Техника рисование для дошкольников презентация. Презентация: Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Возрастные этапы развития детского рисунка Психологи считают рисунок - одним из самых точных и достоверных методов диагностики душевного состояния человека. Какие сложности испытывает малыш, успевает в ли в развитии, к кому испытывает симпатию, а к кому наоборот, обо всем этом могут поведать детские художества. Работы в области психологии, арт-терапии, проведенные западными и русскими исследователями показали, что именно в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисунок - это своеобразный язык, шифр, который надо научится грамотно читать.В основе многих современных теорий в области интерпретации искусства и в частности художественного изображения лежат идеи, выдвинутые Карлом Юнгом. Серьезный вклад в развитие этой области психологии сделали также Йоланде Якоби и Сьюзан Бах. В нашей стране начало диагностики детского рисунка было положено еще В.М. Бехтеревым. В настоящее время тесты "Дом-Дерево-Человек", "Рисунок семьи", "Рисунок Человека", проводимые практически в любой школе - служат одним из важных источников получения информации о характере, ребенка, его страхах, душевном состоянии. Этапы развития детского рисунка Доизобразительный этап: стадия каракулей или "мараний"; стадия на которой ребенок дает название своим «каракулям». Изобразительный период: стадия предметного рисования (схематичного изображения); стадия правдоподобных изображений. Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.Доизобразительный этап Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они "узнаются" в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: "Это снег?" Рука опережает образ. Предметное рисование проходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму - они изображают человека "вообще", просто человека. - Первое, что у них получается, - знаменитый "головоног", созданный буквально по инструкции детской песенки: "Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек". Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта); "огуречик" же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически. В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит - от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: "Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон". Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. К подростковому возрасту рисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.


Приложенные файлы

Ирина Ерусланкина
Презентация для воспитателей на тему: «Виды нетрадиционных техник рисования»

Презентация для воспитателей на тему :

«ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ »

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский

Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.

Дени Дидро

Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство? Но порой заинтересовать ребенка не так уж просто. Маленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Они уже знают, что стул создан для того, чтобы сидеть, одеяло - чтобы укрываться, а кисточка - чтобы рисовать . Бесконечная череда «взрослых» правил и ни шага в сторону. разрывают шаблоны обучения ребенка изобразительному искусству. Конечно, перед тем как приступить к ним, необходимо дать азы обращения с карандашами, мелками и кисточками. Только после того как маленький художник усвоит основные классические техники рисования , необходимо приступать к нетрадиционным .

Нетрадиционные техники рисования привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, а главное - процесс. В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность и моторика. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных произведений.

Виды нетрадиционных способов рисования :

Пластилинография

-Рисование на манке

-Рисование мятой бумагой

Ниткография

-Рисование песком

Кляксография

-Рисование ладошками и пальчиками

-Рисование солью

Монотипия

Мраморная бумага

Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал - пластилин.

Техника «набрызг» заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. Темы для рисования могут быть самые разнообразные.

Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще рисовать цветочки , солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т. д. Так же эту технику можно использовать в работе с песком и солью.

Рисование мятой бумагой – это весьма занятная техника рисования , которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.

Ниткография – это интересная техника рисования нитями . В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек.

Граттаж - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники - воскография .

Кляксография - это разновидность графической техники , основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется : тушью, чернилами, акварелью, гуашью.

Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не важно что он нарисовал и как он нарисовал , важно то с каким удовольствием он это делает.

Монотипия - это графическая техника . Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность.

Мраморная бумага – это нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок.

Фроттаж - техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник :

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Художник хочет рисовать

Пусть не дают ему тетрадь…

На то художник- и художник

Рисует он где только может…

Он чертит палкой по земле,

Зимою пальцем на стекле,

И пишет углем на заборе,

И на обоях в коридоре.

Рисует мелом на доске,

На глине пишет и песке,

Пусть нет бумаги под руками,

И нет денег на холсты,

Он будет рисовать на камне ,

И на кусочке бересты.

Салютом он раскрасит воздух,

Взяв вилы пишет на воде,

Художник, потому художник,

Что может рисовать везде ,

А кто художнику мешает -

Тот землю красоты лишает!

Спасибо за внимание!

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Каждый ребенок - художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо

Рисование очень полезное занятие для детей, необходимая деятельность для полноценного и всестороннего развития. Рисуя, ребёнок познаёт гармонию окружающего мира, раскрепощается, развивает свою индивидуальность, становится творческой личностью.

В интерактивной презентации «Школа рисования» представлен комплекс игровых заданий по рисованию для дошкольников 5 - 7 лет, которые помогут в игровой форме познакомить детей с холодными и теплыми цветами; с получением различных оттенков цветов, путем смешивания красок; научат различать жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж). Для произвольного перехода от задания к заданию, использована система гиперссылок, для выбора правильного ответа - тиггеры. Ответы сопровождаются анимацией и звуком. Представленные в презентации игры будут полезны как воспитателям, так и родителям для индивидуальной работы с ребенком.

Целевая аудитория : 5-7лет.

Место использования: непосредственно образовательная и индивидуальная деятельность.

Задачи:

  1. Развивать умение различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре название цветов.
  2. Упражнять в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более тёмного к более светлому, правильно называть их.
  3. Учить получать новый цвет, смешивая два основных цвета, основного и составного, используя названия цвета в речи.
  4. Систематизировать знания детей о различных видах живописи; художниках, работающих в этих жанрах.
  5. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям исскуства.

Слайд № 1: титульный.

Слайд № 2: содержит перечень игр (переход к играм осуществляется по гиперссылкам).

Слайд № 3-4: игра «Тепло-холодно», игра на развитие цветовидения.

Слайды № 5-8: игра «Собери гусеницу», игра на умение подбирать оттенки цвета от самого тёмного до светлого.

Слайд № 9-11: игра «Цветные капельки», арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных; из основных и составных цветов.

Слайды № 12-15: игра «Времена года» игра на закрепление знаний о пейзажной живописи.

Слайд № 16-18: игра «Найди лишнее», игра на закрепление знаний о жанрах живописи.

Слайды № 19-21: игра «Угадай картину». Гиперссылка «Скрипичный ключ» предназначен для прослушивания песни «Если видишь на картине», которая поможет закрепить знаний детей о жанрах живописи.

Слайд № 23-24: игры «Нарисуй картину», игра на умение подбирать предметы для разных жанров живописи.

Для перехода к следующему задания, нажимайте на гиперссылку «Стрелочка», для возврата к перечню игр на гиперссылку «Кисточка».

PAGE_BREAK--1.2
Сюжетное рисование в дошкольном возрасте: его особенности и значение

Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности.

Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.

Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не раннее чем в средней группе, причем в начале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся глаными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакмых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи.

Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно также ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить гавное, понять отношения и связи объектов сюжета – задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надопоказать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.

Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу(в лес, на поле). Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения наплоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт.

Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

ü Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;

ü Научить передавать взаимодействия между объектами;

ü Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве

Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе. Правда, в младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные(например, “Колобок катится по дорожке”, “идет снег, засыпал всю землю” и др.). но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.

Что касается определения тем изображения, то здесь педегогу следует руководствоваться следующими принципами:

ü Первый принцип отбора тем - учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье.

ü Второй принципотбора содержания: формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных.

Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект своей деятельности, что является одним из показателей личностного развития. Однако за постановкой задачи должен следовать следующий шаг - отбор и применение средств достижения цели, получение результата. А это ребенок делает не всегда. Постепенно, понимая свою неумелость, он перестает ставить цели. Это значит, что исчезает деятельность, важная для развития человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел.

Таким образом, при сохранении первого принципа отбора содержания изображения - учета знаний и интересов детей, их эмоционально-интеллектуального опыта - следует одновременно руководствоваться и втором принципом - отбором того содержания, которое не только интересно, но и системно.

ü Третий принцип для отбора содержания - учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения.

ü Четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей в направлении повышения их самостоятельности и все большей активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений

ü Пятый принцип- учет сезонных явлений, местного окружения - природного и социального, социальных явлений и т. п.

ü Шестой принцип- по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соответствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а, следовательно, и творческих проявления дошкольников.

Задачи сюжетного рисования не сводится к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника. .

Выделяются следующие задачи обучения:

ü Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

ü Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели и задачи.

ü Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.

ü Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

А) приемам создания простейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображения одних и тех же предметов с незначительными дополнениями - в младшей и средней группе; стимулируя и поощряя изображения одного предмета в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения предмета на вариативном уровне - в средней группе; располагая изображения на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображения тех предметов, что ближе - внизу листа, дальше - наверху; варьируя расположение изображений на листе, т.е. подводить детей к осознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних – меньшего размера – в старших группах;

Б)учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшая группы);

В) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

Г)направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах).

ü Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

ü Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

ü Побуждать детей к самостоятельности, творчеству в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности (композиции, колорита и др.)

ü Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественно творческого восприятия рисунков.

Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строится в двух направлениях:

1. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.

2. Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения

Так как мы в своей работе должны исследовать преимущественно развитие творчества в среднем дошкольном возрасте, то целесообразным считаем обозначить задачи по сюжетному рисованию в пределах указанных возрастных рамок. В программе «Пралеска» выделены следующие задачи:

ü Знакомить со средствами выразительности предметного, сюжетного и декоративного рисования

ü Формировать представления о сюжетной композиции, конструктивном (частично-целостном) и дужковом способах создания образов

ü Помогать в практическом освоении сюжетной композиции (линейная, фризовая, по всей поверхностилиста бумаги).

Решаются эти задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на изображении предметов, которые они рисовали ранее. Необходимость размещения на одном листе нескольких предметов требует развитой способности анализировать и синтезировать, а также творчески использовать приобретенные навыки.

Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети 4 лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, является, по мнению Е.А. Флериной, тем ритмическим упрощением изображения пространства земли, котороедоступно детскому пониманию.

Темы, предлагаемые детям, несложны: дом, около него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.

В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.

В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка – расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам листы бумаги определенных цветов, соответствующих определенному сюжету (зеленый – для поляны, голубой – для воды, желтый – для песка и т.д.), и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки в воде).

В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной и доступной только для детей старшей группы.

Подводя итог, можно сказать, что сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.
1.3
Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей дошольного возраста

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация,конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)». Поэтому важным будет использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности дошкольников.

В рамках своей работы мы будем рассматривать использование нетрадиционных техник преимущественно в рисовании. В настоящее время существует достаточно большое количество вариантов художественного дошкольного образования, но не все они на достаточном уровне научно обоснованы. Приведенные ниже нетрадиционные для отечественного дошкольного образования художественные техники изучены и аппробированы в работе с детьми Р.Г. Казаковой и Л.Г. Беляковой.

В рисовании с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники:

ü тычок жесткой полусухой кистью

ü рисование пальчиками

ü рисование ладошкой

ü оттиск поролоном

ü оттиск пенопластом

ü оттиск печатками из ластика

ü оттиск смятой бумагой

ü восковые мелки + акварель

ü свеча + акварель

ü печать по трафарету

ü монотипия предметная

ü кляксография

ü набрызг

ü отпечатки листьев

ü акварельные мелки

ü монотипия пейзажная и др.

Так как работа в нашем исследовании проводится с детьми среднего дошкольного возраста мы считаем целесообразным описать только техники, подходящие по данным возрастным рамкам. По программе “Пралеска” к детям среднего дошкольного возраста относят детей четвертого - пятого годов жизни.Соответственно более детальное описание будет дано следующим техникам:

1. рисование пальчиками (от двух лет): ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. рисование ладошкой (от двух лет): ребенок опускает в гуашь ладошку(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки(с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. оттиск пробкой (от трех лет): ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется мисочка и пробка.

4. оттиск поролоном (от четырех лет): ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочк и поролон.

5.оттиск смятой бумагой (от четырех лет): ребенок прижимает бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и блюдце и смятая бумага.

6. восковые мелки + акварель (от четырех лет): ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

7. тычок жесткой полусхой кистью (возраст любой): ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

8. печать по трафарету (от пяти лет): ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

9. монотипия предметная (от пяти лет): ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображемого предмета(предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока краска не высохла, лист снова складывается по полам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

10. кляксография обычная (от пяти лет): ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

11. набрызг (от пяти лет): ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

12. кляксография с ниточкой (от пяти лет): ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

13. отпечатки листьев (от пяти лет): ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

14. тиснение (от пяти лет): ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

15. кляксография с трубочкой (от пяти лет): ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

16. черно-белый граттаж (от пяти лет): ребенок натирает свечой лист так чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

17. «знакомая форма - новый образ» (от пяти лет): ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

18. оттиск печатками из ластика (от четырех лет): ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

19. свеча + акварель (от четырех лет): ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым

20. акварельные мелки(от пяти лет): ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Доступность использования этих техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п., а в последующем эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детское художественное творчество.

Разнообразитьнужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать..

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Продолжение
--PAGE_BREAK--Выводы:

1. Творчество определяется как деятельность по изменению, преобразованию окружающего мира, созданию чего-то нового, ранее не существовавшего.

2. Детское творчество имеет свои особенности, что определяет субъективный характер его результатов.

3. Чтобы получить творчески развитую личность, необходимо предоставлять ребенку право выбора деятельности, а также материалов для нее необходимых. Это касается и развития изобразительного творчества детей.

4. Дошкольный возраст – начальный период в овладении детьми сюжетным рисованием. Дети в этом возрасте еще не способны передавать сложный сюжет в рисунке, а также точно воплощать задуманный художественный образ.

5. Как сюжетное рисование, так изобразительное творчество детей включает в себя ряд изобразительных умений, которыми дети должны овладеть в процессе целенаправленного обучения.

6. Нетрадиционные техники имеют большое значение в работе с детьми: они создают интерес к изобразительной деятельности, что является одним из важнейших условий для развития у детей художественного творчества.

7. Предпосылки к развитию изобразительного творчества могут проявляться уже в дошкольном возрасте.

2. Эмпирическое исследование
детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании

2.1
Описание методик экспериментального исследования

Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе я/с № 3 г. Могилева в ноябре 2008 - апреле 2009 года. Для исследования мы взяли 25 детей группы «Почемучки» (Приложение 1) и их родителей, 1 воспитателя группы.

Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.

Задачи исследования:

1. Выявить условия для развития изобразительного творчества у детей в семье и детском саду.

2. Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности и описать их влияние на развитие творчества в сюжетном рисовании дошкольников.

3. Разработать и апробировать экспериментальную методику на выявление возможности влияния сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.

Гипотеза исследования: мы предположили, что развитию детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании будет способствовать использование нетрадиционных техник при соблюдении следующих условий:

ü грамотный подбор содержания работы с детьми, а также нетрадиционных техник рисования

ü наличие соответствующей материальной базы

ü заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительного творчества у детей

ü взаимосвязь различных видов детской деятельности.

Исследовательская работа включала несколько этапов:

1. констатирующий эксперимент, направленный на выявление условий для развития детского изобразительного творчества в дошкольном учреждении и семье и на выявление у детей уровней развития изобразительного творчества.

2. формирующий эксперимент, в ходе которого нами были подобраны различные нетрадиционные техники рисования и проведен ряд занятий по сюжетному рисованию с использованием данных техник с детьми, проявившими предпосылки к развитию творчества.

3. контрольный эксперимент, направленный на выявление влияния использования нетрадиционных техник в сюжетном рисовании на развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста.

Для проведения исследовательской работы по выявлению условий для развития изобразительного творчества в семье и детском саду нами были использованы анкеты. (Приложение 2, 3).

Ответы родителей и педагогов дошкольных учреждений сравнивались нами с условиями, необходимыми для развития художественного творчества, выделенными Г.Г. Григорьевой в книге «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» :

ü широкий подход к решению проблемы: данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка и во всех видах деятельности. (должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество).

ü Организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.).

ü Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

ü Общение с искусством.

ü Обучение

ü Комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения.

ü Предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым.

ü Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Для выявления у детей уровней развития творчества в сюжетном рисовании нами было проведено занятие по сюжетному рисованию на тему «Снег, снег кружится, белая вся улица…». Были выделены следующие уровни творчества: высокий, средний и низкий. Отнесение ребенка к каждому из них обусловлено соответствием показателей процесса и качества продукции его художественного творчества критериям оценки, выдвинутым Н.А. Ветлугиной :

1. показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:

ü Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность.

ü Интерес к изобразительной деятельности.

ü Способность вхождения в изображаемый образ

2. показатели творчества, характеризующие способы творческих действий:

ü Создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов.

ü Дополнения, изменения, преобразования знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения.

ü Самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях.

3. показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности:

ü Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения образа.

ü Соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям.

ü Индивидуальный «почерк» деткой продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего исполнения.

Далее, на этапе формирующего эксперимента, нами был разработан цикл занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник для проведения с детьми, проявившими предпосылки к развитию высокого уровня изобразительного творчества. Цикл занятий включал следующие занятия: « Бабочки на полянке», « Наши черепахи на прогулке», «Мои любимые рыбки», «Весенние цветы для моей мамы», «Мои игрушки».

На этапе контрольного эксперимента нами было проведено занятие по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник « Мое любимое дерево в разные времена года» со всеми детьми группы и снова определены уровни творчества детей, определено влияние использования нетрадиционных техник в сюжетном рисовании на развитие изобразительного творчества детей.

На заключительном этапе исследования нами были сделаны выводы и разработаны рекомендации воспитателям по развитию изобразительного творчества у детей, подобрана информация для родителей на тему «Как развивать изобразительное творчество детей» (Приложение 4)
2.2 Выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду и уровней изобразительного творчества у детей исследуемой группы

Констатирующий эксперимент был проведен в несколько этапов. Первым этапом было выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду. С этой целью нами были разработаны анкеты для родителей и отдельно для воспитателя группы.

Анкета для родителей включала вопросы, ответы на которые предполагали определенное отношение родителей к изобразительному творчеству ребенка, их участие в занятиях с ребенком, в создании определенных условий для занятия ребенком любимым видом художественной деятельности и т.п. Проанализировав ответы, данные родителями, мы сделали следующие выводы:

ü в большинстве семей созданы хорошие условия по развитию у детей творчества

ü родители чаще всего активно участвуют в жизни и деятельности своих детей

ü большая часть детей группы имеет достаточное количество художественных впечатлений

ü среди детей есть такие, которые очень любят рисовать (Иман М., Карина Н., Саша С., Настя Ш., Даша М., Олег Г., Ника П., Алиса А. и др.)

ü некоторые дети хорошо составляют рассказы, но рисовать не умеют, а, следовательно, не могут и отобразить созданный воображением художественный образ с помощью изобразительных средств

Анкета для воспитателя была ориентирована на выявление форм работы воспитателя с детьми по изобразительной деятельности, методов, используемых в работе. Также в нее были включены вопросы, ответы на которые предполагали отношение воспитателя к детскому изобразительному творчеству и осознанию влияния изобразительной деятельности на развитие личности ребенка в целом. В данной анкете воспитателем также могли быть высказаны предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду.

Изучив ответы воспитателя, мы сделали следующие выводы:

ü работа по изобразительной деятельности в детском саду ведется

ü педагог использует различные возможности изобразительного искусства для развития личности детей

ü детям предоставляется самостоятельность в изобразительной деятельности

ü привлекается внимание родителей к изобразительной деятельности детей

ü однако, по прежнему в детском саду в большинстве своем используются традиционные материалы по изобразительной деятельности.

Второй этап был направлен на выявление предпосылок изобразительного творчества у детей и проходил в виде занятия со всей группой на тему «Снег, снег кружится, белая вся улица…».

Программное содержание: учить передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы; замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками; продолжать учить выполнять рисунок в указанной последовательности; упражнять в ритмичном нанесении точек концом кисти по всему листу бумаги.

Оборудование: 2-3 иллюстрации с изображением снегопада; листы бумаги серого цвета размером А4, кисти, краски гуашь.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением снегопада. Спрашивает, что нарисовано на картинках.

Обращает их внимание на то, что во время сильного снегопада снег покрывает все предметы вокруг. И крыши домов, и ветви деревьев, и столбики забора, и скамейки и т.д. снежинки летят повсюду. Мы видим все предметы как бы сквозь летящие снежинки на сером небе, на предметах (темно-зеленых елях, черных стволах деревьев и др.).

Сегодня вы будете рисовать картинку к песенке «снег, снег кружится, белая вся улица». Решайте сами, что вы нарисуете на улице: один или 2 дома, деревья или другие предметы (снеговик, забор, скамейки, ворота).

Сначала вы нарисуете дома, деревья и другие предметы, кто что захочет, потом снег, лежащий на земле и на всем, а в конце кончиком кисти нарисуете везде маленькие снежинки.

Путем вопросов педагог закрепляет представления детей о последовательности выполнения рисунков. Спрашивает нескольких человек, что они нарисуют на своей улице, и предлагает всем приступить к работе.

В процессе работы надо следить, чтобы дети сначала изображали крупные предметы (дома, деревья), потом предметы меньшего размера (изгородь, снеговик, скамейки). Напоминает, что надо дождаться, пока высохнет одна краска, и только потом накладывать на нее другую(окна на домах и т.п.).

Педагог также напоминает, что ветки у деревьев следует рисовать концом кисти. Советует рисовать их белой краской, так как в сильный снегопад снег покрывает ветки целиком. На ветвях ели нападавший снег можно изобразить приемом примакивания. Когда дети приступают к рисованию снежинок, следит, чтобы их изображали по всему листу бумаги.

В конце занятия педагог выставляет рисунки на стенд для просмотра. На верхнюю полочку помещает два-три рисунка с наиболее удачным изображением снегопада, говорит: «дети, посмотрите на эти рисунки, они очень подходят к песенке «снег, снег кружится, белая вся улица». На рисунках больше всего белого цвета: белый снег на крыше дома, на деревьях и заборе. Все предметы видны сквозь падающие снежинки. Кто найдет среди других рисунков похожие на эти и поставит их рядом?» приглашает нескольких детей к доске. Спрашивает: «почему ты считаешь, что этот рисунок тоже подойдет к песенке «Снег, снег кружится…» ?».

Отобранные рисунки сдвигают вместе и все любуются на заснеженную улицу.

В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ. Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображен снегопад, заснеженная улица и т.п.

Положительным в занятии было то, что часть детей справилась с поставленной целью.

Большая же часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.

Имя ребенка

Отношения, интересы

Способы творческих действий

Индивидуальный «почерк»

1. Алиса А.

2. Арсений Б.

3. Вова Б.

4. Дима В.

5. Олег Г.

7. Алина К.

8. Андрей К.

9. Максим К.

10. Кирилл К.

11. Антон К.

12. Иман М.

13. Саид М.

14. Валик М.

15. Маша М.

16. Карина Н.

17. Алина П.

18. Ника П.

19. Саша С.

20. Никита Т.

21. Саша Ш.

22. Настя Ш.

23. Саша М.

24. Даша М.

25. Даша Б.

Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод о том, что в исследуемой нами группе дети в основной своей массе имеют средний и низкий уровень творчества на занятиях сюжетным рисованием. Но есть и те, кто показал хорошие результаты: предпосылку к развитию высокого уровня творчества – это Алиса А., Кирилл К., Иман М., Настя Ш., Карина Н., Ника П., Олег Г., Даша М. Все перечисленные дети оценены положительно по всем или большинству критериев.

По итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что одинаково важны для развития изобразительного творчества у детей и обучение, и создание условий в семье и детском саду. Но немаловажную роль играют и личностные предпосылки к развитию творчества.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования с использованием нетрадиционных техник

Проводился с детьми: Алисой А., Кириллом К., Иман М., Настей Ш., Кариной Н., Никой П., Олегом Г., Дашей М., которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки развития высокого уровня изобразительного творчества.

Целью формирующего эксперимента было развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования с использованием нетрадиционных техник.

Использование нетрадиционных техник на занятиях по сюжетному рисованию в нашем исследовании обусловлено тем, что в среднем дошкольном возрасте сюжетное рисование только начинает развиваться. Наша же работа проводилась с детьми среднего дошкольного возраста. Мы предположили, что использование детьми нетрадиционных техник на занятиях по сюжетному рисованию может помочь им в более полной передаче того художественного образа, который они хотят изобразить.

В ходе формирующего эксперимента были проведены индивидуальные занятия со способными детьми. Все занятия носили характер занимательного материала. На этих занятиях дети осваивали новую технику, новые изобразительные материалы, новые технические возможности этих материалов.

1. «Бабочки на полянке»

Нетрадиционные техники: монотипия предметная

Программное содержание: формировать у детей представление о внешнем виде, строении бабочки, особенностях питания, разнообразия окраски; упражнять в счете, определении правой и левой стороны; учить детей составлять узор и добиваться симметричного изображения путем складывания бумаги; воспитывать аккуратность.

Ход занятия

Дети сидят полукругом

Дети, послушайте, что со мной однажды случилось. Гуляла я по лесу и вышла на необычную полянку. Какая она была красивая, яркая, усыпанная необычными цветами! Мне захотелось понюхать цветочек. Но только я наклонилась, как все «цветы» вспорхнули и улетели. Что это за необычные цветы были на полянке? (Воспитатель предлагает рассмотреть бабочку).

Видели ли вы бабочек? Где вы их видели? Что делали бабочки? А почему бабочки могут летать? А что у бабочек есть еще, кроме крылышек? Давайте сейчас внимательно посмотрим на иллюстрацию и определим, что есть у бабочки. Здесь вы увидите то, что уже назвали. (Воспитатель подзывает ребенка к картинке. Ребенок рассматривает еще раз и говорит, что есть у бабочки).

А что у бабочки самое красивое? Сколько всего крылышек? Давайте посчитаем, сколько крылышек с левой стороны туловища, и сколько с правой. Как можно сказать по-другому? (поровну) а сейчас давайте посмотрим еще раз на оба крылышка с левой стороны. Одинаковые ли они по форме? Размеру? А с правой стороны? Правильно. Верхние и нижние крылышки отличаются по форме и размеру.

Обобщение:

Дети, посмотрите еще раз на бабочку. Какая она красивая! У нее по два крылышка с правой и левой стороны туловища. И у нее два одинаковых верхних крылышка, и два одинаковых нижних. Все молодцы.

А сейчас встаньте, немного поиграем с вами. Представим все, что мы – бабочки, а наши ручки – крылышки. Покажем, какие большие и красивые у нас крылышки (развести руки в стороны), а сейчас сложим их. Давайте представим, что мы на весенней полянке. Полетаем, расправим свои крылышки (дети «порхают» под тихую музыку). Дети вновь садятся.

Кто знает, почему бабочки садятся на цветы? (выслушиваются ответы)

Бабочки садятся на цветы, чтобы поесть. А чем питаются бабочки? У каждого цветочка внутри есть сладкий сок, он называется нектар. Бабочки достают сок своими длинными хоботками, которые находятся у них на голове, (рассматриваем иллюстрацию)

Какого цвета бывают бабочки? Правильно, разноцветные. Посмотрите, какие красивые бабочки залетели к нам! (рассматриваем иллюстрации).

Все бабочки разные, необычные, имеют свою окраску. С окраской связано название отдельных бабочек: павлиний глаз, лимонница и т.д.

Рисунок на крылышках с правой стороны похож на рисунок с левой? Найдите узор, который повторяется на левом и правом крылышках. Все эти бабочки разные, но у каждой с левой и правой стороны узор повторяется, обе стороны крылышек окрашены одинаково.

А сейчас мы будем с вами рисовать. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы получился точный узор с обеих сторон? У нас на столах у каждого есть лист бумаги с силуэтом бабочки. Чтобы получился одинаковый узор, мы украшаем только одну сторону бабочки (половину). А потом лист складываем пополам и прижимаем ручкой, чтобы отпечатался рисунок. Но бабочки все разные. И вы, дети, придумайте каждый свой рисунок (необычный узор).

По окончании рисования:

Помните, дети, я говорила вам о цветочной поляне. Принесите бабочек сюда и мы устроим с вами необычайную поляну. И рядом с бабочками садитесь сами, (звучит музыка)

Как красиво! Бабочки – как необычайно яркие цветы. Так и хочется взять их в руки. Но нельзя, не будем губить эту красоту, потому что, если мы возьмем бабочку в руки, мы можем поранить ей крылышки, стереть узор. Пускай они порхают летают и садятся на цветы. Давайте любоваться этой красотой и беречь ее.

2. «Наши черепахи на прогулке»

Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, черный маркер + акварель, оттиск смятой бумагой.

Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению различными изобразительными техниками; учить наиболее выразительно отображать в рисунках образ животных; развивать цветовосприятие и чувство композиции.

Оборудование: бумага формата А3, акварель, восковые мелки, черный маркер, иллюстрации и эскизы с изображением черепах, различных трав и цветов в виде пейзажа.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение К. Чуковского «Черепаха»:
До болота идти далеко,

До болота идти нелегко!

«Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок:

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил,

За ноги их ухватил.

И они закричали от страха:

«Это – ЧЕ! – это – РЕ!

Это – ПАХА! – это – ЧЕРЕРЕ!

Это – ПАХА! Это – ПАПАХА!»
Дети вспоминают, как наблюдали за черепахами; с шутками объясняют, почему лягушки не заметили, что это черепаха, а не камень. Предлагается нарисовать семью черепах на прогулке, дополнив рисунок травой, деревьями, цветами, и др. ребята придумывают несложные сюжеты(мама-черепаха учит своих малышей ползать, папа-черепаха приносит им вкусные одуванчики и т.д.). Обсуждаются предложенные техники, рассматриваются иллюстрации и эскизы.

Педагог напоминает детям основные правила работы с акварелью, обращает внимание на нежность, плавность переходов красок акварели и четкость линий маркера, локальность цвета восковых мелков. При затруднениях показывает приемы работы в выбранных техниках.

Готовые работы развешиваются. При просмотре выбираются черепахи с самым мощным и красивым панцирем, самые маленькие, самая веселая семья, самая большая и т.п. Пейзажам с черепахами даются названия.

3.
«Мои любимые рыбки»

Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, оттиск поролоном или печатками из овощей и картофеля.

Программное содержание: знакомить с художественными техниками; развивать чувство композиции и цвета.

Оборудование: восковые мелки, акварель синего и фиалетового цвета, лист формата А3 или А4 (на выбор), синего, фиолетового, белого (для восковых мелков и акварели), голубого цветов, кисть, 2 кусочка поролона в форме хвоста и тела рыбки, мисочки с гуашью, печатки из картофеля в форме хвоста и тела рыбки, зеленая гуашь в баночках, педагогические эскизы.

Ход занятия

Рассматриваются обитатели аквариума, грунт, водоросли. Педагог загадывает загадку: плещет в речке чистой спинкой серебристой (рыбка).

Читает стихотворение И.Токмаковой “Где спит рыбка”:
Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет твоих следов нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Воспитатель напоминает, что находится в аквариуме (грунт, камушки, водоросли), куда может спрятаться рыбка, где может спать. Рассматриваются иллюстрации разных рыбок, отмечается, что плавают они, двигая плавниками, хвостом, телом.

Предлагается выбрать технику, используя педагогические эскизы. Дети называют понравившиеся и непонравившиеся рисунки. Педагог отдельно каждому объясняет техники, показывает способы рисования водорослей.

Просмотр рисунков обыгрывается как кормление рыбок. При этом дети могут пририсовать червяков, мух, мотылей. Выбираются самые большие, самые яркие, самые маленькие, самые подвижные, смешные и задиристые рыбки.

4.
«Весенние цветы для моей мамы»

Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель + печать по трафарету.

Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

Оборудование: белая и бледно-зеленая бумага формата А3 иА4, иллюстрации, восковые мелки, акварель, зеленая гуашь, гуашь в мисочках для печати, эскизы с изображением цветов, карточки из картона различного цвета для игры.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение, написанное одиннадцатилетней Олей Архангельской:
На чистую поляну,

Согретую весной,

Упал кусочек неба –

Расцвел цветок лесной!
Рассматриваются иллюстрации и эскизы подснежников и других весенних цветов (тюльпанов, мать-и-мачехи, нарциссов и т.п.), дети высказывают свои впечатления. Выполняется игровое упражнение «Цветы расцветают»: выстраиваются карточки с нарисованными цветами (бутон, полураспустившийся, распустившийся) в порядке роста и развития. В игровом упражнении «Подбери цвет» подбираются цветные карточки (белая, желтая, сиреневая, синяя, фиолетовая, голубая, красная и др.) к иллюстрациям весенних цветов.

Предлагается нарисовать «семью» цветов или букет для мамы, подобрав их цвет, технику изображения и композицию самостоятельно. Несколько детей показывают приемы работы в указанных техниках, изображая разные цветы.

Просмотр детских рисунков сопровождается описанием характера цветов: грустные, опустили головки; веселые, много-много цветов в семье, букет подобран по цвету, форме и т.д. С детьми обсуждаются рисунки, и определяется, какие можно назвать пейзажами, а какие натюрмортами (букеты).

5. «Мои игрушки»

Нетрадиционные техники: оттиск печатками, оттиск пробкой, рисование пальчиками.

Программное содержание: формировать эстетическое отношение к игрушкам средствами их изображения в рисунках; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции, ритма.

Оборудование: листы бумаги формата А3, гуашь, гуашь в мисочках для печати, печатки разной формы, пробка, игрушки простой формы, например, неваляшка, мышка, мячики, два игрушечных медвежонка, кисти, педагогические эскизы.

Ход занятия

Разыгрывается сценка, в которой два медвежонка пытаются играть одной неваляшкой и мячиком, а у них ничего не получается: каждому для игры нужно и то, и другое. Медвежата расстраиваются. Воспитатель просит детей помочь: дать мишкам поиграть своими игрушками. Они рассказывают, какие игрушки у них имеются, оказывается, что есть неваляшка, мячики, мышка и др. Тут медвежата говорят, что они догадались, как нужно сделать: нарисовать для них эти игрушки. Педагог обращает внимание детей на игрушки, расставленные в композиции, они рассматриваются в сочетании с мячиками: как украшены, какой формы, величины. Акцентируется внимание на композиции рисунка: неваляшка и рядом мячики, мячики вокруг неваляшки и т.д.

Педагог показывает, как нарисовать неваляшку, мышку и вокруг много разных мячиков: больших и маленьких.

Просмотр детских рисунков в игровой форме: медвежата выбирают себе и своим друзьям игрушки: самую веселую неваляшку, самые украшенные мячики, самую необычную композицию и т.д.
2.4
Выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник

Целью контрольного эксперимента было выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник.

Контрольный эксперимент был проведен в виде занятия по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник.

В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя.

Тема: «Мое любимое дерево в разные времена года»

Нетрадиционные техники: оттиск печатками, оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками, монотипия, набрызг, кляксография с трубочкой.

Программное содержание: совершенствоватьумения детей в арзличных техниках; закрепить знания о сезонных изменениях в живой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно; развивать чувчтво композиции.

Оборудование: эскизы и эллюстрации с изображением деревьев в разные времена года, бумага, тонированная бледно-голубым цветом, гуашь, жесткие и мягкие кисти, кусочек картона для набрызга, трубочка для кляксографии, печатки, гуашевые краски, бумага.

Ход занятия

Загадывается загадка: “весной веселит, летом холодит, зимой согревает” (дерево).

Дети расматривают иллюстрации с изображением деревьев зимой, летом, весной и осенью и определяют, чем отличаются эти картинки. Предлагается оформить календарь природы для группы, на нем нарисовать дерево.Обсуждается, насколько точно деревья будут отображать изменения в живой природе. Определяется, сколько рисунков нужно для календаря. Обращается внимание на то, что изображение неживой природы (небо, земля и т.д.) должно соответствовать сезону, в котором изображается дерево. Для выбора техники дети рассматривают эскизы, выполненные в различных изобразительных техниках, подбирают их по сезонам, затем выбирают, что им нравится, а что не нравится.

Изображение деревьев в выбранной технике, дополнение такими подходящими деталями, как трава, люди, листопад, снег сопровождаются придумыванием образного названия своей работе, например: “белая береза зимой”, “зеленый дуб летом”, “ цветная осина осенью”. Рисунки вставляются в рамки, развешиваются на стендв виде галереи. Все это выполняется с участием детей. По ходу обсуждается, какая техника помогла изобразить время года, а в каком случае лучше было выбрать другой материал. Рисунки группируются по сезонам, юным художникам предлагается выбрать по 3 работы на сезон и сделать календарь для группы.

Итог подведен в виде таблицы:

Имя ребенка

Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества

Отношения, интересы

Способы творческих действий

Качество результатов творчества

Искренность, увлеченность, эмоциональность

Интерес к изобраз. деятельности

Способность «вхождения» в изображаемый образ

Создание нового из ранее усвоенного

Дополнения, изменения, преобразования

Самостоятельное нахождение новых способов

Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств

Индивидуальный «почерк»

Соответствие элементарным худож. требованиям

1. Алиса А.

2. Арсений Б.

3. Вова Б.

4. Дима В.

5. Олег Г.

7. Алина К.

8. Андрей К.

9. Максим К.

10. Кирилл К.

11. Антон К.

12. Иман М.

13. Саид М.

14. Валик М.

15. Маша М.

16. Карина Н.

17. Алина П.

18. Ника П.

19. Саша С.

20. Никита Т.

21. Саша Ш.

22. Настя Ш.

23. Саша М.

24. Даша М.

25. Даша Б.

Наличие определенного критерия отмечено знаком «+», отсутствие – знаком «-».

Таким образом, проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся на высоком уровне. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

«Шаблоны для рисования» - Коллективное обсуждение детских работ. КТО КАК ДВИГАЕТСЯ? А сейчас возьмём заготовку для следующего. Последний рисунок будет потруднее. П л а н б е с е д ы. Заяц. Оздоровительная двигательная минутка. Посмотрите, вот на ваших столах лежат рисунки-заготовки. Птицы. Самостоятельная работа. Верно, зайчик.

«Возрастная психология» - 3.2. Особенности развития ребенка в раннем детстве. Какими методами следует воспользоваться исследователю, чтобы выяснить причину? 3.6. Общая характеристика юношеского возраста. 3.7. Общая характеристика зрелости. Пьер Буаст. Примеры заданий для самостоятельной работы студентов: Модуль 1. Возрастная психология как наука.

«Рисование пластилином» - Использование приемов работы с пластилином на занятиях. Мастер-класс Рисование пластилином картин (пластилинопластика). Дети рисуют пластилином не одно изображение, а уже строят сюжет. Цели и задачи: Польза работы с пластилином. Формат картона увеличивается. Придваливание Примазывание Разглаживание Налепы.

«Рисование бабочки» - Чем будете разукрашивать бабочку и приготовьте карандаши, фломастеры или краски с кисточкой. На Земле существует около 110 тысяч видов бабочек. Второй вариант Бабочка из мультфильма. Из яиц появляются личинки, которые у бабочек называются гусеницами. Махаон. Мы нарисовали бабочку! Лимонница. Составила: учитель начальных классов Попова Т.В. 2012 год.

«Возрастные особенности» - Однако младшие школьники весьма впечатлительны. Кружок «Эрудит». Библиотечные уроки организуются на базе Городской детской библиотеки. Общеучебные. Анатолий Гин Мир логики. Тематика занятий определяется педагогом, работниками музея и интересами детей. Память может быть слуховой, зрительной, комбинированной.

«Курсы рисования» - Рисуйте больше! Занятие 8. Постановка целей и задач курса. Воспоминание о мае. Примеры работ после 9-го занятия (мои работы). Занятие 5. Раскрытие творческих способностей в процессе обучения рисованию по правополушарной методике за 25 часов! Лена предварительный рисунок 16.05.09. 4. Раскрытие творческих способностей в процессе обучения рисованию.

Статьи по теме: