Одноименные товары по 223 фз. Утверждены требования к определению одноименности закупок

Прямая закупка


Закупка у единственного поставщика (неконкурентная закупка) - это один из возможных способов закупки, который заказчик может предусмотреть в своем положении о закупке.





Положение о закупке регламентирует всю закупочную деятельность заказчика. В положении о закупке заказчик устанавливает способы закупки, порядок их подготовки и проведения. В целом, закупка у единственного поставщика (ЕП) это такой способ закупки, при котором не проводится конкурентный отбор (конкурентные процедуры), закупка проводится с минимальным мониторингом рынка.

Возможное (наилучшее) определение такой закупки в Положении о закупке:
«Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – это способ закупки, при котором предложение о заключении договора направляется конкретному поставщику, либо принимается предложение о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения иных предложений».

Особенности
По 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке!

Закупка у ЕП – это неконкурентная закупка!

При этом необходимо помнить цели и принципы 223-ФЗ, в которых в числе прочих, есть принцип о развитии конкуренции и об эффективном использовании денежных средств, в соответствии с которым заказчик должен стремиться случаи закупок у единственного поставщика минимизировать. Таким образом, какое-то количество конкурентных закупок обязательно нужно проводить.

Каждый случай закупки у ЕП должен быть обоснован (не обязательно письменно).

Можно ли закупать у ЕП, если поставщик не является монополистом?
Наличие на рынке единственного исполнителя, способного оказать заказчику требуемые услуги, не является исключительным условием, при котором заказчик вправе осуществить закупку указанным способом.

Определение случаев закупки у ЕП в положении

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться в случае, если:

1) Малый объем закупки (до 100/500 тысяч рублей).

Возможная формулировка в положении: «Стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг не превышает сто тысяч рублей (с учетом налогов и сборов)».

Не следует писать ограничение, что 100/500 тыс. рублей – закупка одноименной продукции. С таким условием работать не удобно. Кроме того, тогда нужно дать определение, что для заказчика является одноименной продукцией.

Желательно установить такое ограничение:

100 тысяч рублей по одной закупке, но не более, чем 30% от годового объема закупок.

Если не устанавливать никаких ограничений, то 100 тысяч рублей считается за одну закупку.

Искусственно дробить закупки нельзя. Проверяющие органы в таком случае могут признать сделку фиктивной, и привлечь за нарушение принципов 223-ФЗ, а именно – принцип эффективного расходования денежных средств.

2) По результатам несостоявшейся закупки.

- Закупка у единственного участника конкурентной закупки (при условии, что участник допущен).

При этом договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке (а для аукциона – по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), или на лучших для заказчика условиях.

- Закупка у единственного поставщика, если по результатам конкурентной закупки не было подано ни одной заявки, либо все заявки участников были отклонены.

Конкурентную закупку заказчик может продлить (должно быть предусмотрено в положении).Если даже после продления нет заявок, то в положении о закупках нужно прописать несколько возможностей:

Провести процедуру повторно;
Отказаться от проведения процедуры закупки;
Провести закупку у единственного поставщика.

Предусмотреть в положении порядок согласования таких закупок (на основании протокола закупочной комиссии, по решению руководителя или другого уполномоченного лица и т.д.).

3) Осуществляется закупка товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

4) Осуществляется оказание услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии, услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения.

5) Осуществляется закупка услуг связи.

Не все услуги связи относятся к сфере деятельности естественных монополий.

6) Существует срочная потребность в продукции, а проведение конкурентных процедур закупки по причине отсутствия времени является нецелесообразным, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, не являются результатом медлительности со стороны заказчика.

7) Предыдущий договор расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств.

8) Заключается договор аренды недвижимого имущества.

9) Осуществляется оплата нотариальных действий.

10) Заказчик, являясь исполнителем по договору, заключенному с третьим лицом, осуществляет закупку товаров, работ, услуг у лиц, согласованных с третьим лицом.

11) Закупка путем участия в конкурентной процедуре продавца.

12) Возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

13) Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание).

Требуется ли обоснование прямой закупки?

Необходимость обоснования конкретной закупки у ЕП может быть установлена в положении заказчика.

Размещение сведений на ООС (общероссийский официальный сайт)

Если стоимость закупки у ЕП превышает 100 тысяч рублей(500 тысяч рублей), не содержит сведения о гос. тайне и не включена в перечень, утвержденный Правительством РФ, то на официальном сайте zakupki.gov.ru необходимо опубликовать следующие сведения:

- извещение
- документация
- проект договора

Пункты, которые не нужно включать в положение в случае закупки у ЕП:

- продукция может быть получена только от одного поставщика, так как отсутствует ее равноценная замена (заказчик не может заранее знать есть ли равноценная замена или она отсутствует);
- продукция производиться по уникальной технологии либо обладает уникальными свойствами, и только один поставщик может поставить такую продукцию;
- поставщик является монополистом на рынке данной продукции для данного региона;
- поставщик является единственным официальным дилером поставщика, обладающего вышеуказанными свойствами;
- поставщик является единственным поставщиком, продавцом, подрядчиком в данном регионе при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным.



Рамочный договор
Если заказчик заключает рамочный договор после вступления в силу 223-ФЗ, то в договоре должно быть указано количество поставляемого товара (объем работ, услуг) – п.3 ч.9ст.4 Закона № 223-ФЗ.

И указание на то, что поставка осуществляется по заявкам заказчика.

Если в договоре отсутствует объем, каждая поставка по такому договору является отдельной закупкой.

Приложения к договору:
Спецификация.
Технические характеристики.

Технические характеристики позволяют проводить исполнение договора именно так, как ожидает заказчик.

Изменение договора
В положении о закупке следует предусмотреть возможности изменения условий договора: цены, объема, сроков, качества продукции.

Об изменении цены, объема и срока исполнения договора необходимо поместить сведения на ООС.

Пример: Компания МУП, в 2014 году, с момента вступления для нее в действие 223-ФЗ, переходит на него. Есть договор, заключенный в 2013году, до вступления в действие 223-ФЗ.В следующем году компания планирует заключить доп. соглашение, увеличив цену и объем поставок. При этом необходимо опубликовать сведения об изменении цены и объема на ООС. Но заказчик не может заключить такое доп. соглашение к договору, заключенному до вступления в силу 223-ФЗ.

К договорам, заключенным после вступления в силу для заказчика 223-ФЗ, есть возможность заключить дополнительное соглашение, изменяющее условия договора. И такое доп. соглашение заключить возможно, опубликовав только извещение об изменении условий договора на ООС.

Закупки в электронной форме и ЕП
Существует Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012г. №616 г. Москва «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».

В этом постановлении установлено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренном статьей 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Нужно ли публиковать протокол при закупке у ЕП?
Согласно ч. 5 ст.4 Закона №223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки.

Таким образом, если протокол составляется, то публиковать его нужно.

Ч то должен содержать итоговый протокол?
В ч. 5 ст.4 Закона №223-ФЗ написано: «…В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки…». Таким образом, протокол обязательно должен содержать объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг, сроки исполнения договора.
Отчеты

Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.

ЕП фигурирует в форме 1- закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.

По итогам конкурсной процедуры заключен договор поставки, оказания услуг, выполнения работ. В дальнейшем Заказчик заключает договора на одноименный товар, услугу, работу, который ранее уже приобретался на конкурсной основе, где стоимость таких договоров не превышает 100, 500 т.р. Является ли это нарушением 223-ФЗ?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Закон № 223-ФЗ не ограничивает Заказчика в части осуществления закупок в течение какого-либо периода или «одноименности» товаров, работ, услуг. Если это не противоречит Положению о закупке Заказчика, то, считаем, он вправе заключать «прямые» договоры (с единственным поставщиком), в том числе на товары, работы, услуги, которые уже закупались по итогам конкурентных процедур, если в них появилась необходимость.

Основаниями проведения неконкурентной закупки являются лишь прямо предусмотренные положением о закупке случаи. Необоснованная закупка у единственного поставщика может рассматриваться антимонопольным ведомством как предоставление преимущественных условий для участия, что, в свою очередь, является нарушением положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Внимание:

Необоснованная закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) трактуется и как нарушение Закона № 223-ФЗ.

Требование об обоснованности закупки у единственного поставщика можно соотнести и с нормой ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), устанавливающей в качестве одного из принципов закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц целевое и экономически эффективное расходование средств и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Ведь именно конкурентная закупка по своей сути призвана удовлетворить потребности наилучшим образом по наилучшей из предложенных цене. В случае признания заказчика нарушившим принципы Закона № 223-ФЗ антимонопольный орган вправе выдать предписание об отмене результатов процедуры.

Минимизировать риск подобных претензий со стороны антимонопольной службы поможет фиксация в положении о закупках товаров, работ, услуг исчерпывающего перечня оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и экономическая целесообразность каждого из этих оснований.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Здравствуйте, Андрей!

В данном случае необходимо руководствоваться Положением о закупках, утвержденным в Вашей организации. Сейчас нет такого понятия, как одноименные товары. Можно, конечно,
разбить на три договора, но при проверке могут обратить на это внимание, т.к. требования ст. 17 Закона «О защите конкуренции» применяются и к закупкам по закону 223-ФЗ (хотя напрямую это относится только к торгам).

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
5. Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вопрос по 223-ФЗ. В положении о закупках автономного учрежденияуказано, что закупка может осуществляться у единственного поставщика, если стоимость заключенных договоров на поставку одноименной продукции не превышает 500 тысяч рублей с НДС(если применяется), в течение квартала. О дноименные товары(работы, услуги) — аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями(деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результаты работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми. 1) В указанные 500 тыс. рублей не включаются закупки до 100 тыс. рублей, согласно ч.15 ст. 4, 223-ФЗ? 2) По содержанию пункта не совсем понятно: одноименные работы, например, капитальные ремонты в общем, не могут быть более, чем на 500 тыс. рублей? 3) А договоры поставки? Т ак как они выделены в первом предложении, не рассматриваются в том ключе, что поставки в общем, не могут быть более, чем на 500 тыс. рублей, а лишь поставки на одноименную продукцию?

Закупка одноименных (однородных) товаров по Закону N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы проведения закупок товаров, работ, услуг и основные требования, предъявляемые к закупочным процедурам. Этот Закон не устанавливает перечня способов закупки и условий их применения, все эти положения регулируются положением о закупке, утверждаемым самим заказчиком (ст. 2 Закона N 223-ФЗ). В том числе, Закон N 223-ФЗ никак не регулирует возможности применения тех или иных способов для закупки одноименных (однородных) товаров, работ, услуг, в частности, не содержит каких-либо ограничений по сумме, на которую они могут приобретаться в течение того или иного периода.

Равным образом Закон N 223-ФЗ не регулирует формирование предмета закупки (предмета договора, заключаемого по итогам закупочной процедуры). Определенные ограничения вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, которая распространяется на все закупки, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ в силу ч. 5 той же статьи (по смыслу данных норм - на все закупки, осуществляемые конкурентными способами). Запрета же на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких работ законодательство не содержит.

В то же время, по нашему мнению, нельзя исключать возникновения конфликтной ситуации в связи с "дроблением предмета закупки". Схожий термин ("необоснованное дробление заказов") появился в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в связи с установленными рядом его норм ограничениями на приобретение одноименных товаров, работ, услуг по итогам запроса котировок, размещения заказа у единственного контрагента в течение одного квартала определенными суммами (ч. 3 ст. 42 , п.п. 14 и 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). Как раз в отношении одной из норм, п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11 было указано, что она "направлена на пресечение искусственного разделения (дробления) единого заказа на группу однородных" с целью отказа от проведения торгов. Формально "необоснованное дробление заказа" было возможно квалифицировать только в отношении формирования контрактов, заключаемых именно субъектами, руководствующимися Законом N 94-ФЗ, и только во время действия указанных норм этого Закона.

Однако, по нашему мнению, существует возможность обжалования схожих действий заказчика, руководствующегося нормами Закона N 223-ФЗ, фактически направленных на несоблюдение норм утвержденного им положения. Из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, определяющего положение о закупке как правовой акт, следует, что исполнение норм положения о закупке, утвержденного и размещенного в единой информационной системе (далее - ЕИС) заказчиком, обязательно для него. Соответственно, выбор способа закупки в любой ситуации зависит от содержания положения о закупке. И в том случае, например, если положением закупки возможность применения закупки у единственного контрагента или проведения какого-либо способа закупки ограничена ценой (начальной (максимальной) ценой договора, разделение предмета закупки на предметы разных договоров может производиться для избежания необходимости проведения конкурентного способа закупки или более сложного (более длительного) конкурентного способа. В таком случае, по нашему мнению, такие действия заказчика могут быть обжалованы участниками закупки в судебном порядке на основании ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Это возможно, например, через требование признать ряд договоров, приобретаемые по которым товары, работы, услуги технически и (или) функционально дополняют друг друга, притворными сделками, прикрывающими другую сделку, направленную на выполнение всего комплекса работ, оказания всего комплекса услуг, поставки всего комплекта товаров, необходимых для определенной цели (например, монтаж комплекса оборудования) (п. 2 ст. 170 ГК РФ). При этом, заметим, технически и (или) функционально дополняющие друг друга товары, работы, услуги не обязательно должны быть одноименными (однородными).

В любом случае, безусловно, окончательно вопрос о "необоснованном дроблении предмета закупки" в случае возникновения конфликта может быть решен только судом, исходя из обстоятельств конкретного дела. Представляется, что, например, договоры на выполнение одноименных (однородных) работ на разных объектах, на приобретение одноименных (однородных) товаров для комплектации или обеспечения работы различных единиц оборудования и тому подобные закупки, обуславливаемые технологическими условиями удовлетворения фактически сложившихся нужд заказчика, не могут быть признаны притворными. И в любом случае необходимо будет учитывать нормы положения о закупке, в том числе регулирующие формирование предмета договора, если таковые имеются.

Статьи по теме: