ребят. Сегодня бывают случаи, когда в штабы по трудоустройству подростков приводят мамы. Помимо этого, школьники уже не хотят заниматься благоустройством и уборкой территорий. Их больше привлекает работа в офисах, хотя квалификации для нее у них не хватает. В чем причина? Во многих факторах, но я считаю, что львиная доля ответственности лежит на воспитании. К сожалению, сегодня детей максимально ограждают от жизни, берегут от всего и часто слишком сильно. Школьники не видят ручного труда, потому что предприятия боятся брать на себя ответственность и следить за техникой безопасности работы с подростком. Даже уроки труда в школе сегодня превратились в теоретические. Откуда тогда нам получать слесарей и токарей, если дети даже не знают, как выглядят станки?».

Евгения Матрусенко, главный специалист отдела охраны труда и промышленной безопасности управление промышленной безопасности ООО «Газпромнефть-Оренбурга»:

«Для работы на нашем предприятии необходима определённая квалификация, так как у нас сложное современное производство. Чтобы адаптировать специалиста, мы для него организуем обучение на курсах повышения квалификации, а также прикрепляем наставника, чтобы поддержать в первые месяцы трудовой деятельности. Представители каждой профессии ежегодно проходят тестирование, по результатам которого решается вопрос о необходимости дополнительного обучения. Профессиональные учебные заведения, безусловно, дают будущему специалисту определённые знания о методах тех или иных работ. Но работать на таком специфичном производстве, как нефтедобыча, специалиста могут научить только в компании. Но это не все: мало быть квалифицированным работником, важно выполнять свою работу безопасно. И наряду с достойной заработной платой и соцпакетом «Газпромнефть-Оренбург» предлагает своим сотрудником безопасные условия труда. Одна из главных корпоративных ценностей компании - производственная безопасность и охрана труда. В своей работе мы стремимся достичь «Цели - ноль». Это значит ноль вреда здоровью человека, ноль вреда окружающей среде, ноль вреда оборудованию, на котором мы работаем. Для этого компания реализует комплекс профилактических мероприятий, например, программа «5 шагов безопасности», которые призваны сформировать правильное понимание к этим важным вопросам, повысить культуру производства. Большие средства компании вкладывает в соответствующее обучение персонала, обеспечение всех сотрудников современными и качественными средствами индивидуальной защиты. Хочу отметить, что наше предприятие занесено в областной реестр самых добросовестных работодателей, ежегодно подтверждает звание лучшего в Оренбуржье предприятия в области охраны труда. Такой значимый для нас статус - результат планомерной работы в рамках общекорпоративной политики в сфере производственной безопасности».

ДОСЛОВНО

Лилия Кошелева, руководитель отдела управления персоналом Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»:

«У нас есть должности, на которые мы принимаем и без опыта работы - с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. Это специальности, которые не требуют особой квалификации: контролёры, техники, операторы контакт - центра. Если люди хотят дальше развиваться и получить более серьёзную должность, то им, безусловно, нужно будет получить высшее профессиональное образование. Кадровая политика нашего предприятия направлено на то, чтобы помогать развиваться своим сотрудникам. Есть возможность обучаться, получать образование за счёт компании, работает система наставничества. Нам нужны высококвалифицированные специалисты, но если их не удаётся найти, мы готовим их сами.

Мы с удовольствием продвигаем сотрудников своего предприятия по карьерной лестнице. У нас развита горизонтальная и вертикальная ротация. На должности, которые требуют высокого уровня компетенции и соответственно высоко оплачиваются, мы, как правило, назначаем тех, кто уже поработал у нас некоторое время. Но сотрудники должны показать, что они готовы обучаться: возможно, задерживаться после работы, изучать новые программные комплексы.

Ежемесячно мы принимаем до 10 человек во всех филиалах компании в Оренбуржье. Уровень начальной заработной платы не менее 15 тыс.руб. Однако, если сотрудник проявит себя, у него есть шанс зарабатывать больше и занимать высокую должность. Компания присутствует в 17 регионах. И наши бывшие сотрудники сегодня работают на должностях самого высокого уровня в других городах. В целом возможностей для развития молодых специалистов очень много. И если человек желает попробовать свои силы, он может заявить о себе несколькими способами. Во-первых, прийти на практику, после которой многие молодые люди остаются на предприятии. Также он может прислать резюме: в электронном или бумажном виде. Из-за внутренних переводов нам практически всегда требуются контролёры и сотрудники контакт-центра, мы приглашаем новых сотрудников на эти должности».

Александр Шлычков, начальник учебно-производственного центра АО «ПО «Стрела»:

«Испытывает ли регион нехватку рабочих кадров? Я бы сказал точнее: регион испытывает нехватку квалифицированных кадров. А квалифицированным рабочий, к примеру, токарь, может стать только после 5-6 лет работы. Наш учебно-производственный центр существует с 60-х годов. На сегодняшний день ежегодно порядка 500 человек из школ, вузов и сузов приходят к нам - и специалисты УПЦ знакомят их с производственным процессом, технологиями, применяемыми на объединении, современным высокоточным оборудованием. У нас есть лицензия на обучение по 65 профессиям. Для этого в учебном центре есть все условия: оборудованные аудитории, отличный компьютерный класс, производственный участок, где установлены 8 станков. Это универсальные и станки с ЧПУ. Все специалисты, которые преподают теоретические дисциплины, прошли подготовку по психолого-педагогическим основам профессионального обучения взрослых. Будущие станочники сначала проходят теоретическую подготовку. Это такие предметы как: металловедение, допуски и технические измерения, чтение чертежей и схем, охрана труда, спецтехнологии - все то, что должен знать высококвалифицированный рабочий.

Прямые затраты на обучение, к примеру, токаря составляют порядка 60 тыс.руб. Кроме того, каждый месяц мы выплачиваем ученику зарплату в размере 1 МРОТ.

Однако, некоторые ученики всё же не доучиваются: уходят, поняв, что это не их профессии. Но их очень мало - менее 3%. Остальные остаются на производстве. У предприятия заключены договора со многими учебными заведениями, откуда много ребят приходит на практику. И всё же, только мы сами можем полностью подготовить сотрудника под свою специфику. Да, мы отбираем работников, оставляем только лучших. Но мы и платим достойную заработную плату - а это в среднем более 40 тыс. руб. по заводу - и точно знаем, что людям интересна их работа, они заинтересованы в ней и останутся на предприятии».

В ТЕМУ

Перечень профессий, пользующихся спросом на рынке труда области за май 2017 года*:

  • врачи различной специализации;
  • медицинская сестра;
  • учителя различной специализации;
  • водитель автомобиля;
  • кассир;
  • повар;
  • механизатор;
  • слесарь по ремонту подвижного состава;
  • токарь;
  • тракторист.

*по данным областного министерства труда и занятости

Статьи по теме: