Инвестиционная поддержка предпринимательства в условиях санкций. Горчаков Григорий: Полезны ли санкции для малого бизнеса? Как санкции влияют на бизнес

При всем понимании факта, что малое предпринимательство являет собой основу всей экономики страны, все реже и реже посещает наших сограждан желание заняться индивидуальной деятельностью, хотя еще на заре века ситуация была прямо противоположной. Виноваты в этом проблемы малого бизнеса в России, которые вызваны различными факторами и явлениями.

С какими проблемами сталкивается малый бизнес

Путь, по которому идет развитие малых форм предпринимательства в РФ, имеет свою специфику и особенности. Связано это, в первую очередь, с менталитетом, нестабильной экономикой, отсутствием культуры ведения бизнеса в целом.
Открывая собственное дело, необходимо понимать, что процветание или крах будут зависеть от ряда факторов – внешних и внутренних.

Весь спектр возникающих сложностей можно условно разделить на несколько групп:

  • организационные;
  • проблемы с материально-техническим обеспечением;
  • финансовые;
  • кредитная необеспеченность.

Не секрет, что нормальная жизнедеятельность любого предприятия возможна только при условии гармоничного сочетания интересов потребителей, предпринимателей и государства.

Внутренние проблемы

Проблемы развития малого бизнеса в России начинаются, в первую очередь, с самого предприятия. Условно их можно назвать внутренними препятствиями.

  • Деньги

Получить и заработать их становится все труднее. Начинается все со стартового капитала, в качестве которого выступают накопленные средства. При умелом их использовании можно добиться хороших результатов, но для этого нужна свежая идея, грамотное планирование, постоянное усовершенствование товаров и услуг. И даже если у вас денег вполне хватает, совсем другая ситуация может быть у ваших клиентов, которые задерживают оплату, возврат долгов и выплаты по счетам.

  • Планирование

А скорее даже речь пойдет о его отсутствии. Причина тому напрямую связана с отсутствием знаний в сфере бизнеса, а результат – паническая трата денег на всяческие возникающие проблемы, что в итоге приводит к банкротству. Если же план развития у вас все-таки есть, не забывайте его пересматривать, исходя из быстро меняющихся условий экономики.

  • Руководство

Зачастую лидер компании забывает о своих основных обязанностях руководителя и переключается на функции обычного менеджера. Залогом успешного руководства является правильно подобранный коллектив, которому руководитель может делегировать часть обязанностей.

Внешние проблемы

Открывать малый бизнес в кризис в 2019 году – мероприятие довольно рискованное. Прежде чем действительно решиться на такой шаг, необходимо четко понимать, какие внешние факторы могут повлиять на общий успех дела.

Несовершенство законодательства и налоговой системы

Первый нормативный документ по малому предпринимательству был принят еще в далеком 1995 году. С годами стало совершенно понятно, что данное законодательство обладает массой недостатков, которые не только не способствуют, но еще и тормозят становление бизнеса в нашей стране. Следующий документ был подписан в 2007 году и сегодня в него ежегодно вносятся все новые и новые изменения.

Государство четко регламентирует размеры предприятий, формы собственности, уровень дохода. Главной сдерживающей силой являются многочисленные отчетности в бесконечных инстанциях. Не менее пагубно сказываются и штрафные санкции в случае опоздания с подачей отчетных документов. И даже несмотря на разнообразные программы поддержки бизнеса и упрощенную систему взимания налогов для малых предприятий, сумма этих налогов все равно остается для многих непомерно большой.

Административные барьеры

Проблемы создает и избыточное регулирование малого бизнеса в РФ. Обычно их принято называть административными барьерами. К ним относятся:

  • многочисленные проверки;
  • отнимающие много времени процедуры регистрации и получения нужных разрешений;
  • бесконечные согласования в различных инстанциях.

Практика показывает, что чем меньше в государстве устанавливается препятствий для создания предприятия, получения лицензий, выхода на международный рынок, привлечения наемных сотрудников, тем лучше себя ощущает малое предпринимательство.

Устранение таких административных препятствий сулит большой потенциал в вопросах процветания бизнеса.

Доступ к выполнению госзаказов

Давно известно, что специфика нужд государства такова, что некоторые из них может удовлетворить исключительно малый бизнес, поскольку для крупных производителей такие заказы особого интереса не представляют. А вот маленьким компаниям это позволяет полностью запустить свои производственные мощности. Но здесь часто возникают коррупционные схемы, и владельцам небольших компаний становится просто невозможно получить даже самый минимальный госзаказ.

Финансирование

Нельзя не обозначить и проблемы кредитования малого бизнеса. Большого стремления со стороны банков выделять кредитные средства для развития малого бизнеса в нашей стране пока не наблюдается. Связано это с большим риском и невозможностью компаний возмещать заемные капиталы. По сведениям экспертов, удовлетворение запроса на кредитование в нашей стране получают лишь 30% всех заявителей, а микрокредитование доступно и того меньшему числу – только 10%.

Большие сложности возникают у тех, кто собирается открывать свое предприятие. Гораздо проще получить займ, если вы уже достигли каких-то результатов и имеете незапятнанную кредитную историю. В этом случае многие банковские структуры даже готовы пойти на уступки – уменьшить процентные ставки, смягчить условия сроков погашения и размер комиссии.

Нехватка квалифицированных сотрудников

Данное явление напрямую связано с недостаточным финансированием предприятия. Естественно, при выборе места работы профессиональный менеджер или производственник пойдет в компанию с большим бюджетом, где ему предложат совсем другой уровень заработной платы, чем в небольшой фирме, где работать зачастую приходится на энтузиазме.

Санкции

Влияние санкций на малый бизнес в России стало ощутимым уже в прошлом году. Это выразилось в росте цен на продовольственные товары, увеличении курса евро и доллара, ограничениях на выход на международный рынок. Малый бизнес оказался самым уязвимым во всем экономическом секторе. Если до введения ограничений маленькие фирмы и так работали на грани рентабельности, то в новых условиях многие из них вообще окажутся за пределами экономики.

Перспективы развития малого предпринимательства

Большим преимуществом дальнейшего развития малых форм бизнеса в нашей стране является факт, что государство полностью отдает себе отчет в том, что утрата данной экономической прослойки приведет к непоправимым изменениям. Прежде всего, исчезнет средний класс населения, начнется социальная дискриминация, уровень цен на товары и услуги выйдет из-под контроля.

В связи с этим реализовывается правительственная программа, согласно которой в период 2015-2016 год количество ИП должно увеличиться на 2 миллиона по всей стране. Хорошие перспективы малого бизнеса в России в 2019 году ожидают те предприятия, которые предлагают товары первой необходимости: продукты питания, одежду, обувь. Шансы есть и у тех, кто оказывает различного рода услуги: ремонт техники, автосервис.

Государством предпринимаются определенные шаги для содействия малым предпринимателям:

  • выделяются средства на компенсацию регистрационных затрат и открытие бизнеса;
  • предоставляется бесплатное бизнес-обучение;
  • льготные условия аренды офисных помещений;
  • предусмотрена возможность льготного кредитования и получения безвозвратных субсидий.

В числе последних шагов навстречу малому предринимательству можно назвать подписанный в июле 2015 г. мораторий на проверки (так называемые надзорные каникулы). активное внедрение на официальных сайтах Федеральной налоговой службы, ПФР и ФСС, Едином портале государственных услуг различных онлайн-сервисов, которые предназначены для упрощения многих разрешительных и регистрационных процедур, расчета и уплаты обязательных налогов и сборов и пр.

Проблемы малого бизнеса и предпринимателя в России: Видео

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  • -- сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • -- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • -- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей; -- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; -- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% -- что им нужны надежные законодательные гарантии». Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% -- в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий -- в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов. Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки. Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в современной России являются: Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Второе условие -- необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры -- вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства -- медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Третье условие -- налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ. Четвертое условие -- активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Государственная политика поддержки малого предпринимательства -- самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах: первый -- широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки; второй -- умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий. Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления: -- «формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; -- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; -- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности; -- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; -- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.». Формами государственной поддержки малого предпринимательства являются: -- оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; -- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; -- льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства и др. Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат: соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основ такой поддержки; соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства. В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня. Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. В настоящее время основными источниками финансирования малого бизнеса, помимо собственных средств предпринимателей, средств их родственников и друзей, являются «прямая финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства, и банковское кредитование». Большинство экспертов отмечает невысокую эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который в настоящее время упразднен. Действовавшая система предусматривала перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходило прямое («точечное») финансирование отдельных предпринимателей. В результате прежняя редакция Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не только устарела, но и во многом дискредитировала себя. Причина проста -- коррупция. Приближенные к органам распределения лица зачастую регистрировали малые предприятия, получали деньги, а потом искусственно банкротились, оставляя себе бюджетные средства. До реально действующих предпринимателей государственное финансирование доходило не часто. В результате государственное финансирование малого бизнеса в настоящее время свелось к четырем проектам. Первый проект -- создание бизнес -- инкубаторов. Бизнес-инкубатор -- это достаточно большие помещения, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется в зависимости от потребностей 2-3 рабочих места либо небольшая комната. Как правило, один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий компания должна выйти из инкубатора, а на ее место прийти другая. Субъекты РФ сами решают, где им создавать такие инкубаторы. Финансовая поддержка из федерального бюджета сводится к финансированию строительства или реконструкции здания, обеспечение связью, компьютерами и оргтехникой. Сам же объект находится в собственности субъекта РФ, и бремя расходов на его содержание несет собственник. Второй проект -- поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса. Если малое предприятие имеет возможность участвовать во внешнеэкономической деятельности, то его поддержка со стороны государственного бюджета выглядит следующим образом: -- «субсидирование процентной ставки, под которую малое предприятие получило в банке кредит под экспортный контракт в размере 50 процентов; -- компенсация 50 процентов затрат, связанных с оформлением выхода на внешний рынок, в виде стоимости сертификатов, лицензий, подтверждения соответствия; -- компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом в размере 75 процентов от стоимости аренды». На реализацию механизма компенсации в рамках этой программы исполнительной власти региона предоставляются субсидии. Она определяет орган, который будет выдавать компенсацию. Для ее получения предпринимателями предусмотрен заявительный порядок. Третий проект -- поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов). Суть кредитных кооперативов состоит в том, что физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств. Государственная поддержка состоит в том, что бюджет компенсирует процентную ставку (не больше половины) для микрофинансовых организаций, так, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была несколько ниже. Четвертый проект -- поддержка малых инновационных компаний. Основными препятствиями в получении банковских кредитов малым бизнесом являются следующие обстоятельства: -- высокая степень риска; -- высокий уровень издержек. Высокая степень риска заключается в том, что малые предприятия зачастую не могут выплатить высокую процентную ставка по кредиту, у них отсутствует залоговое обеспечение, кредитная история, имеются трудности при составлении бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Высокий уровень издержек состоит в том, что затраты банка на выдачу одного крупного кредита значительно меньше, чем на сотню мелких кредитов. Применяемые в настоящее время модели экспресс -- кредитования также отличаются рядом серьезных неудобств для предпринимателей. «Во-первых, размер кредита, полученный экспресс-методом без предоставления залога, не превышает 30 000 руб. Во-вторых, более крупные суммы кредита можно получить только под залог, которого у предпринимателей зачастую нет, или же он не удовлетворяет банк». В результате, для того чтобы поддержать малый бизнес в процессе получения банковских кредитов, государственный бюджет должен нести финансовые потери. Государственная финансовая поддержка заключается в следующем: -- производится оплата структурам поддержки малого предпринимательства за разработку бизнес-планов и технико-экономических обоснований проектов для малого бизнеса; -- частично субсидируется процентная ставка по банковским кредитам; -- предоставляется залог в качестве гарантии возврата кредита. Подводя итог изложенному в этой главе можно сделать следующие выводы. Малый и средний бизнес занимает особое место в экономике многих стран, в том числе и России. В настоящее время разработана законодательная база по поддержке малого бизнеса, определены критерии, по которых предприятие отнесено к малому или среднему бизнесу. Этапы развития малого бизнеса в России показывают недостатки и преимущества развития малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес имеет достаточное количество проблем, решать которые помогает государственная политика в области поддержки малого и среднего бизнеса.

Глава российской Федерации г-н В. В. Путин сообщил о необходимости усиления государственной поддержки малого и среднего бизнеса страны в условиях возникших в связи западными санкциями экономических трудностей в стране. По мнению российского президента, именно малый бизнес способен вытащить государство из финансовой пропасти, которую уготовили РФ Евросоюз и США.

«Оказавшись в новой холодной войне с США, Россия более не намерена терпеть поражение. Поэтому, как страна развитая, с сильным потенциалом, мы обязаны сделать все для поддержания национального малого и среднего бизнеса, способного вытащить экономику на соответствующий сопернику уровень!», - заявил В. В. Путин.

Преодоление экономических трудностей возможно лишь при условии нормального развития малого бизнеса, а значит, от уровня активности самозанятого населения зависит успех страны в целом.

«Современная Россия готова принять любой вызов Запада! Более того, мы не намерены уступать ЕС и США в ущерб себе!», - В. В. Путин.

При этом российский лидер уточнил, что основной составляющей успеха РФ является либерализация экономики. Именно таким способом можно спровоцировать рассвет и дальнейшее процветание отечественного малого бизнеса. Такое чистосердечное признание Владимира Владимировича в буквальном смысле слова ошеломило Федеральное собрание, к которому по традиции в конце года обратился президент России.

Выступление президента РФ состоялось в Большом кремлевском дворце. Сюда прибыли все высокопоставленные чиновники российского государства, а также представители двух палат парламента России. В рамках подготовленного доклада В. В. Путин озвучил ряд мер, способных, по его мнению, вытащить страну из экономического кризиса. Все они относятся к либеральным реформам, направлены на борьбу с коррупцией, спекуляцией и популяризацией национальной консолидации и патриотизма.

В. В. Путин еще раз напомнил о главных целях ЕС и США при вводе против России санкционных режимов. Все они сконцентрированы на понижении экономического и политического статуса РФ в мире посредстм провокаций народных волнений и войны на Украине. Единственный способ устоять перед нападками Запада – это сконцентрироваться на максимальном использовании национальных резервов страны, в том числе и развитии малого бизнеса, а также поиске новых партнеров на Востоке.

Прогнозы экспертов сулят российской экономике в 2015 году рецессию. Однако это нисколько не пугает правительство государства, так как оно нашло способ, как вытащить страну из экономического кризиса, усилив меры поддержки малого и среднего бизнеса посредством ввода налоговых каникул, устранения бюрократических препятствий, снижения объемов налогообложения, допфинансирования, сокращения проверок, участия в госзакупках и пр. для малого и среднего предпринимательства России.

Подобные мероприятия быстро оценят бизнесмены, ведь о них на протяжении долгих лет поговаривая среди предпринимателей, но в правительстве заговорили впервые!

Сам же Владимир Путин уверяет, что он и раньше думал о национальном малом бизнесе. Из его уст нередко звучали предложения поддержки предпринимательской деятельности. Вот только представители самозанятого населения еще не были готовы качественно работать, у них было недостаточно развито патриотическое сознание.

Санкции. Кто-то видит в этом явлении исключительно негативное, но всё ли так плохо на самом деле? Продовольственные санкции, то есть запрет на ввоз некоторых товаров из-за границы, вызвали такое явление, как импортозамещение. Продукты, которые раньше ввозились с запада, теперь должны заменяться аналогичными, но отечественного производства.

Среди экономистов нередко встречается мнение, что импортозамещением следовало бы заняться еще пару десятков лет назад, дабы обеспечивать страну товарами собственного производства и создавать новые рабочие места, которых всегда так не хватает. Почему же этим не занялись раньше, рассуждать не будем. Сейчас более актуален вопрос: можно ли построить малый бизнес в условиях санкций? Отвечаем: можно! Бизнес на санкциях будет держаться на том, что освободившиеся от иностранных производителей ниши рынка нужно кем-то заполнять, а как раз малый и средний бизнес подходят для этого идеально. Чем же стоит заняться, чтобы извлечь из санкций максимум пользы?

Бизнес идеи в условиях санкций

Фаст-фуд с русской едой

Возможно, некоторые из вас помнят, что в Советском Союзе тоже был фаст-фуд. Только продавались там не хот-доги и гамбургеры, а бутерброды и пельмени, и назывались такие заведения «Закусочными». Надо признать, пользовались они неплохой популярностью. Что мешает открыть подобный русский фаст-фуд сейчас? Себестоимость производства бутербродов, пельменей, супов, блинов и другой нашей родной еды совсем невысока, да и оформить заведение можно довольно скромно, без ресторанного декора и излишеств.

Будьте уверены, посещать такой фаст-фуд будут не реже, чем Бургер Кинг или Макдональдс, а то и чаще. Ведь цена одного обеда в Макдональдс будет равняться двум, а может и трем обедам в русской закусочной. А если американские фаст-фуды в скором времени вовсе прикроют (в современных реалиях случиться может всякое), то у людей просто не будет выбора.

Производство сыров

Сыры любят и употребляют практически в каждой семье. Но санкции затронули и этот продукт – из-за границы он теперь не ввозится. Интересно то, что элитные французские и итальянские сыры в основном изготавливаются на небольших производствах, а то и совсем маленьких. Организовать такое производство в нашей стране не составит труда. Особенно актуальна такая бизнес идея для тех регионов, климат которых наиболее схож с климатом Южной Европы.

Тепловизионное оборудование

Все тепловизионные устройства ранее поступали в Россию только из-за границы. Отечественное производство если и имело место быть, то в ничтожных масштабах. А ведь области его применения довольно широки – строительство, медицина, машиностроение, металлургия. Если поставить перед собой цель, то можно без особых проблем начать рентабельное производство такого оборудования. Спросом оно точно будет пользоваться.

Производство рыбного комбикорма

Красная рыба, которая из-за санкций исчезла с прилавков магазинов, но вскоре вернулась уже отечественного производства и гораздо дороже – это отдельная история. С позиции малого бизнеса в этой сфере более интересно производство комбикормов. Ранее они закупались там же, где и сама рыба – преимущественно, в Норвегии. Норвежский корм качественный, но всё же слишком дорогой для многих российских владельцев рыбных ферм. Если вы найдете способ производить комбикорм для рыб в более низкой ценовой категории, будете однозначно в плюсе.

Молочная ферма

Молоко – продукт, потребляемый нашим народом в неимоверном количестве. До вступления в силу санкций, 80% молока на наших прилавках было из-за границы. Только задумайтесь, насколько сейчас сократилась его доступность для населения и какие прибыли вы сможете получать, если запустите своё молочное производство. А помимо самого молока, можно выпускать также и творог, сметану, масло и другие молочные продукты, которые при любом раскладе всегда будут иметь спрос.

Элитные школы

Доступ к заграничному образованию теперь многим чиновникам закрыт. А детей своих они привыкли обучать только в самых лучших, элитных учебных заведениях. Конечно, открытие элитной школы для детей или дорогих бизнес-курсов – это процесс небыстрый и довольно сложный. Тем не менее, в условиях санкций такой бизнес становится очень и очень перспективным.

Животноводческая ферма

Особое внимание следует обратить на производство говядины. Нашей стране всегда было куда более выгодно закупать импортную говядину для продажи населению, чем производить её самостоятельно. В связи со сложившейся ситуацией, стоимость мяса значительно выросла, и теперь далеко не каждый россиянин может позволить себе кусок жареной говядины на ужин. Производя же говядину на отечественных фермах, вы сможете продавать ее по доступной цене для большинства потребителей, при этом имея неплохой доход.

Сфера IT

Деятельность в сфере IT, а в частности – установка различного программного обеспечения – может принести дополнительный доход программистам и прочим компьютерщикам во время санкций. Связано это с тем, что сейчас государством постепенно внедряется цензура в интернете, закрываются или блокируются некоторые интернет-ресурсы. Так недалеко и до запрета использования социальных сетей, что, несомненно, вызовет у населения волну недовольства. Появятся желающие обойти запрет и с помощью специальных программ снимать блокировку с интересующих их сайтов.

Разберетесь в таком программном обеспечении, научитесь его устанавливать и работать с ним – вот вам и дополнительный заработок.

Производство яблок

Большая часть яблок, употребляемых населением России, завозилась из Польши. Сейчас Польша наложила запрет на их ввоз в Россию. Разве мы не способны вырастить свои яблоки, ничем не хуже польских? Да запросто. Яблоневые и вообще фруктовые сады – отличный бизнес, и «вкусный», и выгодный.

Недвижимость

Сейчас всё чаще поговаривают о том, что Россию ждет волна эмиграции. Следовательно, начнутся активные операции с недвижимостью, что даст возможность многим риэлторским агентствам заработать хорошие деньги. Также советуют обратить внимание и на элитное жилье за городом – коттеджи, усадьбы. В сложившихся условиях приобретать виллы за границей сейчас не каждый богач рискнет. Придется довольствоваться подмосковной недвижимостью.

Не нужно закрывать глаза на негативные последствия санкций, которые также имеют место быть. Но и впадать в депрессию по этому поводу себе позволять не стоит – научитесь видеть плюсы и извлекать пользу из любой, даже не самой хорошей ситуации. А ситуация, которая принесла нам возможность начать новый прибыльный бизнес никак не может называться неблагоприятной!

Шидов, А. Х. Малый и средний бизнес, перспективы развития в современных условиях / А. Х. Шидов, Б. З. Батова, И. Ю. Гедгафова. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 11. – С. 217-220.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.Х. Шидов , д — р экон . наук , профессор

Б.З. Батова , канд . экон . наук , доцент

И.Ю. Гедгафова , канд . экон . наук , доцент

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

(Россия, г . Нальчик )

Статья публикуется при поддержке РГНФ, проект №17-02-00467

Аннотация . В статье рассмотрен малый и средний бизн ес как важный фактор ра з вития экономики в условиях нестабильной внешнеэкономической среды . О босновано, что только при эффективном использовании инструментов го сударственного регулирования эта сфера сможет занять достойное место в экономике страны . Для этого проанализ и рованы данные по количеству субъектов малого и среднего бизнеса; о пределены основные факторы, влияющие на низкий уровень участия в формировании ВВП , о бозначены пе р спективы развития в современных условиях .

Ключевые слова: малый и средний бизнес, конкурентоспособность, инвестиции, инн о вационное развитие, финансирование, экономические санкции, экономический кризис, г о сударственное регулирование.

Одним из основных элементов рыно ч ного хозяйства является малый бизнес, способный оживить экономику страны, формируя так не обходимый в наше время средний класс , составляющий значител ь ную долю экономически активного нас е ления. Именно с возрастанием значимости малого бизнеса связывают стабильный экономический рост в высокоразвитых з а падных странах, где данному сектору эк о номики отводится ведущее место.

Инновационное развитие малого би з неса способствует созданию новых выс о копроизводительных рабочих мест, росту доходов населения , созданию благоприя т ных условий для формирования науч но-производственного потенциала, что ос о бенно актуально в условиях нестабильной внешнеэкономической среды .

Российская практика и мировой опыт свидетельствуют о не обходимости гос у дарственно го вмешательства в развитие малого бизнеса для выполнения им общ е ственно значимых ф ункций , чему и удел я ется особое внимание в России . А в усл о виях кризиса, санкций , а так же огран и ченности бюджетных средств возникает необходимость выбора эффективных м е ханизмов и новых форм стимулирования развития такого рода предприятий. Но д ля выработки действен ных мер государс т венной политики необходимо иметь р е альное представление совре менного с о стояния этого сектора экономики , его ос о бенностей развития в стране .

В России п од малым бизнес ом подр а зумевает ся совокупность мелких и сре д них предприятий, которые непосредстве н но являются участниками экономического рынка. По данным Единого реестра суб ъ ектов малого и среднего предприним а тельства количество этих предприятий за первое полугодие 2016 года снизилось на 650 000 единиц. Уже во втором полугодии наблюдалась положительная динамика роста , что связано с пересмотром критер и ев отнесения к числу малого и среднего предпринимательства (МСП) и включен и ем в этот перечень микропредприятий . В результате чего у них появилась возмо ж ность воспользов аться соответствующими льготами , что повлияло на рост количес т ва.

Н а начало ноября 20 17 года в России насчитывалось 5862360 субъектов МСП , в том числе малых предприят ий 265339, средних предприятий – 19813, микропре д приятий – 5577208 единиц . В I и II кварт а лах текущего года их количество возраст а ет , а затем в начале III квартала начинает резко снижаться (уменьшение на 10 % ) , переходя в медленный рост с сентя бря по ноябрь . Причиной такого сни же ния те м пов роста субъектов МСП является ба н кротство предприятий, вызванное измен е нием ключевой ставки ЦБ и пад ение м п о требительского спрос а , связанное со сн и же нием ре альных доходов населения (рис. 1) .

Рис. 1. Динамика роста субъектов МСП в России за 2017 г.

Несмотря на стабильный рост колич е ства субъектов МСП , по данным Мин и стерства экономического развития их вклад в ВВП России минимальный , в сравнени и с другими развитыми странами.

Как видно из рисунка 2, их вклад в ВВП России в 2011 году составил 19,4%, в 2012 году – около 20%, в 2013 году – 20,1 %, в 2014 году – 19,2%, в 2015 году – 19,9%, в 2016 году – 21,2%, а в 2017 данный пок а затель может достигнуть только 21%.

С нижение показат еля в 2014 году до минимального уровня объясняется усил е нием мирового экономического кризиса и влиянием экономических санкций , н а правленных против России .

За исследуемый период этот показатель не превышал 21,2%, когда в Англии, США, Франции он составляет 50% ВВП, а в Японии и Китае достигает 60%, обесп е чивая до 70% рабочих мест. Когда в Ро с сии , по данным Росстата , число занятых в данн ом секторе в 2015 году составлял о чуть более 28% всех рабочих мест в эк о номике, а в 2016 году около 32% .

Одной из главных причин недостато ч ного участия МСП в формировании ВВП считаем именно влияние периодов спада в отечественной экономике, так как этим предприятиям труднее выжить в тяжел ых условиях конкурентной среды.

Рассм ат ривая отраслевую структуру МСП в 2016 году видно , что большую д о лю составили предприятия оптовой и ро з ничной торговли – около 37 %. На втором месте – предприятия осуществляющие операции с недвижимым имуществом с долей в 21,7% . На третьем месте пр едпр и ятия сферы строительства, составляющие около 9%. Хотя и перерасчет по оптово-розничной торговле и операциям с недв и жимостью добавил совокупной валовой добавленной стоимости дополнительные 0,5 п.п ., считаем, что д ан ная структура свидетельствует о неэффективной гос у дарственной политике по поддержке м а лых предприятий, о чем свидетельствуют высокие те мпы развития именно в сфере торговли (рис. 3) .

В этой связи считаем, что должны быть разработаны мероприятия, созданы нормы и должны реализовываться пр ограммы по увеличению доли МСП в других о траслях экономики. В частности , должны быть предприняты меры по привлечению малых предприятий в се льское хозяйство , учит ы вая актуальность проблемы импотозам е щения сельскохозяйственной продукции сегодня .

Таким образом, основными направл е ниями повышения эф фе ктивности фун к ционирования МСП считаем:

1. Улучшение условий кредитования, направленные на снижение процентной ставки и решение проблем залогового обеспечения.

2. Предоставление долгосрочных за й мов инновационным предприятиям с в ы сокопроизводительными рабочими мест а ми.

3. Грантовая поддержка предприятий относящихся к таким сферам как сельское хозяйство, промышленность, товарное производство, IT-технологии , социальные услуги.

4. Создание гибкой системы налогоо б ложения , предусматривающей льготы для развит ия новых видов деятельности.

5. Создание инфраструктурных объе к тов, оказывающих различ ные виды пом о щи предпринимателям .

6. Проведение постоянного монитори н га эффективности предпринимаемых гос у дарством мер по под держке предприятий данной сферы и их совершенствование.

К сожалению, в условиях экономич е ского криз иса первым страдает МСП , как менее защищенный от внешних эконом и ческих воздействий. Несмотря на мног о численные попытки правительства по д держать малое предпринимательство пр е доставляя налоговые каникулы, субсидии, кредиты, гранты, предпринимая прочие меры ему тяжело встать на новый уровень развития в современных условиях. Поэт о му т олько эффективное использование всех инструментов государственного рег у лирования поможет МСП занять свое м е сто в экономике России и стать решением ее современных проблем.

Библиографический список

1. Батова Б.З. Проблемы развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике / Б.З. Батова , З.М. Яхутлова // Современные концепции научных иссле дований. – 2015. – №4. – С. 9.

2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: URL: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).

3. Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ (дата обращ е ния: 27.11.2017).

4. Шидов А.Х. Формирование и управление инновационными сегментами рынка сел ь хозпродукции в решении проблемы импортозамещения региональными сельхозпроизв о дителями / А.Х. Шидов , Б.З. Батова , Л.Х. Шидова // Экономика и предприниматель ство. – 2014. – №8 (49). – С. 964-967. URL : http :// www . intereconom . com / component / content / article /213. html .

SMALL AND MEDIUM BUSINESSES, THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT

IN MODERN CONDITIONS

A.H. Shidov , doctor of economic sciences, professor

B.Z. Batova ,

I.Y. Gedgafova , candidate of economic sciences, associate professor

Kabardino-Balkarian state university of H.M.Berbekov

(Russia, Nalchik)

Abstract. In the article, small and medium business as an important factor of development of economy in conditions of unstable external environment. It is proved that only with the effective use of tools of state regulation of this sphere will be able to take its rightful place in the economy of the country. For that analyzed data on the number of subjects of small and average business; identifies the main factors influencing low participation in GDP, the perspectives of development in modern conditions.

Keywords: small and medium businesses, competitiveness, investment, innovation develo p ment, financing, economic sanctions, economic crisis, state regulation.

Статьи по теме: