История компании Xerox. Краткая история компании Xerox Логотипы и ребрендинг

В 1906 году в Рочестере (США) была основана компания Haloid Compani, которая занялась производством фотобумаги. Спустя несколько десятилетий (в 1947-ом) руководство фирмы приобрело патент копировального устройства, ранее разработанного Честером Карлсоном. Еще позже, 1958-ом, компанию переименовывают в Haloid Xerox, а в году 1961-ом – в Xerox Corporation. Это лишь некоторые моменты из истории известнейшего на сегодняшний день производителя копировальной техники и периферийных устройств. В действительности же, был ошеломляющий взлет, затем – практически крах, и наконец – возрождение. Все это касается компании Xerox.

Честер Карлсон – изобретатель копировального аппарата

В 30-ые годы прошлого столетия далеко не все американцы имели работу, которая нормально оплачивалась. Что касается изобретателя первой копировальной машины, Честера Карлсона, то ему и вовсе пришлось начинать зарабатывать деньги уже с двенадцати лет, совмещая работу и учебу в колледже, а затем в политехническом институте в Калифорнии. Учебное заведение Честер окончил, получив степень бакалавра в области физики.

Поработав дворником, уборщиком, помощником печатника, Карлсон разослал несколько десятков резюме. На одно из них откликнулся патентный отдел “П.Р.Мэллория и К0”, приняв молодого парня на работу. Задача заключалась в фотокопировании и рассылке копий чертежей. Заказчиками выступали различные фирмы.

Методы копирования в то время были “дедовскими”: трудопотери были огромными, брака было много. Именно по этой причине Честеру и пришла в голову мысль каким-то методом механизировать свой труд. Таким образом, чулан его маленькой квартиры стал лабораторией для проведения опытов и движения к цели. Через 3 года усиленной работы Карлсон с напарником получили первую копию, созданную с использованием электростатического метода. Получив патент, изобретатель начал предлагать продукт своего труда различным фирмам.

Xerox: от первой прибыли до миллионов долларов

Демонстрация работы первого копировального аппарата достаточно часто была неудачной: бумага портилась, копии получались размытыми. Это заставляло Карлсона искать кредиторов, без которых проведение дальнейших разработок было невозможным. 3000 тысячи долларов были выделены руководством фирмы “Беттел мемориал”, под опекой которой и трудился далее изобретатель. Партнером “Беттел мемориал” была компания Haloid. Позже образовалось совместное предприятие – “Рэнк-Ксерокс”.

После образования новой компании основной задачей изобретателя и команды являлось совершенствования аппарата модели 914, имевшей ряд недостатков. Сначала она в продажу поступала даже с огнетушителем. Причиной этому были частые возгорания бумаги. Со временем модель все же удалось сделать более совершенной, а благодаря телевизионному рекламному ролику она обрела популярность. С того времени эти аппараты начали поступать не только в продажу, но и сдавались в аренду.

В 1966 году компанией реализовывалась уже более совершенная модель 813. Она была в 6 раз меньше, чем 914-ая. Позже появилась модель 2400. Объем продаж с годами рос, и это выглядело так:

  • В 1959 году объем составил 32 миллиона долларов;
  • В 1961 – 61 миллион;
  • В 1962 – 104;
  • В 1968 – 1125.

Спад производства и потеря рынка сбыта, возвращение лидирующих позиций

Практически все успехи компании Xerox были связаны с отсутствием конкуренции на то время. После того, как позиции стали укреплять Kodak и IBM, у Xerox наступили тяжелые времена.

Практически крах компании заставил руководство искать самые различные пути решения накопившихся проблем. Одним из таковых стало обращение в консультационную фирму Недлера, который выявил основные проблемы и составил дальнейший план действий. Основными пунктами являлись:

  • Четкая и ясная формулировка задач;
  • Организация нововведений;
  • Перевод производства на новые рельсы.

Воплощение в жизнь новых идей было невозможным без новых знаний. С целью их обретения руководство Xerox обратилось к Филу Кросби с просьбой прочесть цикл лекций для высшего руководства фирмы на тему проблем качества. Встал вопрос и о полной переподготовке персонала. С целью его решения в Лисбурге был построен учебный комплекс.

К концу 1988 года 100 тысяч служащих Xerox прошли переподготовку, что дало отличные результаты: качество продукции стало заметно выше, прибыль начала расти. В этом же году французский, английский и голландский филиалы получили ряд наград за высокое качество продукции.

Год 1989-ый – один из самых удачных в истории компании: Xerox получает “приз Болдриджа”, чем сильно укрепляет позиции на рынке копировальной техники и периферийных устройств.

Сегодня копировальная техника — жизненно необходимый инструмент для многих организаций и компаний, ещё не перешедших на полный внутренний электронный документооборот. Марка Xerox давно стала нарицательным названием для всех копиров.

Однако у нас мог быть отечественный «ксерокс». Попытки создать аналогичную технику проводились ещё в середине 1950-х, одновременно с разработками самого Xerox. Но государство тогда видело для себя угрозу в неконтролируемом распространении данных, поэтому намеренно тормозило инновации.

Считалось, что в Советском Союзе при плановой экономике вопрос оперативного копирования документов не стоял так остро, как в странах со свободным рынком. В многочисленных советских учреждениях эту проблему поначалу решали фотографическим способом и микрофильмованием. Техническую и конструкторскую документацию приходилось переносить вручную на кальку, размножать с помощью светокопирования. Всё это было долго, сложно и неудобно.

«Ксерокс» Фридкина

Пожалуй, что самая любопытная история связана с учёным Владимиром Фридкиным, чьё изобретение предвосхитило развитие индустрии на целое десятилетие.

Фридкин окончил в 1952 году с красным дипломом физфак Московского госуниверситата. Но долго не мог начти работу по специальности из-за проблем «по пятому пункту». Антисемитская кампания, проводившаяся в то время, сводила к нулю преимущества красного диплома.

Лишь спустя несколько месяцев Владимиру Фридкину удалось устроиться в НИИ полиграфического машиностроения, хотя изначально он хотел стать ядерным физиком.

В НИИ Фридкину предоставили для работы совершенно пустой кабинет — там стояли лишь стол и стул. Делать что-то продуктивное в таких условиях было непросто.

Фридкин много времени проводил в читальном зале библиотеки имени Ленина, где хранилось большое собрание документов, научных работ и книг со всего мира. Однажды он прочитал статью американского физика Честера Карлсона, которая была посвящена фотокопированию. Тогда в Советском Союзе ничего подобного не было. Фридкин загорелся идеей создать копировальный автомат.

Он обратился в отдел электротехники своего НИИ и попросил выделить ему генератор тока высокого напряжения. На родном физфаке МГУ он раздобыл кристаллы серы и необходимый фотоувеличитель. Все эксперименты изобретатель проводил в своём маленьком кабинете. Ему удалось собрать устройство, названное «Электроскопическим копировальным устройством №1». Цифра «1» в названии подразумевала, что за первой моделью последуют другие.

Владимир Фридкин :

Времени я не терял. Ходил в Ленинку, читал журналы по физике, приобрел кое-какое оборудование. Мне пришла в голову идея осуществить новый фотографический процесс в котором фотоэлектрет служил фоточувствительным слоем, а проявление проводилось с помощью трибоэлектрического эффекта. Процесс задумывался ещё и как метод создания оптической памяти. Фотоэлектрет не только формировал, но и запоминал изображение. Скрытое изображение могло храниться довольно долго, и его можно было проявить через длительное время после экспозиции. Макет был сделан быстро. Я использовал поликристаллическую серу, а затем и другие фотопроводники, например сульфид цинка и кадмия. Проявление производилось порошком асфальта.

Сначала Фридкин пробовал копировать страницу из книги, приказы по институту, затем перешёл к фотографиям. Однажды он сделал копию со снимка московской улицы и показал её директору своего НИИ. Тот восторженно воскликнул: «Ты хоть сам-то понимаешь, что изобрел?!».

Инженерам института тут же был отдан приказ довести до ума существовавшие наработки и собрать образец машины, который смог бы делать фотокопии. Таким образом, Фридкин создал первую в СССР копировальную машину. Стояла осень 1953 года.

Владимир Фридкин :

Много лет спустя я узнал, что в США, в компании «Галоид», позже переименованной в «Ксерокс», в это же время стали появляться первые модели. Но их работа основывалась на другом принципе.

Первый советский копировальный аппарат представлял из себя коробку высотой около одного метра и шириной полметра. На ней был закреплён генератор тока и два цилиндра. Устройство оказалось удивительно простым и понятным. Посмотреть на изобретение приезжал лично министр. Он был настолько впечатлён увиденным, что поручил организовать массовое производство новых аппаратов на заводе в Кишинёве. А в Вильнюсе открыли специальный НИИ, занимавшийся исследованиями электрографии.

Владимир Фридкин, которому тогда было всего 22 года, стал заместителем директора института. Он получил хорошую денежную премию. Про изобретателя даже сняли телефильм, посвящённый достижениям советской науки.

В 1955 году создатель советского копировального аппарата перешёл на работу в Институт кристаллографии. Собственное изобретение он забрал с собой. Почти каждый день к нему кабинет заходили коллеги, чтобы скопировать какую-нибудь научную статью из иностранного журнала. Но в 1957 году всё это закончилось. «Как-то ко мне пришла заведующая спецотделом — такие отделы были в каждом институте — и сообщила, что ксерокс надо списать», — рассказывал Фридкин. КГБ считала, что машина может быть использована для распространения запрещённых в СССР материалов.

Власти тогда не поощрали развитие связи. Например, каждый радиоприёмник в обязательном порядке регистрировался. Органы госбезопасности требовали хранить оттиски со всех печатных машинок, если потребуется установить автора распечатки. Шла борьба с «самиздатом». Рукописи запрещённых авторов ночами размножались на пишущих машинках. А тут обнаружился оцелый копировальный аппарат без присмотра.

Вскоре было закрыто и производство новых аппаратов. Первую из собранных моделей разобрали на части. По легенде, наиболее её ценную часть — пластину полупроводника — сохранили и повесили в женском туалете института как зеркало.

Спустя годы Советский Союз стал закупать копировальные аппараты за границей. Это была техника фирмы Xerox. Один из таких аппаратов был привезён и в Институт кристаллографии, в котором продолжал работать Фридкин. Но использовать технику уже было можно только под надзором специального человека, следившего за тем, что и кем копируется.

«РЭМ» и «Эра»

В конце 1960-х в СССР вернулись к идее создания своих копировальных аппаратов. На Казанском оптико-механическом заводе начали собирать устройство «РЭМ» — ротационную электрографическую машину. Её выпускали в двух модификациях — РЭМ-420 и РЭМ-620. Цифры обозначали ширину рулонной бумаги. Мощность электрооборудования первых аппаратов была очень большой. Например, РЭМ-620 потреблял почти 8 кВт электроэнергии. Весили они около тонны и работало на них по два человека.

Чуть позже аналогичные аппараты стали делать другие заводы — БелОМО и Грозненский завод полиграфических машин под маркой «Эра». Примечательно, что в Грозном делали малоформатные аппараты под А3 и А4, которые работали не только с рулонной бумагой, но и с отдельными листами.

«РЭМ» и «Эра», в отличие от аппарата Фридкина, по принципу действия и оптической схеме во многом повторяли «ксероксы» 1950-60-х годов. Но когда западные модели делались всё более надёжными, эргономичными и компактными, главным преимуществом советских была низкая стоимость расходных материалов.

Первые копировальные аппараты советского производства были ещё и достаточно пожароопасны. При остановке движения бумаги она практически сразу же загоралась под действием потока тепла от инфракрасного излучателя. В помещениях, где стояла техника, приходилось устанавливать специальную систему пожаротушения, а на корпусе аппарата крепить углекислотный огнетушитель.

Среди тех, кто работал с аппаратами «Эоа» и «РЭМ», бытовала такая поговорка — «Оператор, который не горел и не тушил аппарат, как танкист, который в бою не был». При приёме на работу кадровики всерьёз спрашивали: «Сколько раз горели?».

Подобную технику производили до конца 1980-х годов. На этом история советских «ксероксов» закончилась.

Владимир Фридкин :

В 1965 году нашу лабораторию в Институте кристаллографии посетил Честер Карлсон. Основатель ксерографии заинтересовался моими статьями. Нас вместе сфотографировали с помощью электрофотоаппарата на электрете. В конце 50-х годов профессор Колумбийского университета Хартмут Кальман с сотрудниками повторил мои эксперименты по электрофотографии на фотоэлектретах и нашёл ей интересное применение в космической связи. Об этом он рассказал на коллоквиуме в Мюнхене, где мы встретились в 1981 году. За эти работы американское фотографическое общество наградило меня медалью Козара, а немецкое и японское — избрали почетным членом.

Кроме того, в 2002 году Международный комитет по фотографической науке (International Committee for Imaging Science) наградил Владимираа Фридкина премией Берга за «выдающийся вклад в развитие необычных (бессеребряных) фотографических процессов и международное сотрудничество в этой области».

Сейчас изобретателю 87 лет.

Копирование и размножение документов, разумеется, возникли одновременно с самими документами. Но в целом делать копии люди начали гораздо раньше возможно, в тот момент, когда древний художник захотел изобразить на стене пещеры точно такого же мамонта, как в жилище соседа. А поскольку никаких технических средств для этого еще не существовало, надеяться приходилось только на свою память и глазомер что не могло не отразиться на идентичности копии.

Тысячелетия спустя были изобретены технологии гравирования и печати, которые давали возможность получить новый текст или рисунок в необходимом количестве экземпляров, но копировать уже имеющийся документ приходилось все так же вручную: вырезать гравировочную матрицу с образца, набирать текст и делать его оттиск или вообще по старинке перерисовывать или переписывать. Можно было скопировать оригинал, наложив на него прозрачную бумагу, или использовать камеру-обскуру но это не решало проблему.

В 1714 г. англичанин Генри Милл изобрел пишущую машину, позволявшую быстрее и проще записывать, а также копировать и размножать печатный текст. К сожалению, машина делала всего один экземпляр документа, и лишь в 1806 г. Пеллегрино Турри изобрел копировальную бумагу, и стало возможным получать до пяти копий одновременно.

Гектограф.

Кроме того, с помощью пишущей машины можно было делать трафареты-восковки для изобретенного Томасом Эдисоном мимеографа (ротатора), производившего значительное количество копий. Еще одним множительным устройством был предложенный российским инженером Михаилом Алисовым гектограф он давал до 100 копий с желатиновой матрицы.

И все же, строго говоря, все эти устройства еще не были копировальными в буквальном смысле этого слова. С их помощью можно было сделать набор или промежуточный оттиск, а затем получить несколько одинаковых экземпляров документа, но, к примеру, копию книжной страницы они выполнить не могли. Иначе говоря, это было не факсимильное (дающее точную копию), а полиграфическое воспроизводство исходного документа. Чтобы добиться настоящего копирования, нужно было изобрести нечто вроде фотографии на бумаге. Такие аппараты, использовавшие химические проявители, инфракрасное излучение и специальную бумагу, появились в середине XX в., но процесс копирования, ставший общеупотребительным в последние десятилетия, опирается на физические явления, в частности на фотопроводимость полупроводников.

В 1934 г. американский физик Честер Карлсон, имевший опыт работы в патентном бюро и знавший цену хорошим копиям документов, начал свои исследования, связанные с фотографическим и печатным процессами. Его внимание привлекла публикация о том, что электропроводимость определенных материалов меняется под воздействием света. Этот принцип он и решил положить в основу своей разработки.

В своей лаборатории в подсобном помещении гостиницы «Астория» на Лонг-Айленде Карлсон проделал любопытный опыт. Наэлектризовав трением пластинку поликристаллической серы, он осветил ее через пленку, несущую изображение. Сера является фотопроводником, при освещении в ней возникают носители тока, которые разряжают освещенные участки. Поэтому после световой экспозиции на поверхности серы возникает скрытое изображение, образованное заряженными и разряженными участками. Если опылить такую поверхность порошком с противоположным зарядом, крупинки порошка притянутся к соответствующим участкам, и изображение проявится. Для проявления Карлсон использовал давно известный в физике трибоэлектрический эффект. Он смешал порошки сурика и серы, частицы которых, контактируя друг с другом, заряжаются противоположными зарядами, и опылил пластинку серы. Частицы красного сурика проявили скрытое изображение. На поверхности пластинки проступили слова: «Астория, 22 октября 1938 года». Эту дату можно считать днем рождения ксерографии.

Ч. Карлсон.

Первый ксерографический отпечаток.

В 1942 г. Карлсон запатентовал свое изобретение, которое назвал электрофотографией, и занялся внедрением его в производство. Он демонстрировал опытный образец представителям различных компаний, доказывая, что копировальный аппарат необходим для успешного ведения бизнеса, однако повсюду получал отказы. Их мотивировали тем, что аппарат очень громоздкий, к тому же в процессе копирования сильно загрязняет листы бумаги. Только через два года изобретателю удалось продать лицензию на дальнейшую разработку и производство копиров фирме Haloid Company.

Название «электрофотография» показалось покупателям слишком «научным», и к сотрудничеству привлекли профессора-филолога, который нашел более приемлемое в коммерческом плане наименование «ксерография», от греческих слов xeros «сухой» и grapho «пишу». Это название Карлсон сократил до привычного нам «ксерокс». В 1948 г. копировальные аппараты появились на рынке, первая модель называлась просто Model А.

Принцип действия копира заключался в следующем. Перед печатью фотобарабан заряжался коронным электрическим разрядом, после чего производилось экспонирование при помощи лампы и системы зеркал. Покрытие барабана в освещенных местах теряло диэлектрические свойства, что приводило к стеканию в этих местах электрического заряда на массу. Затем красящее вещество (тонер) с вала проявки переносилось на разряженные участки за счет своего противоположного заряда. Лист бумаги прокатывался по барабану и попадал в узел термозакрепления (фьюзер), где тонер расплавлялся и впрессовывался в структуру листа.

Копия первого копировального аппарата Ч. Карлсона.

Одна из первых моделей фирмы Xerox Model D.

В том же 1948 г. немецкий изобретатель Эйсбен независимо от Карлсона создал свой копировальный аппарат, использующий тот же принцип, но несколько отличающийся с точки зрения конструкции. Основанная Эйсбеном фирма Develop Corp., владеющая 16 патентами на множительную технику, до сих пор выпускает копиры. Через некоторое время производить копировальную технику стали и другие американские и европейские компании.

В 1953 г. выпускник Московского университета Владимир Фридкин, основываясь на исследованиях болгарского физика Георгия Наджакова, создал копировальный аппарат, использующий несколько иной принцип. Наджаков обнаружил, что при освещении внешнего электрического поля некоторых фотопроводников в них возникает сохраняющаяся длительное время внутренняя электрическая поляризация. Такой фотопроводник с постоянной электрической поляризацией был назван фотоэлектретом. В аппарате Фридкина фотоэлектрет служил фоточувствительным слоем, а проявление проводилось с помощью трибоэлектрического эффекта как у Карлсона. Однако фотоэлектрет не только формировал, но и запоминал изображение. Оно могло храниться скрыто, и его можно было проявить через длительное время после экспозиции. Опытный образец аппарата ЭФМ-1 был изготовлен на заводе «Полиграфмаш». В Вильнюсе была открыта лаборатория электрофотографии, а на одном из кишиневских заводов готовились к массовому выпуску копировальных аппаратов, но по политическим соображениям работа была прекращена: доступность множительной техники правительству показалась опасной.

Тем временем Haloid Company в 1959 г. выпустила полностью автоматическую модель копировального аппарата Xerox 914. Чтобы получить копию, достаточно было загрузить в него оригинал, самую обыкновенную (а не специальную, как у других производителей) бумагу и нажать кнопку. Новая модель сразу же завоевала настолько большую популярность, что компания сменила название на Xerox Corporation. Для рынка копировальной техники Xerox 914 стал тем же, чем знаменитый «Форд-Т» для автомобильного рынка.

Здание корпорации Xerox.

Компания не только продавала свои довольно дорогие аппараты, но и сдавала их в аренду, тем самым еще больше укрепив свои позиции. Позднее она разработала и выпустила на рынок первый аппарат факсимильной связи, ставший предшественником современного факса. В 1966 г. была изготовлена модель, габариты которой оказались в шесть раз меньше, чем у Xerox 914, она легко помещалась на письменном столе. К концу 19б0-х годов торговый оборот компании перевалил за миллиард долларов.

В 1968 г. копировальные аппараты компании Xerox появились в СССР, а в 1974 г. в Москве было открыто представительство компании. В русском языке название торговой марки стало нарицательным для обозначения любой копировальной техники, правда только зарубежного производства: появившиеся примерно в то же время отечественные копиры «ЭРА» и «РЭМ» ксероксами не называли. Любопытно, что в Монголии, куда первыми начала поставлять копиры компания Canon, копировальная техника называется «канонами».

В рамках борьбы с монополизацией Федеральная торговая комиссия США в 1970-х годах обязала Xerox безвозмездно предоставить основные патенты на изобретение Карлсона всем заинтересованным в этом компаниям. В результате японские компании Ricoh, Canon и Sharp молниеносно заполнили американский и европейский рынки своей качественной и более дешевой продукцией. К чести корпорации Xerox, она справилась с возросшей конкуренции и продолжает занимать ведущие позиции в производстве копировальной техники.

Сотрудница Российской государственной библиотеки им. В. И. Ленина за копировальной машиной. 1974 г.

Цветной Xerox 6500. 1973 г.

Совершенствование копировальных аппаратов продолжается полным ходом. В последние десятилетия появились цифровые лазерные копиры. Лазерный луч наносит на фотобарабан темные участки изображения, тонер при этом «прилипает» только к незаряженным участкам барабана, а от остальной поверхности его отталкивает одноименный электрический заряд. И хотя в будущем использование бумажных документов в связи с переходом на электронные носители неизбежно сократится, до тех пор ксероксам предстоит еще немало потрудиться.

Высокоскоростной копировальный автомат Konica.

Согласно последней оценке консалтинговой компании Infotrends, с помощью копировальной техники компании Xerox Corporation по всему миру было сделано более 3 трлн копий и распечаток. Компания имеет представительства в 130 странах мира, около 55 тыс. сотрудников и более 5 млн заказчиков. Годовой оборот Xerox превысил 15 млрд долларов.

Сегодня можно с определенной долей уверенности заявить, что изобретения, которые дали замечательную возможность печатать, копировать и размножать документы, стали настоящими катализаторами цивилизации. Посредством их человечество получило великую возможность передавать знания, мнения и опыт в компактной, сохраняемой и общедоступной форме.

Такой привычный для нас сегодня аппарат, как ксерокс фактически можно сравнить с изобретением печати Иоганном Гуттенбергом. Ведь он произвел не меньший переворот в жизни мировой общественности.

История существования копировальной техники весьма продолжительна, даже если мы не будем учитывать таких предшественников современных копиров, как печатный станок и копировальная бумага. Пожалуй, по своей протяженности она вполне сопоставима с историей возникновения и существования вычислительной техники. К сожалению, в нашей стране фотокопировальные аппараты стали популярны и получили широкое распространение как в офисах фирм, так и среди обычных потребителей совсем недавно. Но весь остальной прогрессивный мир знает и использует их несомненные преимущества уже с середины прошлого века, что при современных темпах научно-технического прогресса - срок весьма почтенный.

Считается, что прообразом копировального аппарата является прибор под названием мимеограф. Изобретателем данного аппарата является гениальный ученый Томас Алва Эдисон (1847-1931). В мимеографах для копирования текста использовались листовые трафареты, которые накладывались на вращающийся барабан. Данный барабан содержал в себе жидкую краску. Таким образом, трафареты отпечатывали изображение на проходящих под ними листах бумаги. Каждый трафарет единоразово мог воспроизводить до 5000 копий, что являлось весьма внушительным количеством. Но у него был один явный недостаток - каждый трафарет приходилось изготавливать специально, и изображение, которое было отпечатано другим способом (например, на печатной машинке), не годилось в качестве оригинала. В добавок ко всему даже по тем временам аппарат был чересчур громоздким, сильно загрязнял рабочее место краской и распространял вокруг себя пренеприятный запах.

Довольно интересным фактом является то, что значительно доработанные и усовершенствованные мимеографы, использующие современные технологии сканирования изображения и способные самостоятельно изготовлять трафареты (которые теперь называют также мастер-пленками), достаточно широко распространены и сегодня и фактически являются альтернативой крупнотиражным фотокопировальным станциям. Сейчас особенно хорошо известны две торговые марки, занимающиеся производством таких аппаратов: компания «Riso», производящая так называемые ризографы, и фирма «Ricoh», выпускающая припорты (известные также под названием - копи-принтеры).

Когда-то наряду с мимеографом было широко известно такое устройство, как гекто-граф, в котором промежуточным носителем при передаче изображения являлся лист со специальным желатиновым покрытием. Но, безусловно, этот агрегат был гораздо менее перспективен и удобен, нежели мимеограф, так как позволял воспроизвести только 200-300 копий. Не удивительно, что он не смог выжить в процессе естественного отбора.

Насколько бы разнообразными ни были варианты производства бумажных копий, все они по большому счету относились не к копированию в традиционном понимании этого термина, а к тиражированию: ведь для производства каждого вида копий обязательно требовалось создание специального рабочего оттиска.

Вот в этот то момент на авансцену величаво и поднимается фотокопировальный процесс... В то время когда, наконец, был изобретен сухой электростатический фотокопировальный метод, все прочие способы производства копий были слишком несовершенны. Прототипы копировальных аппаратов требовали постоянного присутствия высокооплачиваемого инженера. Кроме того, копии могли получаться еще хуже, чем выходили из печатных машинок, а офис становился похожим на грязный рабочий цех.

Таким образом, делопроизводство практически полностью приходилось вести методом перепечатки документов через копировальную бумагу.

Такое, мягко говоря, неудобное положение, когда деятельность, связанная с тиражированием большого числа копий, фактически превращалась в тяжелый труд, и явилось тем фактором, который заставил первооткрывателя сухого электростатического переноса Честера Ф. Карлсона (1906-1968) приступить к созданию новой инженерной системы, которая могла бы заниматься воспроизводством копий гораздо быстрее, дешевле, качественней, и, что самое главное, более проще, чем старые монстроподобные агрегаты.

Честер Ф. Карлсон был уроженцем Сиэтла (штат Вашингтон). С четырнадцати лет он фактически стал единственным кормильцем в семье и содержал своих больных родителей. Однако это не помешало ему закончить колледж, и в 1930 году он получил степень бакалавра физики в Калифорнийском технологическом институте.

Непродолжительное время после окончания колледжа Карлсон работал в «Bell Telephone Company», затем он с большим трудом устроился в патентный отдел нью-йоркской электротехнической компании «P. R. Mallory Company», адвокатом по делам авторских прав.

Именно здесь впервые молодой Честер и столкнулся вплотную с необходимостью делать огромное количество копий документов, чертежей и рукописей вручную.

Желание каким-либо образом автоматизировать этот процесс навело его на мысль о создании машины, которая могла бы изготавливать копии одним нажатием кнопки.

Карлсон осознал, насколько велика потребность в простом и дешевом способе производства высококачественных копий. После этого он твердо решил посвятить все свое свободное время работе над решением этой проблемы. В 1934 году он начал знакомиться со всеми материалами того времени, которые так или иначе относились к фотографическому и печатному процессам. В одном из научных журналов Карлсон обнаружил сообщение о том, что некий венгерский ученый пытался дублировать чертежи, используя порошок, заряженный статическим электричеством, и с тех пор потерял покой. На данном принципе он и решил построить свои изыскания.

И только после долгих и продолжительных экспериментов, которые заняли целых четыре года, Карлсон, наконец, смог получить материальное подтверждение своих идей и сделал первую в истории сухую фотокопию. А произошло это 22 октября 1938 года, в недрах одного из небольших номеров отеля «Астория», расположенного на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Самый первый оттиск, вошедший в историю, представлял собой всего лишь одну надпись: «10.-22.-38 ASTORIA». Уже через год им был получен первый из многочисленных патентов на свое изобретение. Но рано было еще говорить о том, что все проблемы уже решены и копировальный аппарат наконец увидел свет, даровав свободу бесчисленному числу машинисток.

Как и большинство новаторов и изобретателей, Честер Карлсон не собирался поначалу ставить свое изобретение на поток. Пределом желаний было продать идею какой-нибудь крупной корпорации и получить за нее большие деньги, да еще, если повезет, процент с продаж. Однако проблема (или удача) талантливых изобретателей в том, что их идеи часто настолько революционны, что никак не вписываются в рамки традиционного рынка. В эти идеи не верит никто, кроме самих изобретателей.

Еще целых четыре года были потрачены Карлсоном на безуспешные попытки заинтересовать своим революционным изобретением производителей офисного оборудования. К сожалению, людям свойственно сомневаться во всем новом и непривычном. То, что было очевидным для рядового клерка, в глазах руководителей компаний выглядело, по меньшей мере, сомнительным. Большое количество фирм, среди которых были такие монстры, как IBM, Remington и General Electric, ответили на его предложение отказом. «Мне так никого и не удалось убедить, что мое изобретение - ключ к огромной и совершенно новой индустрии», - вспоминал впоследствии о тех днях Честер Карлсон. Но, наконец, Карлсону удалось договориться с некоммерческой организацией «Bettell Memorial Institute», которая занималась научными изысканиями, вложить средства в его дальнейшие работы над усовершенствованием нового процесса, который Карлсон называл «электрофотографией».

В 1947 году мало кому известная фирма «Haloid Company», занимавшаяся производством фотобумаги и проявлявшая интерес к передовым открытиям в своей и смежных отраслях, обратила внимание на работы Карлсона и выкупила права на использование его патентов.

После этого процесс начал продвигаться значительно быстрее, ведь за дело взялась коммерческая организация. Первой задачей, вынесенной на повестку дня, стало разрешение вопроса, какое звучное торговое название дать изобретенному Карлсоном процессу сухого электростатического переноса изображения. В результате долгих мучений остановились на предложении преподавателя классических языков университета штата Огайо. Он предложил термин ксерография, который был образован от двух греческих корней: xeros (сухой) и graphein (писать). Это решение оказалось судьбоносным, ведь термин дал впоследствии имя и самой компании, которая вначале стала именоваться «Haloid Xerox», затем «Xerox Corporation» и, наконец, «The Document Company Xerox».

Впоследствии авторские отчисления за патенты и имевшиеся у Честера Ф. Карлсона акции фирмы «Xerox» сделали его миллионером. Уже через год в продажу поступили первые рабочие аппараты так называемой модели «А», но из-за множественных недоработок этой модели так и не суждено было стать серийной.

Шло время, разработчики все совершенствовали узлы и детали, принимающие участие в ксерографическом процессе, и, наконец, в 1959 году фирма выпустила модель «914», которая увидела свет после некоторого числа промежуточных неудачных конструкций. Этот аппарат стал для рынка офисного оборудования таким же прорывом, каким в свое время стала компьютерная мышь для персональных компьютеров.

«Xerox 914» был первым полностью автоматическим аппаратом, который делал копии на обычной бумаге (7 штук в минуту). Это была революция. Модель не снималась с производства на протяжении 26 лет. И до сих пор аппараты «Xerox 914» работают в офисах многих фирм Америки. В том же году акции компании «Xerox Corporation» начали высоко котироваться на бирже Нью-Йорка, да и по сей день они занимают одну из самых устойчивых позиций.

Все конкуренты, производившие в то время устройства для копирования, основанные на каких-либо иных принципах, оказались бессильными против ксерографической техники. Они не смогли соперничать с тем качеством, простотой и низкой стоимостью копий, которые были представлены в модели «914» компании «Xerox».

И «верифаксы», и «термофаксы», бывшие конструктивно гораздо проще, чем ксероксы, не могли соперничать с ними, так как работали на специальной дорогой бумаге, что при больших объемах производства копий оборачивалось для потребителей слишком существенным ударом по бюджету. Помимо того, качество и долговечность копий, изготовленных по альтернативным технологиям, оставляли желать лучшего.

Итак, электростатические копировальные аппараты фирмы «Xerox» стали неотъемлемым атрибутом американских, а затем и мировых офисов. Интересным фактом является то, что модель «914» стала настолько популярной, что фирма «Xerox» была вынуждена проводить специальную «антирекламную» кампанию, которая была направлена против использования ее торговой марки для названия всех аппаратов, производящих копии. Но, как мы видим сегодня, все усилия компании оказались тщетны, ведь и сегодня, не смотря на то, что многие из нас пользуются для получения копий аппаратами фирмы «Canon» или каких-либо других компаний, все равно мы называем их «ксероксами», делаем на них «ксерокопии» или просто «ксерокопируем».

Честер Карлсон (Chester Carlson) был американским физиком, который работал адвокатом и в свободное время занимался изобретениями. Именно он подарил миру копировальный аппарат и сделал первую в истории ксерокопию.

Детство и юность

Родился Честер Карлсон 8 февраля 1906 года в Сиэтле (США). Будущему изобретателю пришлось слишком рано повзрослеть. Когда он был еще ребенком, семья переехала в Мексику в надежде разбогатеть (поддаваясь безумной идее «американской колонизации земель»). Но у них ничего не вышло. Более того, мать Честера заболела малярией и семья оказалась на грани бедности. После 7 месяцев мексиканской жизни, Карлсоны вернулись обратно в штаты. Тяжелые обстоятельства вынудили маленького Честера работать с 8 лет. Он учился в средней школе и параллельно подрабатывал по 2-3 часа до и после занятий.

Как вспоминал Честер:

Мне приходилось работать в раннем возрасте в свободное от школы время. Но когда появлялась возможность, я возвращался к своим собственным разработкам, создавая разные вещи, экспериментируя и планируя будущее. Я читал работы Томаса Эдисона и других успешных изобретателей, мечтая когда-нибудь стать таким же, как они. Изобретения привлекали и тем, что с их помощью я мог бы улучшить свое материальное положение и повысить экономический статус. В то же время у меня появлялась возможность реализовать свой интерес к разработке технических вещей и сделать вклад в развитие общества.

В 10 лет Карлсон создал газету «This and That», которую распространил среди друзей и знакомых. Его любимой игрушкой был набор резиновых штампов для печати и игрушечная печатная машинка, которую он получил на Рождество 1916 года. Честер также пытался верстать и издавать научный журнал для учеников. Однако быстро начал разочаровываться в традиционных методах копирования. Тогда он впервые задумался о том, чтобы придумать более простые способы делать копии. Но из-за работы Карлсону пришлось на год оставить учебу в средней школе Сан-Бернардино.

В 1924 году он вступил в колледж Риверсайд (Riverside Junior College) на физический факультет, чередуя работу и занятия. Мать Карлсона умерла от болезни и они с отцом остались одни. В колледже Честеру пришлось трудиться на трех работах, чтобы оплачивать съемное жилье для себя и отца. Именно там он и встретил свою первую супругу Эльзу фон Маллон (Elsa von Mallon) - она была дочерью хозяйки дома. Теперь на том здании красуется бронзовая доска: “В этой квартире Честер Карлсон 22 октября 1938 года впервые провел ксерографический процесс”.

После Риверсайда, Честер перевелся в Калифорнийский Технологический институт, плата за обучение в котором составляла 260 $ за год. Он закончил физический факультет с хорошими оценками и получил степень бакалавра в 1930 году. В поисках места Карлсон обошел 82 компании, но ни одна не предложила ему работу. В 1936 году он поступил в юридическое учебное заведение - Нью-Йоркскую школу права (New York Law School), которое окончил через три года, удостоившись степени бакалавра в области права.

Карьера

Положение Честера улучшилось после того, как он устроился работать инженером-исследователем в лаборатории Bell Telephone Laboratories в Нью-Йорке. Но в связи с Великой депрессией его уволили. Тогда Честер перешел в патентное отделение, где из простого помощника адвоката стал руководителем патентного департамента в компании PR Mallory Company (в настоящее время Duracell).

Еще за время работы Bell Laboratories, Карлсон записал более 400 идей новых изобретений в свои персональные записные книжки. Поскольку он работал помощником юриста по патентам, то был вынужден постоянно делать множество копий различных документов и чертежей. Как правило, копирование в отделе происходило с помощью машинисток, перечитывающих заявления на патенты в полном объеме и через копирку делающих по несколько копий. Также имелись и другие способы, вроде ротатора и фотокопии, но они стоили дороже копирки и имели свои ограничения.

Работая в патентном отделе, Карлсон хотел создать «копировальную» машину, которая могла бы взять существующий документ и скопировать его на новый лист бумаги без каких-либо промежуточных шагов. Так у молодого изобретателя возникла идея создать «сухую» (греч. xeros) фотографию без необходимости ее проявлять. Вместе с австрийским инженером-физиком Отто Корнеи, они начали реализовывать задуманный аппарат. И первой «лабораторией» была обычная кухня тещи Честера.

Эксперименты Карлсона в построении копировальной машины включали попытки генерировать электрический ток в оригинальном листе бумаги с помощью света. Ученый использовал свет для «удаления» статического заряда с равномерно ионизированного фотопроводника. Поскольку свет не отражался от черных следов на бумаге, такие области оставались заряженными на фотопроводнике и, следовательно, содержали мелкий порошок. Он переносил порошок на чистый лист бумаги, в результате чего появлялся дубликат оригинала.

Карлсон знал ценность патентов, поэтому он по этапам запатентовал свои разработки. Изобретатель подал первую заявку предварительного патента 18 октября 1937 года. А уже в середине осени 1938 года они с Корнеи презентовали первый оттиск. Австриец написал «10.-22.-38 ASTORIA» тушью на стеклянном микропрепарате. Он приготовил цинковую пластину с покрытием серы и затемненное помещение, протер поверхность серы с помощью хлопчатобумажного платка, чтобы применить электрический заряд, потом положил микропрепарат на пластину, подвергая ее яркому свету лампы накаливания. Далее посыпанный порошком ликоподия на поверхность серы микропрепарат забрали, мягко сдули избыток и перенесли изображение на вощеный лист бумаги. Потом нагрели бумагу, смягчая воск так, что ликоподий прилип к нему, и получили первую в мире ксерографическую копию.

Несмотря на совместные достижения, Корнеи был настроен весьма пессимистично относительно электрофотографии. В следствии чего он перестал сотрудничать с Карлсоном и даже разорвал соглашение, которое сулило ему 10% будущих доходов от изобретения и частичное право владения. Годом позже, когда акции Xerox были на высоте, Карлсон направил Корнеи подарок в виде сотни акций компании.

В 1942 году Честер получил патент на свое изобретение. Но внедрить аппарат в бизнес оказалось задачей весьма сложной - компании настороженно отнеслись к разработке. И только в 1944 году Карлсон нашел применение изобретению благодаря Расселу В. Дейтону (Russell W. Dayton), молодому инженеру Баттельського мемориального института (Battelle Memorial Institute) в городе Коламбус, штат Огайо. Честер произвел сильное впечатление на юношу и хотя институт не развивал чужие идеи, его пригласили в Коламбус, где предложили усовершенствовать технологию.

Руководитель исследований фирмы Haloid Company Джон Дессауер (John Dessauer) прочитал статью об изобретении Карлсона. Компания занималась производством фотобумаги и пыталась выйти из тени своего соседа Eastman Kodak. Электрофотография открывала перспективы для Haloid, позволяя охватить новое поле деятельности. В декабре 1946 года между Баттельським институтом, Карлсоном и Haloid было подписано первое соглашение о лицензировании электрофотографии для коммерческого продукта.

К 1948 году в Haloid осознали, что нужно сделать публичное заявление об электрофотографии, тем самым сохраняя свои патентные требования технологии. Однако, термин «электрофотография» казался слишком научным и сложным для потребителей. После рассмотрения нескольких вариантов, Haloid выбрал термин «ксерографию» (др. греч. «сухой» и «пишу»), придуманный местным профессором-филологом Университета штата Огайо. А несколько позже Карлсон упрости название до простого «ксерокса».

22 октября 1948 года Haloid Company совершила первое публичное заявление о ксерографии. А в 1949 году компания выпустила первый коммерческий копировальный аппарат XeroX Model A Copier, известный внутри компании как «Ox Box».

Первым копировальным устройством в современном понимании был Xerox 914. Несмотря на свою громоздкость и грубость в работе, он позволял оператору разместить оригинал на лист стекла, нажать кнопку и получить копию на обычной бумаге. Xerox 914 был представлен в 1959 году в гостинице «Sherry Netherland» (Нью-Йорк) и имел большой успех.

После выхода первой полностью автоматической модели Xerox 914 компания Haloid сменила название на Xerox Corporation. Популярность модели была вызвана относительной простотой использования, персональным дизайном и низкими эксплуатационными расходами по сравнению с другими машинами, требующими специальной бумаги. Но также успеху 914 поспособствовало решение сдавать аппарат в аренду (по цене $ 25 в месяц, плюс стоимость копий 4 цента за каждую копию). Xerox стал доступным в отличии от конкурирующих копировальных аппаратов.

Для Карлсона коммерческий успех Xerox 914 стал кульминацией всей его жизни. Авторский гонорар от Баттельського институт составил около $ 15 000. Он до конца своей жизни оставался консультантом компании Xerox Corporation и с 1956 года по 1965 год продолжал получать авторские гонорары от Xerox, в сумме примерно одной шестнадцатой цента с каждой сделанной по всему миру копии на Xerox.

В 1968 году журнал «Fortune» причислил Карлсона к самым богатым людям Америки. Но этот человек посвятил свои богатства филантропическим целям. Он пожертвовал более $ 150 млн на благотворительность и активно поддерживал Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (NAACP). Благодаря второй жене, Дорис, он заинтересовался индуизмом, в частности - древними текстами, известными как веданта, а также дзен-буддизмом. В собственном доме они организовывали буддийские встречи с медитацией. После прочтения книги Филипа Капло (Philip Kapleau) «Три столпа дзэн: Учение, практика и просветление», Дорис пригласила Капло присоединиться к их медитационной группе. В июне 1966 года они обеспечили финансирование, которое позволило Капло открыть Дзен центр в Рочестере.

Честер Карлсон умер 19 сентября 1968 года от сердечного приступа на Театральном фестивале, где он смотрел «Тот, который управляет тигром».

Наследие

Объединение гражданских прав Нью-Йорка было одним из бенефициаров его завещания. Университет Вирджинии получил $ 1 млн с четкими инструкциями, что эти деньги должны использовать только для финансирования исследований парапсихологии. Центр для изучения демократических институтов получил по завещанию более $ 4.2 млн, в дополнение к более чем $ 4 млн, которые Честер пожертвовал когда был жив.
В 1981 году Карлсона внесли в Национальный зал славы изобретателей.

Закон США 100-538, утвержденный Рональдом Рейганом, назначил 22 октября 1988 года Днем национального признания Честера Ф. Карлсона.
Также дань славе изобретателя отдала Почтовая служба США, включив его в серию почтовых марок под названием «Великие американцы».

В честь Карлсона назвали здания в двух крупнейших высших учебных заведениях Рочестера: Центре науки о визуальной информации им.Честера Ф. Карлсона (The Chester F. Carlson Center for Imaging Science), отдел Рочестерского технологического института (department of the Rochester Institute of Technology), специализирующийся на дистанционном зондировании и ксерографии; Научно-техническая библиотека им. Карлсона, Рочестерского университета (The University of Rochester"s Carlson Science and Engineering Library).

Также существуют награды и премии, которые носят имя изобретателя.

Статьи по теме: