Музейный цех фарфора. Как работает императорский фарфоровый завод Производство изделий из ударопрочного фарфора

Адрес:
Десятинный монастырь, Великий Новгород, Новгородская область, 173007

Телефон:
+7 911 644 02 91

Режим работы:
10:00 – 17:30
Выходной: Пт

Open: 10:00 a.m. – 5:30 p.m.
Closed: Fri

Входная плата:
взрослый – 120 р.
дети до 14 лет – 60 р.
Специальное предложение в «Музейном цехе фарфора»:
«В выходной приходи в Музей семьей»
каждую субботу с 10:00 до 13:00
семейное посещение: взрослые – 80 р., дети до 18 лет – бесплатно

120 roubles (adults)
60 roubles (students)

Мастер-класс:
взрослый – 250 р.,
льготный – 200 р.,
дошкольники – 150 р.

GPS-координаты:
58.51758200, 31.26351100

Специальное предложение в «Музейном цехе фарфора» - «В выходной приходи в Музей семьей»!

Предложение действует каждую субботу с 10:00 до 13:00 . Семейное посещение :

  • взрослые - 80 руб.
  • дети до 18 лет - бесплатно

Экспозиция - впечатление, где история новгородского фарфора переплетается с технологией, мультимедиа «чудеса» сочетаются с авторскими инсталляциями, познавательные программы, мастер - классы, праздники, фестивали - все это «Музейный цех фарфора» в Великом Новгороде. Музей - победитель VII Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Конкурс проводит Благотворительный фонд В. Потанина при поддержке Министерства культуры РФ и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК).

Экспозиция «Музейный цех фарфора» расположена на территории Десятинного монастыря - памятника архитектуры XIV - XIX века в центре Великого Новгорода. 300 метров от Кремля. Комплекс является одним из центров художественной культуры Великого Новгорода. Музейный цех фарфора наполнен современными мультимедиа «чудесами» и авторскими инсталляциями. Интерьер выполнен в форме горна и дает возможность перенестись в атмосферу фарфорового завода - обожженный кирпич, ощущение жара и огня, а рядом сверкающие фарфоровые изделия. Экспозиция соединила блистательное историческое прошлое «кузнецовского» фарфора с советским периодом - выпуском продукции с кобальтовым покрытием, ставшей визитной карточкой мастеров Новгородской земли. Уникальность экспозиции в том, что в едином пространстве представлены элементы технологической линии по изготовлению фарфора, элементы музеефицированного фарфорового производства, коллекция новгородского фарфора, архивные материалы.

Внимание! Музейный цех фарфора приглашает посетить познавательные программы:

  • «Художник живописного цеха » - посетители совершат увлекательное путешествие по волшебному горну и смогут попробовать свои силы в различных способах декора фарфоровых изделий.
  • «Технолог-фарфорист» - в ходе увлекательной игры гости смогут познакомиться со всеми тонкостями производства фарфора, побывать на современном фарфоровом производстве и изготовить собственное изделие.

Внимание! 1 октября экспозиция «Музейный цех фарфора» Государственного музея художественной культуры Новгородской земли открывает свои двери для людей пожилого возраста . Мероприятие проходит в рамках Международного дня пожилых людей. Начиная с 2011 года, 1 октября пожилые люди могут абсолютно бесплатно посетить экспозицию «Музейный цех фарфора».

Новинка! Программа «День рождения ребенка в Музее» проводится в экспозиции «Музейный цех фарфора». В ходе праздника ребята познакомятся с подарками, которые дарили в старину на день рождения, изготовят открытки для именинника, поиграют, а также распишут фарфоровые изделия, упакуют их и заберут с собой. Продолжительность программы - 1 час, после чего предоставляется время для фотографирования, а также самостоятельного знакомства с экспозицией. Программа рассчитана на детей от 7 до 12 лет. Родители могут присутствовать на празднике вместе с детьми, а также могут заказать на время программы экскурсию в Музее. Стоимость программы: 200 руб. для каждого посетителя, 1 сопровождающий бесплатно.

Для детей, взрослых и семейных групп организованы интерактивные программы : мастер-классы по росписи фарфора , квест «Тайны кузнецовского фарфора»; семейный праздник «Чайный двор» ; для людей пожилого возраста вечера встреч «Музейное чаепитие».

Мастер-класс по росписи сувенира - это уникальная возможность создать своими руками замечательный сувенир - декоративное фарфоровое изделие с авторской росписью, познакомиться с замечательным «кузнецовским» фарфором и изготовления фарфора. В ходе мастер - класса посетители самостоятельно распишут фарфоровое изделие под руководством специалиста, поставят клеймо, упакуют и заберут его с собой. Мастер - класс «Новгородский сувенир» проходит в помещении экспозиции «Музейный цех фарфора».

Интерактивная экскурсия «Путешествие по Десятинному монастырю» - это возможность познакомится с историей и архитектурой Десятинного монастыря, «увидеть» (в интерактивном режиме) утраченные Православные Святыни (церковь Рождества Богородицы XIV в., церковь Всех Святых XIX в.), побывать на месте, где в 1170 году произошла известная битва новгородцев с суздальцами, в которой, согласно широко распространенной легенде, новгородцы победили благодаря чуду иконы «Знамение». В экскурсию входит посещение залов и выставок музея.

Что привезти из Петербурга – пышку, корюшку? Допустим, кусочек поребрика ещё можно (они продаются, так что даже не придётся отковыривать на память), но лучше всего – изделие Императорского фарфорового завода. Пожалуй, у каждого настоящего петербуржца дома есть чашечка с знаменитой кобальтовой сеткой. Или статуэтка или ещё что-то особенное.
Не так давно я смогла побывать на Императорском фарфором заводе и увидеть, как создаются знаменитые изделия и, конечно, та самая узнаваемая кобальтовая сетка.

Справка: Завод создан в 1744-м году (на 20 лет раньше, чем Эрмитаж!) по указу императрицы Елизаветы.
Произведения Императорского фарфорового завода входят в сокровищницу мирового фарфора и представлены в коллекциях лучших музеев мира

2

3
Так выглядит Кобальтовая сетка до обжига она чёрная:

4
В этом году завод отмечает 70-летие создания и 65-летие запуска в производство своего фирменного знака – сервиза «Кобальтовая сеточка».
А на всемирной выставке в Брюсселе за узор и форму “Тюльпан” сервиз получил золотую медаль.

5
Автор сервиза – художница Анна Яцкевич, она также придумала и официальный логотип Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова – ЛФЗ. Петербурженка, родившаяся в 1904 году, Анна Яцкевич всю блокаду оставалась в Ленинграде, работала, в 1944 году – к 200-летию Фарфорового завода – была награждена орденом Красной Звезды.

6
Анна Яцкевич при росписи решила попробовать кобальтовые карандаши – у них вместо графитного кобальтовый стержень. Сначала кобальтовые полосы чередовались с полосами, выполненными красной краской.

7
Существует множество теорий возникновения этого, ставшего традиционным, декора, но даже эксперты не знают точного ответа.
Может быть, его навеял «Собственный сервиз» Елизаветы Петровны или хранящийся в заводском музее венский сервиз с так называемой трельяжной сеткой. Или воспоминания о рвущихся в небо перекрёстных лучах блокадных прожекторов и крест-накрест заклеенных окнах блокадного города.

8

9

10
Потом изделия отправляются в печь и сеточка становится синей:

11

12

13
Над таким блюдом художник работает около двух недель:

14
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Но каждый фарфор уникален и свой точный рецепт никто не разглашает.

15

16
Фарфор делят на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор.
Костяной фарфор отличается особой изысканностью, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Фарформ обычно покрывают глазурью, а непокрытый называют бисквитом.
Все они выглядят по-разному

17
Это бисквит (аппетитные такие названия у фарфора — бисквит, глазурь)

18
Отходы производства:

19
Жидкую фарфоровую массу, шликер, заливают в гипсовую форму:

20
Сложные изделия делаются из нескольких деталей и скрепляются более густой фарфоровой массой:

21
Вот таким:

22
Детали:

23
Бракованные фигурки тоже выглядят круто, так и хочется унести (всё равно же брак, да?), но сотрудникам запрещено что-то забирать, потом это всё используется как сырьё для новых изделий

24
Гипсовая форма собрана из двух частей, чтобы потом можно было её разобрать и вынуть изделие.

25
Через какое-то время извлекают фигуру:

26
Фигурки по эскизам Шемякина:

27
А эту надпись, как сказал Игорь, надо вещать в ЗАГСе:

28
Формы для деталей:

29

30

31
Экземпляр из серии «Народы Российской империи»:

32

33

34
А это глазурь. Перед тем, как опустить в неё изделие, надо перемешать до однородного состояния:

35

36
А потом туда окунают изделие, прямо так, без перчаток:

37

38

39
Даже ёмкости с красками со знаменитым декором:

40

41
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор.
Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.
Кобальтовую сеточку делают именно таким способом.

42
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.

43
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55
Красную краску потом снимут и на этих участках фарфор останется белым:

56

57

58
Для обжига используются печи, которые достигают 30-ти метров в длину.
Пожалуй, именно их бы я хотела увидеть. Да и вообще, пока мы шли по территории завода, на стенах мной были замечены фотографии с производства, выглядели они очень уж живописно и аутентично и я предвкушала, что сейчас тоже наснимаю чего-то такого.
Но оказалось, что эти фото были сделаны на «большом» производстве. Территория завода — 5 га, всё занято цехами, но существует и небольшой корпус, где собраны все фазы производства на маленькой территории, чтобы удобно было показывать и проводить экскурсии. Именно там мы и были.

59
На первом этаже находится магазин завода, туда может прийти каждый и купить что-то.
Загадка: как думаете, сколько стоит такая фигурка?

60
Серия с Ёжиком в тумане:

61
И с Маленьким принцем, продаётся в «Буквоеде», но тут ассортимент лучше:

62
Петербургские сувениры:

63

64

В рамках проекта , во вряд ли я когда-нибудь оказалась на производстве Императорского фарфорового завода . А ведь так здорово понаблюдать, как производится фарфор.

Когда-то я уже была в маленькой частной мастерской и думала, что атмосфера на таком крупном заводе будет сильно отличаться, и что здесь сплошная механика и конвеер. Но, видимо фарфор и керамика- что-то настолько теплое, волшебное, что вокруг всего этого всегда царит умиротворенная творческая атмосфера.
Здесь, как ни странно, очень много ручного труда. Все, что можно было- автоматизировали, остальное только руками. Когда видишь, сколько труда вложено в каждую чашечку, цены на готовую продукцию уже не кажутся высокими.
Мы познакомимся с 3-мя профессиями и 4-мя работниками ИФЗ, которые согласились показать и рассказать о своем труде блогерам.

Это Хваловская Светлана Викторовна - живописец-штамповщик. На ИФЗ люди, которые придумывают что-то новое в росписи называются художниками, а те, кто копирует узор на фарфоре- живописцами. (По-моему шикарно звучит "Я живописец Императорского Фарфорового завода", если хочется громкой должности))) Вся эта кобальтовая сетка, фирменный узор ИФЗ, наносится вручную! А золотые элементы как раз наносят живописцы- штамповщики с помощью малюсеньких резиновых штампиков и жидкого золота. На каждом изделии несколько разных видов штампиков, важно нанести все это строго по образцу.


Светлана Викторовна на заводе уже 7 лет и ей, естественно, никакие образцы смотреть не нужно. На ИФЗ вообще много сотрудников, которые работают тут по много лет. Мне этот цех понравился больше всего, у них очень уютные рабочие места:


Тут нет шума, пахнет лавандовым маслом, которым разбавляют золото и слышны разговоры за жизнь) Я бы еще сериальчики с планшета включила, но говорят им нельзя. Зато музыку и аудиокниги в наушниках можно)


В общем спокойная такая, не стрессовая работа. А еще специальность «живописца-штамповщика» не встречается ни в одной вакансии за год не только в Санкт-Петербурге, но и, в целом, по России.
На гладкие поверхности наносят деколи. Это готовые рисунки, которые переносят на фарфор (слово "посуда" здесь считается позорным и по отношению к продукции ИФЗ его не употребляют), вроде переводных картинок.

Но идем дальше.

Это Поступкина Дина Николаевна- отливщик фарфоровых изделий высшей категории. Она заливает в гипсовые формы шликер, достает изделие и зачищает его с помощью кисточек. Кстати, она берет учеников:) Полгода требуется, чтобы обучиться профессии, но это время тоже оплачивается.


"Потенциальному «отливщику фарфоровых изделий» Императорский фарфоровый завод гарантирует 5-дневный график работы с 7.30 до 16.12. В пятницу специалист может рассчитывать на короткий рабочий день до 15.12. Примечательно, что опыт работы соискателей для предприятия не столь важен. Здесь предусмотрено обучение большинству редких профессий. Заработную плату от 16 000 до 24 000 рублей специалист будет получать, выполняя отливку изделий средней сложности, оправку, отделку поверхности изделий с соблюдением заданной точности и последующую установку на полку конвейерного сушила. При этом после прохождения обучения работник получит премию и повышение заработной платы."- такую справку нам дает , соорганизатор проекта #закулисьередкихпрофессий .


У отливщиков не такое уютное рабочее место- они трудятся стоя, хотя для фигуры это, определенно, плюс. Тут чуть больше уровень шума, чем у живописцев. Дина Николаевна, как и Светлана Викторовна, отмечает, что больше всего в работе ее радует хороший коллектив и результаты труда. Действительно, мало кто может похвастаться, что каждый день несет в мир что-то прекрасное.

В основном на производстве работают женщины. Мужчины не хотят сюда идти из-за уровня зп, в основном. Поэтому особенно ИФЗ сейчас нуждается в отливщиках крупных форм (огромные вазы, скульптуры). По сути то же самое, что делает Дина Николаевна, но с большими объектами. Это тяжелая физически работа и под силу она только мужчинам и некоторым женщинам, например таким, как следующая наша героиня- Михайлова Ольга Рудольфовна.


На наших удивленных глазах она извлекла из формы этого мишку и приклеила ему лапу. (Сложные изделия отливают из нескольких частей и собирают с помощью специального шликера)

Ну и наконец последняя героиня- Маршалкина Марина Олеговна - глазуровщик фарфоровых изделии цеха костяного фарфора. (Костяной фарфор особо тонкий, называется так, потому, что в шликер добавляется измельченная берцовая кость быка)


Этот цех для работы я бы однозначно не выбрала, здесь очень шумно и есть производственный запах. Но если вы любите фиолетовый цвет- вам определенно сюда) Сначала я подумала, что у них огромная партия фиолетовой посуды, но Марина Олеговна объяснила нам, что весь костяной фарфор перед обжигом имеет такой цвет. Они добавляют в глазурь чернила, чтобы видеть, насколько равномерно покрыты изделия. Во время обжига чернила выгорают и фарфор становится белым.

Вот еще справка от HeadHunter "Тем, кто хочет попробовать свои силы в профессии «глазуровщика фарфоровых изделий», нужно будет научиться глазуровать изделия ручным способом, зачищать натёки от глазури и обдувать изделия сжатым воздухом. Дисциплинированность и ответственность будут важными требованиями при приеме на работу. Взамен Императорский фарфоровый завод готов предложить соискателям заработную плату от 22 000 до 23 360 рублей, отпуск в 35 календарных дней, полный соцпакет, ДМС и компенсацию стоимости детских путевок."

Статьи по теме: